Мене́ осужде́наго спаси́, осуди́вый Кресто́м Твои́м Влады́ко Спа́се мо́й вражду́, и да не пока́жеши гее́нне пови́нна, оскверне́наго страстьми́, и грехми́ омраче́наго.

Служба пятницы 2-й седмицы ВП



21.2.4. Покаяние (личное и сакраментальное; несколько святоотеческих слов о покаянии; воля природная и личная; исповедь как врачевание; "метафизика" греха)

У понятия «покаяние» два основных значения: 

личного покаяния, которое христианин старается нести в обыденной своей жизни 

и 

покаяние сакраментальное, та́инственное, покаяние как сакраментальный акт (церковная исповедь - форма такого покаяния в настоящее время, или, м.б. точнее будет сказать, - одна из форм). 

Личное покаяние выражает особое, если угодно, состояние, душевное расположение, направление жизни христианина. Формальным выражением  его является, например, (пред)-последняя из вечерних молитв Исповедаю Тебе Господу Богу моему и Творцу, которая так и называется исповедание повседневное грехов. Этим исповеданием, конечно, личное покаяние не исчерпывается. 

Откровение помыслов перед опытным духовником-аввой-старцем, издревле практиковавшееся среди монахов, - ещё один пример личного покаяния. Замечательно, что духовник как правило был простым монахом и никакой разрешительной молитвы не читал.

[прп. Савва Освященный - один из первых иеромонахов, монахов-священников, некогда это было такой редкостью, что прозвище «освященный» даже вошло в историю. В Типиконе сохранилось несколько замечательных предписаний из которых следует, что настоятель монастыря - простой монах, он и в службе участвует не как предстоятель, не как чредной священник, но как просто насельник монастыря, хоть и самый почётный. Интересно, правда?]

Вспомним праведников, о которых сказано «ходил пред Богом». Такое «хождение перед Богом», понимание, что не только все твои внешние действия, но и внутренняя твоя жизнь, самые твои намерения в каждый момент времени прозрачны для Бога, будят совесть, делают её живою. Такое «хождение перед Богом» побуждает соизмерять свою жизнь не с преходящей и переменчивой правдой тех или иных сообществ и корпораций, но с вечной правдой Божией. Это и есть покаяние. Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим, научи меня вечной и непреходящей правде Твоей!  

Исповедь перед Крестом и Евангелием в присутствии священника – пример покаяния сакраментального, и оно также не исчерпывается только этим актом. Покаяние сакраментальное есть акт ещё и канонический, акт воссоединения с евхаристическим собранием, шаг на пути возвращения к причащению Святых Таин вместе с церковным собранием, покаяние возвращает возможность отпавшему от полноты церковной чаду вновь быть принятому в собрание и участие в Евхаристии. 

Личное покаяние и покаяние та́инственное взаимосвязаны. Участие в исповеди  может остаться пустой бессодержательной формой, если исходит не от сокрушенного и смиренного сердца (может остаться, как и в случае с «отстоять литургию», не более, чем «от-стоять»). Без покаянного состояния, без бодрствующей совести не может со-стояться и покаяние в исповеди. С другой стороны, личное покаяние не отменяет Таинства. Ориген (185-254) пишет так: Прощение грехов через покаяние - способ самый трудный и тяжкий, когда грешник омывает свое ложе слезами, и слёзы делаются для него хлебом днём и ночью, - и когда он не стыдится открыть свой грех священнику Божию и просить (через него) у Него исцеления.

(Отметим здесь - «исцеления»!)

Другое дело, что во времена Оригена с откровения греха в исповеди покаяние только начиналось… 

Разнообразны определения «покаяния» у святых Отцов. Приведём лишь одно: Покаяние - возобновление Крещения; завет с Богом об исправлении жизни; купля смирения; всегдашнее отвержение телесного утешения; помышление самоосуждения и попечения о себе, свободное от внешних попечений; дочь надежды и отвержение отчаяния; примирение с Господом чрез совершение благих дел, противных прежним грехам; очищение совести; добровольное терпение всего скорбного; крепкое утеснение чрева, уязвление души в глубоком чувстве (прп. Иоанн Лествичник (VI в.)).

Очевидно, что речь идёт не об "единомоментном" акте, но о «процессе» - «всегдашнее отвержение», «совершение благих дел», «терпение» и т.д.

Покаяние относится не к природной «воле» человека, но к «произволению, желанию, выбору». Не к «природе», но «образу, способу» её (природы) бытия. Здесь следует вспомнить введенное прп. Максимом Исповедником (582-662) разграничение между естественной волей и волей гномической (γνώμη - выбор). Всякая разумная тварь является образом Божиим, но подобием являются лишь те, кто добр и мудр [кто стал добр и мудр, тот у-подобился, стал преподобным! Стал преподобный] (О добре 3.25). Т.о., мы обладаем естественной волей по природе, реализуем которую (волю) с помощью выбора, который осуществляется волей гномической. Она принадлежит личности, а не природе. Именно эта воля является причиной наших колебаний в различении добра и зла, в выборе между добром и злом. Адам в раю обладал только естественной волей, гномическая была в потенции. Когда он приобщился «познанию добра и зла», потенциальное стал актуальным, на смену естественной воли пришла гномическая. Грубый пример: дитя невинно, его естественное расположение - доброе. С годами же доброе приходится уже выбирать, и чем дальше, тем этот выбор делать всё труднее и труднее, порой он просто-таки мучителен. Слова прп. Макария Великого Египетского (301-391) несколько приоткрывают «механизм» такого «затруднения»: Если произволение настолько отклонится от жития по совести, покоряясь каким-либо невидимо вредящим страстям и этим «огорчает Духа» (Еф 4.30), тогда и ум отвергается и отлучается духовного радования.

Прав. Иоанн Кронштадский: Вы потеряли в себе то, что было существенно вложено в нашу природу, вы потеряли подобие Божие, а часто и самый образ Божий, который вы растлили, обезобразили, осквернили (догматически м.б. не безупречно, но ведь это и не догматика! это глас вопиющего в пустыни).

Таинство Покаяния призвано восстановить отпадшего (- из света в тень, во тьму кромешную, из новости в ветхость -) человека в Божией благодати, вернуть его в церковную ограду, обратно под живительный луч Божией благодати, обратно в новость. Таинство Покаяния позволяет такому человеку вновь стать «рождием на лозе», ветвью на древе церковном, членом Тела Христова - Церкви. 

_______________________

В православном понимании грех (ἁμαρτία) есть скорее 1) промах, ошибка, заблуждение нежели 2) проступок, прегрешение. Священник, принимающий исповедь – не судья, но скорее врач; исповедь – врачебница, а не судилище, здесь не истязуют, но дают прощение в грехах (свт. Иоанн Златоуст. О милосердии 3.4). 

Ещё из Златоуста: Покаяние могущественнее сил греха, оно целительное врачевание 

У свт. Григория Нисского читаем: Обнаружь перед священником, как перед врачом, все внутренние недуги своей души.

У него же указание для духовника: Тот, кто хочет приложить приличное врачевство к недугующей части души должен, во-первых, рассмотреть, в которой части произошла болезнь. Потом - к страждущей, по приличию прилагать врачевство так, чтобы не было, по незнанию врачевательного способа, подаваемо врачевство одной части, когда болезнь находится в другой. Подобно как действительно видим многих врачей, которые, не узнав начально болезнующей части тела, врачевствами своими усиливают болезнь.

То же говорится и в увещании священника кающемуся в нынешнем чине исповеди: внемли убо, понеже бо пришел еси во врачебницу, да не неисцеле́н отыдеши - «помни, что пришёл во врачебницу, смотри же, чтобы не уйти из врачебницы неисцелённым».  

Ненависть к грехам – есть признак истинного покаяния. Исповеданием расторгается дружба с грехами, - говорит прп. Исаак Сирин. Он же: Душа, знающая, что она обязана исповедовать грехи свои, самой этой мыслью, как бы уздою, удерживается от повторения прежних прегрешений. Напротив, не исповеданные грехи, как бы совершённые во мраке, удобно повторяются

Другой сирийский подвижкгик прп. Ефрем Сирин: Многие торгуют исповедью, выставляя себя нередко напоказ лучшими, чем каковы они на самом деле и тем прикрывают себя. Другие промышляют покаянием, покупая им себе славу. Иные обращают покаяние в повод к гордыне и вместо прощения пишут на себя новое долговое обязательство

Добавим сюда ещё одно встречающееся уклонение от цели: отождествление покаяния с комплексом виновности, который основан не на страхе Божии (вектор - к Богу), но на страхе Бога (движение - от Бога, вспоминаем Адама: и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая (Быт 3.8)), на чувстве страха, который (т.н. "комплекс" - совокупность душевных движений) вызван уязвлённым эгоизмом и т.п., теперь называемом "психологией". Покаяние есть делание духовное, а не "психология". Хотя и "душа обязана трудиться" занять своё присущее только ей место в иерархии человека, не претендуя на большее, но и не соблазняясь обслуживанием плотского.

Архим. Софроний Сахаров, книга «Старец Силуан»:

Что есть грех в понимании христианина?

Грех, прежде всего, явление духовное, метафизическое. Корни греха в мистической глубине духовной природы человека. Сущность греха - не в нарушении этической нормы, а в отступлении от вечной Божественной жизни, для которой сотворен человек и к которой он естественно, т. е. по природе своей, призван.

Совершается грех, прежде всего, в таинственной глубине человеческого духа, но последствия его поражают всего человека. Грех совершенный отразится на душевном и физическом состоянии человека; он отразится на внешности его: он отразится на судьбе самого творящего грех; он выйдет неизбежно за пределы его индивидуальной жизни и отяготит злом жизнь всего человечества, а следовательно отразится на судьбе всего мира.

Не только грех праотца Адама имел последствия космического значения, но и всякий грех, явный ли, тайный ли, каждого из нас отражается на судьбах всего мира.

Плотской человек, совершая грех, не ощущает в себе его последствий, как ощущает то духовный. Плотской человек не замечает в себе перемены состояния после совершения греха, потому что он всегда пребывает в смерти духовной, потому что он не познал вечной жизни духа.  Духовный человек, наоборот, при всяком склонении воли своей на грех видит в себе изменение состояния в силу умаления благодати.

Сщмч. Киприан Карфагенский замечает, что Господь придёт судить всех людей, и, если найдёт покаяние каждого, принесённое в земной жизни, полным, то утвердит его, если же найдёт, что священник был обманут притворным покаянием, то исправит приговор рабов Своих. 


Автор: Администратор
Дата публикации: 25.08.2015

Отклики (481)

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.