Зве́зды мы́сленныя,/ просия́вшия на тве́рди Церко́вней,/ и́ноков Росси́йских основа́ние/ пе́сньми, лю́дие, почти́м,/ ра́достныя похвалы́ сим воздаю́ще:/ ра́дуйтеся, преблаже́ннии отцы́, Анто́ние с Феодо́сием богому́дрым,// при́сно моля́щиися о возсле́дствующих и чту́щих па́мять ва́шу.
Тропарь Антонию и Феодосию игуменам Киево-Печерским
Вот вышло интервью в газете «Спутник», прочитал, вижу, что получилось что-то вроде манифеста нашего начинания. Текст публикуем в 2 форматах, первый - газетный, цветной - уже не поправить, а вот во 2-й (копию первого) будем вносить поправки и комментарии (их делает время), потому читать, думается, лучше именно его.
Сегодня мы поговорим об одном из проектов, представленных на премию «Наше Подмосковье» (премию мы, увы, не получили, к чему, впрочем, были вполне готовы).
Речь пойдёт о Приходской филармонии Елизаветинского храма. Более 200 концертов, художественных выставок и литературных встреч состоялось в ней за 6 лет.
Профессионалы с мировым именем – литераторы, художники, мультипликаторы, музыканты – выступали на этой площадке.
О проекте рассказывает настоятель храма, протоиерей Феликс Стацевич:
– Отец Феликс, как возникла идея приходской филармонии и насколько долгим был путь к её реализации?
– Идея эта старинная, первый концерт мы провели лет двадцать назад. Кстати, ПФ – это не только музыка, само слово «фил-армония»…
слышите корень? – это известное нам «гармония», т.е. соразмерность, стройность, по-русски – лад. Музыка – лишь частный случай, хотя в нашей филармонии она и доминирует.
Тот первый концерт… Играл уникальный музыкант – Иван Смирнов, гитарист-легенда! И была выставка художника Константина Сутягина. И потом время от времени мы затевали концерты на разных площадках, иной раз экзотических, в наркодиспансере, например. Там было фойе, неплохое пианино и неравнодушный человек Виктор Александрович Арефьев – главврач. Помню концерт балалаечника - виртуоза Евгения Семёновича Буданова.
Вечная им память – Ивану и Евгению, посмертным солистам нашей приходской филармонии (а теперь и Виктору, он умер в 2020-м во время эпидемии).
Концерты сделались регулярными, как только начались службы в Елизаветинском храме, это само собою случилось, мы только отозвались, оформили некую витающую в воздухе идею. 16 марта мы служили первую литургию, а 7 апреля провели первый приходской концерт. Играл тогда Алексей Чернов, большой пианист, дорогой наш друг.
Рояль нам подарил хороший человек Михаил Александрович Сапонов, профессор консерватории. Инструмент требовал серьёзного ремонта, восстановил его и с тех пор поддерживает в прекрасной форме ещё один замечательный человек Митя Ковалёв, наш прихожанин, регент мужского хора. А также сварщик, хлебопёк, шофёр…
Год назад мы выстроили небольшой домик для воскресной школы и ещё для десятка иных нужд, теперь там стоит рояль, зимой проходят концерты-лекции-выставки (спасибо нашему старосте, чтецу, строителю, много-много ещё кому - незаменимому Андрею Ивановичу!).
А летом – open air… Распахиваются двери и... наша крыша – небо голубое! Две старые липы благосеннолиственные, птицы охотно подпевают музыке. Домик наш отчасти в шутку, отчасти всерьёз так и называется – Дом[ик] Культуры.
– Что предшествует концертам? Что меняется с годами?
– Концертам предшествует большая подготовительная работа. Мы согласовываем с музыкантами (лекторами, поэтами, художниками, режиссёрами) даты и время.
Мы должны позаботиться о готовности помещения: проектор-экран, если это лекция; настроенный рояль, пюпитры, свет… Мы рассылаем афиши urbi et orbi, и не абы как, а чтобы они были лаконичны, содержательны, а ещё просто красивы! Наш дизайнер… Наша! Саша, матушка Александра Колчина их делает! (Теперь ещё и Володя Серапутский) Плюс рассылки приглашений, доставка/отправка гостей, чай-угощение, цветы выступающим… Это и многое ещё другое появляется ведь не само собою. Кто-то заваривает чай, печёт пироги, моет посуду… (Наташа Васильева - душа нашей филармонии)
Концерты наши так или иначе при храме, однако не вместо, но вме́сте с храмом, они – ступенька к храму, к простоте и ясности живой веры. Имею здесь в виду мысль, высказанную Честертоном: «Никто не может быть истинно весел, кроме серьёзных людей. В конце концов, человек может радоваться только сути вещей. Он может радоваться только вере». Это своего рода программа нашей филармонии. Мы намерены говорить о серьёзных вещах, поддерживать серьёзную культуру.
– Артисты приходской филармонии – кто они?
– Слово «артист» такое теперь двусмысленное. Каждый шут гороховый теперь артист… Важно, чтобы дело, которым человек занимается, было осознаваемо им как служение – ближнему, Отечеству, Богу. Вот почему мы приглашаем музыкантов, чьи приоритеты именно таковы, ведь мы вверяем им души наших дорогих прихожан, мы должны быть уверены, что это не мёртвая вода, – живая.
Всех наших гостей и не перечислишь! Назову несколько лишь имён: Яна Иванилова, Леонид Лундстрем, Иван Глебович Соколов – это музыканты.
А ещё были писатель Валентин Яковлевич Курбатов, мультипликатор Михаил Алдашин и даже космонавт Юрий Владимирович Усачёв.
Я бы всех назвал, так ведь статья займёт тогда несколько страниц «Спутника»…
– Все мероприятия приходской филармонии бесплатны, как это возможно?
– Для нас это принципиально. Мы хотим избежать ценников, прейскурантов, «купи - продайства», достаточно того, что в окружающей нас жизни сегодня практически всё на продажу, один сплошной «магазин».
Понятно, что каждый концерт обходится недёшево. Да, мы несём расходы из собственных средств и благодарим за поддержку всех, кто разделяет наши стремления развивать Приходскую филармонию.
– Отец Феликс, скажите, Приходская филармония – только для ваших прихожан? Знают ли о ней городские власти?
– Ну, почему же только для прихожан? Нет, двери открыты, всех милости просим!
Мы хотим, чтобы усталые наши сограждане отдохнули от пустоты, зная, что музыка не для развлечения-удовольствия, музыка – это способ познания. Создаётся обманчивое впечатление, что только то и существует, что отовсюду гремит, из кожи вон лезет заявить о себе. На самом деле главное и настоящее, подлинное, если хотите, «натуральное», бытует помимо этой трескотни. Пройдёт 300 лет, Моцарт будет звучать по-прежнему свежо, солнечно, современно, а кривлявую, крикливую, кичливую «киркоровщину»
смоет, простите, в выгребную яму. Городские власти – да, слышали о нас, мы предлагали участие наших музыкантов в Дне города – 2019.
Спасибо и Ю.А. Копцику и В.В. Королёвой, они не отмахнулись от нас. Другое дело, на момент нашего обращения программа была уже свёрстана.
В следующем году обратимся своевременно. Кстати, у нас есть не только академические, но и отличные фолк-, джаз,- и даже «поп»
(не путать с «попса»)-музыканты.
– Отец Феликс, и всё же: надеетесь, что ваш проект будет отмечен?
– Знаете, я уже давно на белом свете живу, давно спокойно смотрю на подобные вещи. Надеемся? Да. Рассчитываем? Нет.
Что от нас зависело, мы сделали. И дальше будем делать в любом случае, дело наше не завязано на гипотетические премии-гранты. Мы ждём именно со-трудников, со-граждан, тех, кто хочет и свою лепту внести в то, что нам самим важно. Это же здорово, когда в городе, в НАУКО-городе! – есть место, где можно отдохнуть от этого бесконечного вульгарного «капитализма», где нормальные люди играют нормальную музыку «не за деньги», не за«продать себя», а из любви к самой музыке и к своему делу… Это и детям пример, это и привить им любовь к серьёзной, большой культуре, да и просто показать им и самим посмотреть не на «артистов», а на живых людей, товарищей, соотечественников, братьев и сестёр. Наконец, пора признать: пивная, шопинг, поп-музыка, компьютерные игры – это уже не «круто». «Круто» пригласить девушку на первое свидание в приходскую филармонию, подарить на знаменательную дату родителям поход на концерт, да и друзей-приятелей тоже
пригласить. Это ещё называют культурой досуга. Сердечно ждём всех у нас! Всех. У нас нет никаких цензов и ограничений.
Милости просим!
Подготовила Наталия Ларина
Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.
Отклики (489)