Помышлsю мн0жество согрэшeній, и3 ўsзвленъ жaломъ с0вэсти, ћкоже въ плaмени болю2 nкаsнный: ўщeдри мS сл0ве б9ій, твоeю млcтію.

Утреня вторника 6-й седмицы



"Лоно Авраамово"

Отец Феликс, не могли бы Вы дать некоторые пояснения касательно понятия "Лоно Авраамово" из Евангельской притчи о богаче и Лазаре.

______________________

Лоно Авраамово упомянуто в притче о богатом и Лазаре (16-я глава Евангелия от Луки). «Географию» загробного мира, которую можно выводить из этого фрагмента, не станем здесь подробно обсуждать, она противоречива, представления менялись, в разные времена, разные народы и разные авторы предлагали самые различные варианты. Кроме того, излишняя детализация может увести нас от простого и ясного смысла притчи.

 

Приточный Богач умер, был похоронен, оказался в аду, где пребывал в муках. Что это за муки? В притче Богач просит, чтобы [Лазарь] омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. О муках множество и иных представлений. От натуралистичных - плач и скрежет зубовный; геена огненная, где червь не усыпает и огнь не угасает; сень смертная; царство мрака  до морально-этических: земля забвения, страна безмолвия, в ней грешники - по слову прп. Исаака Сирина - мучаются в геенне, поражённые бичом любви. 

Это поистине страшная проблема христианского богословия: как может быть ад в Божьем мире? С другой стороны свободный человек, желающий «вернуть билет», отказаться от Бога, имеет «право человека» реализовать это своё право. Вот ад - место такой реализации. А уж как осуществляется такое аномальное существование?… О том также разнообразие представлений, о муках, например, уже сказано…

Из притчи следует, что лоно Авраамово - место отличное от ада, что оно выше и/или впереди и далеко (поднял глаза свои и увидел вдали). Лоно Авраамово - место блаженства тех, кто прожил земную жизнь праведно. Обращаю внимание, что эти «елисейские поля», это «место  светло, место злачно, место покойно» - только предвкушение «жизни будущаго века».

Впрочем, я не исключаю и пророческого характера притчи - лоно отца всех верующих как вечное блаженство.

Повторюсь, притча о богаче и Лазаре - не путеводитель по загробному миру и не учебник догматики.

В представлениях о лоне Авраамовом мне бы хотелось отметить вот какой «человеческий» момент, он отражён и в иконографии: души праведных сидят на коленях Авраамовых, приклонив главы свои на грудь его, покоясь на груди праотца. А пра-отец, пра-дед в свою очередь обнимает, укрывает праведников как любимых деток и внучиков.

пФ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В качестве иллюстрации «географии» поместим несколько фрагментов фрески Страшного суда, здесь и река огненная, и "этажи" загробного мира (фотографии сделаны только что в храме 12-ти апостолов в Капернауме). Ими и ограничимся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А вот эта рука словно бы "взвешивает" души умерших на предмет куда их отправить. А в руке весы правосудия.

 

 

 

 

 

 

 
 
Вот такая стихира поётся 9/22 марта в память 40 севастийских мучеников: Четверодесzточи1сленный ли1къ мyчєникъ кто2 не воспоeтъ; въ в0ду бо є4зера внид0ша дeрзостнэ, и3 мрaзомъ стэснsеми, пёснь воспэвaху гDу: є3дA въ рэкaхъ прогнёваешисz на ны2, гDи; є3дA въ рэкaхъ прогнёваешисz на ны2, чlвэколю1бче; њблегчи2 тsжесть и3 г0ресть воздyха: своeю бо кр0вію њбагри1шасz нaши н0ги, и3 введи1 ны, б9е, въ вBчныz тво‰ кр0вы: да нёдро ны2 согрёетъ патріaрха ґвраaма.  

Обратим внимание на последнее предложение: 

да нёдро ны2 согрёетъ патріaрха ґвраaма - ἵνα ὁ κόλπος ἡμᾶς θάλψῃ τοῦ Πατριάρχου Ἀβραάμ. 

"Недро патриарха Авраама" это наше с вами лоно Авраамово.

Какой трогательный образ - замерзающие в озере мученики молят Бога ввести их в вечные Его кровы (σκηνάς - скинии - обители), чтобы там они согрелись на лоне патриарха Авраама.

 

А вот стихира на Господи, воззвах в Среду вечера 6 седмицы Поста:

Богaтый въ страстeхъ сhй, прелeстною лицемёріz њбложeнъ є4смь nдeждою, веселsсz въ ѕлhхъ невоздержaніz, и3 безмёрное немилосeрдіе показyю, презирaz м0й ќмъ, пред8 двeрьми повeрженный покаsніz, ѓлчущій всsкагw бlга, и3 болsщій невнимaніемъ мои1мъ: но ты2 гDи лaзарz мS сотвори2, ни1щаго грэхaми, да не кaкw трeбуzй, не получY пeрста њрошaюща, болёзнующу моемY љзhку въ негаси1момъ nгни2:

въ нёдрэхъ же патріaрха ґвраaма всели2 менE, ћкw чlвэколю1бецъ.

 

 
 

Автор: Юлия Забавнова
Дата публикации: 06.02.2015

Отклики (482)

  1. Андрей Куликов

    16 февраля 2015, 17:22 #
    У архимандрита Ианнуария (Ивлиева) в его замечательных беседах по Новому Завету есть более-менее «бытовое» объяснение понятия «лоно Авраамово». То, что Лазарь находится на лоне Авраама, (а также и «Единородный Сын, Сущий в недре Отчем» (Евангелие от Иоанна, гл. 1, стих 18)) — в оригинальном греческом тексте выражено словами εἰς τὸν κόλπον. Эти слова и переведены в Синодальном издании Евангелия, в одном контексте «на лоне Авраама», в другом — «в недре Отчем».
    Но, вероятнее всего, привычное значение выражения εἰς τὸν κόλπον в тогдашнем грекоязычном мире — возлежать (за столом на праздничной трапезе) справа от хозяина праздника, в одном случае Авраама, в другом — Отца. Т.е. это самое почётное место за столом, буквально — «на груди» у хозяина. Так это выражение и переведено в третьем месте, где оно встречается в Новом Завете — «один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса» (Евангелие от Иоанна, гл. 13, стих 23) — на Тайной Вечере.
    К сожалению, текста бесед отца Ианнуария в интернете я не нашёл. Это беседа 34 по Евангелию от Луки — диск с беседами выпускало радио Град Петров — grad-petrov.ru/shop_select.phtml?cd_id=93
    1. прот.Феликс Стацевич

      24 февраля 2015, 21:51 #
      Спасибо, Андрюша! Чудесное дополнение! Самая его «бытовость» глубока и даёт пищу для разнообразных размышлений.

      Очень хорошо, что введены в оборот лекции о.Ианнуария, в этих лекциях материал подан свежо, автор обращает внимание на некоторые очень интересные детали, обыкновенно пропускаемые, послушать их всем интересующимся содержанием нашей главной Книги уж точно небесполезно.
      1. Юлия Забавнова

        25 февраля 2015, 10:36 #
        Спасибо большое за ответы!
        Андрей, спасибо за ссылку!

        Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.