СмердS гнойми2 ѕл0бы, во гр0бэ живY лёности хrтE. тёмже вопію1 ти: воздви1гни, сп7си1 мz, ћкw да и3 ѓзъ съ вётвьми добродётелей ўсрsщу тS, взывaz њсaнна бGу.

Утреня четверга 6-й седмицы



Память пророка и Боговидца Моисея. Именины Мечислава Вайнберга.

 

 

Сегодня - память пророка и Боговидца Моисея, а следовательно день Ангела почившего 26 февраля 1996 года композитора Мечислава Самуиловича Вайнберга.
Удивительна судьба этого талантливейшего человека. Родился он 8 декабря 1919 года в Польше, в 1939 году эмигрировал в СССР. Вскоре после этого на Родине фашисты убили всех членов его семьи...
Проявил себя, подобно Н. Я. Мясковскому и Б. А. Чайковскому (оба они высоко ценили творчество Вайнберга) с ранних сочинений зрелым художником с ярким и узнаваемым стилем.
Написал огромное количество музыки, в подавляющем своем большинстве высочайшего качества. Наряду с Метнером, Мясковским, Шостаковичем, Б. Чайковским и Пейко - один из ярчайших мастеров, проявивших себя в XX веке в сонатной форме. Автор 26 симфоний. Друг Шостаковича - оба композитора только что сочиненные произведения первым делом показывали друг другу. У них было даже "соперничество" по части струнных квартетов - кто больше сочинит. Вайнберг написал семнадцать, Шостакович - пятнадцать. Количество благодаря таланту умноженному на невероятное трудолюбие обоих авторов дало потрясающие результаты.
В ряде случаев, вследствие подобных показов друзей своих сочинений друг другу (как, например, обстоит дело в случае с Фортепианными Трио обоих авторов) вплоть до структур и мелодических интонаций можно говорить о влиянии Вайнберга на Шостаковича.
Но главное - не в этом. Неповторима и прекрасна пронзительная и до боли прочувствованная интонация музыки Вайнберга. Это, конечно, боль от войны и тоталитарных режимов (в "гостеприимном" СССР Вайнберга чуть не убили в 1953 году, спасла смерть "вождя"; пытали, били партитураи по больной спине - у Мечислава Самуиловича был физический дефект - горб). "Война - ужасней нету слова" - так называется 18 симфония Вайнберга, написанная в 1984 году. Не затихала память и боль в его душе.
Это и поиск Бога. Свет его музыки, так похожей порой внешне на Шостаковича, существенным образом отличает его творения от сочинений Дмитрия Дмитриевича, практически всегда исполненных мрачных настроений, сарказма, угнетенного сотояния души. А в еврейских интонациях, внезапно появившихся в музыке Шосьаковича после Трио и Первого скрипичного концерта нетрудно угадать влияние молодого друга из Польши, недавно приехавшего в начале 40х из Ташкента в Москву.
Поиск Бога закончился для Вайнберга удивительно. За три недели до смерти он принял Святое Крещение в Православной Церкви. Отпевали композитора в храме около дома композиторов - в Воскресения Словущего на Успенском Вражке.
Хотел бы поделиться записью одного из лучших сочинений Вайнберга - 7й симфонией. Она написана для струнного оркестра с клавесином в 1964 году. Исполняет Московский камерный оркестр под управлением Рудольфа Баршая.  
                                                                                                                 Дмитрий Коростелёв


Автор: Администратор
Дата публикации: 17.09.2013

Отклики (482)

  1. Анна Герасимова

    17 сентября 2013, 19:59 #
    Спасибо!

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.