Хrт0ву кни1гу њдушевлeнную, запечатлённую тS д¦омъ, вели1кій ґрхaгGлъ чcтаz, зрS возглашaше ти2: рaдуйсz, рaдости пріsтелище, є4юже прамaтернzz клsтва разрэши1тсz.

Суббота Акафиста



О песочнице и цветных кубиках (добавлена ссылка на фото с молебна)

Батюшка, очень бы хотелось, наладить систему записи и выкладки на сайт Ваших проповедей. Мало того, что Вы над ними долго думаете и размышляете, Вы вкладываете в них сердце, но и Господь говорит Вашими устами в силу благодати священничества. Такой была последняя проповедь. Я плакала от умиления. В проповеди были потрясающие логические переходы, от одной мысли к другой. Проповедь выражала и мои сокровенные мысли и догадки, мне бы хотелось, чтобы ее услышало (прочитало) как можно больше людей. Если она будет в печатном виде, ее можно будет разослать по е-мейл знакомым и т.д. Батюшка, может быть, можно поставить человека с диктофоном на воскресную проповедь на постоянной основе. Записывать ее, потом можно расшифровывать и выкладывать по воскресеньям на сайт. Кто не смог быть в храме, хотя бы смогут прочитать (послушать) воскресную проповедь. А потом, кто знает, может быть и издать собрание проповедей получится.

Наталья Иванова 

Наташа, спасибо на добром слове. Надо сказать, что сказанное не было приготовлено, но отзыв Ваш настолько искренен...  Другая наша прихожанка отправилась после нашей беседы в Сергиев Посад посмотреть на "песочницу", о чём и известила смс. Как тут не поверишь, что экспромт получился. Спасибо!

Готовить речь не готовил, но должны были придти незнакомые «серьёзные люди», ну как, думал я всю седмицу,  говорить о наших нуждах, чтобы было ясно чего мы, собственно, хотим? Вот и высказал эти свои думы.

_______

Нужно ли регулярно записывать и выкладывать, а потом ещё и издавать наши беседы? Сомневаюсь. Причин вижу много. Назову несколько.

Во-1х) проповедь - это жанр, он требует соответствующих талантов, которыми я объективно не располагаю.
Во-2х) сам я не являюсь поклонником этого жанра, больше того в свои 50 лет выслушал уже столько красивых и правильных слов (и был ими нередко и «сам обманываться рад»), что теперь к словам отношусь с известной осторожностью, даже настороженностью: "уж больно гладко говорит, что-то здесь не то". Вот здесь конспект лекции о Проповеди, в ней приведены замечательные на мой взгляд примеры и соображения достойных людей.
В-3х) наш брат проповедник наплодил уже столько книжек больших и малых, что даже как-то и стыдно уже "писательствовать". "Сохрани дерево - воздержись от публикации!"
В-4х) на приходе неизбежно существует что-то вроде «культа личности», это отчасти объяснимо: священник (особенно когда он один) всё время на виду, его "много". Отчасти это и извинительно (поскольку неизбежно), но надо ли как-то ещё подпитывать эту неизбежность?  увеличивать свой "удельный вес»? Не думаю.

Мы вместе служим службы и эти службы и это вместе - главное в нашей приходской жизни. Это вместе и есть Церковь. Благодарение Богу, что и мы -  хоть и отчасти - познали опытно Её соборную природу,  что и мы причастны в какой-то мере к соборной Её жизни, в какой-то мере знаем её (церковной жизни) радость: едиными усты и единым сердцем славити и воспевати пречестное и великолепое Твое, Господи, Имя!                                                                            

Есть ещё и в 4х), и в 5х) и дальше. Но и сказанного достаточно.  Давайте, пожалуй, воздержимся от книжек, публикаций, записей. Во всяком случвае регулярных.

пФ

Ну а то, что в субботу 7 сент. говорилось, попробую восстановить как сумею, увы, живая речь и записанный текст не адекватны друг другу, но смысл в общем, надеюсь, будет сохранён.

Вот уже 4 года мы собираемся здесь вместе. Когда только выстроили этот храм (точнее реконструировали, превратили в храм школьный хозблок), я посчитал, ну человек 40-50 должны вместиться. Однако всё так повернулось, что мы были вынуждены собираться здесь по 100 человек - это регулярно, а в большие праздники и сильно больше. Тесно, конечно, иной раз нестерпимо душно, однако в тесноте, да не в обиде, как говорится. Но всё-таки надо расширяться, конечно, это понятно…
…Миссия - одно из основных свойств Святой Церкви, Церковь не может не миссионерствовать, мы же вынуждены едва ли не маскироваться, ведь мы долгое время существовали на чужой территории (спасибо дорогому Николаю Андреевичу за терпение и мужество!), да и нам просто некуда вместить новых людей, а они приходят, остаются, делаются нам братьями и сёстрами, точнее так: мы все делаемся братья-сёстры. 
Так что будем строить. Оформим документы и вперёд. 
А на время стройки выведем в приходский домик (он, надеемся, скоро будет сдан) всё наше нехитрое хозяйство, библиотеку, ризницу, на месте книжных полок, титана, папок с документами, чашек-чайников, облачений встанут ещё человек 15-20, всё будет посвободнее какое-то время в ожидании просторного храма…

…Но это всё наши с вами заботы (что до них внешним?). И вообще это «заботы низкой жизни».
А зачем по большому счёту храм-то строить? 
Много можно тут сказать важного, и о воспитании деток и внуков, и о почитании святых, ведь народ без святынь - никакой не народ, а просто сброд. И об эстетике можно сказать, храмы - даже самые скромные - украшают всякое место. Много ещё можно чего сказать, но всё это остаётся так или иначе прикладным.
А есть ещё вещи тонкие, так сказать, «метафизические». Мы вот на днях разговаривали с одним добрым человеком о строительстве, я больше слушал его, а сам вспоминал о двух вещах, об одной сказал своему собеседнику, а о другой не успел сказать, потом забыл, а сегодняшнее Евангельское чтение напомнило. Обе эти вещи могут показаться кому-то чепухой, а мне они кажутся очень важными.
Начну со второй. Помню когда-то одна маленькая девочка показывала пальчиком на Успенский собор в Лавре прп. Сергия и говорила: «спокойка», синий купол со звёздочками напоминал ей заставку «Спокойной ночи, малыши». И я тогда ещё подумал, что Лавра и в самом деле похожа на большую детскую площадку, да и сами посмотрите! Вот когда идёте с электрички в Посаде, задержитесь на Блинной горке - перед нами  на холме вся Лавра: нечто разноцветное, разновысотное, весёлое, живое! Эдакая песочница с игрушками - зелёными, синими, красными… А внутри люди разные: монахи, семинаристы, паломники, туристы со всего света, шум, сутолока, суета… И эта «песочница» с «формочками»-храмами и людским многоголосьем во все времена была и будет в нашем бестолковом - и одновременно «толковом», рациональном, расчисленном поминутно, покопеечно - взрослом мiре островом детства, того детства, о котором в Евангелии.

Вот и сегодняшнее чтение из Матфея (23.1-12) натолкнуло на эти же мысли. 
На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их; все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих;    также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель! И далее и далее. Кто такие эти книжники и фарисеи? Неужели только современники евангельских событий? Но ведь так они походят и на нынешних краснобаев-учителей жизни, в том числе и на батюшек, чего уж греха таить? Но это не о них только - прежних ли, нынешних ли, - это о нас. Послушайте, да ведь это же обо всех нас взрослых. Дядях и тётях. Со всеми нашими морализаторством, прописными истинами, трюизмами,  верностью своим чугунно-бетонным принципам. И даже «аморализаторы» и какая-нибудь принципиально-беспринципная столичная «творческая интеллигенция» типа модных кино- и театральных режиссёров и те - потрёшь их - обыкновенные «буржуа», скучнейшие люди, вся их показная смелость и новаторство - обыкновенный товар, чтоб себя подороже продать… Да ну их. Давайте лучше о нас. 
Послушайте, ведь это же мы выстраиваем карьеру, добиваемся уважения в обществе, увеличиваем количество звездочек на погонах и… мельчаем, мельчаем… и умираем. Иной раз оглянёшься вокруг: мёртвые души что-то такое делают-говорят-поют-вещают-проповедуют, эдакие ходячие трупы… От них же первый есмь аз, увы… 

…И вот в этом нашем мiре среди «хай-теков» и «гипермаркетов» стоит такая вот Лавра-песочница… Да и любой храм, не обязательно Покров на Нерли, даже самый скромный, самый типовой храм во всяком городе и во всяком месте настолько «выпадает» из нормативности, что сам по себе является этим самым цветным кубиком, песочным куличиком, эдакой детской площадкой. Стоя́т эти храмы и кажется, само небо с солнцем и плывущими облаками радуются уже одному только «архитектурному» факту. А если ещё и внутри мир и благоволение, простота, бесхитростность!.. Тогда небо отражается в этой архитектуре, а здания церковные отражаются в глубине неба, отзываются в вышине своими звонами… 
А ведь кто-то построил эту красоту. Мы и имён-то не ведаем, а ведь смотрим, радуемся и ведь вольно или невольно поминаем создателей святых Божьих храмов самой своей благодарностью. Разве это не счастье для них-строителей?..

А вот второе соображение: каждый день за каждой службой возносится молитва о блаженных и приснопамятных создателях святаго храма сего! Храм-то всегда созидается, и через сто лет, и через 200 каждый со страхом Божиим и верою входящий в церковь созидает её. Но каково быть первыми?! Вот нами с вами?! Ваши копеечки, дорогие наши бабушки, и ваши рубли, дорогие наши чуточку более состоятельные прихожане, ваши лепты уже создали этот дом молитвы… Не сомневаюсь, что и новый храм тоже созиждется рано или поздно, долго ли, коротко ли, с Божией помощью построим. И Андрюша наш свет-Иванович со своими помощниками - созИдатели в самом прямом смысле этого слова. Так хорошо, что  не  «таджики» какие строят (не в этническом смысле, конечно, потому что этнические таджики и все остальные этносы - те же потомки Адама), я имею в виду, что строители наши не наёмные рабочие, не иноплеменники, строители наши - наши же со-трудники и со-молитвенники, это ведь они же читают с нами на всенощной, поют с нами службы, молятся с нами бок о бок!..
…И вот - Бог даст - пройдет время, нас не будет, но храм, который мы построим, будет стоять, как цветная игрушка и напоминать и нашим потомкам о Небе, о том, что не червяки мы с вами. Наверное, для этого мы строим храм.
Господи, благослови!

P.S. Прилагаем ссылку на фото с молебна 9 сентября 2017 г., в основном - портреты прихожан. Фотографировал Андрей Шахмин. Смотрите ЗДЕСЬ.


Автор: Наталья Иванова
Дата публикации: 17.09.2017

Отклики (482)

  1. прот.Феликс Стацевич

    23 сентября 2017, 11:33 #
    Ну да — 9е конечно, девятое сентября. Сегодня на службе поправили. пФ

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.