Хrт0ву кни1гу њдушевлeнную, запечатлённую тS д¦омъ, вели1кій ґрхaгGлъ чcтаz, зрS возглашaше ти2: рaдуйсz, рaдости пріsтелище, є4юже прамaтернzz клsтва разрэши1тсz.

Суббота Акафиста



о будильнике

Батюшка, расскажите, пожалуйста, что делать на долгих службах, когда одолевает дрема?


Автор: Людмила
Дата публикации: 09.03.2015

Отклики (482)

  1. прот.Феликс Стацевич

    21 марта 2015, 00:36 #
    Есть такая замечательная глава в Типиконе, гл.31 «О еже како имети будильника». В ней говорится не о будильнике в привычном нам значении — некоем часовом механизме, что звенит или подаёт иные какие сигналы в установленное время. В этой главе сказано, что будильник это человек! Великим Постом назначается особый брат на особенное послушание будильника — «возбуждати братию в церкви». «Возбуждать» значит пробуждать, будить. Службы продолжительные, братия большую их часть слушает сидя в стасидиях. Долгое ровное чтение, нет-нет да и задремлешь… Так вот учиненный (от слова чин, снова чин! в церкви «всё благообразно и по чину да бывают» (1 Кор 14.40)) брат после некоторого — непродолжительного — чтения («по еже почести́ мало чтущему») востает от своего места и, сотворив три поклона, «обходит братию молча, и коегождо аще обрящет дремлюща, возбуждает его тихо». Тот же — пробуждённый — выходит на середину храма, творит три больших поклона и возвращается уже бодрствующим на своё место. «Сие же ныне не бывает», с сожалением констатирует редактор Типикона и высказывает предположение отчего так: «мнится же ми, что за леностное наше прилежание, и зане (потому что) не терпим с любовью обличения». Увы, это так.
    Тот же брат, сказано дальше, и во все прочие дни года будит братию по кельям.
    Мораль такова: не предосудительно и задремать во время службы, такова уж тленная природа человеческая. Следует, однако, пробуждать себя, восставать от сна, припадать благому Богу и внимать Его божественным глаголам. Поскольку будильник упразднён, то делать это следует своими силами. Вогласы Премудрость! Прости! (станем прямо!) Вонмем! (будем внимательны!) тоже в известном смысле сигналы к пробуждению. И в прямом смысле, и фигурально.
    Но если дремота борет иной раз, не печальтесь избыточно, такова уж наша немощь, видите, даже в Типикон целая глава есть!

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.