Хrт0ву кни1гу њдушевлeнную, запечатлённую тS д¦омъ, вели1кій ґрхaгGлъ чcтаz, зрS возглашaше ти2: рaдуйсz, рaдости пріsтелище, є4юже прамaтернzz клsтва разрэши1тсz.

Суббота Акафиста



13-14.12. Всенощное бдение. Утреня. Час 1.

Этот сегмент нашего курса мы станем рассматривать, как и весь курс, дедуктивно, двигаясь общего  к частному.

Прежде нам должно «схватить» форму, потом постепенно станем наполнять её содержанием. Причём процесс этот - процесс наполнения содержанием - весьма продолжительный, если не бесконечный.  

Итак, 

1-й этап - форма.

2-й: классификация текстов: изменяемые /неизменяемые, читаемые/поемые, ветхозаветные (Псалтирь, Паремии, библейские песни)/новозаветные и т.д.

3-й: перевод текстов;

4-й: толкование текстов, богословие текстов: догматика, история, авторство, м.б. поэтика и т.д.

Если мы «схватим» форму, то последующие годы - не месяцы-недели-дни, но именно годы - будем эту форму «обживать», постепенно погружаясь в детали.

Хорошо бы нам при изучении богослужения не задерживаться надолго на частностях, на отвлечённостях типа говорить слово «прокимен» или слово «глас» при объявлении о пении прокимна или не говорить или на-каком-слоге-сделать-ударение-в-слове «и́рмо́с», но акцентировать самое содержание этих самых прокимена и ирмо́са в их связи с богослужением вообще, хорошо бы изучать службу динамически, именно как процесс. 

Схему Великой Вечерни мы уже набросали. 

Теперь Утреня. После - схема службы Часов. 

И наконец Всенощная как целое. 

Утреня  -  [ὄρθρος - рассвет, утренняя заря, раннее утро].

Предварительно несколько общих понятий.

Выделим несколько типов Утрени, договоримся, что таковых  будет 4-ре: 

  • Утреня вседневная;
  • Утреня с праздничным окончанием (условно назовём её «славословной», т.е. когда конечное Слава в вышних Богу поётся, а не читается);
  • Утреня с полиелеем (условно: «полиелейная» Утреня, когда духовенство выходит к праздничной иконе, поётся величание, читается Евангелие, совершается помазание елеем «от кандила святаго»);
  • Утреня великопостная.

Этим до времени ограничимся. Базовой формой станем считать здесь Утреню полиелейную, просто потому, что в ситуации одноштатного прихода таковая совершается чаще всего, соответственно, примеры именно такой Утрени «предо мною - а точнее, перед слушателями нашего отделения - есть (а точнее - суть) выну». Утреня в составе Всенощного Бдения относится именно к такому типу.

Схема её такова:

Возглас: (Слава Святей и Единосущней…)

(но на бдении этот возглас перенесён на начало всего бдения, состоящего из Вечерни и Утрени, а Утренняя часть Бдения начинается просто без возгласа, просто продолжая Вечерню). Потому оставляем Слава Святей в скобках.

Утреня открывается чтением, а в некоторых случаях и пением рождественских стихов: Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение. Почему так? Потому, что Утреня символизирует новозаветный период истории человечества, пришествие Спасителя его открывает.

И# начинaемъ шестоpaлміе, со всsкимъ молчaніемъ и3 ўмилeніемъ слyшающе: ўчинeнный же брaтъ со бlгоговёніемъ и3 стрaхомъ б9іимъ глаг0летъ: 

Слaва въ вhшнихъ бGу, и3 на земли2 ми1ръ, въ человёцэхъ бlговолeніе. Три•.

ГDи, ўстнЁ мои2 tвeрзеши, и3 ўстA мо‰ возвэстsтъ хвалY твою2. Два•.

Напомню, что тематика Вечерни в целом «ветхозаветная».

Хотя к этой символике нельзя относиться сдержанно, поиском строгих соответствий, как уже говорилось выше, лучше не злоупотреблять. 

Псалтирь представлена на Утрени так называемым шестопсалмием, причём псалмы делятся в сочетании3+3, а между ними читается славословие Троице, молитва Господи, помилуй. В середине шестопсалмия на амвон как правило выходит священник для чтения Утренних молитв числом 12, они содержатся в Служебнике. 

Слaва, и3 нhнэ: 

Ґллилyіа, ґллилyіа, ґллилyіа, слaва тебЁ б9е. Три1жды, без8 покл0нwвъ. ГDи поми1луй, три1жды:

Слaва, и3 нhнэ: 

[Сщ7eнникъ же глаг0летъ мlтвы ќтрєнніz, стоS непокровeнъ пред8 с™hми двeрьми, тaйнw]. 

Любопытно, что на чтение всех этих молитв отводится 3 псалма, но внятно прочесть все молитвы за отведённое время никак не поспеть, потому часть молитв вычитываются заранее в алтаре. Это говорит о том, что темп чтения 6-псалмия вырос, вероятно, некогда его читали размеренно, «не борзяся».

Типикон предписывает читать шестопсалмие так, цитируем три различные главы:

ТогдA їерeй во є3пітрахи1ліи, и4ндэ же и3 въ фелHни, глаг0летъ мlтвы ќтрєнніz пред8 с™hми двeрьми стоS tкровeнъ. И# глаг0летъ шестоpaлміе кр0ткимъ и3 ти1химъ глaсомъ.

———————————————————————————————

И# по рsду глаг0летъ шестоpaлміе ти1химъ глaсомъ и3 лeгкимъ, к0снw, и3 во ўслhшаніе всёхъ. Сщ7eнникъ же tдaвъ кади1ло и3сх0дитъ и3з8 nлтарS, и3 стои1тъ на nбhчномъ своeмъ мёстэ. [Е#гдa же глаг0летсz шестоpaлміе, тогдA подобaетъ со внимaніемъ слyшанію прилэжaти: покаsніz бо pалмы2 и3сп0лнены сyть, и3 ўмилeніz. Глаг0лемъ же сі‰ pалмы2 со бlгоговёніемъ и3 со стрaхомъ б9іимъ, ћкw самомY бGу неви1димо бесёдующе, и3 молsщесz њ грэсёхъ нaшихъ.] По внегдa же рещи2 предстоsтелю G pалм†: Слaва, и3 нhнэ: ґллилyіа, три1жды, и3 ГDи поми1луй, три1жды. Слaва, и3 нhнэ, без8 покл0нwвъ. И# начнeтъ: ГDи б9е сп7сeніz моегw2: Tх0дитъ сщ7eнникъ пред8 цrкіz с™ы6z двє1ри, творS покл0нъ, возложи1въ на сS є3пітрахи1лій, глаг0летъ мlтвы ќтрєнніz тaйнw, стоS непокровeнъ.

———————————————————————————————

И# глаг0летъ шестоpaлміе со всsкимъ внимaніемъ, не борзsсz, но со стрaхомъ б9іимъ, ћкw самомY бGу бесёдующе неви1димw. И# не и4мать кто2 влaсти шепты6 твори1ти, нижE плю1нути, и3ли2 хрaкнути: но пaче внимaти t pал0мника глаг0лємымъ, рyцэ и3мyще согбeны къ пeрсємъ, главы6 же преклонeны, и3 џчи и3мyще д0лу, сердeчныма nчи1ма зрsще къ вост0кwмъ, молsщесz њ грэсёхъ нaшихъ, поминaюще смeрть, и3 бyдущую мyку, и3 жи1знь вёчную. Въ начaло же Rв-гw pалмA, глаг0летъ їерeй ќтрєнніz мlтвы, стоS непокровeнъ, по nбhчаю.

Великая или Мирная ектения. В разделе, посвящённом  Вечерне уже сказано о ней. Повторим вкратце:  

Великая или Мирная ектения, как правило, открывает всякое богослужение... 

Слово происходит от наречия ἐκτενῶς - прилежно, усердно, ревностно, горячо. 

[Ср. Л.Н.Толстой «Война и Мир» [«Миръ»]

(Том третий. Часть первая. Гл. XVIII):

<…> Дьякон вышел на амвон, выправил, широко отставив большой палец, длинные волосы из-под стихаря и, положив на груди крест, громко и торжественно стал читать слова молитвы:

— «Миром Господу помолимся».

«Миром, — все вместе, без различия сословий, без вражды, а соединенные братской любовью — будем молиться», — думала Наташа.

«Миром, — все вместе…» — общиной, обществом. В одном из черновых вариантов романа Толстой, передавая ощущения Наташи, писал: «Она любила слышать: «Миром Господу помолимся», думая, как она соединяет себя в одно с миром кучеров и прачек....» (т. 14, с. 52).

«О свышнем мире и о спасении душ наших!»

«О мире ангелов и душ всех бестелесных существ, которые живут над нами», — молилась Наташа.

Когда молились за воинство, она вспомнила брата и Денисова. Когда молились за плавающих и путешествующих, она вспомнила князя Андрея и молилась за него, и молилась за то, чтобы Бог простил ей то зло, которое она ему сделала. Когда молились за любящих нас, она молилась о своих домашних, об отце, матери, Соне, в первый раз теперь понимая всю свою вину перед ними и чувствуя всю силу своей любви к ним. Когда молились о ненавидящих нас, она придумала себе врагов и ненавидящих для того, чтобы молиться за них. Она причисляла к врагам кредиторов и всех тех, которые имели дело с ее отцом, и всякий раз, при мысли о врагах и ненавидящих, она вспоминала Анатоля, сделавшего ей столько зла, и хотя он не был ненавидящий, она радостно молились за него как за врага. Только на молитве она чувствовала себя в силах ясно и спокойно вспоминать и о князе Андрее и об Анатоле, как об людях, к которым чувства ее уничтожались в сравнении с ее чувством страха и благоговения к Богу. Когда молились за царскую фамилию и за синод, она особенно низко кланялась и крестилась, говоря себе, что, ежели она не понимает, она не может сомневаться и все-таки любит Правительствующий синод и молится за него.

Окончив ектенью, дьякон перекрестил вокруг груди орарь и произнес:

— «Сами себя и живот наш Христу Богу предадим».

«Сами себя Богу предадим, — повторила в своей душе Наташа. — Боже мой, предаю себя твоей воле, — думала она. — Ничего не хочу, не желаю; научи меня, что мне делать, куда употребить свою волю! Да возьми же меня, возьми меня!» — с умиленным нетерпением в душе говорила Наташа, не крестясь, опустив свои тонкие руки и как будто ожидая, что вот-вот невидимая сила возьмет ее и избавит от себя, от своих сожалений, желаний, укоров, надежд и пороков.

Графиня несколько раз во время службы оглядывалась на умиленное, с блестящими глазами, лицо своей дочери и молилась Богу о том, чтобы Он помог ей.

Неожиданно, в середине и не в порядке службы, который Наташа хорошо знала, дьячок вынес скамеечку, ту самую, на которой читались коленопреклоненные молитвы в Троицын день, и поставил ее перед царскими дверьми. Священник вышел в своей лиловой бархатной скуфье, оправил волосы и с усилием стал на колена. Все сделали то же и с недоумением смотрели друг на друга. Это была молитва, только что полученная из синода, молитва о спасении России от вражеского нашествия.

— «Господи Боже сил, Боже спасения нашего, — начал священник тем ясным, ненапыщенным и кротким голосом, которым читают только одни духовные славянские чтецы и который так неотразимо действует на русское сердце. — Господи Боже сил, Боже спасения нашего! Призри ныне в милости и щедротах на смиренные люди твоя, и человеколюбно услыши, и пощади, и помилуй нас…]

Следом 4 раза поётся стих 117-го Псалма Бог Господь и явися нам… с избранными стихами того же псалма. Четырёхкратность здесь не случайна, символика: 4 евангелиста - 4 стороны света - словно глашатай возглашает радостную весть  о Богоявлении городу и миру.

За неизменным Бог Господь поются изменяемые тропари: некие песнопения, выражающие суть празднуемого события или подвига святого. Поются тропари тех святых или событий, которые празднуются в этот день. 

Кстати, в Бог Господь неизменяемый текст, а вот мелодия переменна, Бог Господь поётся на глас нижеследующего тропаря,  т.е. тем распевом, которым принято петь последующие тропари.

Поются 3 или 4 тропаря или, как принято говорить на клиросе, тропари поются на 3 или на 4, не больше и не меньше.

Тропари всегда «покрываются» Богородичным или Господским текстом, т.е. тропарём посвящённым Богородице. Причём Богородичен (так он называется) тоже в некотором роде текст Господский, Пресвятая Дева прославляется как именно как Богородительница. Таким образом, какой в этом «покрывании» смысл? Вот какой: продлить наше почитание святого или священного события до почитания Бога-Творца. От почитания твари до поклонения Творцу.

Тропарь - это краткая ёмкая словесная икона праздника или святого. 

Вот примеры тропарей Рождества Христова и свт.Николая:

Рождество Твое, Христе Боже наш

воссия мiрови свет разума,

в нем бо звездам служащие

звездою учахуся 

Тебе кланятися Солнцу Правды

и Тебе ведети с высоты

Востока!

Господи, слава Тебе!

Правило веры и 

образ кротости,

воздержания учителя, 

яви тя стаду твоему 

Яже вещей истина [Тот, Кто Истина вещей, явил тебя, Нико́лае, твоему стаду правилом веры и образом кротости, учителем воздержания - Я Есмь Истина]

сего ради стяжал еси смирением высокая, 

нищетою богатая,

отче священноначальниче Николае,

моли Христа Бога

спастися душам нашим.

Кафизмы. Греч. κᾰθίζω - сидеть. Кафизмы полагается слушать сидя.

Кафизм читается 2 или 3. Устав о чтении Псалтири содержится в Типиконе. Уставу о Псалтири посвящена отдельная глава, именно 17-я. Там подробно расписано - когда, сколько и какие псалмы читать. 

Этот устав нужно знать уставщику и чтецу. Нам с вами можно позволить себе этого устава не знать, но общую форму мы обязаны «схватить». Устава в основном два. От Пасхи до отдания Воздвижения читаются одна кафизма вечером и две кафизмы утром. Пример: суббота: Блажен муж… какая кафизма? Правильно: 1-я.

Воскресенье на Утрени (у нас она совершается как правило вечером же следом за Вечерней): 2-я и 3-я. 

Воскресенье вечер - что? Ничего. «Труда ради бденного» кафизма отменяется, можно передохнуть.

Понедельник - утро: 4, 5-я, вечер - 6, 

Вторник - утро: 7, 8, вечер - 9. И так далее. Этот был первый устав. 

Теперь второй.

В другой период года, именно от отдания Воздвижения на Утрени в будни читаются 3 кафизмы: пнд - 4, 5, 6, а вечером? 18-я; вторник - 7, 8, 9 - 18 и т.д. Мы не указываем схемы во всех подробностях за ненадобностью для нас нюансов, которых там предостаточно.

Некогда такие вариации в чтении Псалтири регулировали продолжительность Утрени, с тем, чтобы отдельные моменты службы соответствовали космическим явлениям, явлениям окружащего Божьего мiра, например, восходу солнца, хрестоматийный пример: возглас Слава Тебе показавшему нам свет при появлении первых лучей солнца.

Между кафизмами возглашаются малые ектении, являющиеся сокращением великой: Паки и паки миром… В будничном богослужении, более сдержанном по своему строю, такие ектении не возглашаются, их принято  заменять троекратным Господи, помилуй и Слава, и ныне. Почему я позволяю себе «оцеживать этих комаров»? Потому что мы с вами регулярно отправляем келейное богослужение, хорошо, если бы форма келейного богослужения соответствовала богослужению синаксарному (соборному). Говоря о КАНОНЕ мы уже вспоминали отточия у Пушкина. Эти пропущенные строфы сохраняют нужную динамику текста в целом. Вот и наши с вами молитвословия Господи, помилуй х 3 и Слава, и ныне должно читать для сохранения формы службы. Итак, малая ектения и возглас заменяется Господи, помилуй х 3 и Слава, и ныне.

После возгласа ектении или заменяющих их Господи, помилуй х 3 и Слава, и ныне полагается читать некоторые тексты из Октоиха, или Триоди, или Минеи. Называются они Седальны. Это некие тропари. Некогда их пели.

Почему они так называются? Потому что на седальне можно сидеть. Но седален сам по себе очень краткий текст, дать отдохнуть ногам он едва ли позволит, садятся скорее не для слушания седальна, а для последующего за ним уставного чтения. Оно достаточно продолжительно, чтобы дать отдохновение «смертному сему телеси». Теперь уставных чтений нет. За одним исключением: житие прп.Марии Египетской на службе Стояния есть такое уставное чтение.

А вот какой текст читается в этом месте в субботу 5-й седмицы Великого Поста? Он называется Неседален. Как по-гречески? Правильно: Акафист. «Кафизо» - сижу. Отрицающая «альфа» даёт: не сижу.

В праздничные дни в этом месте совершается обряд полиелея. Как переводится слово «полиелей»? В Типиконе переводится так: «полиелей сиречь многомилостиве». Что это значит? Это значит, что поются полиелейные псалмы, именно 134-й и 135-й, один из которых - 135-й содержит в себе многократно повторяемый рефрен яко в век милость Его,  полиелей - многомилостиве это когдамножество раз поётся милость.

Исповедайтеся Гóсподеви, я́ко блáгъ: я́ко въ векъ ми́лость Егó.

Исповедайтеся Бóгу богóвъ: я́ко въ векъ ми́лость Егó.

Исповвдайтеся Гóсподеви господéй: я́ко въ векъ ми́лость Егó.

Сотвóршему чудесá вéлiя еди́ному: я́ко въ векъ ми́лость Егó.

Сотвóршему небесá рáзумомъ: я́ко въ векъ ми́лость Егó.

Утверди́в­шему зéмлю на водáхъ: я́ко въ векъ ми́лость Егó.

Сотвóршему свети́ла вéлiя еди́ному: я́ко въ векъ ми́лость Егó:

сóлнце во о́бласть днé: я́ко въ векъ ми́лость Егó:

лунý и звезды во о́бласть нóщи: я́ко въ векъ ми́лость Егó.

Порази́в­шему Еги́пта съ пéрвенцы егó: я́ко въ векъ ми́лость Егó:

и извéдшему Изрáиля от­ среды́ и́хъ: я́ко въ векъ ми́лость Егó:

рукóю крепкою и мы́шцею высóкою: я́ко въ векъ ми́лость Егó.

Раздельшему чермнóе мóре въ разделéнiя: я́ко въ векъ ми́лость Егó:

и провéдшему Изрáиля посреде егó: я́ко въ векъ ми́лость Егó:

и истря́сшему фараóна и си́лу егó въ мóре Чермнó­е: я́ко въ векъ ми́лость Егó.

Провéдшему лю́ди своя́ въ пусты́ни: я́ко въ векъ ми́лость Егó.

Порази́в­шему цари́ вéлiя: я́ко въ векъ ми́лость Егó.

И уби́в­шему цари́ крепкiя: я́ко въ векъ ми́лость Егó:

сиóна царя́ Аморрéйска: я́ко въ векъ ми́лость Егó:

и о́га царя́ Васáнска: я́ко въ вкъ ми́лость Егó.

И дáв­шему зéмлю и́хъ достоя́нiе: я́ко въ векъ ми́лость Егó:

достоя́нiе Изрáилю рабý сво­емý: я́ко въ векъ ми́лость Егó.

Я́ко во смирéнiи нá­шемъ помянý ны Госпóдь: я́ко въ векъ ми́лость Егó.

И избáвилъ ны́ éсть от­ врагóвъ нáшихъ: я́ко въ векъ ми́лость Егó:

дая́й пи́щу вся́кой плóти: я́ко въ векъ ми́лосеть Егó.

Исповедайтеся Бóгу небéсному: я́ко въ векъ ми́лость Егó.

В реальности, конечно, редко когда поётся больше 4 стихов из обоих псалмов.

На воскресной всенощной вмето полиелея большую часть года устав предписывает петь Непорочны (так называют псалом 117-й), однако на практике пение здесь Непорочных большая редкость. Вместо них поётся полиелей, а за ним Тропари по… Непорочнах, которые никогда не поются. Почему так - для меня загадка. Псалом велик по объёму? да. Но что мешает его сократить скажем до избранных стихов как сокращены те же псалмы полиелейные? М.б. Непорочны ассоциируются с заупокойной службой и теперь не сочетаются у нас с праздничностью воскресной всенощной? Но ведь сам псалом не имеет ничего  собственно заупокойного, его пение на службах вселенских и родительских суббот торжественно и даже радостно, оно полно света, как и облачения священнослужителей - белые! В общем, мы имеем дело с некоторым недоразумением, каких накопилось изрядно. 

Типикон предписывает петь Непорочны так: и3 поeмъ непор0чны, на глaсъ є7: въ ни1хже кади1тъ їерeй. Воскресные тропари по Непорочнах тоже поются 5 гласом. Пение псалмов на 5 глас и последующих тропарей тем же распевом получается т.о. связным.

Вот пример пения Непорочных. Взяты избранные стихи псалма, часть из них пропета, часть читается чтецом:

 (загрузить)

Далее говорится малая ектения Паки и паки миром Господу помолимся, читается краткий тропарь с названиеи ипакои (внимание, это единственное число!), тема его воскресная. Затем поются т.н. степенны антифоны (о них расскажем отдельно).

 (загрузить)

50-й псалом. В приходской практике его отчего-то часто опускают.

Канон. Самая внушительная часть Утрени. О самом жанре мы уже говорили.

Добавим несколько слов о структуре канона в службе.

Каноны представляют все темы богослужебного дня.

Например: 

воскресенье: Канон воскресный // Крестовоскресный // Богородичен (Октоих) // святого дня года (Минея) - у чтеца на аналое лежат эти 2 книги: Октоих и Минея.

 (загрузить)

Случается, что святых дня два. Тогда каждому из них читается по канону, а один из Октоиховых канонов опускается. 

Почему? 

Потому что служба дня года случается как правило единожды в году, а Октоих повторяется несколько раз за год. Потому-то Октоих уступает место Минее как более редкой.

А если святых дня 3 и больше. Тогда мы вынуждены выбрать только 2-х, а каноны прочим прочесть или в иной день, или на иной службе, или просто опустить.

Канон делится на 3 части: с 1-й по 3-ю песни, с 3-й по 6-ю, с 7-й по 9-ю. Паузы между этими триадами заполняются малой ектенией, седальнами, иной раз кондаками с икосами. Иногда здесь случается такая редкая строфа как «ипакои» (единственное число!). В слав. переводе жанровые особенности утеряны, все эти тексты для нас никак теперь не различаются. 

На 9-й песни мы поём Песнь Богородицы с припевом Честнейшую. Хорошо, когда, пение это респонсорно. Запев поёт, скажем хор или канонарх, а припев - все. Хорошо также, если самы запевы поются антифонно, т.е. попеременно на двух клиросах, а людие все вместе поют припевы

 (загрузить)

По 9-й песни исполняются светильны (тема света) и экзапостиларии (ἐξαποστέλλω - высылать, посылать, отправлять). И эти тропари теперь просто вычитываются, ничем в этом смысле - способе исполнения - не отличаясь от седальнов, ипакои. Разве что на буднях Великого Поста исполнение светильнов может быть несколько иным, да на Страстной экзапостиларии могут петься канонархом (или трио), о чём будет рассказано в своём месте.

Свят Господь Бог наш - это что-то вроде воскресного светильна, хотя по форме он исполняется как прокимен.

 Стихиры «на хвалитех». Т.е. на хвалитных псалмах. Какие псалмы хвалитные? Последние псалмы: 148, 149 и 150-й.

Отметим, что начали мы Всенощную с 1-го псалма, а заканчиваем последними. Это напоминает нам «те давние-давние годы, когда ещё» Псалтирь прочитывалась полностью в течение одной службы.

Принцип пения аналогичен уже знакомым нам псалмам «воззваховым» на Вечерне, т.е. псалмам на Господи, воззвах.

Поётся Псалтирь, а к какому-то числу стихов Псалтири припеваются тексты, посвящённые празднуемому событию или святому. 

Вообще-то псалмы нередко полагается петь. На Господи, воззвах - по Уставу всегда. В приходской практике их  вместо пения вычитывают, ещё чаще и вовсе опускают, после начальных запевов стихир сразу же переходя к последним стихам.

Число стихир на хвалитех 8, 6 или 4. 

Чётное число не случайно, предполагается антифонное  - попеременное: левым и правым хором - пение. 

Пример: 

Ѓще ќбw є4сть недёлz, и3ли2 вLчній прaздникъ, и3ли2 с™hй, и3мёzй вели1кое славосл0віе, поeтсz си1це, Всsкое дыхaніе, въ прилучи1вшійсz глaсъ: 

Всsкое дыхaніе да хвaлитъ гDа.

Хвали1те гDа съ нб7съ, хвали1те є3го2 въ вhшнихъ.

ТебЁ подобaетъ пёснь бGу.

Вторhй ли1къ: 

Хвали1те є3го2 вси2 ѓгGли є3гw2, хвали1те є3го2 вс‰ си6лы є3гw2.

ТебЁ подобaетъ пёснь бGу. 

Хвали1те є3го2 с0лнце и3 лунA, хвали1те є3го2 вс‰ ѕвёзды и3 свётъ. Хвали1те є3го2 нб7сA нб7съ, и3 водA ћже превhше нб7съ, да восхвaлzтъ и4мz гDне. Ћкw т0й речE, и3 бhша: т0й повелЁ, и3 создaшасz. Постaви | въ вёкъ, и3 въ вёкъ вёка: повелёніе положи2, и3 не ми1мw и4детъ. Хвали1те гDа t земли2 ѕмjевє, и3 вс‰ бє1здны: Џгнь, грaдъ, снёгъ, г0лоть, дyхъ бyренъ, твор‰щаz сл0во є3гw2: Г0ры и3 вси2 х0лми, древA плодонHсна, и3 вси2 кeдри: ѕвёріе и3 вси2 ск0ти, гaди и3 пти6цы перн†ты: цaріе зeмстіи, и3 вси2 лю1діе, кнsзи, и3 вси2 судіи6 зeмстіи: Ю$нwши и3 дBвы, стaрцы съ ю4нотами да восхвaлzтъ и4мz гDне: ћкw вознесeсz и4мz тогw2 є3ди1нагw. И#сповёданіе є3гw2 на земли2 и3 на нб7си2, и3 вознесeтъ р0гъ людeй свои1хъ. Пёснь всBмъ прпdбнымъ є3гw2, сыновHмъ ї}лєвымъ, лю1демъ приближaющымсz є3мY.

Восп0йте гDеви пёснь н0ву, хвалeніе є3гw2 въ цRкви прпdбныхъ. Да возвесели1тсz ї}ль њ сотв0ршемъ є3го2, и3 сhнове сіHни возрaдуютсz њ цRЁ своeмъ: да восхвaлzтъ и4мz є3гw2 въ ли1цэ, въ тmмпaнэ и3 pалти1ри да пою1тъ є3мY. Ћкw бlговоли1тъ гDь въ лю1дехъ свои1хъ, и3 вознесeтъ крHткіz во сп7сeніе. Восхвaлzтсz прпdбніи во слaвэ, и3 возрaдуютсz на л0жахъ свои1хъ. Возношє1ніz б9іz въ гортaни и4хъ, и3 мечи2 nбою1ду nстры2 въ рукaхъ и4хъ: Сотвори1ти tмщeніе во kзhцэхъ, њбличє1ніz въ лю1дехъ: Свzзaти цари2 и4хъ пyты, и3 сл†вныz и4хъ ручнhми nкHвы желёзными.

T здЁ начинaемъ стіхи6ры на ѕ7: 

Сотвори1ти въ ни1хъ сyдъ напи1санъ: слaва сіS бyдетъ всBмъ прпdбнымъ є3гw2.  

Хвали1те бGа во с™hхъ є3гw2, хвали1те є3го2 во ўтвержeніи си1лы є3гw2.

На д7: Хвали1те є3го2 на си1лахъ є3гw2, хвали1те є3го2 по мн0жеству вели1чествіz є3гw2. Хвали1те є3го2 во глaсэ трyбнэмъ, хвали1те є3го2 во pалти1ри и3 гyслехъ. Хвали1те є3го2 въ тmмпaнэ и3 ли1цэ, хвали1те є3го2 во стрyнахъ и3 nргaнэ. Хвали1те є3го2 въ кmмвaлэхъ доброглaсныхъ. хвали1те є3го2 въ кmмвaлэхъ восклицaніz. Всsкое дыхaніе да хвaлитъ гDа.

Ѓще є4сть недёлz, по стіхи1рахъ,  

Слaва, стіхи1ра є3ђльскаz. 

Эта стихира называется так потому, что перепевает рядовое евангельское чтение. Подробнее - 14.4.2.

После евангельской стихиры: 

И# нhнэ, настоsщій бGор0диченъ: 

Пребlгословeнна є3си2 бцdе дв7о, вопл0щшимъ бо сz и3з8 тебE ѓдъ плэни1сz, ґдaмъ воззвaсz, клsтва потреби1сz, є4vа свободи1сz, смeрть ўмертви1сz, и3 мы2 њжи1хомъ. тёмъ воспэвaюще вопіeмъ: бlгословeнъ хrт0съ бGъ бlговоли1вый тaкw, слaва тебЁ. 

Затем мы слышим Великое Славословие (на всенощном бдении или на полиелейной и славословной службах). Оно поётся.

На вседневной службе Славословие читается и оно называется Вседневным. В Часослове оба Славословия соседствуют, что время от времени приводит к тому, что неопытные или нерадивые чтецы начинают читать вместо вседневного великое и в том месте, где тексты их начинают различаться, прихожане могут услышать сначала растерянность, а вскоре и панику такого горе-чтеца.

Окончание Утрени с Великим Славословием называется праздничным. Такое окончание мы слышим на любой службе - как выражаются уставщики - «с красным знаком», именно на бденной, полиелейной или славословной.

После Славословия - Тропарь праздника или Святого, покрываемый Богородичным. Тропарь Рождества, поемый ныне, не требует «покрытия», поскольку он сам «господский», т.е. посвящён Господу, и им «покрывают» тропари святых.

Возглашаются ектении: 

т.н. сугубая (на самом деле трегубая - тройная) или, как её ещё называют, «прилежного моления» и просительная (…у Господа просим). Завершается Утреня так:

Діaконъ: Премyдрость.

Ли1къ: Бlгослови2.

Сщ7eнникъ: Сhй блгcвeнъ хrт0съ бGъ нaшъ, всегдA, нhнэ и3 при1снw, и3 во вёки вэкHвъ.

Ли1къ: Ґми1нь.

Ўтверди2 б9е, бlгочести1вэйшаго, самодержaвнэйшаго вели1каго гDрz нaшего їмперaтора ніколaz ґлеxaндровича, и3 с™yю правослaвную вёру, правослaвныхъ хrтіaнъ во вёкъ вёка.

Сщ7eнникъ: Прес™az бцdе, спаси2 нaсъ.

Ли1къ: Честнёйшую херув‡мъ:

Сщ7eнникъ: Слaва тебЁ хrтE б9е, ўповaніе нaше, слaва тебЁ.

Ли1къ: Слaва, и3 нhнэ: ГDи поми1луй, три1жды. Бlгослови2.

Сщ7eнникъ твори1тъ tпyстъ, въ недёлю: 

Воскресhй и3з8 мeртвыхъ хrт0съ и4стинный бGъ нaшъ, моли1твами пречcтыz своеS м™ре, с™hхъ слaвныхъ и3 всехвaльныхъ ґпcлwвъ,

святых храма и дня, 

и3 всёхъ с™hхъ, поми1луетъ и3 спасeтъ нaсъ, ћкw блaгъ и3 чlвэколю1бецъ.

Тaже, многолётіе. 

И# чтeцъ глаг0летъ чaсъ №-й: 

В  конце 1 Часа, а точнее, всего собрания, поётся кондак праздника Благовещения Взбранной Воеводе, поётся он по традиции, Типикон ничего не говорит о таком пении. Теперь иногда (в попразднства двунадесятых праздников) Взбранной заменяется на кондак праздника. 

О Взбранной следует сказать несколько слов.

Кондаком Взбранной открывается также прекрасный Акафист Богородице, пению которого посвящён особый день, именно Суббота 5-й седмицы Великого Поста, она так и называется - Суббота Акафиста. 

Этот Акафист - первоисточник всех последующих акафистов, к сожалению, очень многие из которых - «последнейшие» - нередко знаменуют собою упадок этого жанра церковной гимнографии. 

Создание самого кондака Взбранной весьма точно датировано, оно связано с чудесным избавлением Константинополя от нашествия  персов и аваров (626 год). Этим во многом объясняется его содержание. Впрочем теперь по прошествии стольких веков оно не исчерпывается избавлением только  Константинополя  и только от нашествия  и только персов и аваров. Благодарственное пение яко избавльшеся от злых давно вышло из берегов конкретного исторического события.

Необходимо дать перевод Взбранной, поскольку синтаксис первоисточника и в случае этого прекрасного текста вызывает у русского читателя недоразумения.

Прежде всего попробуем расположить строки славянского перевода кондака наглядно. 

Взбрaнной воев0дэ 

побэди1тєльнаz, 

ћкw и3збaвльшесz t ѕлhхъ, 

бlгодaрствєннаz 

восписyемъ ти2 раби2 твои2, бцdе: 

но ћкw и3мyщаz держaву непобэди1мую, t всsкихъ нaсъ бёдъ свободи2, да зовeмъ ти2: рaдуйсz, невёсто неневёстнаz.

Теперь дерзнём проставить привычные для русского языка знаки препинания, соответственно этим знакам распорядимся заглавными буквами в тексте:

Взбранной Воеводе

победительная, 

яко избавльшеся от злых, 

благодарственная 

восписуем Ти раби Твой, Богородице!

Но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, 

да зовем Ти: 

радуйся, Невесто Неневестная!

 

Отметим, что Взбранной Воеводе - единственное число, а победительная и 

благодарственная - число множественное. Кроме того, Взбранной Воеводе и

победительная и благодарственная  стоят в разных падежах: дательный - "кому?" и винительный - "что?".

Наше пение одной строкой Взбранной Воеводе победительная даёт повод смешивать числа и падежи, а также

повод понимать эти слова как именительный, а точнее, если говорить о славянском, как звательный падеж, попросту говоря, как обращение, что во всяком случае есть неточность.

Для большей ясности перескажем кондак по-русски:

Непобедимой <во бранех>  Воеводе (Воительнице, Предводительнице, στρατηγῷ - «стратиго»)

победительные <песни>

<мы> избавившиеся от зол (грозящих нам опасностей, от страхов, ужаса перед лицом угрозы и т.д.), 

<и > благодарственные <песни> 

пишем (своим пением; воспеваем) Тебе <мы> рабы Твои, Богородице!

Дальнейший текст не требует перевода.

Но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, 

да зовем Ти: 

радуйся, Невесто Неневестная!

Для ещё большей ясности ещё изменим и порядок слов на более привычный нам:

Непобедимой <во бранех>  Воеводе

победные <и> благодарственные <песни>

воспеваем <мы> рабы Твои Тебе, Богородице, так как избавлены <Тобою> от злых.

 

Или ещё понятнее:

Тебе, Богородице, Непобедимой <во бранех>  Воеводе

<мы> рабы Твои

воспеваем победные <и> благодарственные <песни>,

так как избавлены <Тобою> от злых. 

Тебе, Богородице - вот это как раз обращение, звательный падеж, поскольку его в русском нет (обращение есть, а падежа нет), придется передать его так: 

Тебе, Богородица,х>  Воеводе

<мы> рабы Твои

воспеваем...


Автор: Администратор
Дата публикации: 26.10.2017

Отклики (482)

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.