В†іа цэломyдріz принесeмъ хrтY, на жребsти смири1вшусz пл0тію, и3 рцeмъ є3мY: на стrть пришeдый, бlгословeнъ є3си2 сп7се.

Утреня пятницы 6-й седмицы



Слово и образ. Несколько слов об изображении Страстной седмицы в христианской традиции

Страстная неделя начинается с чтения Евангелия о проклятии смоковницы. Изображение это встречается нечасто, но в росписях, в развёрнутом страстном цикле его можно увидеть. И уже виден кусочек следующей композиции цикла - притчи о 10 девах...

В Страстной Вторник читаются притчи из 25 главы Евангелия от Матфея: о 10 девах, о талантах, о Страшном Суде.

Вот 10 дев, пять из которых ждали Жениха со свечами и запасом масла, а пятеро - не ждали и масла для светильников не взяли. 5 разумных дев вошли в радость Господина своего, 5 неразумных остались за вратами Чертога.

Ещё один пример изображения притчи о 10 девах.

А это притча о 10 девах из Ферапонтова монастыря, кисти Дионисия. Здесь художник не просто повествует, но указывает на толкование притчи: Чертог украшенный, куда вошли 5 разумных дев - не что иное, как Царство Божие. Именно так, в белой мандорле с райскими деревьями, традиционно изображается в иконе Рай.

Мозаика 5 века из Равенны изображает притчу о Страшном Суде, об овцах и козлищах. Символичный цвет красного ангела по правую руку Спасителя (одесную) и там же овцы - верные рабы Христовы. И по левую руку (ошуюю) синий ангел и козлища, которым сказал Господь: "идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его".

Необычный образ Спасителя. Это именно Он - кресчатый нимб абсолютно всегда указывает на Христа. Христос здесь в образе прекрасного юноши, без бороды, как мы привыкли. Это раннехристианская живопись, наследие античности здесь сильно не только в символе, как это будет всегда, но и в прямом подражании античному искусству, опоре на него.

И притча о талантах читается в этот день:

В Великую Среду Церковь вспоминает двух человек, сопоставляет их, противопоставлят. Ученика Христова, который предал Его и грешницу, жену-блудницу, возливающую миро на голову Спасителя. "Не лучше ли было бы продать миро, а деньги раздать нищим?" - спрашивает ... Иуда-предатель. Но Христос отвечает, что тем самым она приготовила Его к погребению. Ученик, ставший предателем и грешница, осознающая свой грех.

Вот Иуда, указывающий на Спасителя и говорящий сидящему рядом фарисею. Спаситель в полоборота отвечает ему. И грешница возливает на голову Ему миро.

Говоря о предательстве Иуды, сразу вспоминается именно эта фреска из капеллы Скровеньи в Падуе кисти Джотто (1305 год). Это не "православное" изобразительное искусство. Но Джотто увидел и нарисовал всё, что сказано в Евангелии. Вообще, это сюжет на все времена. Он о многом. И помимо фантастически выстроенной композиции: пятна, жесты, ритм факелов, копий и палок, белом роге (деталь, но как "держит" композицию!) там есть центр...

... центр с этим поединком взглядов. "Радуйся, Равви!" - говорит Иуда, "раб и льстец", как говорится в песнопениях Великой Среды. И взгляд Христа...

Поцелуй Иуды. Роспись монастыря Высокие Дечаны в Косово (Сербия), 14 век.

Миниатюра

Хронологически целование Иуды было после Тайной Вечери. Есть в некоторых страстных циклах сцена, где Иуда договаривается с первосвященниками о предательстве им Христа. Он держит мешочек с деньгами - тридцатью сребренниками. Но чаще предательство изображают именно в этой сцене. Это, как и у Джотто, так и в других многочисленных образцах - не просто иллюстрация события. Здесь всегда можно найти много смыслов.

И наконец Тайная Вечеря. Икона из монастыря Ватопед на Афоне.

Фрагмент. Иоанн Богослов здесь изображён не юношей, как обычно в иконописной традиции, но зрелым мужем. Сколько нежности в его припавшей к груди Спасителя позе. И скорби в образе Христа.

Тайная Вечеря из пещерной церкви в Каппадокии (11 в). Символичная рыба лежит на столе. Один из древнейших (1-2 века) символов Христа (слово ИХТИОС - "рыба" по-гречески - первые буквы которого расшифровывались первыми христианами как аббревиатура "Иисус Христос Сын Божий Спаситель"). И здесь этот символ указывает на Жертву Христа, на те самые вино и хлеб, которые Он преломил и которые мы принимаем как Тело и Кровь Его. Т.е. на столе лежит сам Христос, предаваемый на заклание.

И вот такая фреска из Афонского Ватопеда. Кисти Мануила Панселина, выдающегося художника 14 века. Прекрасного рисовальщика и чудесного колориста. Обратите внимание на всполохи цветного голубого света на зелёных одеждах нижнего справа апостола. Обратите внимание на разнообразие образов, поз и жестов. Как искусно передана беседа, смущение, испуг, недоумение. И образ Иуды, выделяющийся из всех. У него нет недоумения, нет испуга, нет вопроса, разве, любопытство?...

Нередкий сюжет страстного цикла - сцена омовения ног. Евангелие от Иоанна.

После Вечери "воспев, пошли на гору Елеонскую". Там ученики спали, а Господь остался один.

Моление о Чаше. И ангел явился, укрепляя Его.

Текст взят с сайта vifania.su


Автор: Администратор
Дата публикации: 17.04.2020

Отклики (482)

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.