Дом родителей твоих яко чуждь имев, водворился еси в нем нищеобразно: и по преставлении венец прием славы, дивен на земли явился еси Алексие человече Божий, ангелом и человеком радование.
преп. Алексей, человек Божий. Кондак, глас 2
Хочу обсудить трактовку одной из фраз 50 — го псалма Давида: «Тебе Единому согреших, и лукавое пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих и победиши, внегда судити Ти.» ©. С первой частью фразы все очевидно и проблем с её пониманием нет, но, касательно второй части: «… яко да оправдишися во словесех Твоих и победиши, внегда судити Ти» у меня возникает когнитивный диссонас в отношении разных переводов на православных сайтах.
Царь Давид не осознал совершенные им грехи до тех пор, пока Бог не послал к нему пророка Нафана и не открыл ему Правду на его деяния – в моем понимании фраза: «… яко да оправдишися во словесех Твоих…» © означает – потому, что обрел правду в словах Твоих, подтверждая при этом, что согрешил «Тебе Единому», т.к. в Твоих словах обрел Правду и скрыться от Твоего суда невозможно. Только Бог знает о нас все, и не только наши деяния, но и наши помыслы.
Далее, царь Давид искренне и глубоко раскаялся в своих грехах и покаялся в них перед Богом. Таким образом он одержал победу над своими грехами и был прощен Богом. В связи с этим, фразу: «…и победиши, внегда судити Ти», понимаю, как – и одержу победу в суде Твоем.
У меня получилось: «Тебе Одному согрешил и лукавое перед Тобою сотворил, потому, что обрел правду в словах Твоих и одержу победу (над собой) в суде Твоем.» Из контекста псалма такая трактовка и перевод данной фразы, на мой взгляд, не выпадают. Подумав еще раз над получившимся у меня переводом: «Тебе Одному согрешил и лукавое перед Тобою сотворил, потому, что обрел правду в словах Твоих и одержу победу (над собой) в суде Твоем.», наверное, правильнее написать так: «Тебе Одному согрешил и лукавое перед Тобою сотворил, потому, что обрел правду в словах Твоих и победил в суде Твоем.» Ведь Бог простил Давида, а искреннее раскаяние, покаяние и смирение — есть истинная победа царя Давида, достигшего своего спасения. Без Божьего суда и обличения Давида через пророка Нафана — этого бы не произошло.
Нашел толкование святителя Афанасия Великого: «яко да оправдишися во словесех Твоих. Ты меня, преступившего закон, обличил чрез пророка. Ты праведен» © (Азбука веры, Православная библиотека, святитель Афанасий Великий - Толкование на псалмы) Это толкование подтверждает мое обоснование того, что Господь через пророка Нафана открыл Правду Давиду о его грехах, Давид «оправдился», т.е. обрел правду в словах Господа, что привело его к осознанию своих грехов и покаянию. Т.е. «… обрел правду в словах Твоих..»
Далее, по словам Афанасия Великого: «Ибо всегда заботящийся о покаянии и совершающий его оказывается победителем непрестанно нападающего (врага). » © «И победиши внегда судити Ти. Это — признание, или исповедание в грехах.» © Это толкование также подтверждает мои мысли о том, что благодаря суду Божьему Давид смог покаяться в грехах своих и победить своего врага, ввергнувшего его в пучину страсти, приведшей к совершению смертных грехов. Получается, что в суде Божьем (после осуждения Божьего) Давид одержал эту победу. Никто из людей не мог осудить царя Давида. У меня опять получилось: «Тебе Одному согрешил и лукавое перед Тобою сотворил, потому, что (или так как) обрел правду в словах Твоих и победил в суде Твоем (победил врага, покаявшись после Твоего осуждения).» Батюшка, поправьте меня, если я не прав. Какая у Вас трактовка данной фразы?
___________________________________________________
Серёжа, спасибо за хорошие вопросы! И вообще за внимание к таким замечательным текстам! Любой возникающий вопрос касательно Псалтири, даже когда речь об одной только запятой, надо непременно стараться для себя выяснять, всякое обращение к этой удивительной книге «добра зело». Тем более, слова эти в самом деле малопонятны, а понимать их надо бы, ведь псалом этот самый известный и читаем мы его каждый день.
Об одной этой строке псалма можно было бы написать целый трактат. Интересно, например, рассмотреть все имеющиеся её толкования. Я так и хотел-было поступить, но тогда дело с ответом, боюсь, затянется до неопределённого будущего. Потому ограничусь своим вариантом перевода, а толкования желающие посмотрят сами, и м.б. сами же предложат читателям.
Мне всегда представлялся более точным такой перевод (позволю себе изложить его вольно):
Тебе Одному согрешил и лукавое перед Тобою сотворил,
И значит Ты, Господи, прав в приговоре Твоём мне (когда сказал мне слова порицания),
и за Тобою будет победа, если мы станем состязаться с Тобою в суде (как стороны обвинения и защиты).
Давид - и мы вместе с ним - признаём себя согрешившими. Безоговорочно. И просим помилования.
Толкование свт. Афанасия не было мне известно. Для меня важен "синопсис" как метод, потому принимаю и толкование свт. Афанасия! Соответственно, и Ваш перевод тоже принимаю как вариант. Спасибо!
Обращаю внимание, что на сайте уже давно предложена лекция Евгения Андреевича Авдеенко об этом (и не только об этом) псалме.
пФ
Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.
Сагалович Сергей Юрьевич
03 ноября 2016, 11:39 #Для меня очень важно прочитать Ваш не написанный трактат, хочется почерпнуть больше знаний и Ваше понимание этого вопроса (как и многих других), разъяснение которого я ждал с нетерпением, для меня действительно очень важно. Прекрасно понимаю, что могу во многом ошибаться, но, на мой взгляд, ни о каком состязании в Суде Божьем царь Давид, осознавая и искренне каясь в своем грехе, и не помышлял. Он сразу и в полной мере принял обличение Господом в его грехах через пророка Нафана. В чем тогда суть состязания? Господь по Великой Милости Своей, оставив ему жизнь, дает возможность оправдаться словами за то, что он сотворил делами. ««Господь снял с тебя грех твой; ты не умрешь» (2Цар.12:13). Скоро совершилось покаяние, но еще скорее даровано прощение. «Говори ты», говорит, «чтоб оправдаться» (Ис.43:26). Делом ты согрешил, а покайся словом.» © (Сайт «Вера православная» Святитель Иоанн Златоуст. Собеседование на надписание псалма 50, о покаянии Давида и о жене Урииной.)
прот.Феликс Стацевич
04 ноября 2016, 00:15 #Вот мы говорили в минувшее воскресенье о совести как о со-ведании человека и Бога, как о месте встречи человека с Богом. Осознание (внимание! со-знание = со-ведание) и искреннее покаяние (перемена со-знания в своей — человеческой — его части) в общем и есть суд. И в этом суде Давид признаёт правоту Судии и Его победу в состязании (а это поэтический приём, разве ж это не понятно?) Хотя… Только ли приём? Разве мы не ищем оправдания своим грехам? Разве не настаиваем на своей правоте (т.е. не состязаемся?) Разве совесть «автоматически включается» и не требует внутренней работы иной раз мучительной? Увы, ищем оправдания, настаиваем на своём, да и совесть научились прятать с глаз долой… Разве нет?
Сагалович Сергей Юрьевич
04 ноября 2016, 12:21 #Сагалович Сергей Юрьевич
05 ноября 2016, 14:22 #Царь Давид, будучи праведником по жизни, был выбран Богом и обрел дар пророчества. Он беседовал с Богом и получал от Него ответы.
Разве нет разницы между нами?
Сагалович Сергей Юрьевич
06 ноября 2016, 20:45 #пФ»
Послушал лекцию, сначала о волнующем меня 50-м псалме. Сильно! Всем советую послушать.
P.S. Да-а… между многими из нас и Давидом не просто огромная разница…
прот.Феликс Стацевич
10 ноября 2016, 23:36 #Сагалович Сергей Юрьевич
11 ноября 2016, 23:15 #А вот как Давид и КАК мы каемся в своих грехах, когда осознаем их — и есть разница между нами, показывающая, насколько Давид совершеннее нас в познании Бога.
«Разве мы не ищем оправдания своим грехам? Разве не настаиваем на своей правоте (т.е. не состязаемся?) Разве совесть «автоматически включается» и не требует внутренней работы иной раз мучительной? Увы, ищем оправдания, настаиваем на своём, да и совесть научились прятать с глаз долой… » ©. Батюшка, не представляю себе, как можно эту Вашу цитату применить к Давиду.