Хrт0ву кни1гу њдушевлeнную, запечатлённую тS д¦омъ, вели1кій ґрхaгGлъ чcтаz, зрS возглашaше ти2: рaдуйсz, рaдости пріsтелище, є4юже прамaтернzz клsтва разрэши1тсz.

Суббота Акафиста



17.3. Недели Великого поста.

17.2. Недели Великого Поста

Мы рассмотрели структуру приготовительного в Великому Посту периода, он (период) в решающей степени определяется литургическими темами Недель: о Мытаре и Фарисее, о Блудном, о Страшном Суде, Изгнания Адамова. Седмица, последующая Мытаревой Неделе просто не имеет «своих» служб в Триоди. То же можно сказать о следующей седмице, Мясопустная Вселенская заупокойная суббота, формально завершающая седмицу о Блудном, вполне автономна, вместе с Троицкой субботой она образует свой ряд в рамках периода Триоди в целом. Только Сырная седмица содержит в Триоди службы на каждый день, но и те вполне «эмансипированы» от Недельной тематики, они «смотрят» скорее вперёд - в грядущий Пост, нежели назад в прошедшее Воскресенье. Вот пример взятый навскидку: тропарь трипеснца Сырного понедельника:

СвBтлаz предпр†зднства воздержaніz, свBтлаz предп{тіz постA днeсь. тёмже стецeмсz въ надeждэ брaтіе, и3 ўсeрдіи мн0зэмъ.

Итак, Сырная седмица существует «сама по себе», она есть именно пред-празднство Поста, но никак не по-празднство прошедшей или пред-празднство наступающей Недели. Хотелось бы отдельные её тексты трактовать как развитие темы Страшного Суда, например: 

Nгнs мz и3схи1ти, и3 чeрвіz сп7се неусыпaющагw, покаsніz прилэжaніемъ њчищeнна...

или Изгнания Адамова (напомню: темой Сыропустного воскресенья, которым венчается описываемая седмица является Адамово Изгнание):

Ґдaму прaoтцу преступлeніемъ поревновaвъ, и3згнaнъ бhхъ t слaдости њкаsнный. тёмже припaдаю ти2 въ покаsніи и3 плaчи: гDи, сп7си1 мz.

Однако на такую трактовку у нас нет достаточных оснований, соответствующие тексты единичны, доминирует тема предстоящего постного подвига.

И Суббота Сырная - память всех преподобных отцов в подвизе просиявших - тоже вполне самодостаточна.

Несколько иное дело Недели великопостные. Их разнообразные взаимоотношения с седмицами  предшествующими и последующими будут показаны в лекции о Седмицах Великого Поста (см. 17.4.1-7).

Здесь же ограничимся только Неделями, а также отошлём наших слушателей (и читателей) к нескольким общим замечаниям относительно Поста (см. 17.0.1 (3.3.) Великий пост)

Недели Великого Поста ныне имеют литургическими темами:  

  • Торжество Православия - 1-я; 
  • память свт. Григория Паламы - 2-я; 
  • 3-я Неделя Крестопоклонная; 
  • 4-я: память прп. Иоанна Лествичника; 
  • 5-я: прп. Марии Египетской.                                                      

Следующая Неделя - Цветная, Цветоносная, Неделя Ваий, Вербное воскресенье есть праздник, постом он, строго говоря не является. Равно как и Лазарева суббота, совершаемая накануне.  

Однако, Триодь сохранила в себе и более ранние «культурные слои». Тема Торжества Православия датируется серединой IX века, провозгласивший иконопочитание VII Вселенский собор состоялся в 787 году, однако только в 843 году иконоборчество было окончательно преодолено, тогда и был установлен праздник Торжества Православия, до этого 1-я Неделя была посвящена памяти пророков. Эта тема ныне не декларируется, но она как культурный слой сохранилась в Триоди наряду со стихирами иконопочитания. Вот примеры:

ТS непостижи1маго, прeжде денни1цы безначaльнw и3з8 невещeственнагw возсіsвшаго, безпл0тнагw же чрeва роди1телева, прbр0цы гDи, твои1мъ д¦омъ вдохновeни, прорек0ша...

Сл0вомъ тS проповёдавшіи бGоглаг0ливіи прbр0цы... 

(из стихир на Господи, воззвах).

А на повечерии в 1-е воскресенье ВП имеется целый канон пророкам. Так открываешь Триодь, смотришь - отчего вдруг такой канон?  А вот отчего...

Во второе воскресенье празднуется ныне память святителя Григория Паламы, а вместе с ним прославляется его научный богословский подвиг: Палама взял верх в знаменитых паламитских спорах о нетварном свете, о божественных энергиях, о возможности богопознания. "Научный богословский подвиг", вероятно, не самый удачный оборот: свт. Григорий не был "кабинетный", "научный" богослов, он был просто  б о г о с л о в  и учил тому, что во-1х) есть Предание (с большой буквы! достаточно сказать, что предшествующими звеньями в разработке этой темы были свт.Григорий Богослов, Дионисий Ареопагит, прп.Максим Исповедник, прп.Симеон Новый Богослов) и что во-2х) знал опытно (и знали опытно перечисленные святые отцы). Фессалонитский святитель жил в XIV веке, до его прославления темой этого 2-го великопостного воскресенья была притча о Блудном Сыне. Да, именно притча о Блудном. Впоследствии чтение этой притчи было перенесено на подготовительный к посту период. Однако значительная часть текстов сохранилась в службе 2-й Недели Поста, а вместе с ними сохранилась и тема Блудного сына. В качестве примера приводим первые же три тропаря из канона Триоди:

Воспріeмше тeплыми слезaми, блyднагw глaсъ, тебЁ nц7Y всёхъ и3 бGу припaдаемъ, вопію1ще: ћкw согрэши1хомъ t тебE ўдали1вшесz, и3 блудY раб0тавше, пріими2 нaше покаsніе.

Цaрское преwби1дэвъ бlгор0діе, є4же даровaлъ є3си2 мнЁ, менE рaди сл0ве, человёкъ бhвый: лю1тэ њсуди1хсz ўгоди1ти свиніsмъ, грэх0внымъ вкyсомъ: но пощади2 мS сп7се, млcрдіемъ твои1мъ.

На колёну пaдающа мS, ћкоже пeрвэе блyднаго вLко гDи, ты2 притeкъ пріими2, и3 рукaма њб8eмъ, подaждь ми2 w4бразы твоегw2 сп7сeніz, вмёстw наeмника человэколю1бче, пaки твоего2 сhна сотворsz.

Имеются такие тропари и в будни последующей 3-й седмицы, каковая т. обр. может быть рассматриваема как попразднство 2-й Недели. На седмице проходит большое множество тем, но тема Блудного всё же доминирует. 

[В прошедшую неделю вечера, читая канон на Повечерии, мы обратили внимание на эту тематику Блудного сына, потому посвящаем примерам так много места].

Итак, вот они примеры:

И#мёzй ћкw бGъ ми1лостивное, кaющасz пріими2 мS, и3жди1вшаго житіE моE блyднw, вопію2 ти2: согрэши1хъ, клеветникHвъ не трeбую, стyдъ дёлъ мои1хъ приносS.

Снёдь њстaвль ѓгGльскую, ўпод0бихсz скотHмъ, внегдA питaтисz сквeрною ѕл0бою: но ќбw њбращaющасz пріими2 мS, ћкw є3ди1наго t нає1мникъ твои1хъ, нбcный џ§е... 

(тропари 1й песни Трипеснца в понед. 3й седмицы).

И#жди1въ богaтство nтeческое со блудни1цами, и3згнaнъ бhхъ t преддвeрій бlгодaти nкаsнный: но пріими1 мS џ§е, за безчи1сленную млcть... 

Nтeческагw сокр0вища, и3мёніz чyднагw, мaтере всёхъ послужи1вшихъ вLцэ хrтY, пріиди1те наслади1мсz брaтіе постA: и4бо сeй ўкрэплsетъ тёло, и3 просвэщaетъ ќмъ и3 сeрдце.

(тропари 8-й песни).

T твоеS ўдали1вшасz џ§е любвE, и3 в0льными стремлeньми сластeй порабощeна, њбращaющасz ћкw блyднаго пріими2: є3ди1нъ бо є3си2 многомлcтивъ... 

(9-й).

ВсE житіE моE стyднw и3жди1въ гDи, со блудни1цами nкаsнный, ћкоже блyдный ўмилeніемъ зовY: џ§е нбcный, согрэши1хъ, њчи1сти и3 сп7си1 мz, и3 не tри1ни менE самогw2 t тебE ўдали1вшасz, и3 б9eственными дёлы нhнэ њбнищaвшагw...

(стихира на Господи, Воззвах в пнд вечера).

Џ§е бlгjй, t всёхъ ±же дaлъ ми2 є3си2, њбнажи2 мS безyміе моE: ўдали1хсz t тебE, и3 пораб0тахъ стрaнному граждани1ну, живHтнаz мє1рзкаz пас0хъ, и3 ни тёхъ пи1щи насhтихсz. тёмже притек0хъ къ тебЁ, вёдый твоE бlгоутр0біе: покрhй мою2 наготY человэколю1біемъ твои1мъ, и3 сп7си2 мS... 

(стихира на стиховне в пнд вечера).

Присв0илъ мS є3си2 бaнею крещeніz, пребlгjй џ§е, богaтствомъ всsкимъ ўкраси1въ д0брыхъ: но пораб0тахъ хотS неплHднымъ помыслHмъ, тёмже њбнищaхъ... 

(песнь 2-я Трипеснца вторника).

Согрэши1хъ, и3сповёдаюсz тебЁ гDи, блyдный ѓзъ, не смёю на нб7о воззрёти nчи1ма, tтyду бо tпaдъ, бhхъ nкаsненъ: согрэши1хъ на нб7о и3 пред8 тоб0ю, и3 нёсмь дост0инъ нарещи1сz сhнъ тв0й, самого2 себE tрицaю, не трeбую њглаг0льникwвъ, нижE пaки свидётелей: и4мамъ њбличaющій мS блyдъ, и4мамъ њбличaющее ѕл0е житіE, и4мамъ посрамлsющую њдержaщую мою2 наготY, къ срамотё же р{бы, и4миже њдёzнъ є4смь. бlгоутр0бне џ§е, сн7е є3динор0дный, дш7е с™hй, кaющасz мS пріими2, и3 поми1луй мS

(стихира на стиховне вторника утра).

Nц7A тS создaтелz написaти дерзaю гDи, жив0тное сhй земнор0дное, твоегw2 причащazсz w4браза, ѓще и3 сын0вства погрэши1хъ, блyднw пожи1въ, и3 забвeніемъ твои1хъ дарHвъ и3жди1въ богaтство. да не ќбw tречeши мS, твоемY бlговоли1вый сн7у є3динор0дному, кrтъ менE рaди пл0тію и3 смeрть претерпёти: но ўбlжи1въ присв0й къ себЁ чlвэколю1бче... 

(стихира на стиховне вторника вечера).

Въ чeсти сhй сыновствA, nц7A бlгaгw несмhсленный ѓзъ не разумёхъ: но себE слaвы лиши1хъ, богaтство ѕлЁ и3жди1въ бlгодaти. недостaточествуемь же б9eственныz пи1щи, ласкaтель бhхъ сквeрному граждани1ну, t негHже п0сланъ бhхъ въ душетлённое є3гw2 село2, живhй блyднw, пас0мь бhхъ со скоты2, и3 сластeмъ раб0таz не насыщaхсz: но њбрaщьсz вопію2 бlгоутр0бному и3 щeдрому nц7Y: на нб7о и3 пред8 тоб0ю согрэши1хъ, поми1луй мS... 

(среда утро на стиховне).

Блyднw расточи1хъ n§еское моE богaтство, пyстъ бhхъ, во странЁ всели1хсz лукaвыхъ грaжданъ, и3 безсловє1снымъ ўпод0бихсz несмhслєннымъ скотHмъ, и3 всsкіz њбнажи1хсz б9eственныz бlгодaти. тёмже њбрaщьсz вопію2 тебЁ бlгоутр0бному и3 щeдрому nц7Y: согрэши1хъ, пріими2 мS кaющасz б9е, и3 поми1луй мS.

Въ странY блyдный tшeдъ ѕл0бы, ѕлЁ и3жди1хъ є4же ми2 џ§е бlгоутр0бне, богaтство дaлъ є3си2, и3 глaдомъ тaю бlги1хъ дёлъ, и3 студ0мъ преступлeніz сE њдёzхсz, бlгодaти б9іz њбнажazсz, и3 зовy ти: согрэши1хъ, вёмъ бо твою2 бlгость, пріими2 мS ћкw є3ди1наго, щeдре, t наeмникwвъ твои1хъ хrтE, ґпcтwлъ молeньми возлю1бльшихъ тS.

(среда вечер Господи, воззвах).

Стремлeніємъ безмBстнымъ послёдовахъ ўмоврeднw, и3 внЁ себE вeсь бhхъ, сластьми2 жест0кими питaемь, и3 сп7си1тельныz лишaемь снёди блyдный: хrтE ўщeдри, и3 сп7си2 мS.

(песнь 9я Трипеснца в четверг)

Сн7оположeніz tпaдъ блyдный ѓзъ, раболёпнw съ свиніsми питazсz, и3 нижE тёхъ пи1щи насыщazсz, прихождY къ тебЁ nц7Y бlгоутр0бному, toнyдуже и3зыд0хъ ѕлЁ, возвращaюсz д0брэ въ покаsніи зовhй: согрэши1хъ на нб7о и3 пред8 тоб0ю, џ§е подaждь ми2 во њбращeніи вели1кую млcть...

(четверг утро на стиховне).

На дрeвэ кrтнэмъ њбёшена жи1знь всёхъ хrтE б9е, њживи2 мою2 дyшу ўмерщвлeнную прегрэшeньми: и3 да не всеконeчнw поги1бнути њстaвиши твоE nвчA, пaстырю д0брый. tступи1хъ t твои1хъ зaповэдей, и3 безгрёшіz богaтство, є4же даровaлъ ми2 є3си2, расточи1хъ грэхолю1бнымъ произволeніемъ, растлёхъ же и3 њмерзи1хсz въ блyдныхъ начинaніихъ: но њбнови2 мS къ покаsнію привлeкъ, є3ди1не многомлcтиве.

(четверг вечер на стиховне)

Nтeческагw дaра расточи1хъ богaтство, въ блудЁ и3жди1хъ житіE, лукaвными п0мыслы, грэхA моегw2 соtвeдсz, и3 слaдостію стрaсти наслаждaемь, несмhслєннымъ скотHмъ ўпод0бихсz, сп7си1тельныхъ зaповэдей преступлeніемъ: но бlговоли1вый на кrтЁ повёситисz менE рaди хrтE б9е, не tри1ни менE твоегw2 сыноположeніz, но њбращaющасz пріими2, ћкw блyднаго сhна, и3 сп7си2 мS...

(пятница утро на стиховне)

Ћкw блyдный tступи1хъ t бlгодaти твоеS гDи, и3 богaтство расточи1хъ бlгости, къ тебЁ прибэг0хъ бlгоутр0бне, взывaz тебЁ б9е: согрэши1хъ, поми1луй мS...

(пятница вечер на Господи, Воззвах)

3-я Неделя - Крестопоклонная. Поклонение Кресту в 3-е воскресенье Великого Поста  сохранилось издревле и связано с практикой Пасхального крещения, каковое долгое время было основной практикой. Т.е. крестили не «по требованию» как теперь, но единожды в год - в канун Пасхи, одновременно с Вечерней Великой Субботы; когда новокрещённые приходили в храм, Вечерня сменялась Литургией свт. Василия Великого. Впоследствии к Великой Субботе добавились ещё несколько дней крещения, современная нам практика крещения без какого бы то ни было оглашения и в любой вообще день года возникла много позже. Так вот, для той группы оглашаемых (оглашение длилось в среднем 3 года), которая приступала ко крещению на исходе текущего поста, именно с Крестопоклонной недели начинался «интенсивный курс» - над ними ежедневно читались экзорцизмы, с ними подробно изучали Символ Веры, читались и комментировались ветхозаветные книги и т.д. А начиналось такое вот интенсивное обучение с того, что для укрепления в вере готовящихся ко крещению выносили частицу Креста Господня, которому поклонялись не только оглашенные, но и все верующие. Так традиция выноса Креста закрепилась и сохраняется даже до сего дня.

Кстати, и огласительные беседы были доступны не только учащимся, но и всем верующим. Об этом пишет паломница Эгерия в 4-м веке: все приступающие ко крещению, как мужи, так и жены, садятся вокруг епископа, отцы же и матери стоят; точно так же из народа желающие слушать все входят и садятся… И так, начиная от Бытия, в течение этих сорока дней он проходит все писание, сперва излагая телесно, и потом разрешая [истолковывая] его духовно. Точно так же в эти дни они поучаются и о воскресении и обо всем, относящемся к вере, и это зовется оглашением… И бывает так, что в этих же местах все верные следят за писанием, когда оно читается в церкви, так как все поучаются в эти сорок дней, начиная от первого и до третьего часа, потому что оглашение продолжается три часа.

Вот ещё неожиданная <для нас сдержанных северян> и замечательная деталь: когда епископ изъясняет и излагает все, раздаются столь громко голоса одобряющих, что голоса их слышны далеко за дверями церкви.

Затем на Голгофе, за Крестом, поставляется епископу кафедра, стоящая теперь; на эту кафедру садится епископ; ставится перед ним стол, покрытый полотном, кругом стола стоят диаконы, и приносится серебряный позлащённый ковчег, в котором находится Святое древо креста; открывается и вынимается; кладется на стол, как древо креста, так и написание. И так, когда это положено на стол, епископ, сидя, придерживает своими руками концы Святого древа, а диаконы, стоя вокруг, охраняют. Оно охраняется так потому, что существует обычай, по которому весь народ, подходя по одиночке, как верные, так и оглашенные, преклоняются перед столом, лобызают Святое древо, и затем проходят. И так как, рассказывают, не знаю когда, кто-то отгрыз и украл частицу Святого древа, поэтому теперь диаконы, стоящие вокруг, охраняют, чтобы никто из подходящих не дерзнул сделать того же. И так проходит весь народ, поодиночке, все преклоняясь и касаясь крестом и написанием сперва чела, а потом очей; затем, облобызав крест, проходят; руку же никто не протягивает для прикосновения… 

Вот ещё о чтении епископом Страстны́х глав: и при каждом чтении и молитве бывает такая скорбь и такой стон во всем народе, что возбуждает удивление, ибо нет никого, ни старого, ни малого, который в этот день, в эти три часа не плакал бы столько, сколько нельзя себе и представить, помышляя о том, что претерпел за нас Господь.

Речь здесь об Иерусалиме. Подобная практика оглашения существовала, однако, и в столице империи, и в других регионах.

Память Креста в 3-ю великопостную Неделю весьма древняя, однако в службе просматривается и ещё более древняя тема: о Мытаре и Фарисее. Позже песнопения о кающемся грешнике и презорливом самодовольном фарисее стали петься в 1-ю из приготовительных к Посту Недель. Однако, часть их сохранилась в корпусе песнопений и молитв Недели Крестопоклонной, благополучно соседствуя с песнопениями и молитвами Креста. Пример - стиховные стихиры Недели и всей последующей седмицы. Вот воскресная стихира на Утрени, здесь она поётся на Хвалитех, но по существу является именно стиховной (здесь прошу читателя поверить на слово, доказательства этого тезиса могут быть интересны только уставщикам, обременять ими слушателей наших курсов кажется нам излишним). Стихира о Мытаре и Фарисее всего одна во всей воскресной службе, однако положение его доминирующее и повторяется она дважды:

Высокомyдрагw рaзума ѕлhхъ фарісeєвъ, всёхъ гDь при1тчею ўбэжaти сегw2 научи2: и3 не высокомyдрствовати пaче, є4же подобaетъ мyдрствовати, всёхъ наказA, прописaніе и3 w4бразъ сaмъ бhвъ, дaже до распsтіz и3 смeрти, сaмъ себE и3зліsвъ. бlгодарsще u5бо съ мытарeмъ рцeмъ: пострадaвый за ны2, и3 безстрaстенъ пребhвый б9е, t страстeй нaсъ и3збaви, и3 сп7си2 дyшы нaшz.

Ещё одна стихира в воскресенье на Вечерне, она также стиховная, центральная в службе и должна быть повторена дважды:

Воззрёти nчи1ма на нб7о не смёю nкаsнный ѓзъ, t лукaвыхъ мои1хъ дэsній: но ћкw мытaрь стенS взывaю ти2: б9е, њчи1сти мS грёшнаго, и3 фарісeйскагw лицемёріz и3збaви мS, ћкw є3ди1нъ бlгоутр0бенъ.

Этот принцип сохраняется на протяжении всей последующей седмицы.

В понедельник на стиховне Утрени:

И#зрsдный пyть возношeніz хrтE, смирeніе показaлъ є3си2, сaмъ себE и3стощи1въ, и3 зрaкъ рабA пріи1мъ: фарісeа велехвaльныz мlтвы не послyшавъ, мытарs же сокрушeнное стенaніе, ћкw жeртву непор0чную въ вhшнихъ пріeмъ. тёмже и3 ѓзъ вопію1 ти: њчи1сти б9е, њчи1сти сп7се м0й, и3 сп7си1 мz.

На стиховне Вечерни:

Велерёчивый фарісeй њмерзи1сz похвали1всz, и3 мытaрь смиренномyдрый молчaніемъ помоли1всz, њправдaсz: тёмже nбою2 ўвёдэвши разли1чіе, душE моS, смиренномyдріе пріими2 и3 њблобызaй: хrт0съ бо смирє1ннымъ њбэщA даsти бlгодaть, ћкw чlвэколю1бецъ.

Вторник утро:

Велехвaльнагw фарісeа, t возношeніz помышлsющи душE моS њсуждeніе, и3 смиренномyдрагw мытарS и3сповёданіемъ прегрэшeній познaвши њправдaніе, џвагw ќбw tложи1ти потщи1сz њ добродётели дерзновeніе: џвагw же пріsти, ±же согрэши1ла є3си2, и3сповёданіе. воздви1гнисz несмири1тельную себЁ припложaющи, мэрострaстіемъ высотY, t хrтA и3мyщагw вeлію млcть.

Вечером того же дня на Господи, воззвах поются стихиры Креста, а на стиховне снова появляется тема Мытаря и Фарисея: 

На стіх0внэ самоглaсенъ, глaсъ G.

Побэждaz мытарS прегрэшeньми, не ревнyю покаsнію: фарісeова же не стzжaвъ и3справлeніz, подражaю возношeніе. но твоегw2 смирeніz превосхождeніемъ хrтE б9е, бэс0вское высокомyдріе на кrтЁ низложи1вый пeрвагw ќбw лукaвства, послёднzгw же безyміz tчужди1 мz, nбои1хъ бlг0е предложeніе въ души2 моeй ўтверди1въ, и3 сп7си1 мz. 

Происхождение памятей 4-й и 5-й Недель сходно. Некогда памяти  святых неподвижного годового круга постом не совершались, их вытесняли темы Триоди (некогда и книги такой не было, а были Лекционарии, Тропологии, мы разумеем здесь те тексты, что вошли в Триодь когда Триодь выделилась в отдельный сборник). Теперь памяти святых в седмичные дни Великого Поста совершаются, но они редуцированы до минимума: стихиры воззваховые на Вечерне, канон на Утрени да кондак на Изобразительных, вот и всё. Церковное сознание в некоторых случаях не хотело мириться с такой редукцией и уж тем более с полной невозможностью петь службу чтимому святому, потому памяти наиболее чтимых святых переносились на ближайшие дни с литургией, т.е. на субботы/воскресенья. Такими святыми были в первую очередь прпп. Иоанн Лествичник (память 30 марта нового стиля) и Мария Египетская (1 апреля нового стиля). Сюда же отнесём празднование вмч. Феодора Тирона в 1-ю субботу поста. Больше того, самая Суббота Акафиста где-то связана с тем же принципом, об этой субботе и о её связи с Благовещением мы поговорим отдельно.  

Но помимо стихир и тропарей, посвящённых прпп. Иоанну и Марии в службах 4-й и 5-й Недель явственны и более древние темы, именно: в службе 4-й Недели осмысляется притча о милосердном самарянине, 5-й: о богатом и Лазаре. Примеры желающие могут отыскать сами.


Автор: Администратор
Дата публикации: 17.03.2020

Отклики (482)

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.