Греха мглы избежавши,/ покаяния светом озаривши твое сердце, славная,/ пришла еси ко Христу,/ Сего Всенепорочную и святую Матерь/ Молитвенницу милостивную принесла еси./ Отонудуже и прегрешений обрела еси оставление/ и со Ангелы присно срадуешися.

прп. Мария Египетская. Кондак, глас 4



Краткая справка об иконографии праздника Покрова Пресвятой Богородицы

Возникновение праздника связано с видением св. Андрея Юродивого(910 г.)в константинопольском Влахернском храме, хранившем величайшую святыню   - ризу Пресвятой Богородицы. Блж. Андрей и его ученик Епифаний во время всенощного бдения удостоились увидеть Богоматерь в сопровождении Иоанна Предтечи, Иоанна Богослова и др. святых. Богородица молилась в храме за предстоящих людей и, снявши с головы свой плат, простерла его над собравшимися. Описание этого явления стало одним из источников иконографии.

Однако, существенное влияние на иконографию Покрова оказали свидетельства о еженедельном чуде, происходившем каждую пятницу на всенощном бдении в том же Влахернском храме: покров, наполовину закрывавший чтимый образ Богоматери, невидимою силой приподнимался и оставался парить над иконой в течение всего времени молитвы.  

Праздник Покрова отмечается в день памяти св. Романа Сладкопевца, одного из предполагаемых авторов акафиста Божией Матери, служившего во Влахернском храме несколько веков назад(V век).  

В греческих святцах нет Покрова, не сохранилось ни одной византийской иконы этого праздника.

На Руси в 12 веке, в правление св. князя Андрея Боголюбского в Суздальском княжестве появляются Покровские храмы (Покрова на Нерли, Покровский Суздальский монастырь). Самая древняя сохранившаяся русская икона относится к концу XII - нач. XIII века(царские медные врата из храма Рождества Богородицы в Суздале).

В XIV веке иконы Покрова получают широкое распространение. Различают 2 типа иконографии для этого времени.

1)    Суздальская.

Богоматерь изображается перед храмом простирающей свой мафорий над всеми присутствующими, внизу в центре – амвон, на котором стоит Роман Сладкопевец со свитком в руках (храмовая икона Покровского Суздальского монастыря, 2 пол. XIV века, ГТГ). Архитектура заднего плана передает общие черты построек во Влахерне.

2)    Новгородская.

Плат поддерживают ангелы, а не сама Богоматерь, представленная внутри храма, над закрытыми царскими вратами (икона из Зверина монастыря, 1399 г., Новгородский музей). Архитектура совсем иная – 3-х нефный храм венчают 5 главок с куполами. Общие черты – внизу изображен блж. Андрей, указующий своему юному ученику на образ Богоматери.

В конце XV века происходит объединение 2-х иконографических вариантов.

Для поздних образцов характерно большее число действующих лиц. К ним относится наша храмовая икона. Рассмотрим ее.

Богоматерь изображена над Царскими вратами, простирающая свой Покров над молящимися. Ее окружает сонм святых на облаках. С левой стороны ближайщий к Богоматери – Иоанн Предтеча, справа – Иоанн Богослов (как в видении блж. Андрея Юродивого). За ними апостолы и святители. За Богородицей изображены ангелы, над ними – Спаситель. Центральная фигура в нижнем ряду – прп. Роман Сладкопевец со свитком. Справа – блж. Андрей Юродивый указует на чудесное видение своему ученику Епифанию. Слева – святитель с нимбом, в красной одежде – византийский патриарх Тарасий (748-806), защищавший почитание икон Божией Матери. В левом нижнем углу видим царя Льва Премудрого, при котором произошло чудо, с ним рядом св. царица Феофано.

Цветовое решение иконы построено на игре зеленого, красного и золотого цветов. Написано изящно. Пожертвована нашей прихожанкой Светланой Николаевной.


Автор: Администратор
Дата публикации: 14.10.2018

Отклики (482)

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.