Простeрлъ є3си2 на кrтЁ хrтE дл†ни, человёчество собирaz къ твоемY познaнію, и3 копіeмъ твои6мъ рeбрwмъ пробости1сz претерпёлъ є3си2, и3сточи1въ нaмъ и3ст0чникъ сп7сeніz, воспэвaющымъ: да бlгослови1тъ твaрь всS гDа, и3 превозн0ситъ во вс‰ вёки.

Утреня пятницы 5-й седмицы



17.0.1 = 3.3. Пищевой пост

17.4.1 Пищевой пост

Прежде всего два слова о правилах пищевого поста, вопрос «что можно, а чего нельзя» среди прихожан продолжает оставаться излюбленным. Представим эти «что можно-чего нельзя» в виде простой схемы:

1. вкушать можно всё;

2. вкушать можно всё, кроме мясной пищи (например, в Сырную седмицу, она же - Масленица);

3. воздерживаемся от мяса, молочных продуктов, яиц;

4. воздерживаемся и от рыбы;

5. воздерживаемся от икры;

6. воздерживаемся от морепродуктов;

7. воздерживаемся от елея;

8. воздерживаемся от вина;

9. воздерживаемся от варёной пищи;

10. воздерживаемся от всякой пищи вообще.

Или  то же в обратном порядке:

1. полное воздержание от пищи (таков евхаристический пост, перед причащением отнюдь ничего не подобает ясти);

2. сухоядение (сырые овощи, хлеб);

3. варение (варёная пища);

4. варение с елеем;

5. вино: вино же пием во славу Божию;

6. морепродукты;

7. икра (Лазарева суббота);

8. рыба (Благовещение, Неделя Ваий);

9. молочные продукты, яйца;

10. мясные продукты.

Напомню, что это только «кулинарная» точка зрения, недооценивать её важность не следует, не следует, однако, и преувеличивать. С литургической точки зрения, пост - это когда нет литургии. Когда литургия совершается - это в любом случае праздник, пусть даже пища предписана самая скромная-постная, а не скоромная.

Несколько глав Типикона посвящены посту. Вот общее предписание (это 33-я глава):

Њ взак0неныхъ постёхъ, ±же соб0рнаz цRковь предадE правосл†внымъ хrтіaнwмъ, (с™hхъ ґпcлъ прaвило …f)

Ѓще кто2 є3пcкпъ, и3ли2 пресвЂтеръ, и3ли2 діaконъ, и3ли2 чтeцъ и3ли2 пэвeцъ, с™hz вели1кіz м7-цы не пости1тсz, и3 всsкіz среды2 и3 пzткA всегw2 лёта, кромЁ нeмощи, да и3звeржетсz, люди1нъ же да tлучи1тсz.

Сказaніе. Зри2, ћкw прaвило с™hхъ ґпcлwвъ, с™yю четыредесsтницу, и3 всsкую срeду и3 пzт0къ всегw2 лёта, рaвнw законоположи2 п0стъ, ћкоже во с™yю м7-цу kди1мъ, тaкожде и3 въ срeду и3 пzт0къ всегw2 лёта, кромЁ нeмощи и3 прaздника. Глаг0летъ бо прaвило: ћкw не постsйсz въ си1хъ, сщ7eнникъ ќбw и3звергaетсz, мірскjй же tлучaетсz t причащeніz на врeмz.

Первая седмица является самой строгой с точки зрения пищевого воздержания. В правилах пощения на 1-й седмице согласны не все уставы, встречаются правила более-менее мягкие, встречаются и более-менее жёсткие. 

Наш Типикон предлагает различные варианты, из них самый жёсткий: в понедельник и вторник полностью воздержаться от пищи. Послабления делаются только старым и немощным монахам (о мирянах, вынужденных ходить на работу и вести дом и семью, речь здесь, разумеется, не идёт), и только со вторника. 

[гл+а lв] T прaвилъ с™hхъ ґпcлъ, и3 с™hхъ nтє1цъ, њ с™ёй вели1цэй четыредесsтницэ, ±же д0лженъ всsкій хrтіaнинъ nпaснw храни1ти. 

Во с™yю и3 вели1кую четыредесsтницу, №-z недёли пeрвый дeнь, сjесть въ понедёльникъ, tню1дъ ћсти не подобaетъ, тaкожде и3 во вторhй. 

Въ срeду же по совершeніи преждесщ7eнныхъ, трапeза поставлsетсz, и3 kди1мъ хлёбъ тeплъ, и3 t снёдей nв0щныхъ тeплыхъ, даeтсz же и3 ўкр0пъ съ мeдомъ. 

Не могyщіи же сохрани1ти двY днeй пeрвыхъ, kдsтъ хлёбъ, и3 квaсъ по вечeрни, во вт0рникъ: Под0бнэ же и3 стaріи творsтъ. 

Въ суббw6ты же и3 недBли разрэшaемъ на є3лeй т0чію, и3 віно2. 

В 49-й же главе предлагается более мягкий вариант пощения в 1-ю седмицу, вот пример:

Могyщіи же да пребyдутъ постsщесz до пzткA. С™hz же горы2 ўстaвъ въ пeрвый ќбw дeнь tню1дъ не повелэвaетъ ћсти.

Во вт0рникъ же, въ срeду, и3 въ четверт0къ ћсти подобaетъ по є3ди1ной лjтрэ хлёба, и3 в0ду, и3 и4но ничт0же, рaзвэ с0ли трeбуz съ хлёбомъ.

На буднях последующих седмиц предписано сухоядение единожды в день. В субботы, воскресенья и праздники (в этом году - 2014 - оба предписанных Типиконом полиелейных праздника выпадают на субботы/воскресенья) дозволяется варение (разумеется не «малиновое» или «смородиновое», но «то, что сварено», варёная пища, т.е. приготовленная на огне) с елеем и вином. Как уже говорилось, допускается в эти дни вкушение и «гад морских», и так называемых «черепокожных». В Лазареву субботу - икра. В Благовещение (если только оно не пришлось на Страстную, в текущем году - нет, не пришлось) и Цветную неделю - рыба.

Въ пр0чихъ же седми1цахъ пости1мсz, до вeчера є7 днeй, и3 kди1мъ сухоzдeніе, кромЁ суббHтъ и3 недёль: 

рhбы же во всю2 с™yю четыредесsтницу никaкоже дeрзнемъ ћсти, кромЁ прaздника бlговёщеніz прес™hz бцdы, и3 недёли цвэтон0сныz. 

[следующая 33-я глава расписывает правило воздержания в Благовещение детально: 

Бlговёщеніе же, въ к0й ќбw дeнь бyдетъ с™aгw постA до недёли цвэтон0сныz,

- это как раз вариант текущего 2015 года - 

разрэшaемъ на рhбу и3 віно2, kди1мъ же є3ди1ною днeмъ, кромЁ суббHты, и3 недёли. Въ вели1кую же недёлю, ѓще случи1тсz до вели1кагw четверткA, разрэшaемъ на є3лeй и3 віно2. Въ вели1кій же пzт0къ, на віно2 т0чію]

Въ пzт0къ №-z недёли, и3 въ срeду вели1кагw канHна, и3 въ вели1кій четверт0къ, ѓще нёцыи ўстaвы и3 повелэвaютъ на є3лeй разрэшaти, но не твори1тсz за чeстность днeй. 

Въ нaвечеріе же прaздника бlговёщеніz, 

прeжде суббHты с™aгw првdнагw лaзарz, разрэшaемъ на є3лeй и3 віно2. 

И# ѓще монaхъ с™yю четыредесsтницу свои1мъ лaкомствомъ разори1тъ, є4же ћсти рhбу, кромЁ прaздника бlговёщеніz, и3 недёли цвэтон0сныz, то2 не причасти1тсz с™hхъ т†инъ и3 на с™yю пaсху: по друзjи двЁ недBли покaетсz, ґ покл0нwвъ на дeнь, и3 на н0щь ™.

В 35-й главе [гл+а lє] Разсуждeніе њ ћстіи и3 питіи2 имеется замечательная оговорка, которой и нам хорошо бы иной раз руководствоваться:

Ѓще ли нёкое ўтэшeніе t нёкоегw хrтолюби1ва бyдетъ, и3 за є4же не њпечaлити принeсшаго, по нyжди мёру њставлsти, и3 сE пaки, не без8 разсмотрeніz и3 безпечaльнэ: но полeзнэйшее твори1ти во слaву б9ію. 

Ѓще ли не тaкw случи1тсz, всегдA ўчинє1нныz дни6, тёмиже мёрилы и3 мёрами, њ сhрэ и3 мaслэ, и3 пр0чими подобaетъ питaтисz


Автор: Администратор
Дата публикации: 07.04.2015

Отклики (482)

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.