Мене́ осужде́наго спаси́, осуди́вый Кресто́м Твои́м Влады́ко Спа́се мо́й вражду́, и да не пока́жеши гее́нне пови́нна, оскверне́наго страстьми́, и грехми́ омраче́наго.

Служба пятницы 2-й седмицы ВП



Маврина Татьяна Алексеевна (1902-1996)

Мое знакомство с творчеством Татьяны Алексеевны Мавриной произошло недавно, в детской библиотеке. Началось оно с замечательной книги Ю. Коваля «Бабочки». В ней меня восхитило то, насколько гармонично слились воедино текст и иллюстрации, взаимно дополняя друг друга. Как я узнала позднее, писатель и художница совместно создали целую серию замечательных книг: «Их история действительно необычная. В разные годы Коваль и Маврина бывали в одних и тех же местах. Один – описывал свои впечатления словами, создавая лирические и чувственные зарисовки, другая – рисовала картины, перенося на холст поля и озера, бескрайние леса и цветочные поляны. Увидев позже рисунки Мавриной, Коваль сразу узнал на них ту самую реку, где отлично ловится язь, деревню с колокольней, которой когда-то и сам залюбовался, и множество других мест. Результат их сотрудничества оказался воистину волшебным. Книги быстро стали библиографической редкостью.»
Татьяна Маврина многим известна именно как иллюстратор. Ее работы узнаваемы и самобытны, в них отразилось ее видение жизни и красоты, искренняя любовь к народному искусству. Татьяна Маврина - единственная русская художница, удостоенная международной премии Андерсона, за вклад в иллюстрирование детских книг. Однако отношение к художнице на родине долгое время было очень сдержанным.

Творчество Татьяны Алексеевны не ограничивается книжной иллюстрацией, она проявляла свой талант в различных художественных направлениях. Значительное влияние на становление Мавриной как художницы оказали импрессионисты, с искусством которых она познакомилась во время обучения во  ВХУТЕМАС. Именно там она научилась уделять важное значение гармонии созвучия цвета в работах. Позднее, увлечение народным творчеством и русской иконописью обогатило стиль и колорит произведений Татьяны Алексеевны.

«Она собрала уникальную коллекцию икон, глиняных игрушек, подносов и вышивок».

Интересно, как пишет сама Маврина, у нее на стенах соседствовали древнерусские иконы и «городецкие вещи» и при этом народное искусство не нарушало строя и не делало беспорядка, но как бы завершало и продолжало церковные образы.

Замечательно, что сейчас у нас есть возможность насладиться восхитительными цветовыми сочетаниями, присущими творчеству художницы, погрузиться в атмосферу столичной и провинциальной жизни ушедшей эпохи. Татьяна Алексеевна Маврина прожила долгую жизнь, охватив своим взглядом и восприятием практически целый век.

Хотелось бы остановиться на периоде в жизни художницы, посвященном Москве и старинным русским городам. Татьяна Маврина много путешествовала, неустанно запечатлевая в своей памяти и зарисовках быт, традиции и дух уходящей в прошлое красоты. Так пишет сама художница о своем увлечении стариной: «В мой «жизненный состав» любовь к старине пришла тоже из издания Грабаря. А потом этому научила война, когда погибали один за другим северные храмы. В Москве я ходила и, если удавалось, ездила по дальним и ближним улицам — рисовала, запоминала, может, впервые, разглядывала шатровые колокольни, причудливые пятиглавки, стены и башни. «Не подвело мои глаза чутье. Сказало им, куда глядеть».

«Я нашла свою новую тему не сразу. Как-то раз, проезжая по Сретенке, из окна автобуса я разглядела церковь XVII века, спрятавшуюся среди домов и заборов. ...Колокольни уже не было, да и церковь могла погибнуть от бомбежек. Чем я могу помочь красоте? Надо скорее зарисовать все, что сохранилось в Москве, подумала я, пусть хоть на бумаге останется.» По этим быстрым зарисовкам, по памяти, приходя домой, Татьяна Алексеевна создавала целую серию работ, выполненных гуашью и акварелью.

Восприятие Мавриной природы, города, архитектуры и жизни вокруг, завораживает.

То, что она передает в своих работах не просто художественное описание окружающего мира и красоты. Здесь соединились восхищение, сказочность, радость и непосредственность.

Для меня стали очень дороги акварели и гуаши с видами московских храмов, выполненные Мавриной во время войны. Я словно вернулась с студенческие годы, когда, гуляя по столичным улочкам, путешествуя по паркам и различным районам Москвы, восхищалась неповторимостью каждой церкви. Каждый храм, который я посетила навсегда остался в моей памяти и каждый внес свою частицу чуда и благоговения в мою новоначальную веру. И дело здесь не столько в архитектуре, сколько в содержании. Ведь каждый храм уникален своим небесным покровителем, своей историей, внутренней жизнью, а внешний облик завершает этот образ, обрамляет его. И в работах Мавриной присутствует именно эта глубина и искренность, которая бывает при встрече с чудом.

А. Иванюк


Автор: Администратор
Дата публикации: 24.01.2020

Отклики (50)

  1. Людмила

    29 января 2020, 12:15 #
    Хочу добавить, что писатель Юрий Коваль и иллюстратор Татьяна Маврина создали серию красивых, живых и интересных книг для детей:
    Снег
    Журавли
    Стеклянный пруд
    Заячьи тропы
    Бабочки
    Жеребенок
    Это классика книгоиздания. К сожалению, не могу купить эти книги.
    Если кто-то знает, где их продают, сообщите по телефону +7 926 8850627.
    Прихожанка Людмила Тян

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.