Мене́ осужде́наго спаси́, осуди́вый Кресто́м Твои́м Влады́ко Спа́се мо́й вражду́, и да не пока́жеши гее́нне пови́нна, оскверне́наго страстьми́, и грехми́ омраче́наго.

Служба пятницы 2-й седмицы ВП



Валентин Серов (1865 – 1911). Незаконченные картины

 

Валентин Серов жил на переломе двух художественных эпох. Он родился и вырос в эпоху т.н. реалистической, академической живописи (учитель И. Е. Репин). Но не успел выучиться, как эта эпоха закончилась, а у Серова появились «незаконченные» картины. Начался импрессионизм, Ван Гог, Сезанн, Матисс... Изменился воздух искусства – а художник не может не чувствовать этого: что-то разлаживается в механизме творчества, и то, что прекрасно получалось еще вчера, сегодня почему-то уже не получается. Значит, надо искать новое.

Вот только непонятно – новое: это хорошо или плохо? Хочется снять для себя этот вопрос, пусть всё решают потомки.

 

В. Серов, Портрет фон Дервиз,1888-1890, не окончен

 

Сейчас на выставке в Третьяковке подозрительно много работ отмечены, как «незаконченные». Причем, работы, на наш сегодняшний взгляд вполне законченные, ясные, выразительные:

 

 В. Серов, Портрет великого князя Михаила Александровича, 1993, не окончен

 

Будущее покажет – окончена работа, или нет. Потомки разберутся.

Валентин Серов – тонкий художник! – чувствовал, что работа уже состоялась, уже живет… Но по нормам существующей эпохи картину надо было еще красить, закрашивать торчащий кое-где чистый холст, прорабатывать детали… И он прорабатывал, дописывал, но чувствовал, что работа становится хуже. 

Время изменилось, изменились законы – но это изменение воздуха чувствовали пока только художники.

 

Валентин Серов, «Портрет Константина Коровина», 1891 г. 

 

Художник Константин Коровин – это не великий князь, в его портрете можно не прятаться за слово «не окончен». Рука у Коровина – «закончена» или нет?

 

 

Художники уже понимали, а зрителям еще нужно было время, чтобы «присмотреться», дорасти до нового искусства. И зритель дорос очень быстро – вот прекрасный портрет (авторская копия) Николая II:

 

 

При этом «закончены» у него руки, или нет? - ни у кого не вызывает вопросов нет. Время пришло.

 

 

Гениальная легкость эскиза умирает, когда его старательно переносят на холст. 

Легкость исполнения становится одним из определяющих качеств эпохи. Разумеется, не просто «легкость», а именно «гениальная легкость» - когда ничто не отвлекает от этой самой гениальности. И Серов – убирая всё лишнее - оставляет самое гениальное в своем творчестве: виртуозный гениальный рисунок.

 

 

Когда этот портрет Шаляпина увидел Илья Ефимович Репин, учитель Серова – он пришел в ужас: это же полуфабрикат! Работа не закончена! Дальше ее нужно «раскрашивать»! Но Серов на этой «незаконченной работе» – демонстративно? – поставил год и подпись: свидетельство того, что автор считает свою работу законченной.

В отличие от более ранней работы – когда он еще не был уверен в своем праве «не заканчивать», не замучивать:

 

В. Серов, «Портрет О. Трубниковой»,1886, не окончен

 

Серов не был дерзким новатором, настаивающим на своем праве писать по-новому, прокладывающим новые пути. Он просто старался сделать картину, как можно лучше, подчиняясь в этом своему чутью – т.е. был просто настоящим художником. А эпоха сама изменилась: в 20-м веке под законченной картиной понимают не демонстрацию ремесла, а внятность и ясность художественного высказывания.

 

Автор статьи - Константин Сутягин

Оригинал статьи - http://vifania.su/eto-interesno/painting/377-valentin-serov-(1865-–-1911).-nezakonchennyie-kartinyi.html


Автор: Администратор
Дата публикации: 01.02.2016

Отклики (481)

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.