Во їудeю пaки хrтE грzдeши, и4щущую жи1зни тS дрeво, дрeвомъ ўби1ти, желaz њбезсмeртвити ўмерщвлє1нныz дрeва снёдію.

Утреня среды 6-й седмицы



Антуан де Сент-Экзюпери "Ночной полёт" (фрагмент)

Аня Дружинина прислала замечательный фрагмент из "Ночного полёта". Есть над чем подумать, не правда ли? Следом приведу размышления из некогда опубликованного на нашем сайте текста. Где здесь правда?

Как-то один инженер сказал Ривьеру, наклонясь вместе с ним над раненым, что лежал возле строящегося моста: "Стоит ли этот мост того, чтобы ради него было изувечено человеческое лицо?" Ни один из крестьян, для которых предназначалась эта дорога, для которых строился этот мост, ни один из них не согласился бы, ради сокращения пути, так страшно изуродовать чье-то лицо. И все же мосты строятся... Инженер тогда же добавил: "Общественная польза складывается из суммы индивидуальных польз; и ни на чем другом основана быть не может". -- "И все же, -- ответил ему позже Ривьер, -- хоть человеческая жизнь и дороже всего, но мы всегда поступаем так, словно в мире существует нечто еще более ценное, чем человеческая жизнь... Но что?.." И сейчас, когда Ривьер думал об экипаже Фабьена, у него сжималось сердце. Всякая деятельность -- даже строительство мостов! -- разбивает чье-то счастье, и Ривьер не мог не спросить себя: "Во имя чего?" "Эти люди, которым, вероятно, суждено сегодня погибнуть, могли бы жить, жить счастливо", -- думал Ривьер. Он видел лица, склонившиеся пред золотыми алтарями вечерних ламп. "Во имя чего я оторвал их от домашнего уюта?" Во имя чего вырвал он этих людей из мира личного счастья? Разве первейший долг не в том, чтобы это счастье охранять? И вот он сам разбивает его. Но ведь рано или поздно -- все равно наступает час, когда золотые алтари исчезают, как миражи в пустыне. Старость и смерть разрушают их еще безжалостней, чем он, Ривьер. Может быть, существует что-то иное, более прочное, и именно оно нуждается в спасении? Может быть, во имя этой стороны человеческой жизни и трудится Ривьер? Иначе его деятельность лишена смысла. "Любить, только любить -- какой тупик!" Ривьер смутно чувствовал, что есть какой-то иной долг, который выше, чем долг любви. Вернее, и здесь речь также шла о нежности, но сама эта нежность была совсем особого рода. Ему вспомнились слова: "Задача в том, чтобы дать им бессмертие..." Где он их прочел? "Внутри самого себя бессмертия не найдешь." Перед ним возник образ: храм в честь бога Солнца, воздвигнутый перуанскими инками. Прямоугольные камни на вершине горы... Не будь их -- что осталось бы от могучей цивилизации, которая, словно укор совести, тяжестью этих камней давит на современного человека? "Во имя какой суровой необходимости -- или странной любви -- вождь древних народов принудил толпы своих подданных возвести этот храм на вершине и тем самым заставил их воздвигнуть вечный памятник самим себе?" И снова Ривьер мысленно увидел толпы обывателей маленьких городков, что кружат вечерами вокруг музыкальных беседок... "Этот вид счастья -- что конская сбруя", -- подумал он. Перед лицом человеческих страданий вождь древних народов, вероятно, не чувствовал никакой жалости; но он ощущал безграничную жалость перед лицом человеческой смерти... Не смерти отдельных людей -- он жалел весь род человеческий, чья участь -- исчезнуть под океанами песка. И он побуждал свой народ воздвигать хотя бы камни, перед которыми пустыня бессильна.

 

... Вы, говорю, революционеры, вытаскиваете обывателей из наших частных жизней, бросаете нас в костры ваших революций, в ваших этих кострах гибнут сотни тысяч пахарей, учителей, токарей, бухгалтеров. Они же: отцы, матери, мужья, братья, сыновья, внуки... И зачем? Чтобы снова всё с неизбежностью вернулось к: растить урожай, плавить сталь, учить, лечить, жить. Влюбляться, рожать деток, растить их, надеяться на лучшее будущее... Революция в астрономическом смысле и есть «возвращение на круги своя» (поправьте, кто знает точнее). Так зачем это всё? Для вас революционеров - да! в революциях смыслы ваших жизней, для вас «только в борьбе можно счастье найти (/ Гайдар шагает впереди)». Вы питаетесь революцией, И нашей кровью. А для нас-обывателей смысл в са́мой жизни, в этих бормотаниях наших малышей, в этих «в поте лица снеси хлеб твой», в этих бликах на воде, «в новорождённых младенцах, в собранной жатве, семейном очаге, ... в вечности, куда возвращается завершённое. Покоем веет от наполненных закромов, уснувших овец, сложенного белья, от добросовестно сделанного дела, ставшего подарком Господу» (А.Сент-Экзюпери).  

Примерно то же подумалось и о герое, у могилы которого мы встретились. Намерения Нестор Иванович высказывал благие, однако дело его провалилось. Он проиграл. Сам до конца остался верным своей идее и разве это не симпатично (букв. со-страдательно)? Однако, его участие в судьбах тысяч и тысяч сограждан весьма неоднозначно, просто потому, что крестьянам лучше пахать землю, какая бы не господствовала власть, какое бы не было «у нас тысячелетье на дворе», разве не так? Пусть одиночки борются, гибнут за свои идеи, безумству храбрых отчего не петь нам песней? Но причём здесь обыватель? Впрочем, об этом уже сказано.

Иное дело, что действующие лица страшных лет России обросли вульгарными мифами, где-то по недоразумению, а где-то по не-«доброй воле и без принуждения» их творцов: записных борцов против, кабинетных все-знаек, пролетарских писателей, а теперь и буржуазные инженеры душ человеческих туда же... Защита доброго имени пусть даже идейного противника, по мне, «праведно есть», пересказывание баек - от какого-бы агитпропа они не исходили: того доперестроечного или этого «пост-» суть зло-, суе- и пусто-словия.

http://saint-elisabeth.ru/gallery/texts/travel-notes-part-4-paris.-the-pere-lachaise/

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Автор: Администратор
Дата публикации: 22.10.2013

Отклики (482)

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.