Греха мглы избежавши,/ покаяния светом озаривши твое сердце, славная,/ пришла еси ко Христу,/ Сего Всенепорочную и святую Матерь/ Молитвенницу милостивную принесла еси./ Отонудуже и прегрешений обрела еси оставление/ и со Ангелы присно срадуешися.

прп. Мария Египетская. Кондак, глас 4



2.18. Облачения священнослужителей, и церковнослужителей. Облачения диакона, пресвитера и епископа. Священные одежды и облачения

О священных облачениях следует прочесть соответствующие главы предложенных книг: 

- гл. VIII части 2-й (стр.378-394) «Руководства по литургике» архимандрита Гавриила (Голосова);

- гл. 4 раздела «Введение в Божественную Литургию» (стр.121-133) «Изъяснения»  И.И.Дмитриевского (с иллюстрациями!);

- «Новая Скрижаль», глава VI, §§7-22.

 

От себя сделаем несколько дополнений.

 

Смысл священных облачений. Их несколько. О некоторых читатель узнает из предложенных выше книг. 

Облачение может быть в некотором роде знаком отличия, по тем или иным элементам облачения, как по воинским погонам или шевронам, мы можем различить «генералитет, старших и младших офицеров, сержантский состав и рядовых» священнослужителей. Правила 22-е и 23-е Лаодикийского 364 года собора гласят:

Не должно низшему служителю церковному орaрь носити, ни двери оставляти. 

Не должно чтецaм или певцaм орaрь носити, и тaко читaти и пети.

 

И.И.Дмитриевский возвышает такое совсем уж прикладное значение церковных облачений до символического (о знаке и символе см. http://saint-elisabeth.ru/богословские-курсы/литургика/0.1-о-знаке-и-символе/): они суть чувственные знаки невидимаго величия Таинств. Таким образом, облачение выражает не только иерархическое положение клирика, не только его сакральный статус в общине, но и - символически - тот дар, который дан ему в таинстве священства. Прекрасная иллюстрация сказанному - епитрахиль (приставка ἐπι-, обозначающая «пребывание на чем-либо, помещение на что-либо» + τράχηλος - шея).Символический смысл её выражен в сопутствующей облачению молитве: Благословен Бог изливаяй благодать Свою на священники Своя, яко миро на главе, сходящее на браду, браду Аароню, сходящее на ометы одежды его(Пс 132.2). В дониконовских Служебниках надевание епитрахили сопровождается иным текстом с иным символическим  смыслом: емше Иисуса, связавше, предаша Его  Понтийскому Пилату игемону - и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю (Мф 27.2). Епитрахиль из священнических облачений - важнейшая, ни одно богослужение иерей не совершает без епитрахили.

Иерейская епитрахиль получилась из диаконского ораря - длинной ленты, перекинутой через плечо, конец которой диакон держит в правой руке, возглашая ектении, поя вместе с молящимися Верую или Отче наш. Если оба конца ораря свести вместе, получится епитрахиль. Некогда, епископ при поставлении пресвитера так и делал - просто перекидывал задний конец диаконского ораря вперёд. Два конца ораря вместе - знак сугубой («двойной») благодати священнического служения относительно служения диаконского. Католические священники по сию пору так епитрахиль и носят, называется она у них стола. В нашей традиции концы сшиваются вместе.

Общая для всех священнослужителей одежда - стихарь. Теперь стихарь  открыто продаётся в церковных магазинах, его стали носить и миряне, свещеносцы в разноцветных стихарях украшают собою внешнюю сторону богослужения. Ещё 100 лет назад «не бысть тако», в стихарь могли облачаться только рукоположенные клирики. И разноцветных стихарей некогда не шили,  но только белые. Архиерейский Чиновник предписывает надевать стихарь на новорукоположенного чтеца. В самой первой из молитв рукоположений (на поставление свещеносца) имеются такие слова: раба Твоего имярек предходити к свещеносца святым Твоим таинством изволившаго украси нескверными Твоими и непорочными одеждами. Выражением этих чистоты и непорочности и является белый стихарь. 

Священнический белый стихарь чаще называют подризник, его носят под ризами. Ризами (или ризой - употребляется и множ. число и ед.) называют ещё один элемент священных облачений - фелонь. Скажем о ней несколько слов, тем более, что мы ещё раз вспомнили хиротонию. 

Незадолго перед тем, как облачить чтеца в стихарь, возлагает архиерей на него краткий фелонь (мягкое окончание провоцирует нас склонять «фелонь» как слово женского рода, что мы и делаем, в русском языке это слово именно женского рода, Чиновник однако употребляет «фелонь» в мужском роде, так и в первоисточнике: φελόνης,φαινόλης, ὁ (лат. paenula) фелонь (род плаща). В фелони рукополагаемый чтец прочитывает фрагмент Апостола, после чего иподиакони снемлют с него фелоний. Такое правило сохраняется и для священника: Священное Писание читать в фелони, что, впрочем, не всегда соблюдается. Этот краткийфелонь отличен от того, который мы привыкли видеть на священнике, и используется краткий фелонь только при хиротонии чтеца. В регулярном богослужении используется большая фелонь, а у греков даже похожая на древнюю, где передняя её часть оставлена длинной и её приходится поднимать. Древняя фелонь - это был именно плащ («плащ-палатка»), большой мешок с вырезом для головы. Плащ - походное одеяние, надевая фелонь, священник уподобляется апостолу, возможно, с этим связана традиция читать Евангелие (благовествовать) в фелони, что, повторим, на практике соблюдается далеко не всегда. 

[Греч. ἀπόστολος - посол, посланник. В 11-й главе книги I-го - апостольского! - века «Дидахэ́» (Διδαχη) упоминаются апостолы, причём речь идёт не о Двенадцати и не о Семидесяти, а о некоем регулярном церковном чине. Предлагается различать апостолов и пророков от лже-апостолов и лже-пророков. Критерий замечателен: всякий апостол, приходящий к вам, да будет принят как Господь, но пусть не останется у вас больше одного дня, а если буде необходимость, то двух. Если же останется три дня, это лжепророк. Отправляясь, апостол пусть не берёт ничего, кроме хлеба, достаточного до следующей остановки. Если же просит денег, это лжепророк… 

Такая странническая жизнь предполагала ношение соответствующей походной одежды].  

 

Отношения Церкви и государства в Византии были «симфоничны»,  правовой статус духовенства с некоторых пор сделался весьма высок, церковная организация во многом подобна армейской, самое её устройство и по сию пору остаётся таковым, не случайно, что часть священнических одеяний имеет воинское происхождение. Например, пояс - элемент офицерской формы в Византии. Пояс был знак известного общественного статуса. Право носить пояс был «пожаловано» и духовенству, но не всем, диаконы («сержантский состав» - «унтер-офицеры») пояс не носили и не носят. Впоследствии, когда предметы церковного обихода осмысливались символически, поясу был усвоен и символический смысл, таковой и сохранился, а первоначальный - статусный, социальный, знаковый - смысл утрачен.

А вот поручи происходятиз дворцового церемониала. Дворцовый церемониал - ещё один источник влияния на церковный обряд.  

 

 

Первоначально поручи - элемент императорского одеяния. Другое их наименование нарукавницы. Из определения нарукавники следует и практическое их назначение. Другим назначением может быть декоративное. Рукава царских одежд были свободны и коротки (см. саккос - теперь одно из епископских облачений, имеющего также дворцовое происхождение, несколько слов о саккосе будет сказано ниже). Нарукавники могли, к примеру, скрывать нижнюю одежду под рукавами саккоса или застёжки стихаря. 

 

 

Император жертвует право ношения поручей Константинопольскому патриарху, причём право это первоначально распространяется только на главные праздники - Пасху, Рождество, Богоявление. 

Патриарх распространяет право ношения поручей на своего архидиакона. Потом право ношения поручей даруется простым священникам. Наконец, очередь доходит и до простых диаконов, с прошлого века поручи стали элементом и их облачения.

То же и саккос. Первоначально его носил только император, потом - и патриарх. Когда патриаршество на Руси было упразднено, саккос стали носить все епископы. Впоследствии эта традиция перешла и к грекам. О генезисе саккоса нам могут напомнить древние иконы трёх святителей. На древних иконах свтт. Иоанн и Григорий изображены облачёнными в саккосы - Иоанн и Григорий были константинопольские патриархи! - а свт. Василий -  только в фелонь. На поздних иконах этот принцип не выдерживается.

О палице говорилось в соответствующем фрагменте 2.7.6. Палица - епигонатион - деталь епископского облачения. И священнического также. Для священника это одна из высших наград. А первой наградой иерея является набедренник. И палица и набедренник с воинской точки зрения в сущности одно и то же. Палица или набедренник защищали бедро всадника или пешего воина от биения меча. Символическое значение палицы и набедренника - духовный меч, соответствующую молитву читает священник при облачении набедренника и/или палицы: препояши меч на бедре Твоем, Сильне, Красотою Твоею и добротою Твоею, и наляцы, и успевай, и царствуй, инаставит Тя дивно десница Твоя (Пс 44. 4-5).

Ещё один элемент облачения священнослужителя - наперстный крест. Теперь крест надевается сразу после крещения вместе с белыми одеждами. В Требнике облачение в белые одежды прописано, о кресте же не сказано ни слова. Надевание креста - не более, чем традиция. И ношение креста иереем - также традиция, причём не очень давняя, на Руси священники стали носить крест с конца XIX века. И - не повсеместная. В Греции священники креста не носят по сию пору, право ношения наперстного креста в Элладской церкви - особая награда.

 

Относительно архиерейских облачения ограничимся тем, что уже сказано, и тем, что можно прочесть в предложенных вниманию читателя книгах.


Автор: Администратор
Дата публикации: 20.02.2015

Отклики (482)

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.