Co смирением диавол не может бороться. А у нас его и нет, мы все думаем о себе, все стараемся устроить свое счастье сами, ставим себя на место Бога; а всякий гордый человек — несчастный человек, он удаляется от Бога; поэтому святые избегали чести, боясь, что они загордятся и удалятся от Господа, перестанут служить Ему, а начнут служить своему я.

Праведный Алексий Мечёв



Иконография Воскрешения Лазаря

В центре любого православного храма на аналое всегда лежит икона. Икона праздника, т.е. икона, отображающая сегодняшний праздник, событие, которое сегодня вспоминает вся Церковь. Этому событию посвящены тексты службы, посвящён Евангельский отрывок, читаемый за Богослужением, даже цвет облачений священнослужителей и самого храма посвящён конкретному сегодняшнему дню. И так - каждый день года. Есть, конечно, много общих мест. Например, пасхальное облачение - красное, но и в память великих мучеников тоже надевается красное облачение. Или общие тропари преподобным. И так далее. Но мы поговорим об иконографии праздников. Здесь тоже есть общие места: изображения мучеников (с крестом в руке, часто с красными плащами) или преподобных (монашеские одежды, благословляющие жесты, свитки в руках)... Далеко не у каждого святого есть изображение. Много святых малоизвестных. В таких случаях на аналое обычно лежит икона минеи, где изображены несколько святых, празднуемых в эти дни.

А вот иконография праздников имеет много особенностей. При этом изображения одного и того же праздника могут отличатся друг от друга: каждый художник в рамках одной иконографии, в рамках канона может по-своему изобразить событие.

В 6-ю субботу Великого Поста Церковь вспоминает великое чудо, совершённое Спасителем накануне Своего входа в Иерусалим на Крестные страдания - Воскрешение Лазаря. Об этом событии рассказывает Евангелист Иоанн в 11 главе своего Евангелия.

 



 

 

1 Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, где жили Мария и Марфа, сестра ее.
2 Мария же, которой брат Лазарь был болен, была та, которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими.
3 Сестры послали сказать Ему: Господи! вот, кого Ты любишь, болен.
4 Иисус, услышав то, сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий.
5 Иисус же любил Марфу и сестру ее и Лазаря.
6 Когда же услышал, что он болен, то пробыл два дня на том месте, где находился.
7 После этого сказал ученикам: пойдем опять в Иудею.
8 Ученики сказали Ему: Равви! давно ли Иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда? 9 Иисус отвечал: не двенадцать ли часов во дне? кто ходит днем, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего; 

10 а кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света с ним. 
11 Сказав это, говорит им потом: Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его. 
12 Ученики Его сказали: Господи! если уснул, то выздоровеет. 
13 Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном.

14 Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер; 
15 и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но пойдем к нему. 
16 Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: пойдем и мы умрем с ним. 
17 Иисус, придя, нашел, что он уже четыре дня в гробе. 
18 Вифания же была близ Иерусалима, стадиях в пятнадцати; 
19 и многие из Иудеев пришли к Марфе и Марии утешать их в печали о брате их. 
20 Марфа, услышав, что идет Иисус, пошла навстречу Ему; Мария же сидела дома. 
21 Тогда Марфа сказала Иисусу: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. 
22 Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог.
23 Иисус говорит ей: воскреснет брат твой. 
24 Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день. 
25 Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. 
26 И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?
27 Она говорит Ему: так, Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир. 
28 Сказав это, пошла и позвала тайно Марию, сестру свою, говоря: Учитель здесь и зовет тебя. 
29 Она, как скоро услышала, поспешно встала и пошла к Нему. 
30 Иисус еще не входил в селение, но был на том месте, где встретила Его Марфа. 
31 Иудеи, которые были с нею в доме и утешали ее, видя, что Мария поспешно встала и вышла, пошли за нею, полагая, что она пошла на гроб - плакать там. 
32 Мария же, придя туда, где был Иисус, и увидев Его, пала к ногам Его и сказала Ему: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. 
33 Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею Иудеев плачущих, Сам восскорбел духом и возмутился 
34 и сказал: где вы положили его? Говорят Ему: Господи! пойди и посмотри.
35 Иисус прослезился. 
36 Тогда Иудеи говорили: смотри, как Он любил его. 
37 А некоторые из них сказали: не мог ли Сей, отверзший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер? 
38 Иисус же, опять скорбя внутренно, приходит ко гробу. То была пещера, и камень лежал на ней. 
39 Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе. 
40 Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию? 
41 Итак отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче!
благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. 
42 Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. 
43 Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. 
44 И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет.


 

Прочитав, рассмотрим иконографию этого праздника.

Иконография Воскрешения Лазаря возникла очень рано, уже в римских катакомбах встречаются такие изображения. Это связано с погребальным характером искусства катакомб. Величайшее чудо, когда Господь воскресил умершего 4 дня назад человека, как нельзя лучше отвечало чаяниям первых христиан и задачам катакомбного искусства.

катакомба Петра и Марцеллина, 3 век.

Христос здесь как чудотворец, изображен в образе античного юноши, что часто встречается в живописи римских катакомб (художники воспитаны на античном классическом искусстве, христианское искусство только-только начинает свой путь, ведь и само христианство ещё гонимо, художники пользуются теми знаниями и навыками, которые у них существуют, приспосабливая их под новые задачи). Однако основная схема изображения чуда Воскрешения Лазаря уже присутствует здесь: гробница (здесь в форме усыпальницы-дома), повитое пеленами тело Лазаря и Спаситель, протягивающий ему руку: "Лазарь, иди вон!" (Ин.11:43)

 

 катакомба на виа Латина, Рим, 4 век.

Здесь основная схема дополнена учениками и народом, приступающими сзади. Спаситель так же в образе античного мужа, в руках у него палочка чудотворца - волшебная палочка!!! - предмет, через который художник хочет показать совершение чуда. В дальнейшем, в классической сложившейся иконографии палочки, конечно, не будет. Будет только жест Христа - выразительный, повелевающий, решительный.

 

фрагмент саркофага, 4 век.

С 4 века на изображениях Воскркшения Лазаря начинают появляться сёстры Лазаря - Марфа и Мария - так называемые припадающие. На данном фрагменте мы видим одну из сестёр. Таким образом, иконография ещё больше разворачивается, обрастая новыми подробностями, описанными в Евангелии.

 

 

дно стеклянного сосуда, 4 век.

 

мозаика церкви Сан-Аполинаре Нуово, Равеннаа, 5 век.

Более статическая композиция, один предстоящий ученик как знак и символ всех учеников и свидетелей чуда, но в целом, схема такая же, как мы видели в катакомбных росписях и на рельефах церковной утвари: гробница-дом с запеленутым Лазарем, Спаситель с жестом, повелевающим Лазарю выйти и + здесь предстоящий ученик - свидетель чуда.

 

 

Воскрешение Лазаря, икона из монастыря св.Екатерины на Синае, 10 век.

На этой иконе присутствует ещё один персонаж - человек, помогающий выйти Лазарю. И он закрывает нос! "Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе" (Ин. 11:39). На иконе это подтверждение уникальности именно этого чуда, ведь Спаситель воскресил четверодневного Лазаря! Вот, люди закрывают нос из-за запаха тления и вот, Лазарь выходит из гроба живой. 

 

 

Западные врата Богородице-Рождественского собора. 1227-1238 г. Владимиро-Суздальский музей-заповедник. Фрагмент.

Эти врата выполнены в технике "золотой наводки" и являются уникальным  и очень ярким памятником древнерусского искусства 12 века. Они поделены на клейма - фрагменты, одно из клейм - Воскрешение Лазаря. Схема композиции очень похожа на синайскую икону, но персонаж, помогавший там выйти Лазарю, здесь - разматывает погребальные пелены на нём, при этом его жест - не столько закрывание носа, сколько смущение, удивление, может, непонимание: как это произошло?!

 

 

 Икона из праздничного чина иконостаса новгородского Софийского Собора. Ок.1341г. Фрагмент

Композиция обрастает подробностями. За Христом следуют ученики, а встречают Его иудеи. Припадают сёстры Марфа и Мария, человек распелёнывает Лазаря, а другой - отнимает крышку от гробницы. Кроме того, здесь пещера, ещё изображённая как гробница, помещена на фоне гор. Это переходный этап между изображением гробницы (построенного здания-усыпальницы) и пещеры, высеченной в скале.

 

В общем, на протяжении больше 1000 лет (мы рассмотрели памятники с 3 века по 14 век) никаких существенных изменений в композиции "Воскрешение Лазаря" мы не видим: кроме стилистических особенностей живописи всё осталось на своих местах, т.е. иконография фактически сложилась ещё в 3 веке, а дальше она лишь уточнялась или композиция приспосабливалась под конкретные формы (икона, фреска, рельеф сосуда и т.д.).

 

 

Воскрешение Лазаря, византийская икона, 14 век.

 

Воскрешение Лазаря, икона из праздничного чина иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля, 15 век.

 

Воскрешение Лазаря,  икона из Новгородского музея, 15 век. Так называемая "новгородская таблетка".

 

Джотто. Воскрешение Лазаря. Фрагмент росписи капеллы дель Арена, 1305 г.

Несмотря на то, что Джотто - художник уже "западноевропейский", т.е. последовавший, один из первых, по пути объёмного и пространственного изображения, здесь присутствуют все детали известной нам композиции, причём с той же выразительностью, хотя стиль живописи отличается, он непривычен для русской и византийской иконы. Если вспомнить, что Ренессанс и Проторенессанс, к которому принадлежит искусство Джотто - это попытка вернуться к античности, то получается интересная история развития иконографии данного праздника.

Художники катакомб, воспитанные на искусстве античности, изображали по античным законам чудо Воскрешения Лазаря в катакомбах. Постепенно вырабатывается иконография и праздников, и святых, и Спасителя. Мы к 14 веку приходим к очень развёрнутой композиции Воскрешения Лазаря на иконах, с выработанной иконографией. А вот в Италии к началу 14 века художники вновь возвращаются к античному закону, к античному пониманию красоты. Но при этом, они имеют уже весь накопленный опыт тысячелентия развития искусства. И вот у Джотто, попытка усвоить античное пространство, античную пластику, античный объём, переплетается с выразительностью, плоскостностью и локальным цветом, так свойственным иконе. Искусство часто в своём развитии вращается по спирали, то придумывая что-то новое, то возвращаясь к "хорошо забытому старому".

(Впрочем, на мой взгляд, живопись Джотто - это настоящая икона.)

 

Марина Сиротина.

 

Материал взят с сайта "Вифании": http://vifania.su/eto-interesno/painting/ikonografiya-voskresheniya-lazarya/


Автор: Администратор
Дата публикации: 14.04.2014

Отклики (372)

  1. Анастасия

    14 апреля 2014, 23:53 #
    Спасибо за текст и иконографию!
    1. Анна Герасимова

      15 апреля 2014, 21:39 #
      Спасибо! Как хорошо, когда есть такой человек, который расскажет, покажет, объяснит!!!

      Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.