Co смирением диавол не может бороться. А у нас его и нет, мы все думаем о себе, все стараемся устроить свое счастье сами, ставим себя на место Бога; а всякий гордый человек — несчастный человек, он удаляется от Бога; поэтому святые избегали чести, боясь, что они загордятся и удалятся от Господа, перестанут служить Ему, а начнут служить своему я.

Праведный Алексий Мечёв



Иконография Входа Господня в Иерусалим

В центре любого православного храма на аналое всегда лежит икона. Икона праздника, т.е. икона, отображающая сегодняшний праздник, событие, которое сегодня вспоминает вся Церковь. Этому событию посвящены тексты службы, посвящён Евангельский отрывок, читаемый за Богослужением, даже цвет облачений священнослужителей и самого храма посвящён конкретному сегодняшнему дню. И так - каждый день года. Есть, конечно, много общих мест. Например, пасхальное облачение - красное, но и в память великих мучеников тоже надевается красное облачение. Или общие тропари преподобным. И так далее. Но мы поговорим об иконографии праздников. Здесь тоже есть общие места: изображения мучеников (с крестом в руке, часто с красными плащами) или преподобных (монашеские одежды, благословляющие жесты, свитки в руках)... Далеко не у каждого святого есть изображение. Много святых малоизвестных. В таких случаях на аналое обычно лежит икона минеи, где изображены несколько святых, празднуемых в эти дни.

А вот иконография праздников имеет много особенностей. При этом изображения одного и того же праздника могут отличатся друг от друга: каждый художник в рамках одной иконографии, в рамках канона может по-своему изобразить событие.

По окончании Великого Поста и перед началом Страстной седмицы Церковь вспоминает Вход Господень  в Иерусалим. Это один из двунадесятых праздников (т.е. один из 12 великих праздников Православной Церкви).

 

Изображения этого события впервые появляются в рельефах саркофагов, не ранее 4 века.

 

Саркофаг Юния Басса, 4 в. Общий вид (вверху) и фрагмент - сцена Входа Господня в Иерусалим (внизу)

На этом небольшом по композиции рельефе мы видим главные детали события: Спаситель на осле, Его встречают, постилая одежду. Обычай постилать одежду - древний, о нём сказано ещё в Ветхом Завете: "И поспешили они, и взяли каждый одежду свою, и подостлали ему на самых ступенях" (4Цар.9:13). Здесь же мы видим и человека, залезшего на дерево. Как правило, в иконах это дети. Однако в Евангелиях ничего о них не сказано в связи со Входом Спасителя в Иерусалим. Дети упоминаются в апокрифе - Евангелии Никодима и в службе празднику, а это немаловажно, т.к. служба и изображение тесно переплетены в Православной Церкви, они друг друга дополняют и усиливают.

Но кроме детей на иконах Входа Господня в Иерусалим иногда изображают Закхея, залезшего на дерево. Это связано с переплетением двух событий, впрочем, отстоящих друг от друга во времени и пространстве. Закхей встречал Христа в Иерихоне ранее Его Входа в Иерусалим (Лк.19:2-4). 

 

миниатюра Россанского кодекса, 6 в.

На этой миниатюре есть изображение Иерусалима, из которого тоже высовываются люди, встречающие Христа. Люди вышли навстречу, постилают одежды. Здесь впервые встречается изображение пальмовых ветвей в руках встречающих. Это был древний обычай. В Церкви мы называем этот день - Неделя Ваий (вайи - это и есть пальмовые ветви), а в народе зовём Вербным воскресением, т.к. на Руси вместо ваий Христа встречали в этот день веточками верб.

В зрелых памятниках иконография Входа Господня в Иерусалим практически не знает вариаций, кроме стилистических, цветовых, композиционных (т.е. изобразительных). Сама же схема не меняется: Христос на ослике, Его сопровождают ученики, город Иерусалим, из которого выходят встречающие с ветвями, постилают одежды и детки залазят на дерево посмотреть.

 

Церковь св.Пантелеимона в Нерези (Македония), 1164 г. Фрагмент росписи - Вход Господень в Иерусалим.

Эта фреска с большими утратами, но и на ней видна основа композиции этого праздника. Обратите внимание на мордочку ослика - как будто из мультика!

 

 

Фрагмент мозаической росписи, Сицилия, 12 в.

На ослика постелена одежда, на которой сидит Спаситель, об этом есть упоминание в Евангелии: "И привели осленка к Иисусу и, и возложили на него одежды свои; Иисус сел на него" (Марк.11:7)

 

 

 Вход Господень в Иерусалим, икона 14-15в.

На этой иконе одежд под Спасителем нет (очевидно, эта деталь мешала общей композиционной задумке), зато необычна поза Христа: Он сидит спиной, разворачиваясь к нам и к ученикам. Правой рукой Он благословляет (обычный жест Спасителя на иконах), а в левой держит свиток - тоже частая деталь любых изображений Спасителя, имеется в виду Его учение, или Евангелие.

Женщина, встречающая Христа, держит на руках ребёнка. Эта деталь указывает, что буквально весь город встречал Его, "от мала до велика", люди выходили с детьми. Чем не народные гуляния в наши времена, когда на улицы выходят семьями? Любопытно иногда встречать на изображениях древних событий такие понятные нам моменты.

 

Вход Господень в Иерусалим. Новгород, 14 в.

 

Марина Сиротина

 

Материал взят с сайта "Вифании": http://vifania.su/eto-interesno/painting/ikonografiya-vxoda-gospodnya-v-ierusalim/


Автор: Администратор
Дата публикации: 14.04.2014

Отклики (372)

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.