Избави ратных нашествия рабы Твоя, Пречистая, и не предаждь до конца погибнути наследию Твоему, Всепетая, но силою из Тебе Рожденнаго противныя низложи.

Канон иконе Богродицы "Знамение". Канон песнь 6, глас 6.



Краткая справка об иконографии праздника Покрова Пресвятой Богородицы

Возникновение праздника связано с видением св. Андрея Юродивого(910 г.)в константинопольском Влахернском храме, хранившем величайшую святыню   - ризу Пресвятой Богородицы. Блж. Андрей и его ученик Епифаний во время всенощного бдения удостоились увидеть Богоматерь в сопровождении Иоанна Предтечи, Иоанна Богослова и др. святых. Богородица молилась в храме за предстоящих людей и, снявши с головы свой плат, простерла его над собравшимися. Описание этого явления стало одним из источников иконографии.

Однако, существенное влияние на иконографию Покрова оказали свидетельства о еженедельном чуде, происходившем каждую пятницу на всенощном бдении в том же Влахернском храме: покров, наполовину закрывавший чтимый образ Богоматери, невидимою силой приподнимался и оставался парить над иконой в течение всего времени молитвы.  

Праздник Покрова отмечается в день памяти св. Романа Сладкопевца, одного из предполагаемых авторов акафиста Божией Матери, служившего во Влахернском храме несколько веков назад(V век).  

В греческих святцах нет Покрова, не сохранилось ни одной византийской иконы этого праздника.

На Руси в 12 веке, в правление св. князя Андрея Боголюбского в Суздальском княжестве появляются Покровские храмы (Покрова на Нерли, Покровский Суздальский монастырь). Самая древняя сохранившаяся русская икона относится к концу XII - нач. XIII века(царские медные врата из храма Рождества Богородицы в Суздале).

В XIV веке иконы Покрова получают широкое распространение. Различают 2 типа иконографии для этого времени.

1)    Суздальская.

Богоматерь изображается перед храмом простирающей свой мафорий над всеми присутствующими, внизу в центре – амвон, на котором стоит Роман Сладкопевец со свитком в руках (храмовая икона Покровского Суздальского монастыря, 2 пол. XIV века, ГТГ). Архитектура заднего плана передает общие черты построек во Влахерне.

2)    Новгородская.

Плат поддерживают ангелы, а не сама Богоматерь, представленная внутри храма, над закрытыми царскими вратами (икона из Зверина монастыря, 1399 г., Новгородский музей). Архитектура совсем иная – 3-х нефный храм венчают 5 главок с куполами. Общие черты – внизу изображен блж. Андрей, указующий своему юному ученику на образ Богоматери.

В конце XV века происходит объединение 2-х иконографических вариантов.

Для поздних образцов характерно большее число действующих лиц. К ним относится наша храмовая икона. Рассмотрим ее.

Богоматерь изображена над Царскими вратами, простирающая свой Покров над молящимися. Ее окружает сонм святых на облаках. С левой стороны ближайщий к Богоматери – Иоанн Предтеча, справа – Иоанн Богослов (как в видении блж. Андрея Юродивого). За ними апостолы и святители. За Богородицей изображены ангелы, над ними – Спаситель. Центральная фигура в нижнем ряду – прп. Роман Сладкопевец со свитком. Справа – блж. Андрей Юродивый указует на чудесное видение своему ученику Епифанию. Слева – святитель с нимбом, в красной одежде – византийский патриарх Тарасий (748-806), защищавший почитание икон Божией Матери. В левом нижнем углу видим царя Льва Премудрого, при котором произошло чудо, с ним рядом св. царица Феофано.

Цветовое решение иконы построено на игре зеленого, красного и золотого цветов. Написано изящно. Пожертвована нашей прихожанкой Светланой Николаевной.


Автор: Администратор
Дата публикации: 14.10.2018

Отклики (66)

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.