Co смирением диавол не может бороться. А у нас его и нет, мы все думаем о себе, все стараемся устроить свое счастье сами, ставим себя на место Бога; а всякий гордый человек — несчастный человек, он удаляется от Бога; поэтому святые избегали чести, боясь, что они загордятся и удалятся от Господа, перестанут служить Ему, а начнут служить своему я.

Праведный Алексий Мечёв



Из письма Оптинского старца Макария

 Письмо 233

Вы находите в своем душевном устроении два противоположных действия: возвышение и отчаяние. Конечно вы понимаете, что это происходит от врага, и вы не можете с ним бороться, и оба оные действия весьма тяжелы для души. Может вы понимаете причину оных? Как пишут святые отцы, оные происходят от духовной гордости, а по недостатку смирения и трудно им сопротивляться, и в том и в другом случае надобно смиряться.

В первом (отчаянии) – все свои немощи и грехи ввергать в бездну милосердия Божия, сокрушаться об них и каяться, но надеяться помилования; ибо Господь за грешников пролиял пречистую Свою кровь. И хотя бы мы весь закон исполнили, но не должны надеяться от дел своих спасения, а считать себя неключимыми рабами, по слову Господню. Прочтите у св. Марка Подвижника в слове о думающих оправдаться от дел; много найдется глав, где он не дает права надеяться на дела, но как долг оные исполнять.

Во втором (возвышении) воспоминанием своих немощей, грехов и прегрешений низлагайте приражающиеся к вам хвалительные помыслы…много есть отеческих учений о сем, но оставляю вам самим испытать, а я написал только нужное. А в борьбе противу сего вы не имели силы отогнать сии помыслы, потому что не смиренно поступили, а хотели сами собой их отогнать; надобно со смирением воззвать ко Господу: « помилуй мя, яко немощна есмь», и не смущаться; они и отойдут. А если будете смущаться, то враги больше на вас возстанут.

А в том, что вы, сознавая свою неправость, но перед другими стараетесь оправдаться и доходите до раздражительности, сами находите, что происходит от неимения смирения, и вперед – остережения от оных. Свойство милостыни есть сердце сгорающее любовью о всякой твари, и желающее ей блага. Милостыня состоит не в одном только подаянии, но в сострадании, когда видим сродного нам созданного человека в каком либо злострадании, и если можем помочь ему чем либо, помогаем. А подаяние есть только часть милостыни…

Не смущайтесь о том, что иногда бывает на молитве разсеянность; о сем я уже писал вам. Смиряйте себя и успокаивайтесь, то и будут по времени утишаться помыслы. Это – тоже брань вражья. Когда мы принимаемся за оружие – молитву, то он (враг) противустает оной, но смирением прогоняется. А когда более смущаетесь, то он более вооружается.

Прошение царствия небесного должно быть первым нашим предметом: но, живя в мире с семейством, можете просить и о житейских вещах, или как ежедневно Церковь просит: « добрых и полезных душам нашим даруй» и проч. Господь сказал: просите и дастся вам (Матф. 7,7.). Но подает то, что нам полезно и нужно…

Испрашивая на вас и на все семейство ваше мир и благословение Божие, остаюсь недостойный ваш богомолец, многогрешный Иеромонах Макарий, истинно вас уважающий. 29 ноября 1858 года.  


Автор: Администратор
Дата публикации: 17.11.2015

Отклики (372)

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.