Хrт0ву кни1гу њдушевлeнную, запечатлённую тS д¦омъ, вели1кій ґрхaгGлъ чcтаz, зрS возглашaше ти2: рaдуйсz, рaдости пріsтелище, є4юже прамaтернzz клsтва разрэши1тсz.

Суббота Акафиста



Заметки о паломнической поездке

Поехали к Матронушке — приехали к Мартирию

На сайте прочитала замечательный вопрос: «Что такое паломничество?»

Как-то, направляясь в дорогое нашему сердцу село Прозорово на Рыбинском водохранилище, по просьбе приходского брата Игоря посетили под Мышкиным протоиерея Иоанна, сельского батюшку, который более трех десятков лет служит в храме, им восстановленном, и продолжает его благоукрашать.

 

            Прием был суровым, но содержательным. К тому же ответ о пользе паломничества мы получили исчерпывающий:

-  Ездите туда-сюда без дела, лучше бы сидели дома и молились.

-  Мы бы молились, если бы умели...

-  Вы кто?

-  Учителя... (не стоило нам этого говорить)

- Да какие вы учителя! Чему научить-то можете! У нас один Учитель - Господь. Ну ладно, проходите к столу.

           

            Тихонечко присели, «мирно побеседовали»,  порой удавалось развеселить батюшку. Пригласил в келью, увидели редкую икону Божией Матери «Трех радостей».  Наш приезд совпал с днем празднования этой иконы.

- Вот Господь послал «трех радостей», - усмехнулся отец Иоанн  и тепло, по- отечески, благословил на дорогу.

 

            О том, что цель паломничества — молитва, нам говорил и монах Мартирий, седовласый старец, более сорока лет являющийся насельником Псково-Печерского монастыря.

- Надолго к нам?

- Часа три-четыре.

- Как же так можно! Столько верст проехали и... несколько часов!

- Батюшка, приедем потрудиться.

- Не трудиться приезжайте, а молиться!

Долго мы о нем вспоминали, размышляя: чьим  именем наречен.  Ответ получили несколько дней назад, во время поездки в Хутынь и Свирь.   По дороге решили поклониться блаженной  Матрёнушке-босоножке. Руководила маршрутом Любушка, поведала нам, что  блаженная не канонизирована и почивает в Свято-Троицком Зеленецком монастыре между Волховом и Тихвином.

Едем, читаем о Матрёнушке...  Узкая дорога, безлюдные места, странная природа... Позже узнали, что дорога в монастырь проложена только в 2001 году и это было торжественное событие, а ранее обитель была отрезана от цивилизации мшистыми болотами и лесными дебрями.

             Величественный древний монастырь. Ни души.

Стаи ласточек купаются в солнечных лучах.  Неожиданное мяуканье пронзает тишину. По монастырской дорожке бежит косолапый ободранный кот, шерсть клочьями, худой. Другие коты, тоже неприличного вида, приближаются к нам. Угостили «насельников» деревенской сметаной, припасенной в монастыре преп.Варлаама Хутынского.

Подошедший монах замер, увидев автобус. Братия живёт уединенно: никуда не выезжает, принимает тех, кого Бог послал. Наш громогласный вопрос: «где почивает блаженная старица?» - вызвал недоумение.

- Какая Матрёнушка! У нас мужской монастырь. Мартирий у нас!

            Немногословный муж строго всех организовал, подвел к Святым мощам Преподобного Мартирия Зеленецкого чудотворца в дивной серебряной раке середины 19 века, помазал от неугасимой лампады,  принял требы, в нескольких словах поведал житие, указал на литографии, украшавшие стены притвора, велел читать, а сам принялся возжигать лампады к службе. Мы побоялись даже имени его спросить.

            Самые опытные паломницы принялись заказывать требы на весь год, радуясь в душе: «Вот где молитва! Пустынь, подвижничество, духовные подвиги...»

            Уезжать никуда не хотелось. Тянуло на службу, под темные низкие своды Благовещенской церкви, установленной в 19 веке.

Каменный пятиглавый Троицкий собор 17 века еще не восстановлен. 

Первое документальное свидетельство о существовании Свято-Троицкого Зеленецкого мужского монастыря относится к 1563-1566 гг. Основал Преподобный Мартирий.  В смутное время 1612-1613 годов, шведы, интересовавшиеся в основном Тихвином, разрушили и сожгли Зеленец. Большинство дошедших до нас построек было возведено в 17 веке.  

Житие

            Осиротев в 10-летнем возрасте, Мартирий был взят под опеку священника Бориса. Сей святой отец принял монашество, будучи настоятелем Троице-Сергиева монастыря близ Великих Лук, совершил постриг Мартирия.

            В 1560-м году Мартирий поселился в Тихвинском Успенском монастыре, где он жил вместе с монахом Авраамием.

Он мечтал о пустынножительстве, и Авраамий поведал ему о том, что в 50-ти верстах от Тихвина среди дремучих лесов и непроходимых болот есть глухое место, отмеченное особым знамением: «Шел я раз вечером, в сумерках, по монастырю из церкви, от чудотворного образа Пречистыя Богородицы к трапезе и посмотрел на небо в ту сторону, где та пустыня, - рассказал Авраамий, -  и увидел, что на небе крест воссиял, светлый, как луч, и весь покрытый звездами, над тем самым пустынным местом. Место же то непроходимо, ибо находится среди болот. И ты пойди туда, и кроме этого места не ищи другого, живи же там, пока Бог изволит, ибо будет в том месте Божие милосердие».

Преподобный Мартирий - один из немногих Святых на Руси, чья молитва смогла оживить усопшего.  Он воскресил отрока Иоанна, сына тверского царя, дерзновенно возложив на грудь почившего царевича свои келейные иконы Пресвятой Троицы и Тихвинской Божией Матери. Стал служить молебен с водосвятием, прилежно молясь Божией Матери. Как только молебен был закончен, отрок, «будто восстав ото сна», поднялся на ноги совершенно здоровым.

За полтора года до кончины святой старец всецело посвятил себя безмолвию и молитве. Мартирий своими руками ископал могилу, поставил в ней гроб и приходил сюда плакать и молиться. Скончался 1/14 марта 1603 года.

В монастыре

             Монахи собирались на вечернюю службу, спросили, останемся ли. Мысль промелькнула у каждого, что  надо остаться (впоследствии делились впечатлениями). Может быть,  ради этого мы и отправились в дальний путь. Казалось, что  преподобный Мартирий  молится за каменными стенами древней обители вместе с братией, склонившись над

ворохом наших записок, а мы в это время, греясь на солнышке, возились (с кот)ами монастырскими... Это сочетание напомнило  фонвизинского «Недоросля». Там Митрофанушка и дядька его, Тарас (Скот)инин, утешались свиньями, а мы...

Заключение

Однажды Люба пришла в Елизаветинский храм  на молебный канон и панихиду.  Ранняя весна. Смеркается. Заснеженный церковный дворик, присела на скамейку отдохнуть.  Заглянула в окна: темно и тихо. Вновь погрузилась в созерцание: двери храма отворились, прихожане расходятся по домам. Увидев боевую подругу на паперти, пребывающую в молитвенном уединении, обратилась к отцу Феликсу:

- Батюшка, нам следует включать уличные фонари для  Любы.  Это будет знак, что мы в храме.

- Любаше никакие фонари не помогут. У нее свои «фонари».

           

            Историия с Матрёнушкой — тому подтверждение.

 

            Блаженная старица почивает в Петербурге, на подворье Свято-Троицкого Зеленецкого монастыря. Но слово «подворье» осталось незамеченным.

 

     

 


Автор: Администратор
Дата публикации: 08.07.2015

Отклики (35)

  1. Анна Герасимова

    21 июля 2015, 12:07 #
    Лариса, чудесно! Посмеялась от души и порадовалась за вас.
    А будет рассказ про препп. Варлаама Хутынского и Александра Свирского? Очень интересно!

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.