Во їудeю пaки хrтE грzдeши, и4щущую жи1зни тS дрeво, дрeвомъ ўби1ти, желaz њбезсмeртвити ўмерщвлє1нныz дрeва снёдію.

Утреня среды 6-й седмицы



11-12. Всенощное бдение. Вечерня. Чинопоследование всенощного бдения (на примере воскресного дня).

ВЕЧЕРНЯ

(в Елизаветинском отделении лекция была прочитана 13 декабря 2013 г.)

 

Не случайно богослужение Вечерни мы начали рассматривать именно сегодня после Вечерни ап. Андрею Первозванному. Служба эта в некоторых отношениях весьма редкая. Но и вполне типичная, т.е. «образцовая», по подобному же образцу совершается и значительное множество других Вечерен церковного года.

Укажем особенности, зафиксируем и схему, причём последняя нам нужнее. По подобной схеме устроена всякая праздничная Вечерня, в частности Вечерня, входящая в состав Всенощного Бдения и конкретно, воскресного Всенощного Бдения, которое мы переживаем еженедельно в субботу вечером.

Ближайшая суббота не исключение. Послезавтра мы придём на Всенощную и будем наблюдать, слушать и участвовать в Вечерне, совершаемой по схеме очень близкой сегодняшней службе и той, которую мы попытаемся в течение предстоящего урока совместно выписать.

Её можно будет распечатать, брать с собою в храм и время от времени в неё заглядывать, стараясь не отвлекаться при этом от молитвы. Со временем эта схема «ляжет» в сознание и на службе мы не будем чувствовать себя «иноплеменниками», но напротив - самыми что ни на есть своими, со-племенниками, во-церковлёнными...

_____________________

 Вечерня - 1-я служба суток: «и был вечер, и было утро».

Она смыкается с последней службой суток - 9-м Часом. Этим сочетанием выражается непрерывность дневного богослужебного круга. Иное дело, что 9-й Час в приходской практике теперь редкость.

 

Содержится чин Вечерни в Часослове (Часосов - «(славо)-словие по часам»). Об этой книге уже говорилось в одной из лекций, повторим вкратце: в Часослове содержатся чинопоследования богослужений дневного круга: в определённый час суток - определённая служба. 

Но - внимание! - Вечерня находится не в начале книги, как можно и до́лжно было бы ожидать, ведь служба-то первая! Нет, Часослов устроен по иному принципу, именно по «астрономическому», первой службой в нём значится иная служба. Какая? Какая служба первая в астрономических сутках? Об этом чуть ниже.

 

Итак, Вечерня - первая служба литургического дня. 

А какая следующая?

Повечерие. Что такое Повечерие? То, что после Вечерни? Нет. Повечерие - служба совершаемая по вечери (слав. ужин, вечерняя трапеза, так же и в украинском, к примеру).

По tпyстэ же вечeрни вх0димъ въ трапeзу, и3 kди1мъ предстaвлєннаz. 

Тaже востaвъ параекклисіaрхъ, пріeмъ бlгословeніе, и3зшeдъ ўдарsетъ въ би1ло. И# вшeдъ въ притв0ръ, поeмъ повечeріе по чи1ну. На нeмъ же поeмъ канHнъ молeбный прес™ёй бцdэ, во nсмоглaсникэ, и3 прHчаz по nбhчаю. И# tпyстъ.

Полунощница. Служба совершаемая в Полночь. Полночь - не обязательно 00 часов или 24 часа. Если ночь сейчас начинается (а начало ночи есть время захода солнца) в 17.30, а восходит солнце в 10 часов, то полночь приходится на 1 с небольшим. Наши часовые пояса, декретное, летнее/зимнее время - конструкции искуственные, к тому же иной раз друг с другом плохо согласованые...

Далее следуют: Утреня.

1-й час

3-й

6-й

9-й. Это последняя служба суток. И она предшествует Вечерне - первой службе суток слудующих... Совершаются 9-й Час и Вечерня в одном собрании. Т.е. мы собираемся вечером и совершаем 9-й Час и Вечерню. 9-й Час - последняя служба уходящего дня, а Вечерня - первая наступающего. Таким образом круг замыкается. И круг этот повторяется, повторяется, повторяется… Круг - символ вечности!

Круг этот называется ДНЕВНОЙ или СУТОЧНЫЙ.

А какие ещё богослужебные круги мы наблюдаем? Седмичный (недельный) и Годовой (месячный). Но о них мы поговорим позднее. Пока же вернёмся  к Вечерне.

 

Служба Вечерни символизирует «ветхозаветный период человечества». Хотя к такой символике нельзя относиться с «ревностью не по Бозе». Общая «окраска» такова, но поиском строгих соответствий лучше бы не злоупотреблять. 

9-й Час - завершающую службу суток Типикон предписывает совершить прежде заката [пред8 вeчеромъ мaлw...

Вечерня же должна начаться после захода солнца (Типикон, гл.2):

 [гл+а в7] Чи1нъ вели1кіz вечeрни,

сjесть бдёніz всен0щнагw, и3 ќтрени воскrныz.

По є4же заити2 с0лнцу мaлw... 

ВЕЧЕРНЯ представлена в нескольких формах: Вечерня малая, Вечерня вседневная, Вечерня великая. Добавим сюда Великопостную. Несколько раз в год совершаются изрядные Вечерни, например, в среду и пятницу Великого Поста Вечерню завершает Литургия Преждеосвященных Даров, а  на всенощных бдениях в навечерия Рождества, Богоявления и в Великую Субботу Вечерня переходит в Литургию свт.Василия Великого.

МАЛАЯ ВЕЧЕРНЯ теперь исключительная редкость, её практически нигде не совершают, хотя тексты её в Октоихе и Минее сохранились. Малая Вечерня по форме есть сокращение Великой. На приходах (да и в монастырях) её почти не увидишь. Устав предписывает совершать Малую Вечерню в случае Всенощного Бдения. Поскольку Бдение должно совершаться ночью (оно же всенощное, правда?) после захода солнца (вот что пишется в Типиконе: по є4же заити2 с0лнцу мaлw),обычное время Вечерни (пред8 вeчеромъ мaлw) делается «праздным», вот его и должно посвятить молитве за Малой Вечерней, которая как раз  им начинается прeжде с0лнечнагw захождeніz днE суббHтнагw.

По форме, как было сказано выше, она напоминает обычную Вечерню, но эта именно Малая, всё в ней в «уменьшенном» виде: меньше ектений и сами они всё малые (ектений, собственно, всего две, причём вместо одной - великой ектении - чтец произносит просто Господи, помилуй трижды, а вместо возгласа священника - Слава и ныне); меньше стихир (на Господи, воззвах их всего 4, в то время как на «большой», "великой" воскресной Вечерне их 10), даже известный нам великий прокимен Господь воцарися поётся в уменьшённом  виде, отпуст говорится тоже малый. После отпуста положена лёгкая трапеза: И# вшeдше въ трапeзу, глаг0лемъ: Kдsтъ ўб0зіи и3 насhтzтсz: И# бlгословлsетъ сщ7eнникъ трапeзу. И# вкушaемъ предстaвлєннаz нaмъ полeгку. да не њтzгчи1мсz на бдёніе.

Поступило сообщение, что Малую Вечерню служат в Почаеве. Как это сообщение прокомментировать? Однозначно: прекрасно! Буква (пред вечером, после захода солнца) там не выдерживается (16.00 Малая, 17.00 Всенощное бдение), но ведь в монастыри приходит теперь большое множество мирян, монастыри в значительной степени исполняют приходские функции, закончив настоящую всенощную в 3-4 утра нужно думать, что делать с паломниками… Потому всенощная приходская - вечерняя, а не ночная вполне понятна. 

И произволение настоятеля о братии замечательно (разумею вот эту строку из 6-й главы Типикона: <служим и ещё службы> и5хже ѓще предстоsтель произв0литъ, ѓще зри1тъ сво‰ цRк0вники б0дростнэ њ сп7сeніихъ свои1хъ тщaщихсz). И произволение настоятеля и братии Почаевской обители дабы ничего изъ службы не изронити понятно и сим-патично. Мы у себя на приходе тоже иной раз пытаемся «не изронити" стихиры Малой Вечерни и поём их на Литии, например, малые догматики (это, кстати, старообрядческая традиция петь малые догматики на литии). Впрочем, надо ещё пояснить, что такое малые догматики, а также великие, и вообще что такое догматик. Об этом ниже. 

В будни совершается как правило Вседневная Вечерня, в праздники и воскресенья - Великая.

Память ап. Андрея Первозванного - праздник. ВЕЧЕРНЯ совершалась Великая. Со схемы великой Вечерни мы и начнём. Тем более, что, как было сказано, та же схема повторится и в ближайшую, и во все последующие субботние вечера.

 

Вечерня состоит из некоторых обрядов ((каждение, Вход с кадилом, благословение и др.) и самых разнообразных молитвословий, которые возглашаются, поются, читаются…

Отметим: молитвословия можно раздлить на неизменяемые и изменяемые.

Основные неименяемые тексты наверняка нам известны. Оттого, что они повторяются практически ежедневно, мы их и запомнили. Перечислим: Псалом 103-й, Свете Тихий, Сподоби, Господи, Ныне отпущаеши, Трисвятое, Пс.33 на Всенощной.

 

Прежде всего отдёргивается завеса царских врат и следует возглас.

Рядовой возглас: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков. 

Его произносит священник, потому и содержится возглас прежде всего в Служебнике, книге священнослужителя. 

В Часослове - книге чтеца (псаломщика) возглас только обозначен:

Глаг0летъ сщ7eнникъ: Бlгословeнъ бGъ нaшъ: 

[слав. двоеточие соответствует точке с запятой]

[Если Вечерня входит в состав Всенощной, то возглашается: Слава Святей и  Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице, 

поются Приидите, поклонимся и 

103-й Псалом Благослови, душе моя, Господа. Точнее, поются, как правило, несколько избранных его стихов. Во время пения псалма, священник, предшествуемый диаконом со свечой, совершает каждение всего храма. Светильники в храме должны быть погашены, свеча в вечерних сумерках, движущаяся по периметру храма, это не источник освящения, но символ. Типикон же предписывает совершать это каждение даже до возгласа в полной тишине!] 

Псалом 103

Псалом 103, музыка Танеева, исполнение хора ПСТБИ

Вне Всенощного Бдения псалом читается. 

Сщ7eнникъ же чреднhй стои1тъ пред8 цaрскими вратaми, глаг0лz тaйнw мlтвы свэти6льничныz, стоS непокровeнъ.

Молитвы, читаемые священником (они содержатся в Служебнике) в начале Вечерни во время 103-го псалма, числов семь, названы светильничными, это потому, что «светильничное» - древнее название Вечерни.

 

Великая или Мирная Ектения. «Великая» - значит большая, «Мирная»  из первых её слов: Миром Господу помолимся.

Великая ектения, как правило, открывает всякое богослужение. 

Слово происходит от наречия ἐκτενῶς - прилежно, усердно, ревностно, горячо, напряжённо, сильно.Отсюда прилагательное ἐκτενής -  прилежный, усердный, ревностный, существительное ἐκτένεια - усердие. 

Миром значит в мире, в мирном расположении духа. Впрочем, автор «Войны и мира» вместе со своей героиней трактует это прошение расширительно:

<…>Дьякон вышел на амвон, выправил, широко отставив большой палец, длинные волосы из-под стихаря и, положив на груди крест, громко и торжественно стал читать слова молитвы:

- Миром Господу помолимся.

Миром, — все вместе, без различия сословий, без вражды, а соединенные братской любовью — будем молиться, — думала Наташа.

В одном из черновых вариантов романа Толстой, передавая ощущения Наташи, писал: «Она любила слышать: «Миром Господу помолимся», думая, как она соединяет себя в одно с миром кучеров и прачек....».

Служебник не даёт нам возможности такого толкования. Миром значит именно в мире. Все вместе в старой орфографии пишется через i, именно мiром.

«О свышнем мире и о спасении душ наших!»

«О мире ангелов и душ всех бестелесных существ, которые живут над нами», - молилась Наташа.

Ми1ромъ гDу пом0лимсz.

Ли1къ: ГDи поми1луй.

Њ свhшнэмъ ми1рэ, и3 спасeніи дyшъ нaшихъ, гDу пом0лимсz.

Ли1къ: ГDи поми1луй.

Њ ми1рэ всегw2 мjра бlгостоsніи с™hхъ б9іихъ цRквeй, и3 соединeніи всёхъ, гDу пом0лимсz.

(обратим внимание на «и» и «i»; вспомним советский лозунг: «Миру-мир»),

Ли1къ: ГDи поми1луй.

Њ с™ёмъ хрaмэ сeмъ, и3 съ вёрою, бlгоговёніемъ и3 стрaхомъ б9іимъ входsщихъ в0нь, гDу пом0лимсz.

Ли1къ: ГDи поми1луй.

Имеющийся в моём распоряжении Служебник содержит такие экзотические сегодня прошения, оставим их без изменения:  

Њ с™ёйшемъ прави1тельствующемъ сmн0дэ, [и3 њ митрополjтэ нaшемъ, и4м>къ, ѓще є4сть џбласть є3гw2,] честнёмъ пресвЂтерствэ, во хrтЁ діaконствэ, њ всeмъ при1чтэ и3 лю1дехъ, гDу пом0лимсz.

Њ бlгочести1вэйшемъ, самодержaвнэйшемъ, вели1комъ гDрэ нaшемъ їмперaторэ ніколaэ ґлеxaндровичэ всеS рwссjи: њ супрyгэ є3гw2, бlгочести1вэйшей гDрнэ їмператрjцэ ґлеxaндрэ fе0дwровнэ: њ мaтери є3гw2, бlгочести1вэйшей гDрнэ їмператрjцэ марjи fе0дwровнэ, гDу пом0лимсz.

Њ наслёдникэ є3гw2, бlговёрномъ гDрэ цесарeвичэ и3 вели1комъ кн7зэ геHргіи ґлеxaндровичэ, и3 њ всeмъ цrтвующемъ д0мэ: њ всeй палaтэ и3 в0инствэ и4хъ, гDу пом0лимсz.

Њ пособи1ти и3 покори1ти под8 н0зэ и4хъ всsкаго врагA и3 супостaта, гDу пом0лимсz.

Њ грaдэ сeмъ, [ѓще въ монастырЁ: Њ с™ёй nби1тели сeй,] всsкомъ грaдэ, странЁ, и3 вёрою живyщихъ въ ни1хъ, гDу пом0лимсz.

Њ бlгорастворeніи воздyхwвъ, њ и3з8oби1ліи плодHвъ земнhхъ, и3 врeменэхъ ми1рныхъ, гDу пом0лимсz.

Њ плaвающихъ, путешeствующихъ, недyгующихъ, стрaждущихъ, плэнeнныхъ, и3 њ спасeніи и4хъ, гDу пом0лимсz.

Њ и3збaвитисz нaмъ t всsкіz ск0рби, гнёва и3 нyжды, гDу пом0лимсz.

Заступи2, спаси2, поми1луй и3 сохрани2 нaсъ б9е, твоeю бlгодaтію.

Прес™yю, пречcтую, пребlгословeнную, слaвную вLчцу нaшу бцdу и3 приснодв7у мRjю со всёми с™hми помzнyвше, сaми себE, и3 другъдрyга, и3 вeсь жив0тъ нaшъ хrтY бGу предади1мъ.

Ли1къ: ТебЁ гDи.

Возглашeніе: 

Ћкw подобaетъ тебЁ всsкаz слaва, чeсть, и3 поклонeніе, nц7Y, и3 сн7у, и3 с™0му д¦у, нhнэ и3 при1снw, и3 во вёки вэкHвъ.

Ли1къ: Ґми1нь.

Следующий элемент Вечерни - Кафизмы. Греч. κᾰθίζω - сидеть. Кафизмы полагается слушать сидя. Устав о чтении Псалтири содержится в Типиконе. Уставу о Псалтири посвящена отдельная глава, именно 17-я. Там подробно расписано - когда, сколько и какие псалмы читать. На Вечерне всегда читается одна кафизма, в приходской практике, увы, нередко опускаемая.

"Блажен муж"

Господи, воззвах или т.н. «воззваховые» псалмы (140-й - собственно Господи, воззвах к Тебе, услыши мя, 141-й - Гласом моим ко Господу воззвах, 129-й -  Из глубины воззвах к Тебе Господи и 116-й - Хвалите Госпо­да вси языцы) не имеют «своего» распева, они поются различными распевами в зависимости от распева песнопений, что будут припеваться к названным псалмам. Открываем Октоих, находим стихиры 3-го гласа, значит и Господи, воззвах поётся распевом 3-м гласа. Откроем Минею, стихиры предписано петь 6-м гласом, этим же гласом распевается и Господи, воззвах.

И# ѓбіе, ГDи воззвaхъ, въ прилучи1вшійсz глaсъ:

ГDи, воззвaхъ къ тебЁ, ўслhши мS. Ўслhши мS гDи. ГDи, воззвaхъ къ тебЁ, ўслhши мS: вонми2 глaсу молeніz моегw2, внегдA воззвaти ми2 къ тебЁ. Ўслhши мS гDи.

Вторhй ли1къ: 

Да и3спрaвитсz мlтва моS, ћкw кади1ло пред8 тоб0ю, воздэsніе рукY моє1ю, жeртва вечeрнzz. Ўслhши мS гDи.

И# по чи1ну стіхи2: 

(Псалом 140)

Положи2, гDи, хранeніе ўстHмъ мои6мъ, и3 двeрь њграждeніz њ ўстнaхъ мои1хъ.

Не ўклони2 сeрдце моE въ словесA лукaвствіz, непщевaти вины2 њ грэсёхъ... и т.д.

Пение воззваховых псалмов сопровождается каждением всего храма. Подробнее - см. конспект лекции о каждении (тема 1.9).

С определённого момента к стихам одного из воззваховых псалмов присоединяются стихиры из Октоиха и/или Минеи и/или Триоди (о книгах см. конспект лекции 1.2.В)

Вот как выглядит в Часослове окончание воззваховых псалмов:

(Псалом 141) 

…………

Воззвaхъ къ тебЁ гDи, рёхъ: ты2 є3си2 ўповaніе моE, чaсть моS є3си2 на земли2 живhхъ.

Вонми2 молeнію моемY, ћкw смири1хсz ѕэлw2: и3збaви мS t гонsщихъ мS, ћкw ўкрэпи1шасz пaче менE.

До сего момента воззваховые псалмы предписано петь хору. В реальности пение воззваховых псалмов хором есть большая редкость. Чаще эти псалмы вычитываются. Ещё чаще, увы, опускаются вовсе.

В определённом месте пение хора прерывает канонарх. Он возглашает те стихи псалмов, к которым хор станет припевать стихиры. На воскресной всенощной полагается петь 10 воззваховых стихир или «воззвахов». В Часослове это место отмечено ки́новарью - (κιννάβᾰρι - киноварь, сернистая ртуть) - красной краской:

На ‹, стіхи6ры: 

И#зведи2 и3з8 темни1цы дyшу мою2, и3сповёдатисz и4мени твоемY.

МенE ждyтъ прaвєдницы, д0ндеже воздaси мнЁ.

На }: 

(Псалом 129)

И#з8 глубины2 воззвaхъ къ тебЁ гDи, гDи, ўслhши глaсъ м0й.

Да бyдутъ ќши твои2, внeмлющэ глaсу молeніz моегw2.

На ѕ7: 

Ѓще беззакHніz нaзриши гDи, гDи, кто2 постои1тъ; ћкw ў тебE њчищeніе є4сть.

И$мене рaди твоегw2 потерпёхъ тS гDи, потерпЁ душA моS въ сл0во твоE, ўповA душA моS на гDа.

На д7: 

T стрaжи ќтренніz до н0щи, t стрaжи ќтренніz, да ўповaетъ ї}ль на гDа.

Ћкw ў гDа млcть, и3 мн0гое ў негw2 и3збавлeніе, и3 т0й и3збaвитъ ї}лz t всёхъ беззак0ній є3гw2.

(Псалом 116)

Хвали1те гDа вси2 kзhцы, похвали1те є3го2 вси2 лю1діе.

Ћкw ўтверди1сz млcть є3гw2 на нaсъ, и3 и4стина гDнz пребывaетъ во вёкъ.

Слaва: С™aгw минeи.  

И# нhнэ: БGор0диченъ. Ѓще нёсть с™aгw: Слaва: И# нhнэ: БGор0диченъ. 

Теперь укажем, как это выглядит вместе со стихирами. На примере воскресной стихиры 1-го гласа.

Итак, хор пропел Господи, воззвах, хор пропел (или чтец прочитал) воззваховые псалмы до отметки «на 10», 

канонарх возглашает: Изведи из темницы дyшу мою,

хор допевает стих: исповедатися имени Твоему 

и припевает к стиху стихиру:

Вечє1рніz нaшz мlтвы пріими2 с™hй гDи, и3 подaждь нaмъ њставлeніе грэхHвъ, ћкw є3ди1нъ є3си2 kвлeй въ мjрэ воскrніе.

Канонарх возглашает следующий стих псалма:

Мене ждyтъ праведницы,

хор допевает стих:  дондеже воздaси мне

и припевает следующую стихиру:

Њбыди1те лю1діе сіHнъ, и3 њб8ими1те є3го2, и3 дади1те слaву въ нeмъ воскrшему и3з8 мeртвыхъ: ћкw т0й є4сть бGъ нaшъ, и3збавлeй нaсъ t беззак0ній нaшихъ 

и так дальше пока не будут спеты все 10 стихир. 

Потом поётся стихира на стих Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, потом ещё одна на стих и ныне и присно и во веки веков. 

На воскресной службе стихира на и ныне называется догматик, канонарх иногда так и объявляет: и ныне, догматик глас первый! Догматиком стихира эта называется потому, что в ней выражен догмат о Боговоплощении, о рождении Христа от Богородицы. Вот для примера догматик 1-го гласа: 

Всемjрную слaву, t человBкъ прозsбшую, и3 вLку р0ждшую, нбcную двeрь воспои1мъ мRjю дв7у, безпл0тныхъ пёснь, и3 вёрныхъ ўдобрeніе: сіs бо kви1сz нб7о, и3 хрaмъ бжcтвA: сіS преграждeніе вражды2 разруши1вши, мjръ введE, и3 цrтвіе tвeрзе. сію2 ќбw и3мyще вёры ўтверждeніе, поб0рника и4мамы и3з8 неS р0ждшагосz гDа. дерзaйте ќбw, дерзaйте лю1діе б9іи: и4бо т0й побэди1тъ враги2, ћкw всеси1ленъ.

Вот догматик глас 2-й: 

Прeйде сёнь зак0ннаz, бlгодaти пришeдши: ћкоже бо купинA не сгарaше њпалsема, тaкw дв7о родилA є3си2, и3 дв7а пребылA є3си2. вмёстw столпA џгненнагw, прaведное возсіS с0лнце: вмёстw мwmсeа, хrт0съ, сп7сeніе дyшъ нaшихъ. 

Подробнее смотрите отдельную рубрику ДОГМАТИКИ. В своё время мы поговорим о содержании стихир подробнее.

Во время пения догматика совершается вход с кадилом, алтарник со свечой выходит из алтаря, за ним следует священник с кадильницей в руке.

Процессия останавливается пред царскими вратами, иерей читает молитву Входа: испрaви молитву нaшу яко кадило пред Тобою, и не уклони сердeц нaшихъ въ словеса или в помышленіия лукaвства,

возглашает во всеуслышание: Премудрость! про́сти! Затем крестообразно осеняет кадильницей престол и торжественно входит в алтарь царскими дверьми.

Про́сти значит «прямо, (станьте) прямо!».

На Вечерне возможен Вход с Евангелием, но до времени отложим рассмотрение этих очень редких случаев. 

Вход сопровождается пением древнего гимна Свете Тихий (буквальный перевод греч. ἱλᾰρός - веселый, радостный). В русском Часослове он подписан именем святителя Софрония Иерусалимского, жившего в VII веке (нам он памятен прежде всего как составитель жития прп. Марии Египетской и соавтор замечательного патерика «Луг Духовный»). Такая атрибуция, однако, решительно невозможна. Свете Тихий упоминается в памятниках гораздо более ранних, нежели Синайский патерик, его происхождение правильнее отнести скорее к III веку. Так ли нам с вами важно установить авторство этого гимна? Конечно, хорошо бы, однако, едва ли это возможно.

Свёте ти1хій с™hz слaвы, 

безсмeртнагw nц7A нбcнагw, с™aгw бlжeннагw, 

ї}се хrтE: 

пришeдше на зaпадъ с0лнца, 

ви1дэвше свётъ вечeрній, 

поeмъ nц7A, сн7а и3 с™aго д¦а, бGа. 

дост0инъ є3си2 во вс‰ временA 

пётъ бhти глaсы прпdбными, 

сн7е б9ій, жив0тъ даsй: 

тёмже мjръ тS слaвитъ.

Иисусе Христе,  - обращаемся мы ко Господу, Свете Тихий! 

<Который Свет Тихий >

святой славы бессмертного Отца Небесного, Святого, Блаженного! 

Пришедшик закату солнца, 

видевши зарю вечернюю, 

<так> воспеваем мы Отца, Сына и Святого Духа - Бога: 

Сыне Божий, дающий жизнь! 

Достоин Ты во всякое время воспеваем быть подобающими гласы! 

Потому мир Тебя славит!

Свете Тихий относится к неизменяемым песнопениям Вечерни, он исполняется на всякой Вечерни. Типикон предписывает несколько более сложный устав исполнения Свете Тихий, нежели принят в приходской практике, к примеру, на вседневной Вечерни он не поётся, но читается предстоятелем.  Надо сказать, что граница между чтением и пением в церкви иной раз малозаметна. 

Раз уж мы упомянули вседневную Вечерню, скажем, что чтение Свете Тихий на Вечерне Вседневной не сопровождает Вход, Вход на Вседневной Вечерни просто не совершается.

 

Следующий элемент Вечерни - прокимен дня. Греч. προκείμενον от глагола πρό-κειμαι - быть расположенным впереди, выступать вперед, лежать впереди; выдаваться; предстоять; лог. предшествовать, быть предпосланным. Некогда, вероятно, прокимен предшествовал чтению Священного Писания, теперь он нередко существует и сам по себе. На Великой Вечерне прокимен предлежит Паремиям - чтениям из Ветхого (чаще) или Нового Завета (редко), в последнем случае чтение паремий совершается - обратите внимание! - при отверстых Царских дверях. На Вечерне Вседневной паремий нет, но прокимен всё же поётся.

За каждым днём седмицы закреплён свой прокимен. Вот как прокимены представлены в Часослове:

Въ недёлю вeчера, глaсъ }: 

СE нhнэ бlгослови1те гDа вси2 раби2 гDни.

Стjхъ: Стоsщіи во хрaмэ гDни, во дв0рэхъ д0му бGа нaшегw.

Въ понедёльникъ вeчера, глaсъ д7: 

ГDь ўслhшитъ мS, внегдA воззвaти ми2 къ немY.

Стjхъ: ВнегдA призвaти ми2, ўслhша мS бGъ прaвды моеS.

Во вт0рникъ вeчера, глaсъ №: 

Млcть твоS гDи, поженeтъ мS вс‰ дни6 животA моегw2.

Стjхъ: ГDь пасeтъ мS, и3 ничт0же мS лиши1тъ, на мёстэ ѕлaчнэ, тaмw всели1 мz.

Въ срeду вeчера, глaсъ є7: 

Б9е, во и4мz твоE сп7си1 мz, и3 въ си1лэ твоeй суди1 ми.

Стjхъ: Б9е, ўслhши мlтву мою2, внуши2 глаг0лы ќстъ мои1хъ.

Въ четверт0къ вeчера, глaсъ ѕ7: 

П0мощь моS t гDа, сотв0ршагw нб7о и3 зeмлю.

Стjхъ: Возвед0хъ џчи мои2 въ г0ры, tню1дуже пріи1детъ п0мощь моS.

Въ пzт0къ вeчера, глaсъ з7: 

Б9е, застyпникъ м0й є3си2 ты2, и3 млcть твоS предвари1тъ мS.

Стjхъ: И#зми1 мz t вр†гъ мои1хъ б9е, и3 t востаю1щихъ на мS и3збaви мS.

Въ суббHту вeчера, глaсъ ѕ7: 

ГDь воцRи1сz, въ лёпоту њблечeсz.

Стjхъ: Њблечeсz гDь въ си1лу и3 препоsсасz.

Стjхъ: И$бо ўтверди2 вселeнную, ћже не подви1житсz.

Стjхъ: Д0му твоемY подобaетъ с™hнz гDи, въ долготY днjй.

Как видим, прокимены - это избранные стихи Священного Писания, чаще - Псалтири. Песнь отцев Благословен еси, Господи Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки взята из книги пророка Даниила 3.26, а песнь Богородицы Вели́читъ душá моя́ Гóспода из Лк 1.46-48.

Обратим внимание, что прокимен воскресный включает в себя не один, как прочие прокимены, а целых три стиха! Он так и называется - великий, т.е. большой. Кроме великого прокимена субботы вечера имеются ещё несколько великих прокименов, они поются, например, на Вечернях - Пасхальной. Рождественской, Богоявленской. Пример такого прокимена: Кто Бог велий яко Бог наш?! Ты еси Бог творяй чудеса!

Каким образом исполняется прокимен слышно из представленного примера.

Между тем, Вечерня продолжается, обратимся снова… к Часослову? Или к Служебнику? Дело в том, что Часослов и Служебник предлагают за прокименом различные продолжения. В чём здесь дело? Дело здесь в том, что Вечерня сушествует в 2-х основных формах: Великая и Вседневная, именно в этом месте службы формы эти начинают различаться, причём Часослов следует  порядку Вечерни Вседневной, а Служебник - Великой. Священник, диакон - Служебник это их книга - должны, совершая по Служебнику Вседневную Веверню, сделать необходимые поправки, а чтец или певчий, совершая Великую Вечерню по Часослову, сделать свои поправки. Вот и всё.

Мы, говоря в этом тексте преимущественно о Великой Вечерне, последуем за Служебником. В Служебнике в этом месте обретается сугубая ектения или Прилежное моление, некогда именно она называлась «ектения» в собственном смысле: ἐκτενῶς и есть - прилежно, усердно, ревностно, горячо, напряжённо, сильно; прилагательное ἐκτενής - прилежный, усердный, ревностный; существительное ἐκτένεια - усердие. 

Приводим эту ектению по дореволюционному Служебнику, теперь отдельные её прошения, конечно, иные.

Рцeмъ вси2 t всеS души2, и3 t всегw2 помышлeніz нaшегw рцeмъ.

Ли1къ: ГDи поми1луй.

ГDи вседержи1телю, б9е nц7ъ нaшихъ, м0лимъ ти сz, ўслhши, и3 поми1луй.

Ли1къ: ГDи поми1луй.

Поми1луй нaсъ б9е, по вели1цэй ми1лости твоeй, м0лимъ ти сz, ўслhши, и3 поми1луй.

Ли1къ: ГDи поми1луй, три1жды.

Е#щE м0лимсz њ бlгочести1вэйшемъ, самодержaвнэйшемъ, вели1комъ гDрэ нaшемъ їмперaторэ ніколaэ ґлеxaндровичэ всеS рwссjи: њ держaвэ, побёдэ, пребывaніи, ми1рэ, здрaвіи, спасeніи є3гw2, и3 гDу бGу нaшему наипaче поспэши1ти и3 пособи1ти є3мY во всёхъ, и3 покори1ти под8 н0зэ є3гw2 всsкаго врагA и3 супостaта.

Ли1къ: ГDи поми1луй, три1жды.

Е#щE м0лимсz њ супрyгэ є3гw2, бlгочести1вэйшей гDрнэ їмператрjцэ ґлеxaндрэ fе0дwровнэ: њ мaтери є3гw2, бlгочести1вэйшей гDрнэ їмператрjцэ марjи fе0дwровнэ: њ наслёдникэ є3гw2, бlговёрномъ гDрэ цесарeвичэ и3 вели1комъ кн7зэ геHргіи ґлеxaндровичэ, и3 њ всeмъ цaрствующемъ д0мэ.

Ли1къ: ГDи поми1луй, три1жды.

Е#щE м0лимсz њ с™ёйшемъ прави1тельствующемъ сmн0дэ.

Ѓще под8 митрополjтомъ: 

Е#щE м0лимсz и3 њ митрополjтэ нaшемъ [и4м>къ, є3гHже џбласть,] и3 всeй во хrтЁ брaтіи нaшей.

Ли1къ: ГDи поми1луй, три1жды.

Си1це въ к0емждо прошeніи двA, и3ли2 три2 и4мени глаг0лати. 

Е#щE м0лимсz њ всeмъ и4хъ хrтолюби1вомъ в0инствэ.

Ли1къ: ГDи поми1луй, три1жды.

Е#щE м0лимсz њ бlжeнныхъ и3 приснопaмzтныхъ создaтелехъ с™hz nби1тели сеS и3 њ всёхъ преждепочи1вшихъ nц7ёхъ и3 брaтіzхъ, здЁ лежaщихъ и3 повсю1ду правослaвныхъ.

Ли1къ: ГDи поми1луй, три1жды.

Е#щE м0лимсz њ ми1лости, жи1зни, ми1рэ, здрaвіи, спасeніи, посэщeніи, прощeніи и3 њставлeніи грэхHвъ рабHвъ б9іихъ, брaтіи с™hz nби1тели сеS.

Ли1къ: ГDи поми1луй, три1жды.

Е#щE м0лимсz њ плодоносsщихъ и3 добродёющихъ во с™ёмъ и3 всечестнёмъ хрaмэ сeмъ, труждaющихсz, пою1щихъ и3 предстоsщихъ лю1дехъ, њжидaющихъ t тебE вели1кіz и3 богaтыz млcти.

Ли1къ: ГDи поми1луй, три1жды.

Возглашaетъ сщ7eнникъ: 

Ћкw ми1лостивъ и3 человэколю1бецъ бGъ є3си2, и3 тебЁ слaву возсылaемъ, nц7Y, и3 сн7у, и3 с™0му д¦у, нhнэ и3 при1снw, и3 во вёки вэкHвъ.

Ли1къ: Ґми1нь.

За прокименом следует гимн Сподоби, Господи. В Служебнике указаны только первые начальные слова. Как же нам спеть или прочесть текст? Чтение и пение это удел чтеца или хора, рабочая книга чтеца - Часослов, следовательно к нему и обратимся вновь.

Сподоби, Господи - текст весьма древний, он определённо существовал уже в VI веке, поскольку упоминается в «Луге Духовном», а вероятнее всего является текстом ещё более ранним.В значительной своей части он составлен из различных ветхозаветных текстов, цитируемых буквально или с некоторыми вариациями.

"Сподоби, Господи", исполняет квартет Кедрова:

И# по прокjменэ глаг0летъ: 

Спод0би гDи въ вeчеръ сeй без8 грэхA сохрани1тисz нaмъ. бlгословeнъ є3си2 гDи б9е nтє1цъ нaшихъ, и3 хвaльно и3 прослaвлено и4мz твоE во вёки, ґми1нь

(цитата из песни трёх отроков из Дан 3.26).

Бyди гDи, млcть твоS на нaсъ, ћкоже ўповaхомъ на тS

(Пс 32. 22).

бlгословeнъ є3си2 гDи, научи1 мz њправдaніємъ твои6мъ.

(Пс 118.12) 

бlгословeнъ є3си2 вLко, вразуми1 мz њправдaніємъ твои6мъ. бlгословeнъ є3си2 с™hй, просвэти1 мz њправдaніи твои1ми.

ГDи, млcть твоS во вёкъ, дёлъ рукY твоє1ю не прeзри:

(Пс 137.8) 

тебЁ подобaетъ хвалA, тебЁ подобaетъ пёніе, тебЁ слaва подобaетъ, nц7Y, и3 сн7у, и3 с™0му д¦у нhнэ, и3 при1снw, и3 во вёки вэкHвъ, ґми1нь.

Сподоби Господи относится к неизменяемым текстам Вечерни. На Всенощном Бдении его принято петь, хотя Типиконом предписывается чтение: И# по возглaсэ глаг0летъ настоsтель, и3ли2 ўчинeнный чтeцъ: Спод0би гDи въ вeчеръ сeй:

Следующий элемент Вечерни - Просительная Ектения. Часослов только  указывает на неё:

Сщ7eнникъ: И#сп0лнимъ вечeрнюю мlтву нaшу: 

В Служебнике же ектения приводится полностью:

Діaконъ: И#сп0лнимъ вечeрнюю моли1тву нaшу гDви.

Ли1къ: ГDи поми1луй.

Исполним значит «наполним, сделаем полной», М.Н.Скабалланович в Толковом Типиконе отмечает, что эта ектения словно бы продолжает сугубую, да она и начинается с того прошения, которым та заканчивается:

Заступи2, спаси2, поми1луй и3 сохрани2 нaсъ б9е, твоeю бlгодaтію.

Ли1къ: ГDи поми1луй.

Если в сугубой ектении церковь молилась о людях, в просительной - о нуждах людей:

Вeчера всегw2 совершeнна, свsта, ми1рна и3 безгрёшна, ў гDа пр0симъ.

Ли1къ: Подaй гDи.

ЃгGла ми1рна, вёрна настaвника, храни1телz дyшъ и3 тэлeсъ нaшихъ, ў гDа пр0симъ.

Ли1къ: Подaй гDи.

Прощeніz и3 њставлeніz грэхHвъ и3 прегрэшeній нaшихъ, ў гDа пр0симъ.

Ли1къ: Подaй гDи.

Д0брыхъ и3 полeзныхъ душaмъ нaшымъ, и3 ми1ра мjрови, ў гDа пр0симъ.

Ли1къ: Подaй гDи.

Пр0чее врeмz животA нaшегw въ ми1рэ и3 покаsніи скончaти, ў гDа пр0симъ.

Ли1къ: Подaй гDи.

Хrтіaнскіz кончи1ны животA нaшегw, безболёзнены, непостhдны, ми1рны и3 д0брагw tвёта на стрaшнэмъ суди1щи хrт0вэ пр0симъ.

Ли1къ: Подaй гDи.

Прес™yю, пречcтую, пребlгословeнную, слaвную вLчцу нaшу бцdу и3 приснодв7у мRjю со всёми с™hми помzнyвше сaми себE, и3 дрyгъ дрyга, и3 вeсь жив0тъ нaшъ хrтY бGу предади1мъ.

Ли1къ: ТебЁ гDи.

И# сщ7eнникъ возглашaетъ: 

Ћкw бlгъ и3 чlвэколю1бецъ бGъ є3си2, и3 тебЁ слaву возсылaемъ, nц7Y, и3 сн7у, и3 с™0му д¦у, нhнэ и3 при1снw, и3 во вёки вэкHвъ.

Ли1къ: Ґми1нь.

Завершается Исполним (Πληρώσωμεν - так она называется в греческих богослужебных книгах) преподанием мира и главопреклонением. Молитва главопреклонения - подклонив свои главы и свои покорив выи, не от человек ожидаем помощи, но Твоея просим милости и Твоего чаем спасения - носит напутственный, «отпустительный» характер, некогда она читалась над уходящими после вечерней службы христианами.

Сщ7eнникъ: Ми1ръ всBмъ.

Ли1къ: И# д¦ови твоемY.

Діaконъ: Главы6 нaшz гDви прикл0нимъ.

Ли1къ: ТебЁ гDи.

Моли1тва главоприклонeніz: 

ГDи б9е нaшъ, приклони1вый нб7сA и3 сошeдый на спасeніе р0да человёческагw, 

[приклонивший Небеса!!!]

при1зри на рабы6 тво‰, и3 на достоsніе твоE. тебё бо стрaшному и3 чlвэколю1бцу судіи2, твои2 раби2 поклони1ша главы6, сво‰ же покори1ша вы6z, не t человBкъ њжидaюще п0мощи, но твоеS просsще ми1лости, и3 твоегw2 чaюще спасeніz: ±же сохрани2 на всsкое врeмz, и3 по настоsщемъ вeчерэ и3 въ приходsщую н0щь, t всsкагw врагA, t всsкагw проти1внагw дёйства діaвольскагw, и3 t помышлeній сyетныхъ, и3 воспоминaній лукaвыхъ.

Тaже возглашaетъ сщ7eнникъ: 

Бyди держaва цrтвіz твоегw2 благословeна и3 препрослaвлена, nц7A и3 сн7а, и3 с™aгw д¦а, нhнэ и3 при1снw, и3 во вёки вэкHвъ.

Ли1къ: Ґми1нь.

На Великой Вечерне за Исполним может следовать Лития, хотя в общем случае вне Всенощного Бдения такая Лития - большая редкость. На Вечерне апостола Андрея этот редкий случай выпадает. О Литии мы расскажем подробнее в рамках темы Всенощного бдения.

За Литией или же за Исполним, когда Литии нет, следуют стихиры на стиховне - Εἰς τὸν ΣτίχονЭто песнопения изменяемые. Такие стихиры поются за каждой Вечерней.

Стиховные стихиры поются «на сходе». Вечерня поётся антифонно, т.е. попеременно двумя хорами, а для пения стиховных стихир хоры сходятся в центре храма, образуют один сводный хор и этим хором сообща поют стиховны. Такое исполнение говорит о том что стиховны - центральные стихиры Вечерни.

Пришло время сказать об экзотичном «для современного уха» названии «на стиховне», да и о самом понятии «стихира».

Стихира - это гимн, написанный стихотворным размером и припеваемый к стиху. К стиху псалма. Стихиры воззваховые припеваются к стихам псалмов воззваховых - Господи, воззвах к Тебе и др., стихиры хвалитные к псалмам хвалитным (Хвалите Господа с небес, пс.148, 149, 150; о них - в своё время), а вот стиховные стихиры - к избранным стихам (потому и стиховные) различных псалмов, и не только псалмов. Стихи подобраны соответственно празднуемому событию. Блаж. Симеон Солунский по-другому объясняет наименование на стиховне, он сравнивает эти стихиры с соседствующими стихирами на литии, которые поются без стихов (литийные стихиры «бесстиховны»), а эти - со стихамина стиховне.

Кстати, стихиры на стиховне всегда поются на 4 на воскресной Вечерни и на 3 в будни, не считая Славника, т.е. стихиры на Слава, её может и не быть, и богородична - стихиры посвящённой Богородице и поемой на и ныне. Первая стихира поётся без стиха, принято, чтобы канонарх громко возглашал первую её строку:

глaсъ G:  Славою царственною на земли осиzннаz... 

(в качестве примера берём службу прмц.Елисавете) 

Хор поёт стихиру целиком:

Славою царственною на земли осиzннаz, / Царство Божие внутрь себе имела еси, Великаz кнzгине Елисавето, / сего ради неложно нарекласz еси царственнаz мученица / и венец многоценный приzла от Царz Славы, Христа, / Емуже соцарствуеши ныне. 

Канонарх возглашает стих: 

Стих: Дивен Бог во свzтых Своих,  

Хор заканчивает стих: 

Бог Израилев. 

И поёт вторую стихиру:

Царство Небесное вблизи нас есть: / царствует бо Господь во свzтых Своих, / Егоже моли, Елисавето, царственнаz мученице, / да избавит нас покаzнием мучительства демонскаго / и воцаритсz в душах наших во веки. 

То же следующий стих - прежде канонарх:

Стих: В церквах благословите Бога, / 

После хор: Господа от источник Израилевых.

И стихира:  

Господь, приемлzй славу от Ангел и свидетельство свzтых, / да приимет ныне покаzние наше, / моли, царственнаz мученице Елисавето, / и отвратит гнев Свой праведный от отечества нашего / и милостив пребудет к прославлzющим тебе. 

Слава, глaсъ з7: 

Призри, Елисавето, на предстоzщих и молzщихсz ти / от светлаго чертога, идеже со свzтыми ўпокоеваешисz: / виждь, аще мнози в нас суть добри и велицы, / или премудри, или крепцы, или праведни; / От четырех бо ветр собрани быхом, / яко ладьи, в бурzх морz житейскаго до зела обетшавше, / страстными треволненьми сокрушени кормила наша, / ветрила раздрани насильством сопротивных, / от камений подводных бесовских прилог избодени есмы, / вмале не погибохом в пучине, отzгчени беззаконьми нашими. / Непотребни есмы, но твоими молитвами помиловани бывше, / покаzние от сердца Господеви приносzще, / молим тz: настави нас на путь праведен, / егоже держащесz, достигнем тихаго и вожделеннаго пристанища, / еже есть Царствие Христово Небесное. 

И# нhнэ: БGор0диченъ воскресен:  

За стихирами следует ещё один неизменяемый текст: Ныне отпущаеши. Как он исполяняется? И Октоих и Служебник согласно отсылают нас к Часослову: Тaже: Нhнэ tпущaеши: Типиконом предписано Ныне отпущаеши читать, причём на воскресной Всенощной самому почтенному в монастыре человеку - настоятелю:

тaже глаг0летъ настоsтель: Нhнэ tпущaеши,

а на вседневной Вечерне, сказано:

тaже предстоsтель, и3ли2 чтeцъ глаг0летъ: Нhнэ tпущaеши:

В нашей практике на Всенощном бдении песнь Симеона Богоприимца принято петь.

Мlтва с™aгw сmмеHна бGопріи1мца: 

Нhнэ tпущaеши рабA твоего2, вLко, по глаг0лу твоемY, съ ми1ромъ: ћкw ви1дэста џчи мои2 сп7сeніе твоE, є4же є3си2 ўгот0валъ пред8 лицeмъ всёхъ людeй, свётъ во tкровeніе kзhкwвъ, и3 слaву людeй твои1хъ ї}лz.

 

Далее читается «конечное Трисвятое»:

С™hй б9е, с™hй крёпкій, с™hй безсмeртный, поми1луй нaсъ. Три1жды.

Слaва nц7Y, и3 сн7у, и3 с™0му д¦у, и3 нhнэ и3 при1снw, и3 во вёки вэкHвъ, ґми1нь.

Прес™az трbце, поми1луй нaсъ: гDи, њчи1сти грэхи2 нaшz: вLко, прости2 беззакHніz н†ша: с™hй, посэти2 и3 и3сцэли2 нeмwщи нaшz, и4мене твоегw2 рaди.

ГDи поми1луй, три1жды.

Слaва, и3 нhнэ: 

Џ§е нaшъ, и4же є3си2 на нб7сёхъ, да свzти1тсz и4мz твоE, да пріи1детъ цrтвіе твоE, да бyдетъ в0лz твоS, ћкw на нб7си2 и3 на земли2. хлёбъ нaшъ насyщный дaждь нaмъ днeсь, и3 њстaви нaмъ д0лги нaшz, ћкоже и3 мы2 њставлsемъ должникHмъ нaшымъ: и3 не введи2 нaсъ во и3скушeніе, но и3збaви нaсъ t лукaвагw.

Сщ7eнникъ: Ћкw твоE є4сть цrтво:

Точно такое же собрание молитв от Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный до Отче наш читается и в начале практически каждого собрания, такое «начальное Трисвятое» называют обыкновенно «обычное начало». Молитвы Трисвятого - начального и конечного словно бы обрамляют каждое церковное собрание.

По Џ§е нaшъ: тропaрь прилучи1вшагwсz прaздника, и3ли2 с™aгw, и3ли2 днE. Слaва, и3 нhнэ, бGор0диченъ:

Если «прилучился» праздник какому-либо событию Священной истории, например, Положение честной Ризы пресвятой Богородицы во Влахерне  или Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа, поётся тропарь этого праздника. Если совершается память святого, поётся тропарь святого. На воскресной Всенощной мы трижды поём Богородице Дево, радуйся.

Далее Часослов краток: 

по трис™0мъ tпусти1тельный тропaрь днE, и3 tпyстъ. 

Отпу́ст выписан подробно в Служебнике: 

По возглaсэ же їерeй глаг0летъ: Премyдрость. Ли1къ же: Бlгослови2. Їерeй: Сhй бlгословeнъ:

Ли1къ: Ўтверди2 б9е, [бlгочести1вэйшаго, самодержaвнэйшаго, вели1каго гDрz нaшего їмперaтора ніколaz ґлеxaндровича, и3] с™yю правослaвную вёру, правослaвныхъ хрістіaнъ, во вёкъ вёка.

Їерeй: Прес™az бцdе, спаси2 нaсъ.

Ли1къ: Честнёйшую херув‡мъ:

Їерeй: Слaва тебЁ, хrтE б9е, ўповaніе нaше, слaва тебЁ.

Ли1къ: Слaва, и3 нhнэ: 

Їерeй же, њбрати1всz њ с™hхъ дверeй на зaпадъ къ лю1демъ, глаг0летъ tпyстъ, и3 поминaетъ с™aго, є3мyже слyжба поeтсz. 

Добавим: поминается и святой храма, можно перечислить, кроме того святого, чья память совершается, и святых дня, но здесь нужно знать меру, иной раз на какой-либо день выпадает память десятков святых, вычитывание всех имён может быть чрезмерным. Устав предписывает поминать «святого емуже служба поется».

И# ли1къ поeтъ многолётіе.

По tпyстэ же вечeрни вх0димъ въ трапeзу, и3 kди1мъ предстaвлєннаz.

Замечательное пожелание выписано в Типиконе после Вечерни и Повечерия, оно касается монахов, но и нам небесполезно с ним ознакомиться:

[зри2] Д0лжно є4сть и3 сіE вёдати: По tпущeніи є3S, не подобaетъ монaхwмъ твори1ти бесёды дрyгъ со дрyгомъ, но съ молчaніемъ и3сходи1ти въ кє1лліи сво‰, и3 ўпражнsтисz на мlтву и3 на чтeніе, и3 тaкw ўпокоsтисz: ћкw да со внимaніемъ на ќтреннее славосл0віе востaнемъ б0дростнэ.

 

Вечерня Великая

Вечерня Великая в составе Всенощного бдения

Вечерня Вседневная

1. Возглас: 

Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков

Слава Святей и Единосущней,  Животворящей и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков

Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков

2. Приидите, поклонимся

(читается)

(поётся)

(читается)

3. Псалом 103

 (читается)

(поются избранные стихи)

 (читается)

4.Великая (Мирная) ектения: Миром Господу помолимся

5. КАФИЗМА

1 Антифон 1-й кафизмы Блажен муж (поётся)

 1 кафизма Блажен муж

(поётся)

Рядовая кафизма по 17-й главе Типикона (читается)

6.Малая ектения: Паки и паки миром Господу помолимся

7. Господи, воззвах к Тебе, услыши мя

7а.Псалмы 140, 141, 116, 129

7б.Стихиры как правило на 8

Стихиры на 10

Стихиры на 6

7в.Слава Отцу и Сыну и Святому Духу: стихира

и ныне и присно и во веки веков. Аминь: стихира

8. Свете Тихий

8а. Вход с кадилом

Вход с кадилом

——

9.Прокимен дня

 

10.Паремии

- - - - - - - - - 

11. сугубая ектения: Рцем вси… Помилуй нас, Господи

- - - - - -

12. Сподоби, Господи в вечер сей…

(читается)

(принято петь)

(читается)

13. Исполним вечернюю молитву нашу Господеви (ектения просительная)

14.Стихиры на стиховне

15. Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко

 

(принято петь)

 

16.Трисвятое: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный… Отче наш

17. Тропари 

празднуемого события или святого

Богородице Дево, радуйся*

празднуемого события или святого

- - - - - - - - 

*11. сугубая ектения: Помилуй нас, Господи

 

18. Буди имя Господне благословено…

 

 

19.Пс.33: Благословлю Господа на всякое время… до … не лишатся всякого блага

 

18. окончание: Премудрость… Сый Благословен… Слава, и ныне, Отпуст: Христос Истинный Бог наш 

продолжается Утреней

18.окончание: Премудрость… Сый Благословен… Слава, и ныне, Отпуст: Христос Истинный Бог наш 

 


Автор: Администратор
Дата публикации: 07.04.2015

Отклики (482)

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.