Хrт0съ лозA крaснаz, грHздіz вaсъ принесE, слaдость сп7си1тельную напаsющыz земли2, ґп0столи бGон0сніи: тёмже мS и3збaвите сластeй піsнства, молю1сz, струи6 ўмилeніz души2 моeй дaрующе въ б9eственнэмъ пощeніz дни2: ћкw да спaссz жив0тъ получY.

Утреня четверга 2-й седмицы, седален по 2-й кафизме



Мечислав Карло́вич (1876-1909), Кароль Шимановский (1882-1937). Концерт в музее Скрябина 6 ноября

Мечислав Карло́вич (1876-1909) - совершенно неизвестный мне доселе польский композитор конца XIX - начала XX века с характерной доя позднего романтизма трагической судьбой. 

Искусство последних годов 19-го века с одной стороны несёт в себе  «общеромантические» черты, с другой - явно выражены национальные интонации,  добавим сюда ещё удивительное родство уже даже не стилистическое, но - родство ощущения времени (разумею время историческое)… Совместное, «синоптическое» предчувствование увядания великой культуры, «заката Европы», ненадёжности («не надейтесь на князи на сыны человечески») гуманистических упований, беспомощностью перед пошлостью, цинизмом, хамством новый людей… 

А ещё эта музыка предвоенная, музыка «до-эпохи-страшных-потрясений-20-века». Как началась она (эпоха), как начались они (потрясения) 1 сентября 1914 года, так и продолжаются с небольшими передышками доселе, и конца им не видать (дата начала 1-й мировой выбрана вполне условно, кто-то может отсчитывать «конец прекрасной эпохи» и от иных точек).

 

Не покидало ощущение благодарности не только исполнителям, но и покойным авторам музыки и стихов. Как они жили? чем? что думали? о чём говорили? От них остались во всяком случае не всякого рода пошлости, мелочности, суетная толкотня… Но светлое, исполненное надежды и печалования о счастье искусство, пускай и маленькая (но не мелкая! и уж тем более не мелочная!), пускай местная (но не местечковая!), однако вполне «всемирно отзывчивая» музыка. 

Увы только, надежды эти и печалования были наивны, обращены они были не к Богу, - к человеку… Романтизм гуманистичен?

 

Ещё вспоминаются суетные споры-разговоры о «признании», «популярности», о всех тех материях, что теперь называется  «успех». А вот послушайте эти неспешные песни и судите сами, насколько является критерием этот самый «успех». Композитор успел и эта музыка ЕСТЬ. Знает о ней кто или не знает, исполняется она в больших залах при большом стечении публики или звучит тихо и негромко. Ср. «мой дар убог и голос мой негромок» или «я не для них бренчу негромкими струнами» 

(Что нужды до былых иль будущих племен? 

Я не для них бренчу незвонкими струнами; 

Я, невнимаемый, довольно награжден 

За звуки звуками, а за мечты мечтами)

 

Спасибо Лукашу и Кристине за честную программу. Так держать всегда! И за открытия. 

 

1 На спокойном тёмном море...

2 Говори мне ещё...

3 Не плачь надо мною

4 Когда загораются первые звёзды

5 Опечален

6 Пред вечной ночью

7

8

9 Помню тихие, ясные, золотые дни


Автор: Администратор
Дата публикации: 07.11.2014

Отклики (17)

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.