Хrт0съ лозA крaснаz, грHздіz вaсъ принесE, слaдость сп7си1тельную напаsющыz земли2, ґп0столи бGон0сніи: тёмже мS и3збaвите сластeй піsнства, молю1сz, струи6 ўмилeніz души2 моeй дaрующе въ б9eственнэмъ пощeніz дни2: ћкw да спaссz жив0тъ получY.

Утреня четверга 2-й седмицы, седален по 2-й кафизме

Аня Дружинина. Святая Земля. Апрель.2013. часть 2-я

Отправляемся в Иерихон. Этот город, всем знакомый по истории Ветхого Завета, был проклят Иисусом Навином, и долгое время после  разрушения (стены Иерихонские пали от звуков  трубы) никто не мог его отстроить. И лишь пророк Елисей отмаливает Иерихон. Источник пророка бьет до сих пор и снабжает весь город водой. Спускаться вниз и набирать воду из истоков запрещено, но для Махмуда и Игоря нет преград - и вот мы с водой! Сама местность находится ниже уровня моря. Мертвое море, расположенное неподалеку - дно мира. 3500 м ниже уровня моря, так что уши при спуске закладывает хорошо.

По пути проезжаем Иорданскую пустыню, ту самую, где подвизалась преп. Мария, останавливаемся у смоковницы Закхея. Храм пророка Елисея. Чуть далее участок Русской Духовной Миссии, именно здесь был  дом праведного (впоследствии) Закхея, и это место посещал Господь. На освящении дома всегда вспоминается это событие. Здесь же в храме увидела икону муч. Анастасии в старинном серебряном окладе. Долго любовалась. На территории много роз и они очень сладко пахнут, а еще есть бассейн с настоящими пираньями. И так как никто не провинился, мы кормили их хлебом.

А теперь отправляемся опять в пустыню. В то самое место, где молился и постился Иисус в течении  40  дней - на гору Искушений, там же и монастырь, православный. Поднимаемся пешком, монастырь расположен довольно высоко, в нем подвизаются всего несколько монахов. Поражает: как они содержат его? Ухоженный, красивый, весь из камня, очень крепкий и аскетичный. В храме пещера, в которой пребывал Господь, до выхода на Свое служение, чуть выше, камень, с которого был низвергнут сатана, после своих неудачных попыток пленить Иисуса. С балкона храма открывается удивительный вид. Этот же вид наблюдал и Господь.

На мертвом Море купалось всего несколько человек. Оно довольно соленое, и нужно сразу после принимать душ. Если вода попадает в глаза, то моментально направляют струю из шланга. Вот так.

А теперь на Иордан.  Наш берег одно государство, противоположный - другое (несколько метров), переплывать нельзя. Вокруг минные поля, поэтому нужно быть осторожным. Как-то ослик не прочитал  запрещающую табличку и подорвался, так  что правда опасно. Но там ограждения. Не так давно паломников стали пускать именно на то самое место, где крестился Господь. Там настоящий оазис, на противоположной стороне красивейший храм. Мы купаемся в белых рубашках. Смеемся, что как сестры. Так купаются только православные, католики, например, не купаются вовсе. Печально. Наш Батюшка снова проявляет отеческую любовь. Заходит по пояс в Иордан (вода не теплая, это не море) и каждого по очереди встречает и помогает погружаться с головой три раза. Окунаются все, и те , кто боялся и сомневался.

После держим путь в монастырь Герасима Иорданского. Здесь некогда Мария Египетская причастилась и вышла в пустыню. Скоро в церквях начнется Мариинино стояние. В монастыре много животных. Особенно попугаев. Одному из них очень нравилось, когда ему почесывали шейку - сразу наклонял голову. Здесь тоже нам очень рады, дают подкрепиться. Почти во всех местах, с нами здороваются и прощаются по-русски. Очень трогательно. Уже по приезде в Россию возникает возмущение, когда впереди выходящий из маршрутки человек, не благодарит водителя. Как же так?

Проезжаем долину Армагеддона, здесь по преданию будет последняя битва. И вот мы в Назарете. Самый длинный переезд для Израиля, но не для России. Вечером, к удивлению Игоря, соглашаемся на прогулку. Но, конечно, он и сам рад. Идем к православному храму. Он уже закрыт. Молимся за оградой. В нем источник. Здесь было Благовещение. Архангел явился Марии и сказал Ей первую часть приветствия. Идем вниз, к дому Иосифа и Марии. По ней шла Мария с водой к дому и размышляла, что же это могло быть, что это значит.

Подходим к католическому храму. К тому месту, где Архангел второй раз появляется перед Марией и произносит вторую часть приветствия. Поем тропари. Опять чудо, нет службы. В Гефсимании тоже было подобное- только мы помолились, как началась католическая служба - успели. Но вот смотритель просит тишины, с третьего раза Игорь обращает на него внимание. Я еле сдерживаю смех - да уж, русским все нипочем. Наша группа всегда идет напролом, даже если написано "здесь нет выхода" или входа. Стараясь не улыбаться и не обращать внимание на удивленные глаза иностранцев, спокойно прохожу со всеми нашими. Если честно, просто наши пожилые матушки не умеют читать по-английски.  Здесь же рядом с храмом мастерская Иосифа. Нагулявшись, отправляемся спать. Завтра Литургия.

7 день. Четверг.

Приходим на службу в тот самый православный храм, где источник Марии. Набираем воду, долго стоим.. Уходить не хочется - это видно. Но тут Игорь объявляет - служба в другом храме, совсем рядом, на территории митрополии. Спешим туда. Заходим в пустой храм, лишь три человека на левом клиросе и один на правом - митрополит. Начинается Литургия. Все рады. Араб попеременно поет "Господи помилуй" на греческом, арабском и русском. Митрополит поет и читает, еще один священник служит. Литургия становится немного понятнее. Да и матушка за свечным ящиком подсказывает нам по-русски. А вообще радостно слышать по-арабски или  по-гречески псалтирь, молиться на другом языке. И снова почти все причащаются. Нас приглашают пропеть "Отче наш" по-русски. Спасибо! Когда служили Литургию в Вифлееме, то там тоже русский батюшка возглашал много по-русски, а вот на Гробе Господнем почти нет, но это и понятно. Подозреваю, что отец Артемий читает наши записки во время литургии. А там стопочка не малая была. И не только на этой Литургии.

После службы митрополит просит пройти нас к себе, благословляет. Человек, очень располагает к себе. А дальше чудо! Нас ведут в пещерный храм под митрополией. Там катакомбы. Они проходят под всем Назаретом, и можно выйти к любому месту, отвалив камень. Мы немного опаздываем и шутим, что  наверное, до гостиницы можно дойти таким способом быстрее. Уже кажется, что мы все одна большая семья. Все знакомы и родны давно. Такое чувство вызревает и усиливается с каждым днем. Араб немного рассказывает нам по-английски, переводчик у нас есть - Юля.

Эти пещеры и ходы вырыты до рождества Христова. Здесь евреи скрывались от римлян, в том числе и Мария с Иосифом. Этим путем ходила Богородица каждый день к источнику, здесь рос Иисус, и здесь были первые христиане. А когда уже гонения прекращались,  здесь пострадало 40 человек. Молимся, нам так нужна помощь! Именно отсюда я привезла бумажную икону Спасителя, что лежит на анолое в нашем храме.

Сам храм митрополии посвящен проповеди Господа в синагоги, после которой иудеи повели Его на гору, чтобы свергнуть вниз, но Он в последний момент прошел мимо их  незамеченным. Замечательны эти самые слова: "Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу проповедовать лето Господне благоприятное.." . Поражает храмовая икона с изображением Евангельского события, как и икона на горе искушений. Таких у нас нет.

Едем на гору Свержения. Она действительно обрывается резко вниз. Поражает, то ,  что она находится вдалеке от города, значит, Господь дал себя вести достаточно долго, а что в это время было, что Ему говорили..?

А теперь на гору Фавор. Погода очень хорошая - немного прохладная и пасмурная. Игорь радуется за нас. В Иерихоне, в Назарете нам было бы трудно при жаре. А вот на первые дни нам выпала очень хорошая и теплая погода. На Фаворе монастырь. Икона Божией Матери "Неувядаемый цвет"  - бумажная, приплыла в бутылке и теперь помещена в храме. Служим молебен. У многих на глазах слезы. Уходить не хочется совершенно. Так же есть возможность прикоснуться к камню с Синая (в нашу поездку мы не ездили на гору Синай).

Едем дальше - впереди столько еще всего интересного! Проезжаем пещеру, в которой жил Мельхиседек. В Кане Галилейской посещаем православный и католический храмы: дом Симона Кананита, первое чудо Спасителя. Оказывается, что обращение "жено".. "что Мне и Тебе, Жено.." - это очень ласковое и нежное обращение Господа к Своей Матери. Нам дают попробовать вина. Но настоящее вино, наставляет нас Игорь, продается в другом месте.

Держим путь в Табгху.  На том самом месте, где произошло умножение хлебов, теперь красивейшая мозаика. Слабое подобие на тарелочке я привезла и в наш храм. Будем класть одно печенье на  дно и обносить всех прихожан. Начинает хотеться есть (нас кормят завтраком и ужином). Кстати, что интересно. Во всех гостиницах все было постное и очень вкусное - силы были. В Назарете пришлось на завтрак съесть молочного , постного почти не было. И появилась слабость. Нет, не потому что много дней уже в пути, а потому что появилась какая-то расслабленность, и бодрому духу стало сложнее контролировать немощное тело.

Посещаем камень, на котором Господь восстанавливает в апостольстве Петра. "Симоне ионин любиши ли Мя..". Галилейское море(оно же Генисаретское, Тивериадское) уже забирает часть берега себе. В отличие от Мертвого, которое немного высыхает.

Многие из  наших идут пробовать рыбу Петра, она водится только в Галилейском море, другие купаются в море. Денег у меня мало, поэтому сижу на берегу. Спасибо, со мной делятся провизией. Не оставляют голодной в течении  дня. Несколько рыб потом тайно выносится из ресторана для тех, кто не попробовал.

В Капернауме нас встречает сказочный монастырь. Самого города нет - он разрушен. Рядом дом тещи Петра. Его тоже нет. Почему сказочный? Само место, природа, закат, море, павлины, величественный храм, вода  подступившая к кустам с розовыми цветами и трапезной на улице.. и один монах, он же игумен и братия. Будто бы дома. В самом храме висит икона, изображающая  исцеление Господом расслабленного по просьбе его друзей... Это все те места, где Спаситель призывал апостолов на свое служение..

На обратной дороге держим путь через монастырь Марии Магдалины в Магдале, в том месте, где Христос исцеляет ее. Но территория закрыта, никого нет. Жаль, а может быть и к лучшему. На территории три источника, один из которых радоновый. Возможно, хорошо, что мы в нем и не купались.. кто знает.. А вот другие два, глазной и исцеления Марии Магдалины, жаль.

8 день. Последний. Пятница.

Отъезжаем из Назарета. Держим путь в Иерусалим той дорогой, что ходил сам Господь. Посещаем Буркин. Здесь Христос исцелил десять прокаженных.. поблагодарить вернулся только один. Мы тоже учимся благодарить. В храме идет служба. Это очень бедное место. Как-то невольно сравнивается Палестина и Израиль, Вифлеем и Назарет, Иерусалим, Тель-Авив, а теперь и Буркин с Лиддой и Бей-Джалом.. Сам приход содержится на средства  поступающие напрямую из патриархии, кроме Игоря и его собратьев, сюда никто не заезжает.. Почему?

В храме служба Божией Матери, видимо священник может послужить только утром. Поют акафист на арабском по очереди, всем приходом, и мальчики, и бабушка еле слышным дрожащим голосом, у всех книги. Здесь и мама с младенцем, и дети, и взрослые. Чувствуется подъем духа. После службы проходим в лавку. Очень хочется помочь. В Буркине одна христианская семья делает натуральное оливковое мыло - берем! На оставшиеся копейки хватаю церковную литературу на арабском. Оказывается Евангелие! Ура! Девушка мне помогает - берет для меня еще одну книгу, оказавшейся последованием Литургии. С ней же рискуем спуститься вниз, в пещерный храм. Счастье! Батюшка старается сказать слова поддержки маленькому приходу. "Good family".. люди удивляются и расцветают.

Направляемся  в Самарию. Самария тоже поражает, совершенно все по-другому, непривычно. По дороге минуем место, где предположительно стоял дворец Ирода. Вспоминаем Предтечу. В Самарии нас встречает величественный храм св. Фотинии. Его построил местный миллионер-мусульманин. Он также возвел несколько мечетей. Спасибо ему! Отец Артемий из алтаря зачитывает отрывок из Евангелия. Даруй мне, Господи, воды живой.. Одно из моих самых любимых событий. Здесь же частицы мощей муч. Фотинии  и Иоанна Предтечи. Справа мощи священномученика Филумена, настоятеля этого места, пострадавшего в 1979 году от рук евреев. Спускаемся к колодцу. Его глубина с десяти этажный дом. Ура, пьем воду. Игорь, спасибо!

Заезжаем еще на гору Сихем. Очень ропщем, что так долго не попадаем в Иерусалим. Уже после зачитываем в автобусе Иисуса Навина 24:26 (на этот отрывок было указание на горе). Теперь все понятно. Вот теперь можно и в Иерусалим. В этом отрывке, то,  что произошло между Господом и еврейским народом на этой горе, перед тем, как выйти к земле Обетованной. Но я могу смутить вас, так что лучше уточните. Там же был захоронен Иосиф.

Наконец в Иерусалиме. У нас есть возможность быть в Храме с трех до восьми! Ждем начала службы. Молимся. Игорь ведет всех на Александровское подворье (в Храме Гроба Господня время служб отличается от Израильского на один час). Вот этот час у нас есть, чтобы послушать акафист еще разок перед службой. Я сворачиваю  к арабам (туда, где Мария встретила Воскресшего Господа). Молюсь с ними, как раз напротив иконы Божией Матери, от  которой преп. Мария услышала повеления идти в пустыню. Поражает мощная, вдохновленная и эмоциональная служба. Поют все. Спустя время присоединяюсь к нашим, они проходят на обратном пути мимо. Ждем службы у Гроба Господня. Пока служат католики. И на Голгофе тоже. Пытаюсь понять. Слушаю их молитвы, наблюдаю за монахами, конечно, это не очень прилично - дурное любопытство. Среди монахов несколько молодых ребят и девушка, невольно сравниваю с нашими.. Мне немного понятны наши молодые монахи, но вот с католическими сложнее. Но,  наверное, по сути все тоже.. Это их культура. Как хочется понять. Они иные, и греки тоже.. в чем сходство, где различия.. почему? что влияет? внешнее, внутреннее.. точки соприкосновения.. Сидя у Кувуклии, слушаю звуки органа. А вот и наша служба. Здесь же центр земли. Так что пуп земли, оказывается, это не я! Служит Патриарх, народу немного. Он читает. Канон поет клирос (он поется весь), акафист - священник. Если не знать, что это акафист, то можно не догадаться. Нет того, что у нас или у арабов. Тихая и кроткая служба в своем величии. Под крышей летают голуби. Спокойно...

Знаете, может создаться впечатления, что вся поездка была очень легкой и полной эйфории. Но это не так. Здесь было место чуду и свободе. Все наносное сходило, постепенно, изо дня в день. Это был путь. Я поняла, что именно привязанности держат нас, сковывают, припечатывают к земле. И только Господь может дать нам способность дышать полной грудью. Времени и места думать о себе, жить своими мыслями и установками просто не было. И в этом свобода. В этом полет. В Иерусалиме, на крестном пути это стало особенно понятно. Ноги крепко держат на земле, и мир становится абсолютно реальным. Я очень благодарна нашим братьям и сестрам из молодого строящегося храма в Красноармейске. Я очень счастлива, что именно эти люди оказались рядом, и стали мне так близки. С каждым днем, с каждой литургией. Все менялось. И я уже скучаю. Это была сказка, как сказала бы Аня В., из плоти и крови. Миф, чудо. Благодаря горению нашего отца Артемия и всего прихода были силы идти. Особенно мне было трогательно видеть, как они молились у Гроба. Видеть их глаза. А еще видеть молитву  отдельных людей за своих родных  - это переворачивало душу. Они не молились вслух, но их выдавали глаза.  Игорь спел нам "Любовь и разлука"  по дороге в аэропорт, мы были еще в Иерусалиме. Когда я увидела его выходящим из автобуса, то без всяких внутренних эмоций потекли слезы по щекам. Мы расставались не только с Игорем…

Наверное, только одно слово сможет охарактеризовать всю поездку сполна, все что было - "отзывчивость".

СпасиБо!

Автор: Администратор
Дата публикации: 22.04.2013

Отклики (481)

1. Анастасия

23 апреля 2013, 10:43 #
    Спасибо, дорогая сестра!
    Я действительно там побывала.
    Так как в отдел «предложения-замечания» пока нет доступа к действию, напишу сюда:
    уважаемый администратор сайта, пожалуйста, вывесите анононс этого текста на первую страницу.
    Спасибо!
    1. Анастасия

25 апреля 2013, 11:55 #
      Перечитала еще раз.

Сестра, спасибо за такой вдохновенный и яркий рассказ.
      особенно понравилось место «все, ну буду больше вас утомлять своими эмоциями» и через два слова «Ура! Мы… „
      шучу, конечно, в данном тексте эмоции — радость для души и глаз.
      Рассказ замечательный, и хочется взяв его в руки отправиться в поездку, по тем же местам.

Теперь просьба: пожалуйста, разбей его на абзацы и сделай строчки короче,
      тогда большее количество людей сможет его прочитать.

Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.