Простeрлъ є3си2 на кrтЁ хrтE дл†ни, человёчество собирaz къ твоемY познaнію, и3 копіeмъ твои6мъ рeбрwмъ пробости1сz претерпёлъ є3си2, и3сточи1въ нaмъ и3ст0чникъ сп7сeніz, воспэвaющымъ: да бlгослови1тъ твaрь всS гDа, и3 превозн0ситъ во вс‰ вёки.

Утреня пятницы 5-й седмицы



21.1.3. Молитва на пострижение власов из чинопоследования Таинства Крещения

(Конспект лекции от 23 октября 2021 г.)

Идея рассмотреть молитву на пострижeніе власHвъ из корпуса крещальных молитв возникла у меня при чтении одной книги (почтенного австрийского писателя середины 19 века) и сопутствующих чтению размышлениях о возделывании своего вертограда (в прямом смысле и переносном). Ключевым словом стало слово «садовник». Тут и вспомнилась замечательная молитва Требника, беглый анализ которой и предлагаю.

Молитва эта, как уже сказано, на пострижение власов. Некогда обряд пострижения прямо не относился ко крещению, да, согласно Требнику, он и совершаться должен отдельно от Крещения - после собственно Крещения в Требнике помещены молитвы 8 дня, а затем только и пострижение волос. Это классический «обряд перехода» (детство/отрочество или отрочество/юность), он, в некотором роде аналог латинской конфирмации, совершался некогда через много лет после Крещения. Ныне же - в один день с Крещением и т.обр. так или иначе является обрядом Крещенского цикла. Самое пострижение мы трактуем теперь как знак послушания и жертвы.

Замечательная молитва этого чина, которая по смыслу шире и «привязана» к пострижению всего только одной строкой, - предмет нашего внимания. Её м.б. будет вполне уместно читать иногда келейно, например, о своих детках или крестниках. То, что в квадратных скобках, можно в таком случае опустить.

ВLко гDи б9е нaшъ,

и4же w4бразомъ твои1мъ почти1вый человёка,

t души2 словeсныz и3 тёла бlголёпнагw ўстр0ивый є3го,

ћкw да тёло слyжитъ словeсной души2:

главY ќбw на высочaйшихъ положи1вый,

и3 въ нeй мнHжайшыz чyвствъ водрузи1вый, незапинaющыz дрyгъ дрyгу:

[власh же главY покрhлъ є3си2, во є4же не вреждaтисz преложeньми воздyшными],

и3 вс‰ ќды є3гw2 потрeбнw насади1вый,

да всёми бlгодари1тъ тS и3зрzднохуд0жника.

сaмъ вLко сосyдомъ и3збрaніz твоегw2 пavломъ ґпcтоломъ заповёдавый нaмъ, вс‰ въ слaву твою2 твори1ти,

[пришeдшаго]

рабA твоего2 и4м>къ,

[начaтокъ сотвори1ти стрищи2 власы2 главы2 своеS,]

бlгослови2

[вкyпэ съ є3гw2 воспріeмникомъ]:

и3 дaждь [и4мъ всBмъ]

поучaтисz въ зак0нэ твоeмъ, и3 бlгоугHднаz тебЁ дёzти.

Ћкw ми1лостивъ и3 чlвэколю1бецъ бGъ є3си2, и3 тебЁ слaву возсылaемъ nц7Y, и3 сн7у, и3 с™0му д¦у, нhнэ и3 при1снw, и3 во вёки вэкHвъ.

Теперь сопроводим эту молитву подстрочным переводом, сразу скажу, - он не будет отличаться литературными достоинствами.

ВLко гDи б9е нaшъ,

и4же w4бразомъ твои1мъ почти1вый человёка,

Который образом Твоим (Своим) почтил человека

t души2 словeсныz и3 тёла бlголёпнагw ўстр0ивый є3го,

Из души разумной и тела благолепного у[по-]строивший его

ћкw да тёло слyжитъ словeсной души2:

так, чтобы тело служило разумной душе

главY ќбw на высочaйшихъ положи1вый,

и3 въ нeй мнHжайшыz чyвствъ водрузи1вый, незапинaющыz дрyгъ дрyгу:

голову поместивший на вершине («во главе»)

и в ней множество чувств водворивший

власh же главY покрhлъ є3си2,

во є4же не вреждaтисz преложeньми воздyшными,

чтобы не повреждаться воздушными потоками

и3 вс‰ ќды є3гw2 потрeбнw насади1вый,

и все части, члены, органы его (человека) искусно высадивший

да всёми бlгодари1тъ тS и3зрzднохуд0жника.

чтобы ими всеми он (человек) благодарил Тебя, искуснейшего Создателя

сaмъ вLко сосyдомъ и3збрaніz твоегw2 пavломъ ґпcтоломъ заповёдавый нaмъ, вс‰ въ слaву твою2 твори1ти,

Сам, Владыка Господи, через избранный Твой сосуд - Павла апостола, заповедавший нам всё в славу Твою творить

пришeдшаго

рабA твоего2 и4м>къ,

начaтокъ сотвори1ти стрищи2 власы2 главы2 своеS,

пришедшего раба Твоего имярек сотворить пострижение власов головы своей

бlгослови2 вкyпэ съ є3гw2 воспріeмникомъ:

благослови вместе с его восприемником

и3 дaждь [и4мъ всBмъ]

и подай им всем (крещаемуся и крестнику)

поучaтисz въ зак0нэ твоeмъ, и3 бlгоугHднаz тебЁ дёzти.

поучаться Твоему закону и то, что Тебе благоугодно совершать.

Ћкw ми1лостивъ и3 чlвэколю1бецъ бGъ є3си2, и3 тебЁ слaву возсылaемъ nц7Y, и3 сн7у, и3 с™0му д¦у, нhнэ и3 при1снw, и3 во вёки вэкHвъ.

Теперь рассмотрим отдельные слова и выражения.

t души2 словeсныz - ἐκ ψυχῆς λογικῆς

Душа словесная, логосная - значит не только обладающая способностью к речи, но разумная, т.е. способная «разуметь» в самом широком смысле этого слова.

ћкw да тёло слyжитъ словeсной души2

Так вот как премудро задумал и устроил Творец человека: телу предписано служить разумной душе! Увы, мы человеки часто переворачиваем себя «с ног на голову» и наше тело (вместе с бессознательными, т.е. неразумными чувствами) часто подчиняет себе разумную душу: хочу, говорит тело, то-то и то-то, это вредно, губительно, ещё как-то, возражает рассудок, нет, хочу, настаивает тело,  «если очень хочется, то можно» уговаривают чувства,  ну что делать, сдаётся некогда разумная душа… И поступает человек «яко конь и меск в ниже несть разума».

главY ќбw на высочaйшихъ положи1вый,

В самом деле, голова за-вершает тело, она «возглавляет» человека и в прямом, визуальном смысле и в переносном. На то она и глава, чтобы возглавлять. Паки увы, как часто человек руководим иными частями тела и их импульсами (их так и называют: «низменные инстинкты»).

и3 въ нeй мнHжайшыz чyвствъ водрузи1вый,

В самом деле, именно в голове располагается бортовой «компьютер», или коммутатор, управляющий сигналами, поступающих от самых разнообразных датчиков - органов чувств.

незапинaющыz дрyгъ дрyгу:

Господь - Садовник. Он так насадил Свой сад-человека, так скоординировал различные чувства, чтобы все они (как растения в огороде умелого садовода-огородника) не мешали друг другу, но напротив являли собою ансамбль, хор. А почему же тогда "реальный" человек так "разобран"? Свт. Василий Великий отвечает: Грех раздробил единое человеческое естество на множество враждующих частей.

власh же главY покрhлъ є3си2, во є4же не вреждaтисz преложeньми воздyшными,

Думаю, в тех широтах, где составлялась эта молитва, волосы выполняют роль эдакой …шапки, защищающей «центр управления» от перепадов температур, к примеру, или осадков. У нас на севере, конечно, этого бывает недостаточно и приходится прибегать к помощи головного убора искусственного.

и3 вс‰ ќды є3гw2 потрeбнw насади1вый,

Продолжается тема Божественного Садовника, насаждающего Свой сад к пользе всех его «растений». 

да всёми бlгодари1тъ тS и3зрzднохуд0жника.

ἵνα διὰ πάντων εὐχαριστῇ σοι τῷ ἀριστοτέχνῃ

И наконец торжественная песнь, гимн: Господь так со-чинил человека, чтобы тот (мы с вами) всеми своими частями (органами, конечностями, чувствами и т.д.) благодарил (знакомое нам греческое слово εὐχᾰριστέω - «евхаристе́о») Творца-«изряднохудожника» (прекрасный перевод на славянский, который даже и русского перевода не требует:  изряднохудожник - художник из ряда вон).

Оба слова, составляющие греч. ἀριστο-τέχνης-«аристотехник» нам знакомы.

Греч. ἀριστεύς - лучший, знатнейший, славнейший, отличный, особенный, первейший, обладающий «лица необщим выраженьем»; отсюда «аристократия», ἀριστοκρᾰτία - власть лучших.

И τέχνη - 1. искусство, ремесло, мастерство, умение, творчество. Отсюда «техника».

«Техник» т.о. «творец», а ἀριστο-τέχνης ὁ - величайший мастер, «самый лучший творец», «изрядный творец»).

Здесь сделаем отступление и вспомним ирмос 9-й песни воскресного канона 7 гласа, где Бог-Слово назван по-славянски «Всехитрец», что для «русского уха» звучит эдак…

Нетлёніz и3скушeніемъ р0ждшаz, и3 всехитрецY сл0ву пл0ть взаимодaвшаz, м™и неискусомyжнаz дв7о бцdе: пріsтелище нестерпи1магw, село2 невмэсти1магw зижди1телz твоегw2, тS величaемъ.

Ирмос сам по себе достоин комментария, что это за «приятелище Нестерпимого» или «село Невместимого»? М.б. мы как-н. и уделим ему внимание, но пока обратим внимание на словосочетание Всехитрец Слово - παντεχνήμων Λόγος  - что можно перевести как «всеискуснейший Логос-Всетворец-Мастер». Мы ведь по-прежнему пользуемся в обиходе выражениями «хитро придумано» или «я тут придумал одну хитрость», говоря о механизмах или тех или иных тактиках и не вкладывая в «хитрость» никакой дурной коннотации.

сaмъ вLко сосyдомъ и3збрaніz твоегw2 пavломъ ґпcтоломъ заповёдавый нaмъ, вс‰ въ слaву твою2 твори1ти,

(это так называемое «богословское место» отсылает нас  к 1Кор10.31: А́ще у́бо я́сте, а́ще ли пiете́, а́ще ли и́но что́ творите́, вся́ во сла́ву Бо́жiю твори́те - Итак, едите ли, пьёте ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию - εἴτε οὖν ἐσθίετε εἴτε πίνετε εἴτε τι ποιεῖτε πάν­τα εἰς δόξαν θεοῦ ποιεῖτε)

Мы уже встретили здесь «Бог как всеискусный Творец (Техник)», а вот ещё одно слово «творить» ποιεῖν - ποιέω - делать, выделывать, производить, готовить, изготовлять; слагать, составлять, сочинять; в Символе Веры Бог Отец назван как раз ποιητήν οὐρανού καί γῆς, ὁρατῶν τε πάντων καί ἀοράτων - «Творец (Поэт) Небу и Земли»).

Как соотносится «поэзия» и «техника», творчество ποίησις и творчество τέχνη? тут потребуется отдельное исследование, надеюсь, кто-то из наших приходских «еллинов» нам разъяснит.

Дальнейший текст оставим без комментария:

пришeдшаго рабA твоего2 и4м>къ, начaтокъ сотвори1ти стрищи2 власы2 главы2 своеS, бlгослови2 вкyпэ съ є3гw2 воспріeмникомъ:

и3 дaждь и4мъ всBмъ

И нам всем пожелаем того же

поучaтисz въ зак0нэ твоeмъ, и3 бlгоугHднаz тебЁ дёzти.

Ћкw ми1лостивъ и3 чlвэколю1бецъ бGъ є3си2, и3 тебЁ слaву возсылaемъ nц7Y, и3 сн7у, и3 с™0му д¦у, нhнэ и3 при1снw, и3 во вёки вэкHвъ.


Автор: Администратор
Дата публикации: 01.11.2021

Отклики (482)

  1. Мария

    24 декабря 2021, 00:20 #
    «Внемли», если угодно тебе, по рассмотрении души, и устройству тела; и подивись, какое приличное виталище устроил разумной душе наилучший Художник. Из всех животных одному человеку дал Он прямое положение тела, чтобы по самому наружному виду мог ты разуметь, что жизнь твоя ведет начало свыше. Все четвероногие смотрят в землю и потуплены к чреву, а у человека взор обращен к небу, чтобы он не предавался чреву и плотским страстям, но имел всецелое стремление к горнему шествию. Потом, поместив голову на самом верху тела, Бог водрузил в ней наиболее достойные чувства. Там зрение, слух, вкус, обоняние; все они размещены вблизи друг от друга. И при таком стеснении их в малом пространстве, ни одно не препятствует действованию соседнего с ним чувства. Глаза заняли самую высшую стражбу, чтобы ни одна часть тела не преграждала им света, и чтобы, находясь под небольшим прикрытием бровей, они могли прямо устремляться с горней высоты. Опять, слух открыт не по прямому направлению, но звуки, носящиеся в воздухе, принимает в извитый ход. И высочайшая премудрость видна в том, что и голос проводит беспрепятственно, или лучше сказать, звучит, преломляясь в изгибах, и ничто отвне привходящее не может быть препятствием ощущению. Изучи природу языка, как он мягок и гибок и по разнообразию движений достаточен для всякой потребности слова. Зубы суть вместе и орудия голоса, доставляя крепкую опору языку, и вместе служат при вкушении пищи; одни рассекают, другие измельчают ее. И таким образом, рассматривая все с надлежащим рассуждением и изучая втягивание воздуха легкими, сохранение теплоты в сердце, орудия пищеварения, проводники крови, во всем этом усмотришь неисследимую премудрость своего Творца; так что и сам ты скажешь с пророком: «удивися разум Твой от Мене!» (Пс. 138, 6).

    (свт. Василий Великий — беседа на слова «Внемли себе»)

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.