Дом родителей твоих яко чуждь имев, водворился еси в нем нищеобразно: и по преставлении венец прием славы, дивен на земли явился еси Алексие человече Божий, ангелом и человеком радование.

преп. Алексей, человек Божий. Кондак, глас 2



Толкование 50-го псалма.

Хочу обсудить трактовку одной из фраз 50 — го псалма Давида: «Тебе Единому согреших, и лукавое пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих и победиши, внегда судити Ти.» ©. С первой частью фразы все очевидно и проблем с её пониманием нет, но, касательно второй части: «… яко да оправдишися во словесех Твоих и победиши, внегда судити Ти» у меня возникает когнитивный диссонас в отношении разных переводов на православных сайтах.

Царь Давид не осознал совершенные им грехи до тех пор, пока Бог не послал к нему пророка Нафана и не открыл ему Правду на его деяния – в моем понимании фраза: «… яко да оправдишися во словесех Твоих…» © означает – потому, что обрел правду в словах Твоих, подтверждая при этом, что согрешил «Тебе Единому», т.к. в Твоих словах обрел Правду и скрыться от Твоего суда невозможно. Только Бог знает о нас все, и не только наши деяния, но и наши помыслы.

Далее, царь Давид искренне и глубоко раскаялся в своих грехах и покаялся в них перед Богом. Таким образом он одержал победу над своими грехами и был прощен Богом. В связи с этим, фразу: «…и победиши, внегда судити Ти», понимаю, как – и одержу победу в суде Твоем.

У меня получилось: «Тебе Одному согрешил и лукавое перед Тобою сотворил, потому, что обрел правду в словах Твоих и одержу победу (над собой) в суде Твоем.» Из контекста псалма такая трактовка и перевод данной фразы, на мой взгляд, не выпадают. Подумав еще раз над получившимся у меня переводом: «Тебе Одному согрешил и лукавое перед Тобою сотворил, потому, что обрел правду в словах Твоих и одержу победу (над собой) в суде Твоем.», наверное, правильнее написать так: «Тебе Одному согрешил и лукавое перед Тобою сотворил, потому, что обрел правду в словах Твоих и победил в суде Твоем.» Ведь Бог простил Давида, а искреннее раскаяние, покаяние и смирение — есть истинная победа царя Давида, достигшего своего спасения. Без Божьего суда и обличения Давида через пророка Нафана — этого бы не произошло.

Нашел толкование святителя Афанасия Великого: «яко да оправдишися во словесех Твоих.    Ты меня, преступившего закон, обличил чрез пророка. Ты праведен» © (Азбука веры, Православная библиотека, святитель Афанасий Великий - Толкование на псалмы) Это толкование подтверждает мое обоснование того, что Господь через пророка Нафана открыл Правду Давиду о его грехах, Давид «оправдился», т.е. обрел правду в словах Господа, что привело его к осознанию своих грехов и покаянию. Т.е. «… обрел правду в словах Твоих..»

Далее, по словам Афанасия Великого: «Ибо всегда заботящийся о покаянии и совершающий его оказывается победителем непрестанно нападающего (врага). » © «И победиши внегда судити Ти. Это — признание, или исповедание в грехах.» © Это толкование также подтверждает мои мысли о том, что благодаря суду Божьему Давид смог покаяться в грехах своих и победить своего врага, ввергнувшего его в пучину страсти, приведшей к совершению смертных грехов. Получается, что в суде Божьем (после осуждения Божьего) Давид одержал эту победу. Никто из людей не мог осудить царя Давида. У меня опять получилось: «Тебе Одному согрешил и лукавое перед Тобою сотворил, потому, что (или так как) обрел правду в словах Твоих и победил в суде Твоем (победил врага, покаявшись после Твоего осуждения).» Батюшка, поправьте меня, если я не прав. Какая у Вас трактовка данной фразы?

___________________________________________________

Серёжа, спасибо за хорошие вопросы! И вообще за внимание к таким замечательным текстам! Любой возникающий вопрос касательно Псалтири, даже когда речь об одной только запятой, надо непременно стараться для себя выяснять, всякое обращение к этой удивительной книге «добра зело». Тем более, слова эти в самом деле малопонятны, а понимать их надо бы, ведь псалом этот самый известный и читаем мы его каждый день.

Об одной этой строке псалма можно было бы написать целый трактат. Интересно, например, рассмотреть все имеющиеся её толкования. Я так и хотел-было поступить, но тогда дело с ответом, боюсь, затянется до неопределённого будущего. Потому ограничусь своим вариантом перевода, а толкования желающие посмотрят сами, и м.б. сами же предложат читателям.

Мне всегда представлялся  более точным такой перевод (позволю себе изложить его вольно): 

Тебе Одному согрешил и лукавое перед Тобою сотворил, 

И значит Ты, Господи, прав в приговоре Твоём мне (когда сказал мне слова порицания),

и за Тобою будет победа, если мы станем состязаться с Тобою в суде (как стороны обвинения и защиты).

 

Давид - и мы вместе с ним - признаём себя согрешившими. Безоговорочно. И просим помилования.

Толкование свт. Афанасия не было мне известно.  Для меня важен "синопсис" как метод, потому принимаю и толкование свт. Афанасия! Соответственно, и Ваш перевод тоже принимаю как вариант. Спасибо!

Обращаю внимание, что на сайте уже давно предложена лекция Евгения Андреевича Авдеенко об этом (и не только об этом) псалме. 

пФ


Автор: Сагалович Сергей Юрьевич
Дата публикации: 29.10.2016

Отклики (481)

  1. Сагалович Сергей Юрьевич

    03 ноября 2016, 11:39 #
    Батюшка, спасибо за ответ!

    Для меня очень важно прочитать Ваш не написанный трактат, хочется почерпнуть больше знаний и Ваше понимание этого вопроса (как и многих других), разъяснение которого я ждал с нетерпением, для меня действительно очень важно. Прекрасно понимаю, что могу во многом ошибаться, но, на мой взгляд, ни о каком состязании в Суде Божьем царь Давид, осознавая и искренне каясь в своем грехе, и не помышлял. Он сразу и в полной мере принял обличение Господом в его грехах через пророка Нафана. В чем тогда суть состязания? Господь по Великой Милости Своей, оставив ему жизнь, дает возможность оправдаться словами за то, что он сотворил делами. ««Господь снял с тебя грех твой; ты не умрешь» (2Цар.12:13). Скоро совершилось покаяние, но еще скорее даровано прощение. «Говори ты», говорит, «чтоб оправдаться» (Ис.43:26). Делом ты согрешил, а покайся словом.» © (Сайт «Вера православная» Святитель Иоанн Златоуст. Собеседование на надписание псалма 50, о покаянии Давида и о жене Урииной.)
    1. прот.Феликс Стацевич

      04 ноября 2016, 00:15 #
      «ни о каком состязании в Суде Божьем царь Давид, осознавая и искренне каясь в своем грехе, и не помышлял...»

      Вот мы говорили в минувшее воскресенье о совести как о со-ведании человека и Бога, как о месте встречи человека с Богом. Осознание (внимание! со-знание = со-ведание) и искреннее покаяние (перемена со-знания в своей — человеческой — его части) в общем и есть суд. И в этом суде Давид признаёт правоту Судии и Его победу в состязании (а это поэтический приём, разве ж это не понятно?) Хотя… Только ли приём? Разве мы не ищем оправдания своим грехам? Разве не настаиваем на своей правоте (т.е. не состязаемся?) Разве совесть «автоматически включается» и не требует внутренней работы иной раз мучительной? Увы, ищем оправдания, настаиваем на своём, да и совесть научились прятать с глаз долой… Разве нет?
      1. Сагалович Сергей Юрьевич

        04 ноября 2016, 12:21 #
        Мы — да, а Давид?
        1. Сагалович Сергей Юрьевич

          05 ноября 2016, 14:22 #
          «…Только ли приём? Разве мы не ищем оправдания своим грехам? Разве не настаиваем на своей правоте (т.е. не состязаемся?) Разве совесть «автоматически включается» и не требует внутренней работы иной раз мучительной? Увы, ищем оправдания, настаиваем на своём, да и совесть научились прятать с глаз долой… Разве нет?» ©

          Царь Давид, будучи праведником по жизни, был выбран Богом и обрел дар пророчества. Он беседовал с Богом и получал от Него ответы.

          Разве нет разницы между нами?
      2. Сагалович Сергей Юрьевич

        06 ноября 2016, 20:45 #
        «Обращаю внимание, что на сайте уже давно предложена лекция Евгения Андреевича Авдеенко об этом (и не только об этом) псалме.

        пФ»

        Послушал лекцию, сначала о волнующем меня 50-м псалме. Сильно! Всем советую послушать.

        P.S. Да-а… между многими из нас и Давидом не просто огромная разница…
        1. прот.Феликс Стацевич

          10 ноября 2016, 23:36 #
          Важнее как раз наше сходство. Именно потому эту книгу и читают уже три тысячелетия. Мы узнаём себя в этих словах, узнаём движения наших душ. И те, кто не содеял таких грехов, какие Давид содеял, и те, кто содеял много больше и «тяжче» Давидовых грехов. Узнаём и учимся смотреть на себя трезво и нелицеприятно, учимся плакать над своею бедностью, но без истерики, учимся раскаиваться, но без самоедства. Я уж не говорю о всякого рода кокетстве и торговле своими душевными движениями. А ещё надежде и упованию на Бога.
          1. Сагалович Сергей Юрьевич

            11 ноября 2016, 23:15 #
            Наше сходство с Давидом в том, что и он и мы — грешные люди. Так, а кто из людей безгрешен?!

            А вот как Давид и КАК мы каемся в своих грехах, когда осознаем их — и есть разница между нами, показывающая, насколько Давид совершеннее нас в познании Бога.

            «Разве мы не ищем оправдания своим грехам? Разве не настаиваем на своей правоте (т.е. не состязаемся?) Разве совесть «автоматически включается» и не требует внутренней работы иной раз мучительной? Увы, ищем оправдания, настаиваем на своём, да и совесть научились прятать с глаз долой… » ©. Батюшка, не представляю себе, как можно эту Вашу цитату применить к Давиду.

          Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.