Мене́ осужде́наго спаси́, осуди́вый Кресто́м Твои́м Влады́ко Спа́се мо́й вражду́, и да не пока́жеши гее́нне пови́нна, оскверне́наго страстьми́, и грехми́ омраче́наго.

Служба пятницы 2-й седмицы ВП



Жития святых: Икона Божией Матери «Знамение»

ПредметЖития святых.

Тема урока: Икона Божией Матери «Знамение».

Возраст детей: 8-9 лет. 

Преподаватель: Ряснов А. Н.

В декабре (10-го по н.ст.)  празднуется память древней русской иконы Знамение. И одно из декабрьских занятий я решил посвятить этой знаменитой иконе.

Цель урока – рассказать ребятам историю образа, показать его значение для России, укрепить чувство патриотизма, формировать осмысленное отношение к нашей истории.

Чтобы показать детям иконографию образа, мне понадобилось несколько различных вариантов иконы Знамение, в том числе и копия древнего образа новгородской иконы, находящейся в Софийском соборе Новгорода (см. фото).

Урок начался с молитвы перед этими иконами.

После этого я предлагаю ребятам рассмотреть иконы, сравнить их, прочесть название. Приходим к выводу, что перед нами –  варианты одной и той же иконы и называется она «Знамение».

Что такое знамение? Прежде всего, знамение – это чудо, чудо рождения Бога в мир, когда Невместимый Бесконечный Бог вместился в человеческое тело. А еще знамение – некоторый знак, небесное явление, данное людям Богом.

Особенности образа, его подробное описание  называются иконографией.  Сейчас мы с вами рассмотрим иконографию образа Знамение.  

Новгородская икона Божией Матери «Знамение» представляет собой  погрудное изображение Пресвятой Богородицы, молитвенно подъемлющей Свои руки. На груди Ее на фоне круглой сферы – благословляющий Божественный Младенец. Круг – это символ вечности Христа. В левой руке Христос держит свиток – знак Своего Божественного учения, Евангелия. Такой тип Богоматери с воздетыми руками и юным Христом в медальоне на груди относится к числу самых первых Ее иконописных образов и восходит к древнему прославленному образу Богоматери в Константинополе. 

Богоматерь «Знамение» является сокращённым вариантом представленной в полный рост «Великой Панагии», или Оранты, её особенность – поясное изображение Богоматери. Посмотрите на икону Богородицы «Оранта»:

На Руси иконы Знамение известны с 12 века (т.е. примерно уже 800 лет) когда в Новгороде случилось настоящее чудо, настоящее знамение.

Рассказываю детям историю битвы новгородцев с суздальцами и победы Великого Новгорода над объединенным войском русских князей. Кроме суздальцев, там были рязанцы, муромцы, смоленцы, всего 72 князя.

Находим эти города на карте России.

 За основу рассказа я взял простое и доступное повествование из книги «Божия Матерь с тобою» (из тетрадей о. Павла (Груздева)). Рассказ иллюстрирую показом иконы «Битва новгородцев с суздальцами». 

Отдельно нужно отметить, что св. князь Андрей Боголюбский лично в походе не участвовал; сказать и о его мученической кончине, ради которой, по учению нашей Церкви, человеку прощаются его грехи и ошибки.

 

Сведения о композиции иконы (для учителя): Композиция иконы «Битва суздальцев с новгородцами» делится на три части, в которых иллюстрируется повествование о чуде. В первой части действие разворачивается справа налево: на фоне церкви Преображения на Ильиной улице изображен святой епископ Иоанн, облаченный в крестчатые ризы, с иконой Богородицы в руках. Рядом с ним — архидиакон и священники кремлевского собора. Левее, в этой же части, изображено перенесение иконы Пресвятой Богородицы через реку Волхов. У стен Детинца (Новгородского кремля) с Софийским собором внутри процессию с иконой встречают выходящие из ворот новгородцы. 

Вторая и третья части изображают крепостную стену, на которой укреплена икона Богородицы. В центре второй части мы видим сцену переговоров послов враждующих сторон: новгородцев и суздальцев. Можно рассмотреть выглядывающие из новгородских бойниц любопытных воинов, которые,  хотя и готовы к сражению, но не знают о ходе переговоров и, возможно, надеются на мирный исход дела. Тем временем кто-то из суздальских всадников (справа) стреляет в икону и начинается битва. В нижней части иконы изображается победа новгородского войска: суздальцы охвачены смятением, часть уже пустилась в бегство, ослепнув, они нападают друг на друга, им под ноги падают обезглавленные соратники. Новгородцам же, одержавшим победу с помощью чудесного заступничества Богородицы, покровительствует предводитель небесного воинства архангел Михаил: во главе новгородской конницы выступают святые воины Александр Невский, Борис и Глеб, Георгий Победоносец.

Внимательно и не спеша рассматриваем икону. 

Еще раз повторяем и размышляем над вопросами: как иконописец выражает начало битвы и ее финал, настроение людей? На чьей стороне была правда и небесная помощь? В какой период русской истории случилось это чудо? Как вы думаете, что хотел передать иконописец тем, кто увидит икону, в том числе и нам с вами? 

Главный результат победы – не только то, что Новгород отстоял свою независимость, но мир, спасение от гибели беззащитных женщин и детей, которые находились в городе, и восстановление справедливости, вразумление воинственных князей.

Далее предлагаю ребятам прочитать стихотворение об этом чуде. Читаем по строфам, по очереди. Можно попробовать подражать интонацией древнему напевному чтению, потому что стихотворение написано по мотивам древней новгородской летописи: 

Не тучей покрылся вдали небосклон,
Не молния блещет лучами,
Стремясь нанести Новограду урон,
Дружины со всех подступают сторон,
Сверкая на солнце мечами. 

Огню без пощады селенья предав,
Враги укрепилися станом,
Желая достигнуть утраченных прав,
И мстить за обиду пришел Святослав
Из Суздаля с братом Романом. 

Заране победою верной кичась,
При блеске пожаров слободских
По жребию делит с дружиною князь,
Над городом древним с насмешкой глумясь,
И жен, и детей новгородских. 

Борьба началася, и тысяча стрел
Взвилися над городом тучей.
Валялися груды неприбранных тел,
Три дня миновало, уж город слабел,
Все ждали беды неминучей. 

Четвертой же ночью, от всех удаляясь,
Владыка молился во храме.
И вдруг он услышал божественный глас:
«Восстань! Ибо завтра в указанный час
Победа вас ждет над врагами. 

Заутра иди во Спасителя храм,
С усердием моляся немалым,
Царице Небесной, стоящую там
Икону святую воздвигни ты сам.
И сам вознеси над забралом». 

Поспешно владыкой был созван собор,
Стекался народ богомольный.
Слезой увлажнен был святителя взор,
Когда раздался, оглашая простор,
Торжественный звон колокольни. 

При пении молебна, толпой окружен,
Вступил с духовенством владыка,
В смиренную церковь и, пав, на амвон,
Молился он долго, душой умилен,
При виде Владычицы лика. 

По знаку его, выступая вперед,
Диакон, под звуки канона,
Пытался воздвигнуть священный киот,
Но тщетно молился и плакал народ.
Не трогалась с места икона. 

Тогда сам святитель приблизился к ней,
Приподнял киот драгоценный.
И зимнее солнце сияло ясней,
Когда со священною ношей своей
Владыка, поднявшись на стены, 

Над самым забралом икону вознес
Под тучею стрел заостренных
При шуме сраженья и диких угроз
Скатилися капли прозрачные слез
Из кротких очей огорченных

Пречистой, упав на владыки фелонь.
Враги вне себя от испуга,
Как будто настиг их небесный огонь,
Бежали. Смешались и всадник, и конь,
Свои избивали друг друга. 

Тогда новгородцы на дерзких врагов
Ударив, разбили дружину.
Струилась потоками алая кровь,
И много легло там отважных бойцов,
Усеяв телами долину. 

На утро же снова в Софийский собор
Стекался народ богомольный,
И славил Царицу Небесную хор,
И снова гудел, оглашая простор,
Торжественный звон колокольный.

 

Через икону «Знамение» Господь и Матерь Божия не раз помогали русским людям в трудные времена. Исцеления и чудеса от иконы совершаются до сих пор. Поэтому она и называется чудотворной.

 

В заключительной части урока ребята рисуют наиболее запомнившуюся им сцену из истории иконы. Тем, кто закончил быстрее, я предлагаю вопрос: можно ли сказать, что в судьбе России участвуют Сам Бог и Богородица?

Подтвердите свой ответ примерами из житий русских святых и историй русских икон.


Автор: Администратор
Дата публикации: 11.02.2016

Отклики (481)

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.