В†іа цэломyдріz принесeмъ хrтY, на жребsти смири1вшусz пл0тію, и3 рцeмъ є3мY: на стrть пришeдый, бlгословeнъ є3си2 сп7се.

Утреня пятницы 6-й седмицы



Концерт ансамбля Ex Libris 8 сентября (добавлен текст, звук, стихи)

Композитор Сергей Ахунов (род. 1967) представил у нас в филармонии премьеру своих «Эпиграфов», сочинения 2019-го года для двух чтецов (чтеца и чти́цы), камерного хора, ударных, виолончели и фортепиано на стихи поэта Сергея Завьялова. 

Чтецом и чтицей в нашем концерте выступили сам композитор и солистка хора Варвара Котова. 

Ударника мы не случайно указали перед виолончелью и фортепиано, его роль в партитуре ключевая. Кстати, доставлять эту весьма громоздкую конструкцию из вибрафона, маримбы и множества других инструментов, названия которых не рискну угадать, довелось и автору этих строк. Доселе с сочувствием смотрел на контрабасистов и тубистов, надо же, думал я, с какими громоздкими орудиями приходится им перемещаться из пункта А в пункт Б… Теперь понятно, что их громоздкие, но лёгкие инструменты - цветочки. Ягодки мы носили с Митей Ковалёвым, выступавшим в этом концерте не только настройщиком рояля, но и шофёром Газели, и грузчиком. Наносились же мы… 

Хор «ЭксЛибрис» это весьма недальний потомок знаменитого некогда ансамбля Издательского отдела Московской Патриархии, теперь работающий самостоятельно.

Слушатели по-разному приняли «Эпиграфы», большинству они остались непонятными. Мне же эта работа двух Сергеев показалась замечательной. Стихи… Сначала они кажутся текстами филолога-классика, да Сергей Завьялов и есть филолог-классик по образованию и профессии, но затем проникаешься созерцательным и «анамнетическим» настроением этих текстов, их мерностью, их гипнотическим ритмом, затем слух улавливает такие вот словосочетания: «сполохи смеха» и… у меня больше нет вопросов.

Через неделю программа была представлена в концертном зале «Зарядье», видео с концерта предлагаем посмотреть. Изумительные, на мой взгляд, песнопения исполнялись в 1-м отделении, один только 1-й номер чего стоит! «Благослови, душе моя, Господа». У нас этот хор не исполнялся. Дальше чередовались сочинения Сергея Ахунова с древнерусскими песнопениями самых разных эпох и техник.

Собственно «Эпиграфы» прозвучали иначе, нежели у нас. Да, в Зарядье акустика хороша, да одним из 2-х чтецов выступал сам автор стихов Сергей Завьялов, женскую партию читала знаменитая ныне Ингеборга Дапкунайте. Но, по мне, она не смогла украсить произведение своим участием, хотя и очень старалась. Старалась, но «попала» далеко не сразу. Это и понятно, едва ли репетиции с нею были продолжительны, если вообще были. А вещь эта весьма необычна и требует особого погружения в материал.

Наше исполнение в этом смысле выгодно отличалось, текст читал сам композитор, пропустивший эти стихи через свою душу и иногда солистка хора - женский голос, точнее даже, женская интонация здесь обязательны. Но, конечно, подобная премьера («мировая премьера») в столичном зале это ведь ещё, как теперь говорят, и «акция», здесь важны - и «картинка», и имя, и «подача». Мне показалось, что «глянцевые стены» роскошного Зарядья несколько диссонировали с овидиевой простотою этой поэзии. Но звук - да, звук был хорош, этого не отнимешь, такой тонкий, изысканный хор, конечно, слушался здесь выигрышно.

Я очень люблю музыку Сергея Ахунова, он сумел сохранить в ней человеческие интонации, его высказывание искренне. Потому голос его узнаваем в любом жанре. Хоры его, которых не знал доселе, стали для меня открытием. 

         

«Да исправится молитва моя» 

(загрузить)

«Из глубины воззвах» 

(загрузить)

«Трисвятое» Великой Субботы

(загрузить)

«Кто Тебе не ублажит» 

(загрузить)

         

Сергей Ахунов. Эпиграфы (соч. 2019 г.)

(загрузить)

         

Несколько стихотворений публикуем. Сергея Александровича Завьялова пригласили к нам в гости. Ясно, что на вечер его поэзии пригласим и композитора, пианистка Мария Третьякова учит Сергеевы Sketches. Ждём!

         

Сергей ЗАВЬЯЛОВ

ЭПИГРАФЫ

(1993-1995)

         

НА ТЕМУ РИЦОСА

Обиходная речь

таким сорняком взросла

что всё              зазеленело кругом

не стебли - стволы

Но всё же

пальцами грубыми месится глина          и стружки древесные

засыпают верстак                    и падают на пол

и какие-то шестерни гайки болты 

чёрны от масла

А вечером

после заката            пенье цикад

и музыка            и сполохи смеха

в деревенской харчевне

Но там            невдалеке от прибоя

где какие-то остовы              проржавевших насквозь катеров

колонны дорийские всё еще высятся

всего-то их две или три                  на столе

хлеб сыр маслины чеснок вино

         

Tristia из цикла «Эпиграфы»

in media vivere barbaria

 Ov. Tr. III. 10. 4

жить в варварской стране

Замерзает душа      жесточает душа      каменеет душа 

       как понтийский овидиев лёд       у берегов Украины 

и какой гениальный ремесленник плотник гончар ли кузнец

             оживит этот ком

             Где ж он плеск      вод оживший

                   источника      журчащего ритмом 

                         италийских камней

             а юг Украины        в степях и унылых лиманах

                    и снежной тоскливой равнины 

                         даль

             Как ты спасался воспоминаньями

             как кружились нимфы вокруг тебя

                   погружённого в сны о городе

                         южном и людном

             Вот Галатея привстала на цыпочки

             А это Дафна бежит или юности 

                   призрак Коринна 

                          или позёмка в степи

Замерзает Дунай       жесточают поля       небосвод каменеет 

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   

И заметают снега черноморских унылых окраин

      Скифский размытый курган ставший могилой тебе

         

CORVUS CORVUS

и огнемощный орел          никнет сонный,

никнет на Зевсовом скиптре,

быстрых роняя чету          крыльев долу.
Pind. Pyth. I. 6 

пер.Bяч. Иванов

О как короток

даже солнечный этот                декабрьский день

бесснежный

и облака над заливом                перьями-крыльями

вот и взлетел

ночи ворон взлетел                Нет

это ворон смерти взлетел

и крыльями бьёт и бьёт

Ты забудешься

в мае листва                зелень травы

а дальше

если удача              то плотный прибой черноморский

но пульсирует сердце

и траурный ворон летит                пусть незаметно

пусть точкой у горизонта

неразличимой почти

Ты можешь лгать себе

и обольщаться                то лёгким вином

то плотью цветущей

но нету укрытия

от ужас несущего свиста

рассекающих                иссекающих

воздух ли время ли

крыл

Снова канун Рождеству

Петергоф                    году конец

декорации те же

но этой                нависающей

с угасшим последним небесным пятном

ночью

ты явственно слышишь

как приближаясь летит              и не пинда́ров орел

а ворон              угасанья и смерти

corvus corvus

         

МЛАДШИЙ СЫН ЛАОКООНТА

И.З.

Во дворе            нашего дома

чем-то особым пахло всегда

чем-то таким утешительным

как в очаге поленья            как чечевичная каша

так было не страшно всегда

даже когда отец            в жреческом небывалом плаще

при стеченье народа

бил ножом            коз и белых телиц

и кровь присыпал ячменной мукой            а толпа

дыханье затаив                ликовала

И одним только запахом этим            как будто ударило

когда ужаса сталь

в сердце вошла

змеи плывут к нам            змеи                как в детской болезни

повторяющемся бреду

нет сил посмотреть в их сторону        и только в глазах у отца

готовность к смерти

священная

о в эту минуту            отец            как в младенчестве

утешая от слез

δός μοί τά χέρια σοῦ             δός μοί τά χέρια σοῦ     δός μοί τά χέρια σοῦ

дай мне руки твои                       дай мне руки твои               дай мне руки твои

         

CЦЕНА ИЗ МЕНАНДРА

СТАРИК ПОКУПАЕТ ЮНУЮ РАБЫНЮ

Эти губы                    чем он обуглен тот рот

повернут тебя вспять

от угасанья

Этот взгляд                    глаз с поволокой войдет

ребра расширив собой

в уже ставшую ровной жизнь

Я отчаянно слушаю пульс

этого дня

этой минуты

эту боль в сердце

или про что

говорят «душа»

Здравствуй же, старость

ты вот и в этом

так всевластна

в нарушеньях                       сердечного ритма

в каких-то плотских обманах

вот ты и пришла

И я плачу: 

о что, Демея, вопиешь?

что вопиешь, безумный? Перебори себя.

Menander. Samia. 326 - 327

         

Концерт в Зарядье 17 сентября 2019:

https://www.instagram.com/tv/B5Cw-inC6DN/?igshid=1w5yik0v24u89

         

1-е отделение: https://youtu.be/k-vx77F39aI

         

2-е отделение:"Эпиграфы"   https://youtu.be/NZBw5UI5_zo


Автор: Администратор
Дата публикации: 06.12.2019

Отклики (482)

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.