Хrт0съ лозA крaснаz, грHздіz вaсъ принесE, слaдость сп7си1тельную напаsющыz земли2, ґп0столи бGон0сніи: тёмже мS и3збaвите сластeй піsнства, молю1сz, струи6 ўмилeніz души2 моeй дaрующе въ б9eственнэмъ пощeніz дни2: ћкw да спaссz жив0тъ получY.

Утреня четверга 2-й седмицы, седален по 2-й кафизме



Памятка алтарника/чтеца/певчего... (а также не всякого ли из нас?)

Памятка церковного прислужника

 

Что такое прислуживание в Церкви?

Прислуживание в Церкви есть посильное жертвенное служение Богу в храме лиц, не имеющих высших степеней священства.

В чем проявляется жертвенность и служение Богу?

Прислужники жертвуют Богу:

1. время употребляемое для прислуживания;

2. от своей воли — добровольную охотность все исполнять при богослужении, в чем окажется надобность;

3. от своего ума — внимание при богослужении;

4. от своего сердца — любовь к Церкви и богослужению;

5. от своих физических сил — напряжение их при выполнении ими своих обязанностей;

6. от своих душевных качеств — смирение и покорность;

7. от своего духа — горячую молитву внутри себя.

Прислуживание является служением Богу, так как есть участие в службе Божией. Прислужники должны помнить, что они служат не архиерею или священнику, а Самому Господу Богу, Который приемлет служение и славословие безчисленного множества ангелов, и тем не менее по Своей благости принимает и наше служение от сердца, подобно двум лептам вдовицы. Посему все должности и обязанности при богослужении являются священными и почетными.

Прислужники должны сознавать, что они удостаиваются величайшей чести — принимать участие в служении Царю царствующих, Которому и ангелы служат с трепетом.

Кого представляют при богослужении прислужники?

Так как наше богослужение земное есть изображение богослужения Небесного, то во время его Архиерей представляет Самого Христа, священники — апостолов, диаконы — серафимов и херувимов, а прислужники — архангелов и ангелов, невидимо служивших Христу во время Его земной жизни и вечно славословящих на небе.

Посему подобно тому, как у ангелов на небе строгий порядок и подчиненность младших старшим, должен соблюдаться строжайший порядок и между прислужниками. Младшие должны безпрекословно исполнять распоряжения, отдаваемые им старшими, подобно тому, как ангелы немедленно исполняют получаемые ими от старших ангелов приказания.

В то же время должно не искать старшинства в прислуживании, помня слова Господа: «Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою, и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» (Матф. 20, 26-27).

Должно охотно исполнять всякое порученное дело, дабы услышать от Господа: «Добре рабе благий и верный, о мале был еси верен, над многими тя поставлю, вниди в радость Господа твоего» (Матф. 25, 21).

Архиепископ ИОАНН (Максимович)
Русский пастырь №20, 1994


Автор: Администратор
Дата публикации: 19.12.2013

Отклики (481)

  1. Анастасия

    19 декабря 2013, 16:32 #
    Спасибо!
    Действительно, с участием в работе Храма много разных аспектов.
    И многие из них хотелось бы прояснить.
    Начну издалека. Когда я только воцерковлялась, был такой случай:
    я протянула руку к падающей свече, чтобы её поддержать, и тут же была жёстко остановлена:
    — А Вас благословляли свечи ставить???!!!
    Кажется, я даже что-то опрокинула отринув.
    Со служением внутри самой службы и помощи священнику всё понятно.
    Я хотела бы прояснить вопросы касающиеся нашего быта, ведь это тоже маленькое, но всё же служение Богу.
    И в нашем Храме я часто слышу«без благословения нельзя» помочь по хозяйству, поставить свечи,
    нагреть воду, поставить на стол, убрать, помыть, почистить и т.д.
    Одна сестра мне так прямо всё время оппонирует «как батюшка скажет; батюшка ничего об этом не говорил» и т.д.
    Батюшка, отец Феликс, скажите, что можно в Храме и чего нельзя делать в Храме по собственной инициативе.
    Этот вопрос кажется пустяковым, но это только на первый взгляд. Мне кажется, что он напрямую связан с масштабом дерзновения,
    не дерзости, а дерзновения. Вот уже сейчас явно видно, что наш Храм (очень замечательный во всех отношениях!!!) крохотный для всех нас.
    Сейчас мы как-то в нём помещаемся, но что будет когда наши детки подрастут? А женятся? А внуков приведут?
    Мне кажется, уже можно начинать думать о строительстве бОльшего Храма. Дерзко? Как? Я не знаю как…
    Но я думаю, что если не дерзать, если не говорить об этом, то мы так и будем обходить стороной провал в Храме,
    дабы он под нашими ногами не треснул, вместо того, что бы взять его да и починить, без этого самого благословения.
    Или с ним, если так будет спокойнее.

    1. Администратор

      22 декабря 2013, 00:38 #
      Вопросы, признаюсь, не все мне посильны. Я в первую очередь о тех, что касаются т.н. администрирования, т.е., если перевести на русский: управления. М.б. пока, м.б. вообще. «Пока» означает отсутствие необходимого опыта, «вообще» — призвания. Выскажу некоторые свои размышления, чтобы не оставить Ваш вопрос безответным, но ответы мои отнюдь не претендуют на «последнюю инстанцию». Возможно, более опытные и умелые поправят, подскажут, ответят точнее. Сам же… Охоты до «поруководить» никогда в себе не обнаруживал и теперь не обнаруживаю. Один большой-пребольшой начальник не так давно недоумевал (скорее, выказывал недоумение): все молодые священники стремятся быть настоятелями! А ты что?!.. Да я, говорю ему, давно уже не молодой священник, научился, говорю ему, работать в существующих условиях и вдохновляться работой больше, нежели киснуть от «не тех» условий, люблю, говорю ему, больше учиться, нежели учить (и уж тем более поучать), а ещё люблю возиться с внучиками, люблю побыть один, ещё много чего люблю, чему начальствование помеха и что в свою очередь помеха «начальствованию», а вот работе как раз напротив, работе — помощь…
      Иное дело, есть ли охота прыгать в воду или нет охоты, если кричат «помогите», вроде надо бы прыгать и грести. Если так случилось, что «позади Москва», значит, кому-то надо бы стоять насмерть.
      И в нашей жизни не так разве? ведь все мы время от времени утопающие (поём же «из глубины воззвах к Тебе, Господи»).
      Я вот о чём: так уж получается иной раз, что тебя выбрасывает из привычной и уютной жизни и вернуться обратно, увы, уже никак невозможно, нужно строить свои «здесь и сейчас» именно здесь и именно сейчас.
      Так и в приходской жизни. Сами собою возникают проблемные «перекрёстные» ситуации, они требуют той или иной реакции, того или иного решения, и хочешь или не хочешь, нужно реагировать и решения принимать. Т.е. «утром проблема, вечером решение», а не наоборот. Мне думается, что чем меньше здесь «начальственного зуда», тем лучше для дела. А так ли это, покажет время.

      Не знаю, заметили ли Вы, что в этом многословном лирическом отступлении я уж частично ответил на Ваш вопрос? Но продолжу:
      вот один человек взял и оформил наши бухгалтерские документы (не будучи, кстати, бухгалтером), другой увидав, что после службы все вместе пьём чай, стал заказывать и привозить воду, а третья стала мыть пол в храме, а четвёртая сшила облачения для престола, пятый в свободное время перевозит на своём грузовичке всевозможные вещи для прихожан, шестая занимается теплотой для причастников, седьмая регулярно приносит свежие цветы, восьмой собирает на своём микроавтобусе бабушек, когда мы служим ранним утром, и привозит в храм, девятая отвечает на вопросы по приходскому телефону, десятая устроила в храме вентиляцию (сама сделала необходимые замеры, нашла подходящий прибор, заказала, договорилась с бригадой, всё сделано быстро и тихо! Наши с нею переговоры — то самое благословение? — ограничились 5-ю минутами). 11-й, 12-я, 13, 14, 15… 25-й сам сделал ящичек для записок, а теперь делает полки для икон, а 38-я просто пожертвовала деньги на изготовление таких полок… 39-й, 40-й, 50-й… Столько всего делается, жаль, что не могу всех перечислить, ведь и сад разбит, и спектакли ставятся, и кто-то же играет для нас концерты, читает лекции, возится с футбольной командой, кто-то ведь собирал наше паломничество в Святую Землю… И так далее и со всеми остановками!.. Наконец, кто-то ведь приходит на службу и молится вместе на наших долгих всенощных! Это очень важно! Вот и церковь собирается! Ведь у нас не «Дом Культуры и отдыха» и уж тем более не «досугово-развлекательный центр», центром нашей жизни является, надеюсь, богослужение! И только потом — чай, вентиляция, сонаты Бетховена.

      Мне бы хотелось, чтобы эта картина не была эдакой «потёмкинской деревней», но общая картина представляется мне пока таковой.
      В частностях же случается всяко. Но частности не должны закрывать общую картину!
      Забывшийся (ведь не у себя он дома, и он не милиционер в том смысле, что никто не уполномочил его «прописывать» новичков своими вопрошаниями и причитаниями: «кто благословил?» «батюшка то, батюшка это»), а может быть усталый и одинокий человек, а может быть с авторитарной жилкой, которая не реализована в более подходящих условиях, а м.б… — таких «может быть» ещё десятка два, если не больше… такой человек есть частное лицо и его представление частно, и форма выражения этого представления также частна. Иное дело, что этот человек — мой брат, моя бабушка, мама, сестра. И в ответ на «кто благословил?» давать залп из всех орудий не достойно и не праведно есть. Разве просто отойти и заняться прямым и бесспорным в храме делом: паки и паки в мире (а не во вражде или обиде!) молиться Господу!

      В инициативе как и во всём прочем нужна мера, у кого-то чувство меры врождённо, большинство же из нас вырабатывают верное представление эмпирически, методом проб и ошибок. Это нормальный и естественный процесс, нужно только потерпеть друг друга — и баланс установится. Конечно, есть и какая-никакая иерархия. В садоводстве спросим того, кто что-то уже вырастил (хотя набирают же «без опыта работы»!), в педагогике («детоводстве») — кто уже привёл, в кулинарии — опытного и искусного повара, младший пускай спросит старшего и постарается уступить его опыту, когда это возможно (но не капризу или самодурству! потому что бывает и так.
      Помните Значительное Лицо в «Шинели» Гоголя?
      — Что, что, что? — сказал значительное лицо.
      <….>  
      — Знаете ли вы, кому это говорите? понимаете ли вы, кто стоит перед вами? понимаете ли вы это, понимаете ли это? я вас спрашиваю.
         Тут он топнул ногою, возведя голос до такой сильной ноты, что даже и не Акакию Акакиевичу сделалось бы страшно).

      О новом храме думать почему же дерзко? Этот вопрос сам встаёт на повестке дня и именно по озвученным Вами причинам. На ближайшем приходском собрании, а оно планируется 2 января, и этот вопрос непременно проговорим.

      Что до батюшки, то сомневаюсь, что батюшке нужно бы соваться во все дела, ведь он не специалист во всех мыслимых и немыслимых областях знания и практики. Он — гарант мира и благочиния на приходе, его задача привести к единству «борющиеся противоположности», примирить ссорящихся, утешить обиженных, печаловаться о «скорбящих и озлобленных», но и не забывать о строгости, конечно, в отношении к разрушающим целое частностям, к дерзостям вместо дерзновений, как без этого?
      Помоги нам всем Господь! Укрепи! Вразуми! Умягчи наши сердца!
      1. Сергий

        22 декабря 2013, 15:19 #
        Браво, отче!
        1. Анастасия

          23 декабря 2013, 02:02 #
          Отец Феликс, спасибо!

          Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.