Мене́ осужде́наго спаси́, осуди́вый Кресто́м Твои́м Влады́ко Спа́се мо́й вражду́, и да не пока́жеши гее́нне пови́нна, оскверне́наго страстьми́, и грехми́ омраче́наго.

Служба пятницы 2-й седмицы ВП



Нечто о лукавых днях и придворной моде

Дни лукавы. Слова эти апостол Павел сказал в своём послании к Ефесянам ещё в первом веке христианства. Казалось бы, такое далёкое и неспешное время. Pax Romana. Мир и порядок на огромной территории. Век — классический в своей основательности, неторопливости, размеренности. Эпоха великих латинских поэтов, писателей, риторов. Эпоха величия и мощи Римской империи.

Если в роскошной сытой столице и кипит политическая борьба, императоры спешат свергать один другого, волнуются патриции и плебеи… то в провинции никто не спешит никуда. Особенно не спешат исполнять указы сумасбродных цезарей вроде Калигулы. Да они и доходят до окраин империи с большим запозданием. Порой новость, что император, автор указа, уже свергнут, убит, доходит раньше. А значит, надо просто ждать новых указов — но тоже не спешить с их выполнением…

Впрочем, речь не совсем о древнем Риме. По крайней мере, не только о нём. Скорее, стоит начать с того, что слова апостола Павла, верные и в то далёкое время, стократ более верны сегодня. Время ускорилось, и жизнь человека, жизнь народов разогналась до запредельных скоростей. Дни архи-лукавы и ультра-скоротечны.

Мы ведь совсем недавно проживали Страстную Седмицу, вслушивались в паримии Великой Субботы. А не успели оглянуться — уже и Петров Пост кончается. Ещё мгновение — и Рождественский пост начался. А я оказался в больнице, где время неожиданно замедлилось. Или мне так показалось…

И принёс мне друг для коротания долгих больничных часов книжку моего любимого Николая Васильевича Гоголя, “Тарас Бульба”. Прочёл я её с огромным удовольствием, не спеша… И вдруг напомнила мне она, а точнее, одна деталь казачьей жизни в ней, о моей давней задумке.

Эта задумка возникла более полугода назад. Но я был обманут лукавыми днями, каждый из которых шептал: “отложи, ещё успеешь”. Вот, только теперь её и записываю.

Что же, лучше поздно, чем никогда. Размышление это — о другой империи. Но такой же степенной, неповоротливой и неспешной. И такой же жестокой. О Вавилоне. Точнее, о Новом Вавилонском царстве и времени царя Навуходоносора II. Ещё точнее — об одной мелочи в культурной жизни империи: во что одевались при дворе знатные юноши.

Когда мы читали паримии Великой Субботы, книгу пророка Даниила о трёх еврейских отроках, брошенных в печь, я подметил, что в славянском тексте есть незнакомое мне слово:

“Тогда́ Навуходоно́соръ испо́лнися я́рости, и зра́къ лица́ его́ измѣни́ся на Седра́ха, Миса́ха и Авденаго́, и рече́: разжжи́те пе́щь седмери́цею, до́ндеже до конца́ разгори́т­ся.
И муже́мъ си́льнымъ крѣ́постiю рече́: окова́в­ше Седра́ха, Миса́ха и Авденаго́, вве́рзите въ пе́щь огне́мъ горя́щую.
Тогда́ му́жiе о́нiи око́вани бы́ша съ
га́щами сво­и́ми и покрыва́лы, и сапогми́ и со оде́ждами сво­и́ми, и вве́ржени бы́ша посредѣ́ пе́щи огне́мъ горя́щiя.”
(Книга пророка Даниила, гл. 3, стихи 19-21)

Слово “гащи” встречается только в одном этом месте славянской Библии. Но оно попало в текст паримии, и каждый год напоминает о себе. Я уже не раз и не два собирался разведать, что оно значит. Но каждый год предпасхальное напряжение, а затем празднование Пасхи отодвигало эту мысль на задворки памяти. Так было и в этом году… но в один из дней Светлой Седмицы “гащи” всё-таки пришли мне на ум.

Правда, поначалу что-либо искать было сильно лень. Я выдвинул собственную догадку, которой и хотел удовольствоваться. Что это, возможно, один из элементов еврейской одежды. Скажем, кисточки по краям плаща, которые по Закону Моисея должны были носить евреи:

“…объяви сынам Израилевым и скажи им, чтоб они делали себе кисти на краях одежд своих в роды их, и в кисти, которые на краях, вставляли нити из голубой шерсти;
и будут они в кистях у вас для того, чтобы вы, смотря на них, вспоминали все заповеди Господни, и исполняли их, и не ходили вслед сердца вашего и очей ваших, которые влекут вас к блудодейству…”

(Книга Чисел, гл. 15, стихи 38-39)

Но потом в славянский текст книги Чисел я всё же заглянул. Сразу стало понятно, что моя догадка неверна: кисти по-славянски называются “рясны”: “глаго́ли сыно́мъ Изра́илевымъ и рече́ши и́мъ: и да сотворя́тъ себѣ́ ря́сны на воскри́лiихъ ри́зъ сво­и́хъ въ ро́ды своя́: и воз­ложи́те на ря́сны воскри́лiй пряде́нiе си́нее”. Ни о каких гащах тут речи нет.
Пришлось искать дальше, доставать ещё одну толстую книгу, словарь церковнославянского языка прот. Григория Дьяченко. Там ответ нашёлся сразу же, хотя он и показался мне слишком обыденным: “Гашти — нижнее мужское платье, штаны”.
И точно так же, самыми общими словами, говорит об одежде еврейских отроков русский синодальный перевод Библии: “Тогда мужи сии связаны были в исподнем и верхнем платье своём, в головных повязках и в прочих одеждах своих, и брошены в печь, раскалённую огнём.”

Таким ответом я был совсем недоволен. Настолько, что преодолел свою праздничную лень и открыл греческий текст книги пророка Даниила. Нашёл нужный стих. Минуты две разбирал по буквам необычное, совсем-не-греческое слово. Даже поискал его в разных словарях древнегреческого языка в интернете — безрезультатно.

Наконец, просто прочёл это слово вслух. Прислушался сам к себе. И — всё  начало становиться на свои места!

Следующий мой шаг был неизбежен. Я пошёл в комнату своего отца, который родом с Кубани. Прочёл ему это место из книги Даниила (по-русски и по-славянски), затем — озвучил слово “гащи” из греческой Библии. Неизбежен был и ответ, который я услышал: “Так они же казаки!!!

Слово, которое стоит в 19-м стихе 3-й главы — “σαραβάροις”. Читается оно как “сараварис”. Чтобы читателю было проще догадаться, надо заметить, что в греческом языке нет звука “ш”. А в еврейском, вавилонском, персидском и русском - есть.

Еврейские отроки, ставшие к тому моменту знатными мужами при дворе царя Навуходоносора, носили шаровары!

Казалось бы, ответ получен. У меня был каприз, отыскал я курьёз, и остался доволен… Остался ли? Нет.

     

Шаровары ведь — вещь серьёзная. Хотя казаки времён Тараса Бульбы их дёгтем пачкают и всячески выражают своё презрение к подобным тряпкам… но ни в какие другие штаны просто так одеваться не станут. Какой же казак без шароваров?

Да и только ли казак? Шаровары, если разведать в интернете, — очень древний и важный предмет одежды. Возникли они среди индо-арийских кочевых народов в такой незапамятной глубине веков, что гордо вынесли их, галопом ворвались в них в мировую историю и скифы, и сарматы, и персы, и мидяне, и парфяне, и другие грозные племена.

Видать, от древних скифов и сарматов достались в наследство шаровары причерноморским русам, а затем и нашим казакам… Эта мода твёрдо укоренилась в Причерноморье ещё в начале нашего летосчисления. Вот, например, что пишет греческий автор конца I-го века от Р.Х. Дион Хризостом об эллинизированных скифах, жителях Ольвии (древний город недалеко от нынешнего Николаева):

“Он носил шаровары, вообще был одет по-скифски, а на плечах у него был короткий легкий чёрный плащ, как принято у борисфенитов; они предпочитают одеваться во все чёрное, очевидно, следуя примеру одного скифского племени. И хотя сами жители Ольвии говорят по-гречески не совсем правильно, поскольку живут среди варваров, но «Илиаду» почти все знают наизусть.
(https://ru.wikipedia.org/wiki/Шаровары)

Какое, однако, интересное переплетение культур!

А вот свидетельство арабского путешественника Ибн-Даста, жившего на 900 лет позже, о древних русах:

“Шаровары носят они широкие, сто локтей материи идёт на каждые. Надевая такие шаровары, собирают они их в собрание круг колен, к которым затем привязывают”.
(Из той же Википедии)

Тут уже узнаются будущие казачьи привычки, шаровары в Чёрное море шириной!

Вот какая древняя, сильная и стойкая вещь — шаровары! Их ведь и ныне можно встретить, и ныне в них люди видят не только моду. Вложены в них и идеи. Очень, кстати, разные на сегодня идеи — национальные, культурные, религиозные даже. Думаю, все 3-4 тысячи лет наберутся, как появились первые шаровары. И… они, кажется, не собираются исчезать ни в Европе, ни в Азии.

     

Но вернёмся к царю Навуходоносору. И просто задумаемся. Любая цивилизация, любая империя насаждает свои идеи, своё мировоззрение, свою моду. А традиционная одежда вавилонян никогда и ничем на шаровары не походила. И если придворные царя, хотя бы и чужеродные, пленные евреи, могут позволить носить себе шаровары… Это о многом говорит.

Племена персов и мидян в то время росли и крепли на самых границах Нового Вавилонского царства. Пройдёт всего несколько десятков лет, и потомок Навуходоносора, царь Валтасар, увидит на стене страшные буквы: “Мани́, Ѳеке́л, Фа́рес”… и —

“Валтаса́ра царя́ Халде́йска уби́ша въ ту́ но́щь, да́рiй же ми́дянинъ прiя́ ца́р­ст­во, сы́й шести́десяти и двою́ лѣ́тъ”.
(Книга пророка Даниила, глава 5, стихи 25, 30-31).

В истории ничего не происходит просто так, без причин, без явлений-предвестников. И часто падение великих держав готовится в самый миг их величайшего могущества. А именно — когда правители, ослеплённые своей силой, перестают замечать важные мелочи.
Порой — это очень скорое и страшное падение. Дни воистинну лукавы, какое тысячелетие истории ни возьми.

Ведь шаровары на ногах еврейских отроков — это как раз такая мелочь. Первый предвестник, задолго до грозной надписи на стене. Мода соседних опасных народов, персов и мидян, пробралась в самый дворец царя вавилонского! И — хорошо бы одна только мода. Но шаровары — не просто одежда. С ними связаны свои идеи, свои смыслы и симпатии. Вполне чужие идеям Вавилонской империи. Зато — готовящие скорую победу персам и мидянам. Сначала во вкусах, затем в умах и душах. А затем — взять Вавилон не составило для завоевателей большого труда.

Нет, я не хочу обобщать или делать умные исторические заключения. История многолика, и по-разному поворачивает своё течение. Наша страна (точнее, высший её свет) некогда оделась в камзолы и панталоны — но никакие немцы и французы не сумели покорить её. Правда, потом, перед падением СССР, появились джинсы… да и сейчас они есть. Я сам их надел, как только выписали меня из больницы.

Единственная мысль, которую я хотел бы оставить на конец: мелочи бывают очень важны. А упускать их из виду — крайне опасно. Особенно если ты великий царь великой державы. Но — не только. Так же может рухнуть и город, и завод, и дом, и семья. И отдельная судьба отдельного человека. Из-за такой же, казалось бы, мелочи.

Чужая мода, чужие идеи — не всегда плохо. Их можно (порой даже нужно) сделать своими, у-своить. И по-своему развить. Но, если отнестись к ним без внимания (как, похоже, и поступал великий царь Навуходоносор) — они создадут множество опасных проблем.

Например, разделения. Кому-то нравятся персы и персидская мода, кому-то — нет. Кто-то носит шаровары, а кто-то верен вавилонскому канону одежды. Если царь почивает на лаврах своего могущества, а между его подданными зреет вражда и неприязнь — это верный признак, что недолго осталось этому могуществу.

А что вражда и неприязнь в Вавилоне были, и действовали вовсю — видно из того, что против отроков еврейских интриговали, готовили их погибель. Нашлись недруги, которые донесли на них царю, и были они брошены в пещь огненную. А царь — царь не захотел серьёзно разбираться. Царь радовался своему золотому идолу и гневался на тех, кто не кланяется ему. Ни разу он не задумался, по какой причине эти интриги, доносы. Или почему в его царстве начинаются вражда и разделения — будь то между язычниками и евреями, или между теми, кто носит шаровары, и теми, кто их презирает.

И — сбываются слова Господа уже из Нового Завета:

“И а́ще ца́р­ст­во на ся́ раздѣли́т­ся, не мо́жетъ ста́ти ца́р­ст­во то́: и а́ще до́мъ на ся́ раздѣли́т­ся, не мо́жетъ ста́ти до́мъ то́й:”
(Евангелие от Марка, глава 3, стихи 24-25)

Для нас самих, не царей, не министров, а простых православных христиан — вспомним ещё увещание апостола Павла:

“Молю́ же вы́, бра́тiе, и́менемъ Го́спода на́­шего Иису́са Христа́, да то́жде глаго́лете вси́, и да не бу́дутъ въ ва́съ ра́спри, да бу́дете же утвержде́ни въ то́мже разумѣ́нiи и въ то́йже мы́сли.”
(1-е послание к Коринфянам, глава 1, ст. 10)

И в Ветхом, и в Новом Завете находим мы предупреждение, увещевание. Быть бдительными, быть внимательными. И особенно стараться избегать всякой распри и разделения, какая бы, казалось, житейская мелочь их ни вызывала.

А, значит, — помоги нам, Господи, быть в мире и едином разумении нашей веры, что бы мы ни носили на теле. Джинсы, шаровары, вечерние платья, тренировочные штаны “Адидас”… И что бы мы ни носили в голове, какие ни есть идеи о моде, вкусе, музыке, культуре, истории… Да не будут они нам причиной презирать и чуждаться друг друга! Да будет стремление к братству, терпению и любви в нас выше и главнее всего этого. Подай, Господи! Помоги, Господи! Сами мы, боюсь, не справимся…

     

А. Куликов.


Автор: Администратор
Дата публикации: 03.12.2019

Отклики (481)

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.