Во їудeю пaки хrтE грzдeши, и4щущую жи1зни тS дрeво, дрeвомъ ўби1ти, желaz њбезсмeртвити ўмерщвлє1нныz дрeва снёдію.

Утреня среды 6-й седмицы



Владимир Культин. Спецконтингент. Наука и религия.

У нас нет пока рубрики КРАЕВЕДЕНИЕ, потому помещаем статью Владимира Павловича Культина сюда в ТЕКСТЫ. А со временем, возможно, такая рубрика и появится.

Владимир Павлович занимает в ДХШНР "Возрождение" должность зам. директора по технике безопасности, должность эта очень ответственна, в школе множество деток, а ещё детсад, а ещё наша воскресная школа, а время неспокойно... В общем контакты наши регулярны, мы с Владимиром Павловичем со-трудники. Но сотрудничество наше не исчерпывается только "безопасностью". Владимир Павлович замечательный краевед и мы с ним ведём иной раз беседы на соответствующие темы. Кстати, фотографии "пренатального" периода нашего прихода, помещённые здесь, принадлежат именно Владимиру Павловичу Культину.

Настоящая статья чем мне близка? Некоторых упомянутых в ней людей я имел честь знать лично - Николая Евгеньевича Емельянова, например. Вечная ему память! Некоторых - имею честь знать и поныне, ведь значительная часть истории Свято-Тихоновского института прошла на моих глазах. Приснопоминаемый Николай Евгеньевич имеет к ПСТГУ самое непосредственное отношение, а через него косвенное отношение к Тихоновскому университету имеет и герой очерка В.П.Культина.

А ещё штрихи в истории нашего города. А с ним и страны.

А ещё есть уровень "жили-были". Замечательные были люди! Как причудливо плетутся кружева человеческих судеб...

Читайте, присылайте отзывы, может быть, кто-то дополнит.

 

 

Даже математические законы выступают зримым выражением Божественной воли

                                                       Вернер Карл Гейзенберг, немецкий физик-теоретик,              один из создателей квантовой механики, лауреат Нобелевской премии по физике (1932г.)

 

ЧЛЕНЫ ПАРТИИ, ИХ ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА

    г) овладевать марксистско-ленинской теорией, повышать свой идейный уровень, способствовать формированию и воспитанию человека коммунистического общества. Вести решительную борьбу с любыми проявлениями буржуазной идеологии, с остатками частнособственнической психологии, религиозными предрассудками и другими пережитками прошлого, соблюдать принципы коммунистической морали, ставить общественные интересы выше личных;

(Из Устава КПСС)

 

 

Декарт, Лейбниц, Паскаль, Эдисон, Эйнштейн, Менделеев, Павлов … список этих ученых, рано или поздно пришедших к вере в Бога, можно продолжать очень долго. Можно упомянуть и о богословских трудах пионера воздухоплавания в России, выдающегося инженера, изобретателя и одновременно глубоко верующего христианина  Игоря Ивановича Сикорского, и о богословских трудах крупного современного физика, культуролога, ближайшего соратника С.П. Королева академика  Б.В. Раушенбаха (1915-2001), благодаря трудам которого стало возможным сделать снимки обратной стороны Луны. Сейчас речь пойдет об одном ученом, возможно и не столь известном, но внесшим большой вклад как в науку, так и в развитие духовной жизни нашей страны. 

Это один из заключенных Болшевской шараги Иван Алексеевич Черданцев. 

"Старожил, к которому мы подсели, был профессор МВТУ имени Баумана — Иван Алексеевич Черданцев. Всегда его вспоминаю с большой теплотой, очень он был милый и хороший человек! В дальнейшем он меня обучал векторному анализу, а я помогал ему переводить с французского языка статьи по высшей математике." Пока это единственное упоминание о Черданцеве – заключенном Болшевской шараги.  Так вспоминал о встрече с ним в Болшевской спецтюрьме один из создателей крейсера «Киров»  Борис Павлович Соколов, которого доставили в  нее с группой судостроителей в октябре 1938 года.

Но начнем мы с 1914 года, с истории  Варшавского политехнического института.  Наступление немецких войск на Варшаву заставили Российское правительство спешно эвакуировать этот институт в Москву. Вывезти удалось далеко не все. По некоторым данным материальная база института оценивалась в 1 млн. 104 тыс. рублей,  а стоимость вывезенного оборудования составила лишь115 тыс. руб. Многие эвакуированные преподаватели были вынуждены оставить в Варшаве свое личное имущество, и практически заново начинать свою жизнь.  

Москва была местом временного размещения института, планировался его перевод в другой российский город. Многие города хотели получить хотя и сильно пострадавший, но имеющий уже 16-летний опыт деятельности, да к тому же финансируемый из государственной казны институт. Свои предложения принять вуз выдвинули Тифлис, Саратов, Одесса, Екатеринослав, Оренбург, Омск, Екатеринодар. 

Министерство торговли и промышленности, в ведении которого находился институт, поставило условием перевода то, что принимающий город соберет на обустройство института не менее 2 млн руб, в результате чего началось соревнование городов за право размещения у себя Варшавского политехнического института. Одним из главных соперников Нижнего Новгорода в этом вопросе была Одесса. Вот что писали об этом «Одесские новости»: «Вся профессура института была против перевода его в Нижний Новгород — слишком глухой, отрезанный от европейских центров город, и, самое главное, совершенно лишенный академической жизни. Другое дело — Одесса, здесь наличность известных академических традиций, с определенной академической обстановкой, которую не мог не создать имеющий 50-летнию историю университет — большая приманка для всех руководителей академической жизни. Такое настроение можно и должно было использовать. Однако это не было сделано.  

Одесситы ограничились лишь тем, что в письменной форме предложили свои условия. Совет профессоров ответил благодарственной телеграммой и ждал дальнейших активных шагов, но не дождался. Дело размещения института в г. Одессе немного сдвинулось с места, когда выяснилась возможность привлечения к этому одесского, херсонского, николаевского и всех бессарабских и южных земств, располагающих, как известно, большими средствами соответствующих сословных учреждений: банков, бирж, городских кредитных обществ. Но дальше разговоров дело не пошло.

В это время в Нижнем Новгороде развернулась целая кампания по организации размещения у себя Варшавского политехнического института. Начался сбор средств. Совещание преподавателей, представителей промышленности и торговли Нижнего Новгорода постановило собрать к уже отпущенной им же на устройство сумме в 700 тыс. руб. ещё дополнительно 1 млн руб. Так владелец мельниц М. Е. Башкиров пожертвовал 500 тыс. руб., М. А. Дегтярев и городской голова Д. В. Сироткин — по 100 тыс. руб., Б..М. Бурмистров — 50 тыс. руб. Кроме того, город ассигновал из своего бюджета 500 тыс. руб. Сделали свои вклады земство, дворянство, другие частные лица. Активная позиция городских властей во главе с Д. В. Сироткиным, регулярные поездки в Москву и Петроград в Министерство торговли и промышленности, в ведении которого находился Варшавский политехнический институт, сделали свое дело. 6 июля 1916 г. было принято решение о переводе Варшавского политехнического института в Нижний Новгород.

Для чего были приведены эти подробности, и какое  отношение имеет этот институт к нашей теме? Дело в том, что Из Варшавы были эвакуированы 53 из 66 преподавателей и сотрудников института.  Среди них можно увидеть и будущего профессора МВТУ имени Баумана — Ивана Алексеевича Черданцева. Читаем: «среди них были: директор института В.П. Амалицкий, декан механического отделения В.К. Задарновский, декан химического отделения И.И. Бевад, редактор "Известий варшавского политехнического института" И.И. Брайцев, а также преподаватели  …И.А. Черданцев,  … и другие». К сожалению, это  все, что пока известно об Иване Алексеевиче до его пребывания в Болшево. Можно только добавить, что его арестовали когда он являлся преподавателем МВТУ в день присвоения ему научного звания. Дальше информации больше.

Что может быть общего между профессором – обитателем шараг, протоиереем – ректором православного университета и деканом факультета прикладной математики и информатики - «человеком — легендой российских СУБД"? А связывало этих троих людей очень многое. Из статьи протоиерея Владимира Воробьева «Памяти друга – Николая Евгеньевича Емельянова»: 

«После смерти отца особое влияние на жизнь Коли Емельянова оказал старый профессор электротехники Иван Алексеевич Черданцев, перед войной арестованный без какой-либо вины и на 10 лет заключенный в «шарашку», находившуюся в подмосковном поселке Кучино (последнее место отбывания срока И.А. Черданцева. Радиотехническая шарашка: прослушка, оперативная связь и т. п. в Кучино под Москвой, в 1940-е и 50-е гг. - В.К). Отбывая заключение, он потерял жену и маленького ребенка, умерших «на свободе», о чем Иван Алексеевич узнал далеко не сразу. Оставшись на свете абсолютно одиноким, работая над оборонными проектами в «ученой» тюрьме, он обрел веру в Бога, стал молиться и, выйдя на свободу, остаток своей жизни отдал Церкви и помощи ближним. Но еще в заключении он познакомился с Евгением Алексеевичем Емельяновым, работавшим после эвакуации из Ленинграда в той же «шарашке» в качестве вольнонаемного. В последние годы Иван Алексеевич был расконвоирован и мог бывать у Емельяновых дома. Ему полюбился осиротевший мальчик Коля, который стал называть его «дедушкой»».

 Здесь надо сделать отступление и рассказать о том, что связывало мальчика Колю, в дальнейшем декана факультета прикладной математики и информатики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ),  доктора технических наук, профессора Николая Евгеньевича Емельянова с профессором МВТУ Иваном Алексеевичем Черданцевым. У о.Владимира Воробьева Читаем:

 "Дедушка (Иван Алексеевич Черданцев - ВК) с радостью занимался с Колей математикой, физикой, постепенно вложил в его душу мысли о Боге. По совету дедушки Коля через несколько лет поступил на мехмат МГУ, стал интересоваться древнерусским зодчеством, в 1962–1964 гг. он был ответственным секретарем молодежного клуба «Родина», в котором активно трудился, спасая от гибели еще оставшиеся православные храмы. Всю жизнь он вспоминал те годы, путешествия и усилия, направленные к спасению «памятников культуры». В течение десятков лет он каждый год водил большую ватагу детей в Радонеж, рассказывал о преподобном Сергии и о том, как вместе с товарищами очищал радонежский храм от навоза и мусора».

Думаю, что Н.Е. Емельянова можно назвать родоначальником движения по спасению памятников истории. К большому сожалению на смену навозу и мусору сегодня пришли любители строительства на исторических священных для России местах. Сейчас  продолжением дела Емельянова занимается ВООПИиК (Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры),  созданный в 1965 году. Но ситуацию вокруг Радонежа назвать благополучной нельзя. Сейчас здесь происходит уже набившее оскомину т.н. незаконное строительство. Нельзя не отметить и огромную работу по спасению Радонежа д.а.н. Сергея Заремовича Чернова.  Кстати, именно под его руководством в далеком уже 2000-м году в нашем городе проводились археологические исследования на месте усадьбы Крафта.  Результатом их явилось открытие на этом месте древних захоронений могильника (предварительная  рамочная дата XV - XIX вв.). Но, в конечном итоге, здесь, на месте захоронения наших предков, возвышается очередная многоэтажка. Продолжает он работу и на месте древних курганов в Бурково … Чем закончится противостояние защитников истории и «градостроителей» - покажет время…

Но ближе к теме, читаем дальше: «Большое впечатление в те годы произвел на Колю замечательный архитектор Петр Дмитриевич Барановский, спасший храм Василия Блаженного от уничтожения (за что отбыл свой срок в лагерях)».

В дальнейшем Николай Евгеньевич разработал на основе своей СУБД «Ника» архитектуру новой базы данных, получившей впоследствии название «За Христа пострадавшие». Невозможно переоценить значение этой базы данных для новейшей истории Русской Православной церкви.

В последние годы в ПСТГУ под руководством Николая Евгеньевича была разработана и стала развиваться «База данных памятников восточно-христианского искусства», уже сейчас ставшая незаменимым пособием при изучении православной иконы, мозаики, фрески, архитектуры храмов.

В одной из статей Николай Евгеньевич был назван «человеком — легендой российских СУБД».

О том, какое влияние на отца оказал Черданцев, говорит и сын Николая Евгеньевича протоиерей Алексий Емельянов:

«Папа крестился в двадцать девять лет. Важную роль в этом сыграл замечательный человек, профессор Иван Алексеевич Черданцев. Его судьба забросила в их военный «Гидрогородок». Будучи технарем, членом-корреспондентом, избранным академиком (каким же на самом деле было научное звание Ивана Алексеевича – вопрос, требующий уточнения – ВК) пережившим лагеря и ссылки, он, конечно, был необыкновенным авторитетом этой технической среды. Сам он, утратив веру, обрел ее, оказавшись в лагере. Он принадлежал к поколению дореволюционной интеллигенции. Иван Алексеевич был уже старцем, когда встретился с моим отцом, и пытался рационально влиять на мировоззрение моего отца».

Это же звучит и в других его воспоминаниях:

«Осиротевшего мальчика полюбил и принял в нем живое участие коллега отца, работавший на том же предприятии тогда еще как заключенный (по 58-й статье), но расконвоированный, профессор-химик Иван Алексеевич Черданцев. Он стал заниматься с Колей математикой, убедил его поступать в МГУ, а главное, помог ему стать верующим христианином».

Когда у Ивана Алексеевича закончился срок заключения. Его должны были отправить в ссылку. И только сотрудники предприятия в Кучино спасли его от этого сославшись на необходимость в нем как специалиста. Он продолжал жить на территории объекта – больше было негде.

Можно еще задуматься и о следующем. В предыдущей статье говорилось о необходимости создания в Королеве музея, или экспозиции, посвященной спецтюрьме НКВД в Болшеве. Такая попытка уже предпринималась в 2013 году, но надежды на создание экспозиции рухнули – видимо королевских деятелей от культуры эта идея не очень греет. Но есть надежда, что она наконец-то будет осуществлена с помощью благотворительного фонда «Новый Иордан» после восстановления дома Стройбюро, и в возрожденном заново здании эта тема найдет свое место.

 

Используемая литература:

 

1. Протоиерей Алексий Емельянов: «Отец был великий труженик» 

 2. Протоиерей Владимир Воробьев.  "Памяти друга - Николая Евгеньевича Емельянова". 

 3. Протоиерей Алексий Емельянов "Воспоминания об отце" 

 4. Материалы Свято - Тихоновского гуманитарного университета (Факультет информатики и прикладной математики). 

 5. Варшавский политехнический институт в Нижнем Новгороде

 6. Соколов Б. П. «Два ареста : Из воспоминаний» Нева. – 2001. – № 4. 

 

***********************


Автор: Администратор
Дата публикации: 26.10.2014

Отклики (3)

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.