Хrт0ву кни1гу њдушевлeнную, запечатлённую тS д¦омъ, вели1кій ґрхaгGлъ чcтаz, зрS возглашaше ти2: рaдуйсz, рaдости пріsтелище, є4юже прамaтернzz клsтва разрэши1тсz.

Суббота Акафиста



Е.В.Рябова "ОЧАРОВАННЫЙ СТРАННИК" БОЛШЕВСКОГО АБРАМЦЕВА

Е.В.Рябова

"ОЧАРОВАННЫЙ СТРАННИК" БОЛШЕВСКОГО АБРАМЦЕВА                  

 В своем углу

         В этом году исполняется двадцать лет Мемориальному Дому - музею С.Н. Дурылина в Болшеве. Он был открыт 27 сентября 1993 года - в день рождения писателя - Александрой Алексеевной Виноградовой, последней наследницей дома Сергея Николаевича, приходившейся ему свояченицей. Сергей Николаевич писал о себе в в1926 году: 

    "Я глубоко провинциален и хотел бы писать под тенью не "пальмы" , а "герани на маленьком окошке". 

     Дом в Болшеве, в котором Сергей Николаевич поселился с Ириной Алексеевной Комиссаровой-Дурылиной в 1936 году и прожил восемнадцать лет до самой своей кончины, стал для него "своим углом" после многолетних странствий по России. Сначала эти странствия были добровольными: "им овладело беспокойство, охота к перемене мест". Он побывал у Толстого в Ясной поляне, у старца Анатолия 

(Потапова) в Оптиной пустыни(причислен ныне к лику святых), изучал древности русского Севера, сказания и предания о невидимом Граде Китеже на озере Светлояр, публиковал научные отчеты по итогам летних экспедиций. В экспедиции на Север он брал своих друзей-учеников, среди которых был  Игорь Ильинский, будущий актер Московского Малого театра. 

        После революции, уже будучи священником Русской Православной Церкви (он служил в храме Николая Чудотворца  в Кленниках на Маросейке под началом московского старца Алексея Мечева, причисленного ныне к лику святых), Сергей Николаевич стал вынужденным изгнанником: в1922 году он был осужден и отправлен в ссылку в Челябинск "как элемент политически безусловно вредный для Советской власти"(из материалов следственных дел в отношении С.Н.Дурылина. "С. Н. Дурылин и его время". М.:2010, с.41. Редактор-составитель сборника Анна Резниченко, гл. хранитель МДМД), а спустя несколько лет - в Томск и Киржач. Именно в ссылке он начал записывать  сокровенные мысли о времени и о себе в особые тетради, объединив их общим названием - "В своем углу". Продолжал записывать и в Болшеве. Тетради эти сохранились в мемориальном архиве дома-музея.

        В 2006 году силами научных сотрудников  музея они были подготовлены к публикации в издательстве "Молодая гвардия"  отдельной книгой под тем же названием, и скоро весь тираж был раскуплен. 

       Вот несколько строчек из этой книги:

      "60-е годы вовсе не исчезли с наступлением 1870 года: каждый юноша из среды русской интеллигенции и в 80-е, и в 90-е, и 900-е, - пережил, в возрасте 17 - 22 лет, свои "60-е годы". А затем их стали переживать не только юноши из интеллигенции. Удивительно не то: переживают же корь - в определенном возрасте! Удивительно вот что: что есть писатели, мыслители, деятели, так всегда и оставшиеся в этом "переживающем" возрасте "17 - 22 лет".

       Это вечное бедствие русской культуры и жизни."

(Тетрадь II. 1924г. Октябрь - ноябрь. Челябинск. с. 149)

       И чуть ниже:

       "Есть люди, не помнящие родства. Им легко жить. Никакой"памяти сердца" в душе, обращенной на прошлое, на "милое далеко". Никакого "долга", диктуемого прошлым. Никакой совести перед "прошлым" - перед теми, кто там жил и кто дал жизнь живущему, - никаких укоров этой "совести". Ни одной священной были в душе. Все - в первый раз; все без оглядки назад; все без сравнений и вне сравнений - а, стало быть, все хорошо, что делаю я, не помнящий родства... Так легко жить. 

         Америке легко и быстро живется. Страна, не помнящая родства. Подкидыш. Подкидыши - очень способные: все устремлено у них на себя: и мысли, и силы, и воля: ни около себя, ни позади себя нет никого, а стало быть, нечего тратить ни на кого, кроме себя же. Какое преимущество!

      Взгляд назад иногда стоит бесконечных сил: назади- то ведь Данте, Кальдерон, - ну как удержаться помнящему родство от того, чтобы не обернуться назад! А это стоит сил, больших сил. У не помнящего родства и не имеющего ничего назади они все идут на себя. Оттого он легко и быстро успевает.

         Но и "успевая", он остается по-прежнему безродным. И останется: Гете у него не было в прошлом, нет в настоящем и не будет никогда.

         Зато у него есть... кино, автомобиль, радио и мало ли что у него есть! (Там же, С. 155)

 

                                              Тяжелые думы

 

       Сергей Николаевич Дурылин был иным. Его родственная дружба с Михаилом Васильевичем Нестеровым, замечательным русским художником, соединила на долгие десятилетия судьбы этих людей. В память этой дружбы М.В. Нестеров написал в 1926 году портрет Сергея Николаевича. В экспозиции музея представлена копия с этого портрета, сделанная Ф.С. Булгаковым ( зятем М.В. Нестерова) в 1968 году. Оригинал тогда же был передан Ириной Алексеевной Комиссаровой-Дурылиной в Троице-Сергиеву Лавру в Церковно-Археологический кабинет МДА. 

      М.В Нестеров назвал портрет "Тяжелые думы". Но есть у него и другое название - "Портрет неизвестного священника". Под этим названием он  был передан в ЦАК МДА. Сергею Николаевичу на портрете сорок лет. Это возраст расцвета всех творческих сил человека. А у него - тяжелые думы, их он переносит на страницы заветной тетради:

      " Чехов:"Едешь по Невскому, взглянешь налево, на Сенную: облака цвета дыма, багровый шар заходящего солнца. Дантов ад!" (т.23, 66). Нет косых лучей в закате! Как же они могут быть - при вечном, неспящем андерсеновском мальчике - Чехове. Какая была у него тоска! И когда она была, он утешал себя тем, что будет Америка:

      "...Умный пусть бросит надежду воспитать и возвысить ее [массу] до себя; пусть лучше призовет на помощь материальную силу, пусть строит жел. дороги, телеграфы, телефоны - и с этим он победит и подвинет вперед жизнь"(т. 23, с. 73)

        Пусть будет Америка... Как будто глупые не могут ездить по жел. дорогам, как будто по телефонам нельзя говорить, а по телеграфу передавать глупости... И как будто их уже не говорят и не передают!

      Бедное, бедное андерсеновское дитя! Король гол, это оно видит, но как одеть его - не знает. Поручает это сделать Америке. <...>

      "Ни одна наша смертная мерка не годится для суждения о небытии,  о том, что не есть человек". - какое спокойное, грустное слово - и какая безнадежность!" (Там же, с. 157)

      Выход из тяжелого душевного кризиса Сергей Николаевич находит в творчестве. Оно многогранно, как многогранна и сама  его личность. Из того, что было им задумано и частично опубликовано еще в молодые годы, реализовать удалось далеко не все. И тем не менее, библиография опубликованных  работ насчитывает около 800 названий.  Замысел большой литературоведческой работы о Лермонтове воплотился только частично. Еще до революции вышли статья Дурылина : "Россия и Лермонтов./ К изучению религиозных истоков русской поэзии".

       В 30-40-е годы лермонтовская тема постоянно сквозит в  творчестве Дурылина: "Как работал Лермонтов", "Мотивы драматургии Лермонтова", небольшая книжка биографического характера "Лермонтов" - она вышла в серии "Великие русские люди", "Врубель и Лермонтов", - вот далеко не полный перечень того, что написал Дурылин. 

     В 1940 году в издательстве "Учпедгиз" вышла книга Дурылина "Герой нашего времени" М.Ю. Лермонтова. Статьи и комментарии к изучению романа ". На последней странице авторского экземпляра есть автограф Дурылина: "Книга начата в 1933 г. Была готова в1936. С тех пор лежала, вставала, переодевалась, переобувалась, пошла в печать. Осенью 1939 она могла бы выйти в свет, т.к. прошла все корректуры. Но вышла лишь весною 1940 г. И до сих пор (декабрь 1940) не верю что вышла." А на вклейке, сделанной рукою автора, черновик стихотворения-посвящения, первые две строчки которого я привожу полностью:

 

                                            "Не бывать бы книге этой, 

                                              Если б не твоя любовь"

 

     Эти строки адресованы спутнице жизни Сергея Николаевича - Ирине Алексеевне, которая не только обогрела его своей любовью, но очень по-деловому, энергично подошла к строительству дома в Болшеве и вместе Анной Карениной(шутка Дурылина, который сделал из толстовского романа  инсценировку для театра и на гонорар от которой был выстроен дом в Болшеве) помогла построить болшевскую дачу. Она же завещала своей сестре Александре передать дачу под организацию мемориального Дома-музея С.Н.Дурылина.                               

 

 "Болшевское Абрамцево"

 

 

       Писатель Телешов назвал ее "Болшевским Абрамцевым" по аналогии с мамонтовским Абрамцевым. И у Дурылина, как и у Саввы Мамонтова, собирались лучшие люди Москвы и всей России - актеры Малого театра - А.А. Яблочкина, В.Н.Рыжова, Е.Турчанинова, 

И. Ильинский- почти весь состав труппы, всех не перечислить. Гостили Н.А.Обухова и И.С.Козловский. Из Феодосии приезжал крымский художник Константин Богаевский, общий друг Макса Волошина и Сергея Николаевича. Подолгу и часто живал М.В.Нестеров, самый близкий, задушевный друг Сергея Николаевича и Ирины Алексеевны.

       О своем друге - художнике М.В. Нестерове Сергей Николаевич собирал материал на протяжении двадцати лет и написал книгу мемуаров "Нестеров в жизни и творчестве", выдержавшую три издания в серии "ЖЗЛ"(последнее - в 2004 году). Последнее издание также было подготовлено при участии сотрудников МДМД 

(Мемориальный Дом- музей С.Н. Дурылина). Первые два вышли в издательстве"Молодая Гвардия" в 1965 и1976 годах, их помогала готовить к печати Ирина Алексеевна Комиссарова-Дурылина. Ей и посвятил свою работу автор. 

        Все нынешнее лето на Крымском валу была открыта выставка нестеровских работ из собрания музеев России, Украины, Белорусии частных коллекций, посвященная 150-летнему юбилею художника. На ней был представлен и нестеровский портрет Дурылина "Тяжелые думы". Многие москвичи, побывав на выставке работ Нестерова, спешили в Болшево в Мемориальный Дом-музей к Сергею Николаевичу, чтобы больше узнать о нем и его жизни непосредственно, увидеть все своими глазами. В музее тоже есть несколько подлинных работ Нестерова. Среди них и авторский этюд с картины "Видение отроку Варфоломею", который Нестеров подарил  Сергею Николаевичу в 1939 году ко Дню рждения. 

        Тех, кто еще не успел побывать в Доме-музее С.Н.Дурылина и не знаком с творчеством этого замечательного  русского писателя, приглашаем в музей в День открытых дверей, который ежегодно проводится 27 сентября, в День рождения писателя. В этом году он совпал с юбилеем музея. Наш адрес: Болшево, ул. Свободная, 12. (недалеко от храма Космы и Дамиана). Тел. 8 495 519 00 80.

Ждем Вас в музее, не разочаруетесь! 

"Моя душа открылась для всего чудесного...."

 

Те, кто уже успел побывать в Мемориальном Доме-музее 

С. Н. Дурылина, наверное обратили внимание на обширную библиотеку писателя. Значительную часть ее составляет русская классика: сочинения А.С.Пушкина,  М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского Н.С. Лескова, А.Н. Островского. Эти авторы были любимыми писателями Сергея Николаевича. Им Дурылин посвятил  часть своего богатого литературного наследия. 

 

   Лермонтовская тема в творчестве Дурылина отчасти была представлена в предыдущем очерке.(1) Более подробно читатели смогут познакомиться с текстами самого Дурылина  после выхода из печати книги " С.Н. Дурылин и его время. Книга вторая. Тексты" . Серия "Исследования по истории русской мысли". Составитель и редактор А. И. Резниченко.  В нее вошла раняя работа Дурылина  "Судьба Лермонтова".

      Это двухтомное издание было  подготовлено сотрудниками МДМД:  А. И. Резниченко - составитель и редактор, автор предисловия и комментариев, при участии Т.Н. Резвых и Г. В. Нефедьева. Часть текстов Дурылина публикуется впервые по материалам Мемориального Архива МДМД.

       Много писал Дурылин и о творчестве Н.С. Лескова, язык и стиль которого был ему близок и дорог. В упомянутой выше книге 

републикуется ранняя работа Сергея Николаевича " О религиозном творчестве Н. С. Лескова". [Николай Семенович Лесков. Опыт характеристики личности и творчества] напечатанная впервые в журнале "Христианская Мысль" (1916-1917) .

        Здесь же представлена работа  "Об одном символе у Достоевского" .

Вошли во вторй том и поэтический цикл Дурылина "Венец лета" в первой и последней редакции автора, его ранний малоизвестный рассказ: "Жалостник"и другие произведения. 

       Двухтомник "С.Н. Дурылин и его время "  - это итог кропотливой исследовательской работы научных сотрудников МДМД. Его публикации предшествовала научная конференция под тем же названием, проходившая в Москве в 2004 году в Фонде "Русское Зарубежье". Ее организатором  от МДМД выступила А.И.Резниченко, главный хранитель музея. Она является также автором энциклопедической стать об С.Н.Дурылине, вошедшей в в ее книгу "О смыслах имен".

     В 2011 совместными усилиями МДМД, РГГУ, Библиотекой Истории русской философии и культуры "Дом А.Ф. Лосева " была проведена конференция " Книгоиздательство "Путь" и русская философия Серебряного века" ( организатор конференции  А.И.Резничинко). В 1913 году С. Н. Дурылин опубликовал в книгоиздательства "Путь"  свою религиозно - философскую работу "Церковь невидимого града. Сказание о граде Китеже".

       Теме невидимого Града, колокола которого продолжают звучать для тех , кто ищет его на Земле и на Небе, посвящен и роман-хроника  "Колокола", подготовленный к публикации научным сотрудником музея Т.Н. Резвых  при участии А.И.Резниченко ( сетевая версия размещена в интернете  http://www.rp-net.ru/book/portfel/Durylin/ ).             Сергей Николаевич работал над этим романом в 1928 -1929 годах в Томске, где он отбывал вторую ссылку. Последнюю правку текста делал незадолго до конца своего земного пути в 1951 году. На столе писателя в музее вы можете увидеть рукопись романа с авторской правкой.

       1 июня 2013 года  МДМД  проводил Круглый стол: "НевидИмое: русский контекст", посвященный 100-летию со дня написания "Церкви 

Невидимого Града". Путь к невидимому Граду для Дурылина был непростым, порою сопряженным с мучительными раздумьями. Наиболее полно раскрывает Дурылин поиски этого пути в своей переписке с Эллисом (Львом Кобылинским, поэтом , переводчиком, литературным критиком). Письма были опубликованы по архивным материалам РГАЛИ научным сотрудником МДМД 

Г.В. Нефедьевым в книге "С.Н.Дурылин и его время: "Моя душа раскрылась для всего чудесного... Переписка С.Н. Дурылина и Эллиса (1909-1910 гг.)

       Я привожу из письма С.Н. Дурылина к Эллису   цитату, прочтя которую до конца, станет понятным путь  "очарованного странника" к невидимому Граду:

     "Осенью этого года я попал в тюрьму (62). Я уже не верил ни в какие революции и измы в свете и чувствовал себя там чужим, да и был, действительно, чужой; к делу (очень серьезному), к которому был привлечен, я не имел никакого отношения, и был выпущен. Но все же я благодарен тюрьме: я там прочел впервые книгу Сабатье о Франциске Ассизском (63), произведшую на меня: огромное впечатление: я внес поправку в свое мировоззрение - я сказал себе, что можно жить не только в себе, для себя, около себя, - но и во всем, в листике, Христе и султане Саладине (64); впрочем я считал себя навсегда неспособным к последнему. Вышел из тюрьмы. Все шло по-старому: стихи, книги, тоска, один, смерть.

В это время у меня была одна глубокая постоянная привязанность - Пушкин. Я сидел над ним в самые мучительные мои минуты; это была моя единственная радующая меня книга. Я повторял без конца стих:

На свете счастья нет, а есть покой и воля (65).

Я понимал не эстетически только, это была для меня вся мудрость моя. "Покой" - это - "день пережит, и слава Богу!" - до того дня, который уже не придется переживать; это - стихи, красивые формы, сладкие звуки и примиренная безнадежность до гниения. "В о л я" - это безумие воли: чумный пир, самоубийство, окончательное безбожие и дерзость, дерзость...

Еще я повторял:

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.

И, ведаю, мне будут наслажденья:

............................................ 

Порой опять гармонией упьюсь, 

Над вымыслом слезами обольюсь... (66)

Тут было нечто, что отвечало на мой вопрос: зачем же нужно жить; тут было очерченное чертою смерти и тления, но доступное и простое человеческое счастье - мыслить, страдая, - и особенно близкое мне: "над вымыслом слезами обольюсь" - над милым мне вымыслом того же Пушкина, Шекспира, Уайльда. В начале 908 г. в тюрьме я прочел "Пасхальные письма" Вл. Соловьева (67). Первое письмо - о Воскресении Христове - меня поразило. Это было забытое, столько лет не слышанное, невозможное "Христос Воскресе!" моей сжавшейся от одиночества и тоски душе. И странно, что не отвечая еще сознанием, я уже ответил своим внутренним чувством сразу же: "Воистину Воскресе!" Помню, как выпущенный из тюрьмы, я пришел однажды к одному хорошему человеку, добросовестному атеисту, и сказал, давая ему кусочек статьи Мережковского о Воскресении (68), что если бы Христос воскрес, то все бы посветлело для нас с ним. Я жадно читал Мережковского, перечитывал с новым чувством главу о старце Зосиме, читал Вл. Соловьева; мое детство нахлынуло на меня; моя душа раскрылась для всего чудесного. Поверив в Воскресшего, я поверил в не конечность моего существования; убрали проклятую рогатку, стоявшую в конце моей жизни; умер и распался мирок мой тесный и скверный - моего отъединения; в мое уединение пришел Христос - и я уже не мог быть один. Я переменился и в стихах. В начале 909 г. я написал стихотворение, слабое по форме, но всего меня тогдашнего выражающее:

Я тишину люблю весенней ночи:

Земное все в ней Богу отдалось,

Незримое в ней зрят, тоскуя, очи,

Далекое, что в близком отлилось.

И не объять весенней, светлой силы,

Не исчерпать творящей мир весны!

Не тленом в эту ночь полны могилы,

Но новых сил всетворчеством полны.

Я тишину люблю весенней ночи:

Бессмертья в ней сокрыта Богом весть:

Незримое в ней зрят, тоскуя, очи,

В ней Богу мир ответствует: Ты есть (69)."

 

       Нынешние времена отмечены той же печатью, что время  "серебряного века". Параллели напрашиваются сами собой:

 

     "Большинство же совр<еменных> поэтов мне кажутся не чудотворцами, а фокусниками и чревовещателями. - Это пишет Дурылин в письме к Эллису в 1909 году. - У них в стихах не Ангел Божий возмущает воду, а они сами тайком сыплют в воду большой запас соды, и вода шипит.

Вся мудрость большинства совр<еменных> поэтов - умение писать с больших букв разные слова и придавать им значение великих символов. Огромное большинство тех, кто присвоил себе имена совр<еменных> русских "поэтов" и "писателей" чужды радостной преемственности с прекрасным прошлым. Вы называете Данте, Георге и др<угих> - воспитателями. Но у большинства совр<еменных> поэтов и, к сожалению, почти у всех молодых, нет никаких воспитателей; а если и есть воспитатели, то такие, которые сами нуждаются в воспитателях - воспитатели вроде С. Городецкого, И. Рукавишникова (33), Л. Андреева и прочих. Говорят о стихийном творчестве, противопоставляя его "академизму" Брюсова и Белого, но стихийность в наши дни проявляется в одной области - в бесконечном торжестве глупости, поистине стихийной".

        

       Тем не менее, жизнь не стоит на месте и разум выводит людей на истинный путь сквозь тернии заблуждений, нестроений и смут.

        Вот уже семь лет в Москве в Библиотеке искусств им. А.П. Боголюбова ( Сущевская ул., 14) ежегодно в сентябре проводятся Дурылинские чтения "Непрочтенная русская литература". Ведет их сотрудник библиотеки А.Ю. Казанцев. Это моно- спектакли, литературно- музыкальные композиции по произведениям и дневниковым записям С.Н. Дурылина. Вход на эти вечера - свободный.

      В заключение  мне хочется привести примеры научного творчества, непосредственно связанного с литературными исследованиями самого Сергея Николаевича. Это доклады научного сотрудника МДМД Т.Н.Резвых, с которыми  она выступала на научных конференциях в Санк-Петербурге и Москве:

 

Резвых Т.Н. «Я чувствовал себя как бы его внуком...»: Сергей Дурылин – исследователь творчества К. Н. Леонтьева. – Международная научная конференция "Восток, Россия и Европа: интеллектуальные маршруты Константина Леонтьева" ((ИРЛИ) Пушкинский Дом. Санкт-Петербург, 14 ноября 2011)

 

 Резвых Т.Н. Историософия Сергея Дурылина в философско-историческом контексте рубежа веков (К.Леонтьев, Вл. Соловьев, Л.Тихомиров, С.Булгаков, П.Флоренский) // Круглый стол: Русская религиозная мысль в историко-политическом контексте (К 160-летию Л.А.Тихомирова и 130-летию П.А.Флоренского ((ИРЛИ) Пушкинский дом, Санкт-Петербург, 2 февраля 2012).

 

 Семинар «Русская философия». APOLOGIA PRO VITA MEA. В.С.Печерин и его исследователь А.А. Сабуров (Дом Русского Зарубежья, 19 апреля 2012)

 Резвых Т.Н. С.Н. Дурылин о старших славянофилах (по неопубликованной переписке с В.В. Розановым) // Научная конференция «Критики – мыслители – публицисты» (К.С. Аксаков, Ап.А. Григорьев, Н.П. Гиляров-Платонов)» (ИРЛИ (Пушкинский дом, Санкт-Петербург, 25 октября, 2012)

 

Резвых Т.Н. "…это не общие места на довольно устарелую тему о Нестерове…". М.В.Нестеров и С.Н.Дурылин. Лекция / Государственная Третьяковская галерея. 6 июня 2013 года.

 

        Мемориальный Дом- музей, его сотрудники во главе с директором Г.В. Лебедевым,  всегда готовы принимать посетителей, ищущих подлинной правды об истории русской литературы, философии и искусства. В ближайшее время заработает  официальный сайт музея, где вы сможете узнать последние новости из жизни музея, а также полезную информацию о режиме работы и месте расположения музея. 

 

                                           


Автор: Администратор
Дата публикации: 21.10.2013

Отклики (482)

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.