Зим0ю содержи1мь и3скушeній, и3 страстeй треволнeніи потоплsемь, и3 сластeй бyрею њбуревaемь лю1тэ, пощeніz пучи1ну достиг0хъ кр0ткую и3 ти1хую, въ нeйже мS њкорми1въ твои1мъ кrт0мъ щeдре, ко сп7сeнію ўстреми2.

Тропарь трипеснца на утрени среды 5 седмицы



11-12.5. Всенощное бдение. ДОГМАТИКИ

Предлагаемые тексты едва ли можно считать переводами, это скорее пересказы.

Догматики «малые с великими»

Едва ли не всякое церковное песнопение в той или иной степени есть догматик, т.е. текст, выражающий церковное догматическое учение. Разве не догматик Слава Отцу и Сыну и Святому Духу? И Господи, помилуй догматик, поскольку в этих двух словах говорится о Боге Всемилостивом и о милости Божьей, питающей человека и насыщающей его Божьей благодатью и Хлебом На[д]сущным, в них говорится о человеке с его жаждой с-частья в Боге, приобщения (причащения!) Его бытию, говорится о человеке благодарном и благодарящем… 
Но это догматики в широком, общем смысле. А в узком -  такое наименование усвоено только некоторым текстам Малой и Великой Вечерен, именно трём в каждом из 8 гласов. Поскольку Малая Вечерня как правило не совершается, регулярно и повсеместно мы внимаем только одному Догматику, он поётся последним в цикле стихир на Господи, воззвах
[Чтобы сориентироваться: в это время как раз совершается Вход с кадилом; следом за Догматиком следует возглас Премудрость, прости и поётся Свете Тихий]. 
В нашем храме можно услышать догматики и Малой Вечерни тоже, но, поскольку Малую Вечерню и мы не совершаем, догматики эти поются у нас на литии, они завершают цикл литийных стихир. Старые уставы, кстати, предписывали именно так и поступать. 

Но, так или иначе, «малые» догматики звучат, так сказать, «факультативно», если вообще звучат (ведь и лития на всенощной - обычно тоже очень большая редкость). И на слуху остаются всё те же догматики Вечерни Великой. Их мы в первую очередь и рассмотрим.

* * *
Догматик есть богородичен (имеется в богослужебных книгах такой термин), понятно почему он называется богородичен - потому, что посвящён Богородице. Догматиком же он назван оттого, что в этих богородичных стихирах излагается догматическое учение о Боговоплощении, о рождении от Пречистой Девы Сына Божия. 

Догматики имеются в каждом гласе. Один из них, как уже было сказано, поётся на Великой Вечерне, два других - на Малой (которую, - что также уже говорилось, - давным-давно почти нигде и никогда не совершают). Догматики Великой вечерни называют «великими» или «большими», Малой - малыми. Речь идёт не о размере строфы, а, скорее, о статусе в службе. Таким образом мы имеем 8 «больших» Догматиков. Каждый из них самостоятелен, но и взятые вместе они взаимосвязаны и образуют цельное повествование о пришествии в мiр Спасителя мiра. Вот как пишет об этом замечательный литургист М.Скабалланович (1871-1931): В догматике 1 гласа раскрытие догмата воплощения начинается указанием всемирной славы Пресвятой Девы; этим как бы воспоминается обетование о семени жены, данное прародителям в раю и исполнившееся на Пресвятой Деве. В догматике 2 гласа показывается отношение ветхозаветных прообразований к новозаветным событиям. В догматике 3 гласа показывается самое рождение по плоти Господа нашего Иисуса Христа, образ сего рождения. Поелику необходимо знать цель воплощения Сына Божия, то это раскрывается в догматике 4 гласа. Далее, нам непостижимо, как Матерь Божия, будучи Девою, родила Христа и как по рождестве пребыла Девою: это несколько приближается к разумению нашему чрез содержание догматика 5 гласа (чрез некоторые ветхозаветные прообразы). Поелику мы еще не знаем, каким образом в лице Иисуса Христа соединяются два естества, Божеское и человеческое, то об этом говорится в догматике 6 гласа, т. е. что два естества неслитно и нераздельно соединены в одном лице Богочеловека. Впрочем, при всех объяснениях, воплощение Бога Слова есть тайна, уразумеваемая более верою, нежели испытующим умом; посему в догматике 7 гласа говорится, что оно совершилось сверхъестественным образом. В догматике 8 гласа догмат о воплощении Бога Слова излагается положительным и кратким образом.

Догматик занимает чрезвычайно важное положение в службе и за редчайшими исключениями никаким иным песнопением не может быть заменён (эти исключения: двунадесятые праздники и попразднства только трёх из них - Рождества, Богоявления и Вознесения).

Автором догматиков Великой Вечерни принято считать - и тому немало оснований - самого прп. Иоанна Дамаскина (676 - 749), ему принадлежит авторство значительной части Октоиха.


Автор: Администратор
Дата публикации: 07.04.2015

Отклики (482)

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.