Мене́ осужде́наго спаси́, осуди́вый Кресто́м Твои́м Влады́ко Спа́се мо́й вражду́, и да не пока́жеши гее́нне пови́нна, оскверне́наго страстьми́, и грехми́ омраче́наго.

Служба пятницы 2-й седмицы ВП



Прп. Феодор Студит. Поучение в среду крестопоклонную

О том, что нынешняя временная пасха есть прообраз и подобие будущей вечной пасхи и терпении.

Братия и Отцы! Вот, при помощи Божией, достигли мы и среды Св. Четыредесятницы, и радуется душа каждого христианина, что приближается Святая Пасха, дабы в оную почить от великих трудов и подвигов поста. По к чему это я теперь сказал? К тому, что и вся временная наша жизнь уподобляется Св. Четыредесятнице, служа приготовлением к оной вечной пасхе. Хотя велика и досточтима нынешняя пасха, но, по учению Св. Отцев, она есть образ иного, – оной небесной пасхи. Ибо настоящая пасха бывает один день, приходит и отходит, оная же вечна и бесконечна. И здесь праздники и торжества смешаны с искушениями и скорбями мирскими, а в будущей пасхе не будет ни единой скорби, ни единой болезни или печали, но все – радость и вечное веселие. Там непрестанное всерадостное псалмопение и согласное песнопение празднующих. Там богатая трапеза, исполненная вечных благ. Там новое питие, о котором на тайной вечери сказал Христос Апостолам Своим: яко не имам пити от ныне от сего плода лознаго, до дне того, егда е пию с вами ново во царствии Отца Моего (Мф.26:29). Об этом царском наслаждении вечными благами Он, когда хотел вознестись на небеса, сказал ученикам Своим: иду уготовати место вам и покой; и паки прииду и поиму вы к Себе, да идеже есмь Аз, и вы будете (Ин.14:2 и след.) И еще говорит: в той день уразумеете вы, яко Аз во Отце Моем, и вы во Мне, и Аз в вас (ст. 20.) и еще говорит: Отче, хощу, да идеже есмь Аз, и тии будут со Мною, да видят славу Мою, юже дал еси Мне, яко много возлюбил Мя еси, прежде сложения мира (Ин.17:24), т. е., прежде нежели Ты мир сотворил. Слова эти Христос сказал не об одних только Апостолах, но и обо всех христианах; слушай что Он говорит выше: не о сих же молю токмо, но и о верующих словесе их ради в Мя (Ин.17:20), т, е. говорит: не о учениках Моих только, Отче, но и о всех, которые имеют веровать в Меня чрез их учение, яко да будут вси едино, якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе. Может ли что быть утешительнее сих слов Господа нашего Иисуса Христа, являющих Его любовь к нам? Какую жестокость душевную не умягчат, и какое сердце не умилят оне? Мне кажется, что не только человеческое сердце и душу, но, так сказать, и самое естество камней могут привести таковыя слова Христовы в умиление и слезы.

Памятуя сие, и все святые, благоугодившие Богу, претерпели то, что претерпели: принимали скорби, как радости; тесноту, как отраду; мученичество, как наслаждение; пост и злострадание, как покой; и смерть, как жизнь. Посему и мы, братия, так как стремимся к тому же желанию вечного царства, ищем и ожидаем той же небесной пасхи, то и будем по возможности подражать житию прежних наших Св. Отцев: будем мужественно переносить трудности и искушения настоящего времени; не будем побеждаться печалию и нерадением, но еще с большим усердием будем побуждать себя к деланию добродетелей и заповедей Божиих и иметь всегдашнее попечение и бдительность, ради змия, т. е., диавола который изобретает, всякую хитрость для того, чтобы отравить наши души. Ибо он преобразуется во ангела светла, а дела извращает и показывает их иными, нежели каковы они в сущности: тьму показывает светом и горькое сладким. Так прельстил он и праотца нашего Адама, показав ему оный плод преслушания прекрасным и вожделенным; так он прельстил его, и вкусил Адам от смертоносного и горького плода и изгнан был из рая. Мы же, познавши теперь мерзостныя его дела и обман, будем иметь великую осторожность и внимательность: когда он будет показывать нам грех и преслушание добрыми, мы тотчас будем обращать очи души и тела к Богу, и будем остерегаться, чтобы не прельстил нас хитрый и коварный диавол и не изгнал бы нас из рая, т. е., от заповедей Божиих. Какой же это плод преслушания, который кажется прекрасным и вожделенным?- Злое пожелание телесное, лукавая похоть плоти и самыя оныя постыдныя страсти, от которых будем, братия, по возможности удаляться, чтобы нам здесь освободиться от сетей вражиих, а там насладиться вечной пасхи со всеми Святыми, о Христе Иисусе Господе нашем, Которому подобает слава и держава с Отцем и Св. Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.


Автор: Администратор
Дата публикации: 15.03.2015

Отклики (481)

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.