Хrт0ву кни1гу њдушевлeнную, запечатлённую тS д¦омъ, вели1кій ґрхaгGлъ чcтаz, зрS возглашaше ти2: рaдуйсz, рaдости пріsтелище, є4юже прамaтернzz клsтва разрэши1тсz.

Суббота Акафиста



17.4.1.3. Седмицы ВП. Молитва прп.Ефрема, поклоны

17.4.4.Молитва прп. Ефрема, поклоны

Характерной особенностью Поста является чтение молитвы Ефрема СиринаМолитва сопровождается земными поклонами. На всех службах суточного круга, кроме 9-го Часа, вместе с молитвой  прп. Ефрема совершается 16 поклонов. 3 земных + 12 поясных + 1 земной. Это позднейшая практика, старообрядцы совершают 17 поклонов и все земно. Тема поклонов, кстати, наряду с двое-/трое-перстием, сугубым/трегубым аллилуия и проч. была одной из причин раскола. 

Поклоны… Некогда, «в те давние-давние годы когда ещё…» довелось видеть в ТВ-ящике известного персонажа по фамилии Познер, тогда он выразил удивительно точную мысль о поклонах, хотя и «от противного» - «от Познера»: он сказал, что стоит раз на колени встать и всё - будешь раб.

Помню и свои самые первые шаги в храме, как ощутим был барьер между гордостью житейской и храмовым этикетом. Когда этот барьер удалось преодолеть, какое наступило облегчение, словно мешок с себя сбросил.

Это было лирическое отступление. Символика поклона понятна и не требует каких-либо дополнительных комментариев: поклон, коленопреклонение и лобызание - знаки благоговения и смирения, знаки понимания реального «соотношения сил».

 

Тому, как совершать поклоны и молитву прп. Ефрема, посвящена значительная часть 49-й «великопостной» главы Типикона. Фрагмент этот очень мудрён и не без противоречий. В теме 1.8 (пока не опубликована) он будет приведён полностью, пока же ограничимся выдержками:

...прeжде њ вели1кихъ покл0нэхъ глаг0лемъ, ±же во с™yю вели1кую четыредесsтницу постA, и3 во и3ны6z посты2 творsтсz, є4же вhше вaшей любви2 назнaменахомъ, t дрeвнихъ харатeйныхъ с™hхъ кни1гъ списaвше, и3 t вёдущихъ на сіE и3скyсъ и3спытaхомъ, что2 глаг0лютсz вели6кіz покл0ны; и3 кjй w4бразъ и4мутъ творeніz, є3гдA съ мlтвою с™aгw є3фрeма творsтсz; 

И$бо є3гдA врeмz прибли1житсz с™ы6мъ вели6кимъ покл0нwмъ бhти тогдA кjйждо воздёвъ рyцэ, и3 кyпнw чyвствєнныz џчи и3 ќмныz возвести2 къ бGу... 

Тaже мlтву начaти со ўмилeніемъ и3 стрaхомъ б9іимъ, ѓще ли и4мать и3 даровaніе слeзъ, и3 тaкw м0литсz мlтвою с™aгw є3фрeма, глаг0лz: ГDи и3 вLко животA моегw2: стоS прaвw, и3 неукл0ннw зрS къ бGу душeвнэ и3 тэлeснэ. 

И# соверши1въ мlтву, твори1тъ покл0нъ вели1кій, є3ли1кw мощи2 глав0ю до земли2 довести2...

...и3нjи скамє1йцы представлsютъ себЁ, 

и3нjи же и4но что2, 

и3 свою2 лёность си1мъ ўдобрsютъ, 

и3 мнsтсz съ правотруди1вшимисz сравнsтисz во с™hхъ вели1кихъ покл0нэхъ...

Неизвестный автор статьи периодически принимается браниться с какими-то своими оппонентами, читать эти «прения» очень забавно. Вот, к примеру, какими представляет  он своих совопросников: 

...нёцыи не покарsющесz с™hхъ nтє1цъ предaнію, нижE вёдуще сaми и3скyсъ с™hхъ покл0нwвъ, нижE с™0ю мlтвою д0брэ разумёютъ моли1тисz, но поклони1всz є3ди1ною нагорби1всz, мaлw восклонszсz крестsсz, глав0ю кивaетъ, и3 тёмъ свои1мъ безчи1ніемъ ѓки чи1нъ наполнsетъ прeданныхъ t nтє1цъ покл0нwвъ: нижE мlтвою ќмнэ и3 душeвнэ къ бGу м0литсz, но є3ли1кw врeмz сг0рбивсz твори1тъ сyєтныz сво‰ покл0ны, тaкw и3 мlтву с™aгw є3фрeма, ѓки и3зумлeнный спэши1тъ проговори1ти. Тaкожде и3 вс‰ мlтвы поспэшaетъ съ покл0ны ўпрaвити, и3 t тёхъ мни1мыхъ безчeстныхъ покл0нwвъ, и3 t безyмнагw молeніz своегw2 востaнетъ, ѓки ю3р0дъ, нижE сaмъ себE вёсть, что2 твори1лъ, нижE зрsтъ на предстоsтелz цRкве, но и4нъ и3нaго предварsетъ, мzтyтсz ѓки тр0стіе вётромъ колeблеми, не смотрS лyчшагw, нижE хотsтъ научи1тисz: но є3ли1кw кто2 кaкw состaвилъ св0й нрaвъ, тaкw и3 ўтверждaетсz бhти. 

… Что тут скажешь? Чего только не бывает.

Мы отметим для себя, что молитву предписано читать, воздев руки и «в себе», т.е. про себя. Приходская практика читать молитву вслух вызвана «дидактическими» и «организационными» (διδακτικός - поучающий) соображениями. Миряне могут просто не знать эту молитву наизусть, это во-1х. Во-2х) монахи проводят в совместной молитве большую часть времени, строй их соборной службы отлажен, приход же приходится собирать воедино, для чего прибегать к каким-то внешним действиям, жестам, возглашениям. 


Автор: Администратор
Дата публикации: 07.04.2015

Отклики (482)

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.