"Когда подступает бес уныния, со слезами разделим нашу душу на две части: одна будет утешать, а другая - воспринимать слова утешения, и, бросая в неё семена добрых надежд, вместе со св. Давидом произнесем сие заклинание: "И вскую смущаеши мя? Уповай на Бога, яко исповемся Ему, спасение лица моего и Бог мой" (Пс.41:6)
Авва Евагрий
"Сейчас, после его физического ухода, стало ясно, какое наследие он оставил. И оно не только в его работах. Нельзя его воспринимать только как теоретика — он был практик. После него, как после основателя монастыря, остался устав жизни нашей семьи, её мирное устроение. Как он это сделал?
Все 34 года совместной с ним жизни, по моим ощущениям, я только и делала, что ленилась, жила в своё удовольствие, но я же помню, как много я работала; половину нашей жизни деньги зарабатывала я. Помню, как он принёс мне хризантему и сказал: «С двенадцатым тебя переездом!». Действительно, когда мы воцерковились, у нас не было постоянного места жительства, мы скитались — не хотели досаждать родителям, которые считали себя в то время (глухое, советское) атеистами. Все обстоятельства не способствовали женскому счастью, и при этом у меня было и есть ощущение райской жизни. Как же так он это устроил? Теперь это понятно.
Во-первых, он женился только тогда, когда понял, что его служение, может быть, неясное и ему самому, для меня было природно близко. Возражали его родители: сын не делает карьеры, при его-то способностях. Но мне от его занятий шла благодать, и я в ней жила. Жили на походе: чистое бельё, простая нормальная еда, книги, минимум вещей, а рядом — сын. И ещё друзья, — или те, кого он считал друзьями — всем давался шанс.
Во-вторых, после брака, особенно после венчания, он выдал мне полный кредит доверия. Это не было равнодушием; я считала, что решения я принимаю всегда самостоятельно, — он даже не знал, сколько денег в семье, брал только на книги, — пока лет пятнадцать назад не догадалась: если он не одобрит, — не получится.
В-третьих. При этом он был строг в двух отношениях: сам никогда не грубил, даже интонацией, и других до этого не допускал. За грубость надо было просить прощения, и я просила и понимала, что это правильно.
И ещё: мне нельзя было сплетничать. Рассуждения не должны были переходить в осуждение. Тогда он категорически требовал, как Господь от Каина: «Умолкни в себе». И опять он был прав: женщина живёт в мелочах и может в них потонуть, не увидеть сути. Он не позволял мне стать бабой. Последние годы он говорил: «Я из тебя человека сделал», — и я весело хмыкала в ответ, и только сейчас поняла, как он меня облагодетельствовал.
Никаких внешних признаков домостроя, никакого принуждения, ничем он меня не нагружал; я как будто и замужем не была…
А ведь нас упрекали, тыкали в меня пальцем, говорили ему: «Вот твоя глава», — а я удивлялась, а он добродушно хмыкал.
Это был настоящий глава семьи: женился с умом, а не только по любви, соблюдал самое важное — мир, и всё это малыми средствами. Высший балл, настоящий мужчина! В такой атмосфере человек расцветает, и в этом мире создавалась его семья и его труды, которые только условно можно делить по тематике и названиям, потому что его работы — одна речь, одно слово.
Теперь о наследии письменном.
В декабре выйдет первый его трёхтомник: «Тема "Каин" в современном мире», «"Преступление и наказание" — Каинова печать и русская революция», «Враги Давида и враги Мессии по книге Тегилим (Псалмы)». Наследие текстовое оказалось очень большим. Подтянулись его ученики, началась научная редактура и прочие труды. Диски с его записями — лишь вершина айсберга.
Обработка его текстов (а надо, чтобы все они были напечатаны и вошли в научный оборот) займёт не менее 3-4 лет, и это при усиленной работе создавшейся редакционной группы.
Книги в мире писались, в мире должны и издаваться.
Думаю, следует создать Попечительский совет для издания его книг. Одному человеку трудно обеспечить все потребности этого начинания, да и миром лучше.
Кто хочет принять участие в делах Евгения Андреевича, может сообщить мне на почту (moskovtceva@yandex.ru), или по телефону (+79639643966).
Когда первый трёхтомник выйдет, отдельно сообщим и сделаем собрание с изъяснением всех задумок Е.А.
Возможно, на этом собрании кто-то захочет сказать своё слово? Подумайте, подготовьтесь.
Моё слово я закончила.
С уважением
Московцева Наталия Ивановна,
Жена Евгения Андреевича Авдеенко.
P.S. Вы знаете, он был очень стеснительным человеком, и стеснялся он своего ума. Боялся почитания его. Мы не будем его почитать, почтим его служение, он честно его исполнял. Свои грехи он искупил истинно мученической кончиной. Евгений Андреевич как-то сказал: «Если человек любит Россию, то должен быть готов к тому, что на себе, на своём теле испытает все её болезни». Он и принял это".
http://www.orthedu.ru/news/obzor-smi/11740-pohvalnoe-slovo-moemu-muzhu-avdeenko-evgeniyu-andreevichu.html
Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.
Отклики (491)