Щито́м Правосла́вия охраня́еши лю́ди своя́/ от па́губных е́ресей, блаже́нне Васи́лие,/ огражда́я их от злово́ния благоуха́нием Богоно́сных моще́й твои́х,/ до́брый па́стырю Васи́лие.

Свт.Василий Острожский



Про гордыню

Слушал очередную лекцию по психологии. И меня удивила переоценка эмоций и поступков. Мне кажется, что вполне правильно и логично. Но хотелось бы внести ясность. Давным-давно слышал я, как валаамский схимонах Порфирий пошёл к себе после посещения старцев скита по осеннему тонкому льду. Старцы отговаривали его, но он сказал "Я уж лёгок стал". В результате провалился под лёд и умер в воде. Но меня удивляет описанная Мотовиловым практически постоянная присказка Серафима Саровского: "Убогий Серафим". Причём она, по моим ощущением (выражаясь театрально-киношным языком) с таким нажимом произносилась... "Даже я, убогий Серафим...", и т.д. Как провести границу между двумя такими состояниями? Есть ли она? А спрашиваю ещё в том аспекте, когда разговор идёт о самооценке. Завышенная-там обычно всё понятно, нос в потолок, и пр. Её почти не рассматривали по другим причинам. А вот заниженная...одна из причин её появления, называлось в этой лекции, это уязвлённая гордыня. Когда человек сравнивает себя с неким примером для подражания (который часто ему рисуют родители и окружающие), идеализирует его и постоянно комплексует из-за своего несоответствия (витает в облаках, не так мыслит, длинные уши, да много ещё причин). Или, например, профнепригодность: не может писать определённым образом, не тот склад ума, проблемы с памятью и вниманием... Как распознать, что конкретный вид деятельности, социальный статус, да много чего ещё...конкретно я потянуть не смогу? Проще даже: бесплодные молятся, чтобы у них родился ребёнок. Как распознать, что это полезно или неполезно?
Автор: Александр Ретин
Дата публикации: 27.02.2016

Отклики (370)

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.