...И ныне с высоты духовной

Мне руку простираешь ты,

И силой кроткой и любовной

Смиряешь буйные мечты...

(Пушкин - свт.Филарету)



Упражнения для развития певческого дыхания, пения на опоре

1. Глубоко вдохнуть. Выдыхая, произносить одно из следующих слов:

- «бомм»;
- «домм»;
- «донн»;
- «бонн»;
- «димм».

Последнюю согласную произносите протяжно. Должна быть также вибрация в районе носа и верхней губы.

2. Глубоко вдохнуть. Выдыхая протяжно произнести какой-нибудь слог, состоящий из согласных «м» или «н» в сочетании с различными гласными («мамм», «мумм», «мимм», « момм» и т.п.)

3. Глубоко вдохнуть. На одном выдохе произнесите сначала коротко, а затем протяжно один из открытых слогов:

- «ми – миии»;
- «мо – мооо»;
- «муэ –мэээ» и т.п.

Упражнения для нижних резонаторов.

Выполняя эти уражнения, старайтесь произносить гласные «о», «у» протяжно и очень низким голосом. В идеале нужно почувствовать резонирование в области грудной глетки.

1. Исходное положение: стоя, руки на груди. Наклоняясь вперед, на выдохе произносите гласные «у» и «о» длительно и протяжно.

2. На выдохе нараспев произносите «молоко», «мука», «око», «окно», «олово».

3. В положении стоя положите руку на грудь. Зевните с закрытым ртом и задержите гортань в нижнем положении. На выдохе произнесите звук «у» или «о». Если вы не чувствуете вибрацию в грудной клетке, постукивайте её рукой.

       Певческий вдох берется бесшумно, достаточно глубоко, с ощущением полузевка. Вдох рекомендуется брать одновременно через рот и через нос. Вдох только через нос при закрытом рте, конечно же, легче наводит на ощущение полноты и глубины вдоха. Но осуществим он только при пении упражнений, в вокальной практике это нонсенс.

     При правильном образовании певческого звука мягкое небо почти целиком отделяет носоглотку от глотки, то есть находится в поднятом состоянии, близком к зевку. Зевок подготавливается во время вдоха. При нем расширяется полость глотки, увеличивается ее резонаторная способность а, значит, возрастает и сила звука. Высоко поднятое мягкое небо при таком состоянии глотки создает условия для правильного формирования певческого звука – его округления и высокой позиции. В вокальной практике принято говорить о полузевке – ведь певческий зевок меньше обычного. Певческий вдох и выдох разделяются паузой, короткой остановкой дыхания, после чего начинается выдох.

Тут возникают задачи, которые некоторые вокальные пособия описывают для нас так:

• экономное расходование дыхания (того воздуха, что набрали при вдохе);

• создание необходимого для нормальной работы голосовых связок давления в подсвязочном пространстве (хорошо сказали!) – имеется в виду опора, но о ней ниже;

• плавный выдох.

Мы предвидим вопрос читателя – что же понимается под экономным расходованием дыхания?

         А понимается постепенная его подача, при которой максимально больший процент воздуха превращается в звук. Умение расходовать дыхание так, чтобы оно все без остатка превращалось в звуковые волны, одна из разновидностей высшего пилотажа в певческом деле. Собственно, оно и определяет мастерство владения певческим дыханием. Певцы неопытные обычно набирают большое количество воздуха при вдохе и расходуют его уже на первых звуках музыкальной фразы. С таким низким КПД нужно бороться регулярными упражнениями, и все получится.

       С певческим дыханием связан один из самых старых, широко распространенных и вместе с тем один из наименее расшифрованных терминов – так называемая певческая опора. Термин этот происходит от итальянского appogiare la voce, что значит «поддерживать голос».

       Профессиональное пение – это прежде всего пение на хорошей певческой опоре. Именно певческая опора придает голосу присущий ему певческий тембр, большую силу, полетность, а главное – неутомимость, важнейшие профессиональные качества. В некоторых пособиях по вокальной технике дыхательной опорой называется умение поющего «...поддерживать необходимое для голосообразования подсвязочное давление выдыхаемого воздуха».

     Наличие опоры дыхания – обязательное условие для возникновения всех необходимых вокальных качеств, то есть: звонкости, округлости, устойчивого вибрато. Опора дыхания обеспечивает ровный, без непроизвольных перерывов, звук, не зависит от его высоты, перехода в другой регистр, изменения тембра, громкости, характера атаки, а также перемещения по сцене во время пения.

Опора дыхания связана с:

а) правильной осанкой;
б) ощущением напряжения мышц брюшного пресса;
в) ощущением свободы в области ротоглоточной полости;
г) ощущением свободы в области грудной клетки;
д) ощущением грудного резонирования во время звучания в нижнем регистре.

    Опора дыхания – это такое состояние, когда все тело раскрепощено, кроме брюшного пресса, который не просто сжимается, чтобы выпускать воздух, а делает этот выдох максимально равномерным.

       В расшифровке термина «опора» обычно исходят из субъективных ощущений певца во время пения. Это, естественно, дает большой простор для разных противоречивых трактовок: некоторые связывают опору с работой дыхательных мышц, другие – обязательно с гортанью, третьи указывают местом певческой опоры диафрагму, четвертые – зубы, а некоторые певческую опору видят вообще вне тела певца, относя ее к противоположной стене зала, в котором поет певец. Из этих высказываний совершенно неясно, что должно опираться и на что именно.

Вот как трактуется это фундаментальное понятие в вокальном словаре: ОПОРА – термин, употребляемый в вокальном искусстве для характеристики устойчивого, правильно оформленного певческого звука («опертое звучание») и манеры голосообразования («пение на опоре»). При опертом звучании голос обладает всеми необходимыми вокальными качествами: звонкостью, округлостью, устойчивым вибрато и свободой выполнения различных видов вокальной техники. Субъективное ощущение опоры у разных певцов может быть различно. Одни чувствуют ее как определенную степень напряжения дыхательных мышц. Другие – как столб воздуха, упирающийся в небо или зубы. Третьи – как ощущение торможения воздуха на уровне гортани (отсюда выражения «опора дыхания», «опора звука», «упор звука», «опора звука на дыхание»...). Чувство опоры не является прирожденным, оно развивается в процессе освоения вокальной техники. Ведущие, наиболее яркие ощущения при пении определяют для каждого певца его интерпретацию опоры.

    Итак, опору нельзя назвать «ощущением» при пении. Скорее это соответствующие ощущения, которые возникают ВСЛЕДСТВИЕ достижения певцом опоры. Очевидно, что любые объяснения, использующие «ощущательную» лексику будут малоэффективны, ведь другой человек ту же самую опору может ощутить, когда ее достигнет, иначе, чем его визави. Есть и доля вредности в таких объяснениях. Дело в том, что, стараясь достигнуть при пении именно того (или тех) ощущений, о которых ему говорили, вокалист тыкает «пальцем в небо».

          Вместо того, чтобы искать ощущение, нужно научиться «правильно оформлять певческий звук», как об этом говорит вокальный словарь, вырабатывая у себя технические навыки. Опора и есть совокупность таких навыков.

Что же такое «правильно оформленный звук»?

УПРАЖНЕНИЕ:

     Вокалисту известно, что дышать нужно диафрагмой. Вдыхать, точнее. Итак, вдохнули, набрали воздух в легкие. Говорят при этом «набрали в живот». Потому что живот сразу выпятился вперед. Все правильно, диафрагма, расположенная под легкими, прогнулась вниз внутри тела и вытеснила органы брюшного отдела, а они могут вытесниться только вперед. Кажется, что тело превратилось в воздушный шарик, так много набралось воздуха. Пора выдыхать, срочно! Организм требует! Выпускаем все наружу, да так, что живот аж втягивается внутрь. Ф-ф-ф-у-х! Выдохнули. Стоп! Остановитесь, так вы опору не найдете.

      Во-первых, набрали слишком много воздуха, для пения совершенно не нужно большое количество воздуха, при следующей попытке уменьшите его количество сразу наполовину. Впоследствии может оказаться, что даже половина от максимального объема легких – это все равно много, подбор идет постепенно опытным путем. Но дышать обязательно диафрагмой! Ага! Взяв меньше воздуха, вы уже не стремитесь срочно его выпустить, так? Все правильно. Появилось время на осмысливание того, что нужно делать дальше. Обратите внимание, когда вы набрали воздух, ваш живот слегка напрягся. Не мышцы брюшного пресса, а внутри напрягся. Подчеркиваю – слегка. Это легкое внутреннее напряжение означает, что ваша диафрагма «пришла в тонус». Попробуйте, позадерживайте дыхание таким образом, почувствуйте диафрагму «в тонусе» в момент за-держки. Вторая фаза упражнения: после того, как вы задержали воздух в легких и почувствовали тонус диафрагмы, перенесите внимание выше, на связки, но не расслабляйте диафрагму, оставьте ее в таком «замороженном» состоянии! А теперь чуть подайте воздух вверх, «уприте» его в связки. Не очень понятно, как это – «упереть в связки»? Представьте, что вы уже начали что-то говорить, но в последнюю секунду вдруг остановились, поняв, что этого сейчас говорить нельзя! Или вас оборвали на полуслове... Я ска... И воздух уперся в связки. Вторая фаза происходит через секунду после первой, описываю долго, а процесс-то короткий! Повторяем: Вдох диафрагмой половины объема легких (примерно) – задержали дыхание, не расслабляя внутри живот (диафрагма в тонусе) – сомкнули связки и уперли в них воздух снизу. Расслабились и выдохнули. На весь процесс ушло 2 секунды. Обязательно повторите это несколько раз для запоминания цепочки действий. Теперь пора переходить к третьей фазе упражнения – к звуку. После упора воздуха в связки нужно издать звук, это уже просто. Какой? Обязательно гласный, лучше У или О. На какой высоте? На любой, вам удобной, не зацикливайтесь сейчас на этом, упражнение преследует другие цели. Спеть гласную лучше коротко. У кого-то, возможно, звуки будут извлекаться с небольшим щелчком, что совершенно нормально. Теперь повторяем всю последовательность сначала. Повторение, причем многократное, необходимо. Постепенно выработается нужная координация работы диафрагмы, складок, и вы сможете больше внимания обращать на сам звук, доверив остальное автоматизму. Постепенно, начиная со следующего дня, гласную нужно удлинять, доводя ее длительность секунд до десяти, а также пробовать и другие гласные – А, Э, И. Но! Начав петь гласную, сохраните ее ровность (по громкости и высоте) до конца! Пусть сначала это будут всего 2 секунды, двигайтесь небольшими шагами. Вот такие гласные и станут первыми вокальными звуками, которые вы поете «с опорой». Чувства же и ощущения, которые при этом у вас возникнут, будут при-надлежать только вам. При таком вокале гласные звучат звонко и плотно, правда? Вот это и есть опора. 

Б.Тараканов, А.Федоров «Хор вам в помощь». 2019 г.


Автор: Администратор
Дата публикации: 14.07.2020

Отклики (269)

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.