Хо́диши, и слези́ши, веща́еши же, Спа́се мой, / челове́ческое показу́я Твое́ де́йство, / Боже́ственное же явля́я, воздвиза́еши Ла́заря.
Лазарева суббота
Такой вот чудесный тропарь канона Повечерия остановил внимание (Неделя 8 гласа 1 песнь).
И# нhнэ: ТебE пречcтую, ю4же въ ложеснaхъ пріeмшую џгнь нестерпи1мый, молю2 вёрою: геeнны nгнS и3збaвити мS и3 и3схити1ти, и3 вёчнующагw мучeніz свободи1ти твои1ми бlгопріsтными мlтвами.
Ср. ещё несколько тропарей - сокровищ! - канонов Повечерий:
КлещY мhсленный ќгль носи1вшую, и3 человёческое є3стество2 њчи1стившую, молю1 тz вLчце: мн0гихъ мои1хъ прегрэшeній сквeрну њмhй, и3 t њсквернsющихъ страстeй и3збaви мS мlтвами твои1ми (Канон Повечерия воскресенья 2 гласа 1-я песнь).
Nгнeмъ твои1хъ мlтвъ бцdе, стрaстныхъ помышлeній тeрніе всE попали2, ћже клещA ќглz, человёка њчи1стившаz. (Канон Повечерия воскресенья 3 гласа 5-я песнь).
Ќгль р0ждшаz, є3г0же ўзрЁ и3сaіа, попали1 ми вє1щи, всенепор0чнаz, согрэшeній, и3 просвэти1 мz, молю1сz. (Канон Повечерия вторника 5 гласа 5-я песнь).
Клещи, которыми серафим подал пророку горящий уголь - образ рук Пречистой Девы Матери, подающей Богомладенца Симеону. Конечно, образ этот «обыгрывается» в службе Сретения. Например, стихира на стиховне Малой Вечерни попразднства Сретения 8 февраля:
Угль, проявлейся/ Божественному Исайи - Христос,/ яко клещами,/ руками Богородицы/ ныне старцу дается.
Ну и конечно один из запевов на 9-й песни того же праздника, здесь вот такое обращение к Богородице: Клеще таинственная, како Угль носиши, како питаеши Питающаго вся?
Лоно Богородицы в Боговоплощении, в Рождестве Христовом - те же Исаины клещи; самый уголь - Богомладенец; свет от угля - образ света, просветившего старца Симеона.
Ср. также с одной из молитв 40-го дня чинопоследования Крещения (здесь речь о прав.Симеоне, принявшем от Богоматери в свои руки Богомладенца - Угль - Огнь Нестерпимый (Лк 2.22)).
и3 на њб8sтіzхъ првdнагw сmмеHна носи1тисz и3зв0ли,
є3гHже тaинства проwбражeніе въ предречeнномъ прbр0цэ,
клещaми ќглz kвлeнное познaхомъ
Ну и наконец первоисточник:
И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, - и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен (Ис 6.5-7).
Замечательно, что эта глава читается на Всенощном бдении праздника Сретения в качестве одной из паремий.
Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.
Отклики (482)