Ўдиви1ла є3си2 всёхъ стрaннымъ житіeмъ твои1мъ, ѓгGлwвъ чи1ны, и3 человёкwвъ соб0ры, невещeственнw пожи1вши, и3 є3стество2 прешeдши: и4мже, ћкw невещeственныма ногaма вшeдши марjе, їoрдaнъ прешлA є3си2.

Мариино стояние



Жезл во образ тайны приемлется... (вопрос и ответ[ы])

Отче ,объясните пожалуйста первую часть,где говорится жезле и священнике:"Жезл во образ тайны преемлется,прозябением бо предразсуждает священника: неплодящей же прежде церкви,ныне процвете древо креста,в державу и утверждение." В.Галина.

Галюшка, спасибо за вопрос! Тропарь недолго перевести, что мы и сделаем прежде всего, но столько здесь ещё интересного! Так что только переводом не ограничимся.

На вопрос Ваш независимо друг от друга были даны сразу два ответа. Оба и публикуем.  Первый дал священник Сергий Сиротин:

В тропаре речь идёт о жезле Аарона, который расцвёл - очень красивым миндальным цветом! - в отличии от жезлов других колен Израилевых. Это было указанием на богоизбранность рода Ааронова для священнического служения.  
И сказал Господь Моисею, говоря:
скажи сынам Израилевым и возьми у них по жезлу от колена, от всех начальников их по коленам, двенадцать жезлов, и каждого имя напиши на жезле его;
имя Аарона напиши на жезле Левиином, ибо один жезл от начальника колена их [должны они дать];
и положи их в скинии собрания, пред ковчегом откровения, где являюсь Я вам;
и кого Я изберу, того жезл расцветет; и так Я успокою ропот сынов Израилевых, которым они ропщут на вас.
И сказал Моисей сынам Израилевым, и дали ему все начальники их, от каждого начальника по жезлу, по коленам их двенадцать жезлов, и жезл Ааронов был среди жезлов их.
На другой день вошел Моисей [и Аарон] в скинию откровения, и вот, жезл Ааронов, от дома Левиина, расцвел, пустил почки, дал цвет и принес миндали
(Числ 17.1-9)
 
Толковая Библия Лопухина:
 
По верованию Церкви, расцветший жезл Аарона прообразовал: а) бессеменное происхождение Иисуса Христа по плоти от безневестной Девы Марии: «Жезл Ааронов прозябший (читаем в Богород. по 1 п. кан. 23 апр.), иже от Иессева прображаше израстший корень, Тя Пречистую, цвет миру воссиявшую, Бога воплощенна» и пр.; б) нетление плоти Христовой: «ибо Еммануил, став сыном естества тленных, один пребыл нетленным; в Себе одном явил тайну нетления, бесстрастия и бессмертия» (св. Ефр. Сир., Толк. на кн. Чис., гл. XVII), – соделываясь «подобием будущего воскресения» человеке (св. Епиф. Кипр.); в) обилие возрождающей и укрепляющей благодати Божией в Церкви Христовой: «Жезл во образ тайны приемлется, прозябанием бо предрассуждает священника: не плодящей же прежде Церкви, ныне процвете древо креста в державу и утверждение» (3 п. кан. Честн. Кр.).
 
 
Жезл во образ тайны приемлется, / прозябением бо предразсуждает священника; / неплодящей же прежде Церкви, ныне процвете Древо Креста, / в державу и утверждение.
 
Ῥάβδος εἰς τύπον τοῦ μυστηρίου παραλαμβάνεται· τῷ βλαστῷ γὰρ προκρίνει τὸν ἱερέα, τῇ στειρευούσῃ δὲ πρώην, Ἐκκλησία νῦν ἐξήνθησε, ξύλον Σταυροῦ, εἰς κράτος καὶ στερέωμα
 
Ирмос канона Воздвижения, вернее его первая часть переведён не совсем удачно. 
Можно предложить такой вариант перевода первой части:
 
Жезл полагается в наследство (будущим поколениям Израиля) как отпечаток тайны, ведь, своим цветением он избирает  священника… 
 
Такой перевод раскрывает смысл и второй части ирмоса. Нам, как некогда израильтянам, найденное древо Креста Христова, указывает на истинность веры. Ведь из земли, равноапостольная Елена достала три креста. И какой из них был истинный Крест не было понятно. Кресты подвергли испытанию. Тот, Который воскресил умершего, был Крестом Спасителя. Как жезл Ааронов указал на истинного священника, так чудо воскресения указало на истинный Крест, который нам процвёл в державу и утверждение.

иерей Сергий Сиротин

Второй ответ:

Ирмос 3й песни Крестовоздвиженского канона:
Жезл во о́браз та́йны прие́млется, прозябе́нием бо предразсужда́ет свяще́нника: неплодя́щей же пре́жде Це́ркви, ны́не процвете́ дре́во Креста́, в держа́ву и утвержде́ние.
Итак, некий жезл (ῥάβδος - жезл, посох, палка, трость) избирается Богом (принимается - παραλαμβάνεται) прообразом некой тайны, некоего таинства. Какого? О том будет сказано ниже.
Этот жезл своим прозябением (βλαστέω - произрастать, вырастать), тем, что из него (жезла, сухой трости) прозябли, произросли живые побеги, ветви предрассуждает - предпочитает - отбирает - рассудив, предпочитает, отдаёт преимущество (προκρίνω) некоему священнику. 
Это было некогда (о том в библейской книге Чисел).
А ныне, как некогда жезл, так же процвело древо Креста, на котором был распят Господь. Мёртвое древо, орудие убийства, орудие смерти процвело живыми побегами, отраслями, жизнью! 
А Крестом Христовым процвела мёртвая прежде, некогда бесплодная - неплодящая церковь. Ветхий Израиль ныне процвёл и стал новый Израиль. И Крест есть держава - Он [со]держит христиан! (мы им держимы или, если хотите, за Него держимся) и утверждение - Он утверждает нас, Он наша твердыня! В первоисточнике стоят слова κράτος (нам известно слово Παντο-κράτωρ, Пантократор - всемогущий, всевластный, Вседержитель) и στερέωμα - основа, твердыня, опора.                                                                    Внимательный прихожанин может слышать время от времени вот такой тропарь, он называется эксапостиларий и читается в праздники Креста (Крестовоздвижение 14/27 сентября и Происхождение Древ Честнаго и Животворящаго Креста 1 /14 авг.) и, за редкими исключениями, во все среды и пятницы года: Крест хранитель всея вселенныя, Крест красота Церкве, Крест царей держава, Крест верных утверждение, Крест Ангелов слава и демонов язва.

Итак, прообразование (процветший жезл) исполнилось в процветшем древе Креста

История, послужившая источником для рассматриваемого нами тропаря, содержится в книге Чисел, главы 16 и 17.1-9. Некий левит Корей, потомки Рувима Дафан и Авирон и ещё 250 именитых людей бунтуют против Моисея с Аароном, требуя и себе священства. В некотором роде это было восстание и против священства как такового, Евгений Андреевич Авдеенко, помнится, в какой-то из своих лекций назвал их «первые протестанты».  
     Корей, сын Ицгара, сын Каафов, сын Левиин, и Дафан и Авирон, сыны Елиава, и Авнан, сын Фалефа, сыны Рувимовы, восстали на Моисея, и с ними из сынов Израилевых двести пятьдесят мужей, начальники общества, призываемые на собрания, люди именитые.
        И собрались против Моисея и Аарона и сказали им: полно вам; все общество, все святы, и среди их Господь! почему же вы ставите себя выше народа Господня?
        Моисей, услышав это, пал на лице свое и сказал Корею и всем сообщникам его, говоря: завтра покажет Господь, кто Его, и кто свят, чтобы приблизить его к Себе; и кого Он изберет, того и приблизит к Себе <>. И сказал Моисей Корею: послушайте, сыны Левия! неужели мало вам того, что Бог Израилев отделил вас от общества Израильского и приблизил вас к Себе, чтобы вы исполняли службы при скинии Господней и стояли пред обществом [Господним], служа для них? Он приблизил тебя и с тобою всех братьев твоих, сынов Левия, и вы домогаетесь еще и священства.
        Итак ты и все твое общество собрались против Господа. Что Аарон, что вы ропщете на него?
        И послал Моисей позвать Дафана и Авирона, сынов Елиава. Но они сказали: не пойдем!
        разве мало того, что ты вывел нас из земли, в которой течет молоко и мед, чтобы погубить нас в пустыне? и ты еще хочешь властвовать над нами! привел ли ты нас в землю, где течет молоко и мед, и дал ли нам во владение поля и виноградники? глаза людей сих ты хочешь ослепить? не пойдем! 
Моисей весьма огорчился… <> 
… расселась земля под ними; и разверзла земля уста свои, и поглотила их и домы их, и всех людей Кореевых и все имущество; и сошли они со всем, что принадлежало им, живые в преисподнюю, и покрыла их земля, и погибли они из среды общества. И все Израильтяне, которые были вокруг них, побежали при их вопле, дабы, говорили они, и нас не поглотила земля. И вышел огонь от Господа и пожрал тех двести пятьдесят мужей, которые принесли курение… <>
        На другой день все общество сынов Израилевых возроптало на Моисея и Аарона и говорило: вы умертвили народ Господень <…>

А дальше как раз о прозябении жезла и предрассуждении священника:
        …И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым и возьми у них по жезлу от колена, от всех начальников их по коленам, двенадцать жезлов, и каждого имя напиши на жезле его; имя Аарона напиши на жезле Левиином, ибо один жезл от начальника колена их [должны они дать]; и положи их в скинии собрания, пред ковчегом откровения, где являюсь Я вам; и кого Я изберу, того жезл расцветет; и так Я успокою ропот сынов Израилевых, которым они ропщут на вас. И сказал Моисей сынам Израилевым, и дали ему все начальники их, от каждого начальника по жезлу, по коленам их двенадцать жезлов, и жезл Ааронов был среди жезлов их. И положил Моисей жезлы пред лицем Господа в скинии откровения. На другой день вошел Моисей [и Аарон] в скинию откровения, и вот, жезл Ааронов, от дома Левиина, расцвел, пустил почки, дал цвет и принес миндали.
        И вынес Моисей все жезлы от лица Господня ко всем сынам Израилевым. И увидели они это и взяли каждый свой жезл
(Числ 16, 17.1-9).
Итак, чудо процветшего жезла рассудило ропщущий народ, этим жезлом Господь указал им кто есть кто. Чудо это является прообразом Крестного древа и питаемой Божьей благодатью Церкви Христовой.

_________________________

«Герои» этой «повести печальной» Дафан и Авирон, восхотевшие похитить не принадлежащую им честь священства, упоминаются, кстати, в 6-й песни Великого канона, так что с этим фрагментом книги Чисел полезно ознакомиться и для более полного понимания канона прп.Андрея. Вот сам тропарь: 
Уклонилася еси, душе, от Господа твоего, якоже Дафан и Авирон, но пощади, воззови из ада преисподняго, да не пропасть земная тебе покрыет.
Святотатцы, напомню, были живыми низвержены во ад: и расселась земля под ними; и разверзла земля уста свои, и поглотила их и домы их, и всех людей Кореевых и все имущество; и сошли они со всем, что принадлежало им, живые в преисподнюю, и покрыла их земля, и погибли они из среды общества.           

Предание сохранило и иные толкования чуда процветшего Ааронова посоха. Ориген (автор II века) в толковании на книгу Чисел сравнивает чудо с воплощением Христа от Марии Девы.                Прп. Ефрем Сирин в своём толковании Чисел сравнивает оживший жезл в нетленной плотью Господней.
В ирмосе 4й песни канона Рождества о Христе Спасителе говорится одновременно как о жезле и отрасли из него: Жезл из корене Иесеева и Цвет от него, Христе, от Девы прозябл еси…
Чаще же всего Предание говорит о жезле прозябшем как образе Богородицы и Рождестве Ею Богомладенца. Примеров множество. Укажем несколько.
Тропарь только что праздновавшегося Рождества Богородицы (8/21 сентября): 
Тя блажит, Приснодево, вся тварь, от Анны днесь рождшуюся;    от корене Иессеева жезл, Пречист Цвет - Христа израстившую.
Тропарь 2-го канона Введения (21 ноября/4 декабря):
Прозябе́ жезл иногда Ааронов,                                        прообразующий, Чистая, Божественное Рождество,                         яко безсе́менно зачне́ши, и нетленна пребудеши, и по рождестве девствующи яви́шися, Младенца питающи всех Бога.
В службе Зачатию святыя Анной, егда зачат Пресвятую Богородицу (9/22 декабря) находим такой вот замечательный тропарь:
Из корене прозябшая Давидова и Иессеева, Анна ныне растити начинает божественный жезл, прозябший та́инственный цвет - Христа, всех Зиждителя (песнь 4-я 2-го канона).
А вот тропарь иконе Богородицы «Неувядаемый Цвет» (3/16 апреля): Радуйся, Богоневесто, же́зле тайный, Цвет Неувядаемый процветший, радуйся, Владычице, Еюже радости наполняемся и жизнь наследствуем.
Добавим сюда строки из двух акафистов:
Радуйся, жезле Ааронов, прозябший нетление (акафист Успению икос 5-й)
и
Радуйся, жезле Ааронов, нетление всему мiру прозябший (акафист Благовещению икос 7й).
Ещё на слуху у прилежных прихожан апостольское чтение из Послания к Евреям 9.1-7 в некоторые праздники Богородицы (вот на Покров, к примеру, услышим этот фрагмент, и на Введение во Храм), где прообразом Богородицы является скиния (даём в русском переводе): 
За второю же завесою была скиния, называемая Святое Святых,     имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета, а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чём не нужно теперь говорить подробно. При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение; а во вторую – однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа.

Наконец, сохранилась апокрифическая история избрания прав. Иосифа в мужья Марии. Её приводит в частности блаж. Иероним Стридонтский. Руки́ Девы искал не один Иосиф и, чтобы избрать мужа, прибегли к испытанию. Каждый принёс с собою сухую трость (посох, жезл) и оставил на ночь в храме. Наутро один из жезлов расцвёл, это был посох Иосифа. Иосиф и изображается иногда опирающимся на посох, на котором набухли почки. Если кто отыщет соответствующие изображения и пришлёт нам, выложим их в качестве иллюстрации.

прот. Феликс Стацевич, 26 сент., канун Крестовоздвижения


Автор: Ващенко Галина Алексеевна
Дата публикации: 21.09.2017

Отклики (482)

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.