Простeрлъ є3си2 на кrтЁ хrтE дл†ни, человёчество собирaz къ твоемY познaнію, и3 копіeмъ твои6мъ рeбрwмъ пробости1сz претерпёлъ є3си2, и3сточи1въ нaмъ и3ст0чникъ сп7сeніz, воспэвaющымъ: да бlгослови1тъ твaрь всS гDа, и3 превозн0ситъ во вс‰ вёки.

Утреня пятницы 5-й седмицы



Закон Божий

Программа курса истории Ветхого Завета

Программа курса истории Ветхого Завета разработана на основе авторских программ воскресной школы при храме пророка Илии в Черкизово и школы «Вертоград».  

 Целью курса является изложение православной концепции появления мира, назначения человека, вытекающего из замысла Творца, искажения этого назначения в самом начале существования Вселенной, истории ветхозаветного человечества как истории ожидания Спасителя. Всё это способствует формированию целостной христианской картины мира.

В процессе обучения  подробно рассматриваются дни творения, на простейшем уровне излагается принятая современными богословами интерпретация библейского Шестоднева. Бог по избытку любви сотворил из ничего материальный мир. Окружающий нас мир так гармоничен потому, что устроен по замыслу Существа еще более гармоничного и совершенного, каким является Бог. Важно, чтобы в сознании ребенка не возникло острых противоречий между «наукой» и «религией». Для этого, во-первых, «следует объяснить ребенку, что сфера науки - это изучение того, как произошло событие, а сфера религиозного знания - это понимание события».  А во-вторых, показать, что в основу мироздания Богом были заложены Законы, вполне описываемые наукой.

 История израильского народа есть не что иное, как действие Промысла Божия в этом народе, избранном Творцом для восстановления союза со всем человечеством. В нашем многонациональном обществе важно правильно объяснить детям понятие богоизбранности одного народа, показать, что единственной его заслугой была верность Истинному Богу - Создателю Вселенной. В этом было его единственное преимущество перед окружавшими его народами-язычниками. Разговор о появлении идолопоклонства дает возможность ответить на вопрос, который часто задают дети:  «Почему в мире так много разных религий?». Детям этого возраста не рекомендуется пересказывать особо кровавые события ветхозаветной истории, тем не менее, невозможно избежать рассказов о Потопе, о Содоме и Гоморре и других наказаниях Божиих. Важно объяснить детям, что «наказание» Божие не есть возмездие более сильного за неповиновение более слабых, а «наказание» есть родительский наказ, научение. Наказание Божие также следует понимать как лечение, а в тех случаях, когда болезнь зашла чересчур далеко, врач вынужден применить хирургическое вмешательство, иногда необходимо удалить поврежденный орган, чтобы спасти весь организм. Именно таким образом мы объясняем детям, почему так строг был Отец Небесный к окружавшим Израиль народам - идолопоклонникам. История самого израильского народа показывает, что народ благоденствовал, когда был послушен Богу и посылаемым Им вождям, и Израиль попадал в руки врагов, как только забывал о Боге.

Высокие нравственные качества ветхозаветных праведников, безусловно, являются ориентиром для школьника. Кротость Авеля, доверие Богу Ноя, вера и долготерпение Авраама, его готовность пожертвовать Богу самым дорогим, сильнейшее желание Иакова обладать благословением Божиим, прощение своих недостойных братьев Иосифом, мужественное перенесение любых тягот и благодарение Бога в любых испытаниях многострадального Иова, любовь Моисея к своему народу, храбрость Иисуса Навина, сила Сампсона, заключающаяся в его завете с Богом, покаяние Давида и воспевание им величия Творца, мудрость Соломона, строгое соблюдение отцовской веры Даниилом и тремя отроками - все это является прекрасным педагогическим материалом.

Эти образы конечно еще далеки до идеала, явленного нам в Новом Завете, но преподавая этот курс, мы памятуем о том, что, по слову апостола «закон был для нас детоводителем ко Христу» (Гал 3:24) и, погружаясь на уроках в историю ветхозаветного человечества, вместе с ним движемся к Тому, кто был главным предметом его чаяний.

Предметные результаты изучения Священного Писания Ветхого Завета:

• знание о Библии, названий книг, составляющих ее, автора Пятикнижия;

• знание основных событий библейской истории Ветхого Завета, 

основных прообразов ветхозаветной истории;

• знание Десяти заповедей Божиих;

• умение рассказать о Библии как о Священной книге, имеющей 

ценность для всех людей;

• умение рассказать хронологию и содержание основных этапов 

Ветхозаветной истории и объяснить смысл;

• умение раскрыть нравственный смысл десяти заповедей Божиих.

 

 Приобретенные в ходе изучения Ветхого Завета знания и умения могут оказаться полезными детям не только для успешного окончания курса, но и в  повседневности – для понимания процессов, происходящих в нравственной жизни нашего общества; для высказывания собственного мнения по поводу событий в современном обществе; для верной нравственной оценки различных личных ситуаций и обстоятельств.

Программа рассчитана на детей 8-12 лет. Изучению курса предполагается отводить 1 час в неделю, что составляет около 25 часов в году.

Литература, рекомендуемая для изучения курса:

  1. Прот. Серафим Слободской. Закон Божий. Любое издание.
  2. Библейская энциклопедия. Изд-во РБО, 2004.
  3. Тим Даули. Библейский атлас. Изд-во РБО, 2003.
  4. А. П. Лопухин. Толковая Библия. М., Изд-во Дар.
  5. Шестоднев против эволюции. Сборник статей под ред. диак. Даниила Сысоева. М., Изд-во Паломник, 2000.

Автор: Администратор
Дата публикации: 10.11.2014

Отклики (482)

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.