СмердS гнойми2 ѕл0бы, во гр0бэ живY лёности хrтE. тёмже вопію1 ти: воздви1гни, сп7си1 мz, ћкw да и3 ѓзъ съ вётвьми добродётелей ўсрsщу тS, взывaz њсaнна бGу.

Утреня четверга 6-й седмицы



Какие мы

Затянувшийся диспут одного моего знакомого харизмата и православных читателей моего блога, установивший рекорд по количеству комментариев в этом жж ( http://maxminimum.livejournal.com/62926.html ), заставил меня задуматься о том, что же представляет собой наша православная жизнь в настоящее время.

Не претендую на всеобщность и сужу прежде всего по себе и своему практическому иерейскому опыту. Прежде всего обозначу, что духовное развитие православного христианина мне представляется в следующих этапах (говорю о таких как я, познавших Бога в сознательном возрасте):

1. Период призыва и начальной благодати.

2. Период жизни под законом или ветхозаветный что ли.

3. Внутренняя реформация, она приводит к разным выводам (отдельная тема, уже писал и еще напишу).

Остановлюсь на втором пункте подробнее, на мой взгляд именно в этом периоде подавляющее большинство из нас застревает надолго. После первой эйфории или даже одновременно с ней христианин пытается наладить христианскую жизнь: регулярно молится, прибегает к таинствам, пытается бороться со страстями, жить по заповедям и церковным установлениям. Такие изменения жизни неизбежно приводят к своим трудностям и вопросам. Упомяну некоторые из них. Большой проблемой является отсутствие христианского воспитания у многих современных православных, неимение такого личного и живущего внутри структурного опыта порождает много семейных проблем, неизбежных разочарований и порой трагедий. Этому способствует и роковая уверенность в своей мировозренческой правоте, помноженная на желание привить ее своим близким. Не готовность мириться и с уважением принимать не согласие родных нередко приводят к попыткам давления на них, желанию решить все сразу, затем вопросам: что же мне делать? Пресловутое ПГМ тоже во многом следствие отсутствия традиции.

Тут вспоминается старый анекдот о том как ангел проводит для вновь прибывших экскурсию по раю и, пройдя места для протестантов и католиков, около православных предупреждает-тише, пожалуйста не шумите, они думают, что тут больше никого нет.

Застревание на втором этапе может породить раздвоение личности. Невозможность выполнить все заповеди вместе с уверенностью, что я все правильно делаю, приводит к тому, что человек становится фарисеем и книжником, про которых сказано: что они говорят слушайте, а по делам их не поступайте. Каждый из нас по своему раздваивается не видя духовного выхода из подзаконной ловушки. Яркий пример этому двуличию, на мой взгляд, где то услышанные слова одного маститого протоиерея, поразившие меня: мы выше морали.

Еше одной проблемой современных православных является неизжитый магизм, приводящий с одной стороны к неприятию всего непонятного (сразу бесы и колдуны), с другой к попытке не поняв до конца само христианство сразу приспособить его к земным потребностям (какую молитву прочитать, чтобы получилось или поездки к старцам с желанием узнать, что сделать и что будет, отказ от личной ответственности и отсюда поиск пресловутой "воли Божией").

Странное и порой очень практично понимаемое слово "послушание" на мой взгляд часто заменяет ответственность, привносит не до конца понятые всякие монашеские штучки в приходскую и семейную жизнь. А если к этому еще прибавляется ПГМная мораль то порой плодом "послушания" являются нечувствие, жестокость, стукачество.

Законническое понимание Творца как судьи и бухгалтера вкупе с осознанием греховности случается приводит к внутреннему духовному тупику, это нормально, но если там застрять надолго, то у одних может родиться уныние и депрессия, у других появляется уже упомянутое раздвоение.

Еще одна грустная сторона современного православия касается священства. В данный момент я понимаю рукоположение как право и дарование благодати совершать таинства. Дары учительства, апостольства, наставления на мой взгляд даются не через рукоположение, а через воспитание, образование, наличие способностей, личное духовное возрастание. Грустно видеть человека, учащего тому, чего сам еще не познал. Умение вовремя остановиться-большая проблема современного священства и моя тоже. Наверное мне уже пора это сделать.

 

Отсюда: http://maxminimum.livejournal.com/65494.html


Автор: Smile
Дата публикации: 10.10.2015

Отклики (482)

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.