СмердS гнойми2 ѕл0бы, во гр0бэ живY лёности хrтE. тёмже вопію1 ти: воздви1гни, сп7си1 мz, ћкw да и3 ѓзъ съ вётвьми добродётелей ўсрsщу тS, взывaz њсaнна бGу.

Утреня четверга 6-й седмицы



Догматик 8 гласа

Глaсъ }: 
Ц
Rь нбcный

В молитве Святому Духу теми же словами мы  обращаемся к 3-му Лицу Святой Троицы
за чlвэколю1біе на земли2 kви1сz, 

по человеколюбию [Своему] явил Себя на земле
Небесный - на земле!
Человеколюбие - известное всем слово φιλανθρωπία - «филантропия».
и3 съ человёки поживE: 
и среди [нас] человеков жил
Выражение: на земли явися и с человеки поживе, от Девы бо Чистыя плоть приемый (воплощься) есть почти дословное заимствование из анафоры свт. Василия Великого, причём перевод рассматриваемой нами фразы в Служебнике, на мой взгляд, более выразителен, нежели в Октоихе: Бог Сый превечный, на земли явися, и человеком споживе (анафора свт. Василия Великого). В свою очередь на земли явися, и человеком споживе есть цитация неканонической библейской книги Вар 3.38. Октоих просто следует за библейским переводом, а вот переводчик Служебника позволил себе независимость от Октоиха. 
Этот фрагмент Вар цитируется и в одном из тропарей канона в Неделю Цветную (песнь 9-я)
Сeй бGъ нaшъ, є3мyже никт0же под0бенъ, прaведный всsкъ пyть и3з8wбрётъ, дадE возлю1бленному ї}лю. по си1хъ же съ человёки поживE ћвльсz: бlгословeнъ грzдhй во и4мz гDа сп7са нaшегw.
Настоящий фрагмент из пророка Варуха читается в навечерие Рождества, и понятно почему - это пророчество  о Воплощении Бога. 

Из книги диак. Сергия Борзецовского, которую мы намерены в полном объёме предложить нашим читателям на приходском сайте в самое ближайшее время (можно расценить как анонс):
«Имея престол небо», Господь Иисус Христос благоволил сшедши с небес, явиться на земле и пожить с человеками. Невидимый благоволил сделаться видимым; Безпредельный и Необъемлемый – ограничиться, заключиться в пределах времени и пространства. И где же это? И среди кого? На земле, осквернившейся чрез грех человека, низведшаго на себя небесное проклятие за этот грех, и постоянно оскверняемой безчисленными грехами людей; – среди существ, оскорбивших небесное правосудие в лице своего родоначальника и постоянно оскорбляющих своими злодеяниями; – среди существ, унизивших грехом свою «умаленную малым от ангел», богоподобную природу до приложения несмысленным скотом. И Он благоволил явиться не на краткое только время, как кратки были в Ветхом Завете явления Божии святым людям. Нет, Он благоволил «поселиться» на земле, пожить на ней с человеками. Что побудило Царя небеснаго так смирить, так унизить Свое не сравненное ни с чем божественное величие? – Любовь к людям. За человеколюбие на земли явися и с человеки поживе. Как велика должна быть эта любовь! В летописях человеческих нет сказания о том, чтобы какой-либо земной царь, по своей черезвычайной любви к дерзким нарушителям своих законов, удаленным за свое противление его воле в дальние пределы его царства, вздумал не только посетить и взглянуть на их мрачные жилища, но даже и поселиться в одном жилище с ними и стал бы вместе с ними жить. Так! Любовь Царя небеснаго к людям, выразившаяся в Его явлении на землю и пребывании на ней с человеками, безпримерна!

t дв7ы бо чcтыz пл0ть пріeмый, 
слав. приемый, русс. принявший.

и3 и3з8 неS прошeдый съ воспріsтіемъ: 
Что значит с восприятием?
Бог не просто «примерил» на себя человечество, примерил и сбросил его как тесную, ограничивающую свободу движений одежду, но пройдя через утробу Девы, нечто с Собою «вынёс», при-Своил. Что? Это самое человечество, плоть человеческую:
и из Неё произшедший (прошедший) с «приобретённым» (воспринятым, принятым в себя - на себя) естеством человеческим.
є3ди1нъ є4сть сн7ъ, 
[Этот Царь Неба] есть Единый Сын [Божий].
Один и Тот же есть Сын Божий и Сын Девы. Один и Тот же родился предвечно, вне времени от Отца и во времени (Августу единоначальствующу на земли) и в месте (во граде Вифлееме) от Девы Марии. Отсюда же и наименование Богородица: Дева Мария родила Того же Бога, Который предвечно рождён от Отца. Сколько было копий сломано в соответствующих богословских спорах V века!
сугyбъ є3стеств0мъ, но не v3постaсію. 
о двух естествах (божеском и человеческом), но не в двух ипостасях, а в одной - единой.
тёмже совершeнна того2 бGа, и3 совершeнна чlвёка вои1стинну проповёдающе,
потому [исповедуем Его] совершенным Богом и совершенным же [Его] человеком истинно
проповедуя - провозвещая

и3сповёдуемъ хrтA бGа нaшего: 
признаём, исповедуем Его Христом Богом нашим
є3г0же моли2 м™и безневёстнаz, 
Мать безневестная - Μήτηρ ἀνύμφευτε, 
ἀ-νύμφευτος - безбрачная, не вступившая в брак, девствующая
поми1ловатисz душaмъ нaшымъ.


Автор: Администратор
Дата публикации: 25.11.2017

Отклики (482)

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.