Хrт0съ лозA крaснаz, грHздіz вaсъ принесE, слaдость сп7си1тельную напаsющыz земли2, ґп0столи бGон0сніи: тёмже мS и3збaвите сластeй піsнства, молю1сz, струи6 ўмилeніz души2 моeй дaрующе въ б9eственнэмъ пощeніz дни2: ћкw да спaссz жив0тъ получY.

Утреня четверга 2-й седмицы, седален по 2-й кафизме



Концерт Алексея Чернова

Сегодня на нашем приходе целый букет событий! Если в прошлое воскресенье мы служили молебен (он надписан в Требнике так: О призывании помощи Святаго Духа перед началом всякого добраго дела), начиная цикл семинаров по лосевской «Диалектике мифа» Ольги Владимировны Рясновой, и этими семинарами фактически открывая нашу воскресную школу, то сегодняшний молебен был посвящён началу приходского культурного центра. В кратком обращении к зде предстоящим и молящимся были отмечены ключевые слова последования молебна: «Во славу Твою вся творити повелевая, Господи, рабом Твоим...». Нам бы очень хотелось, чтобы все наши начинания имели в виду в первую и решающую очередь именно славу Божию, а никак не человеческую; способствовали собиранию, а не распаду; бодрости, трезвению, вдохновению,  но не вялости, разного рода прелестям, презорству, чванству, снобизму, имитаторству, этим неизбежным спутникам творческого и просто человеческого бесплодия... Мы договорились: если - не дай Бог! - увидим среди нас самодовольство и высокомерие - «ах, какие мы! какие у нас семинары! какие музыканты играют!» - незамедлительно и решительно вернуть такового брата/сестру в реальность, на грешную землю! Сумеем ли мы удержаться на заданной высоте? Бог весть. Мы будем стараться! 

Программой нашей «внешней», внебогослужебной работы (впрочем, почему внебогослужебной? и богослужебной тоже) можно считать рассказанную на прошлой седмице перед началом семинаров притчу свт. Николая Сербского о надменной колодезной жабе, которая - окажись она на берегу океана - избавилась бы от своей надменности ("в чём я лично очень сомневаюсь", как говаривал Ослик Иа, надменная жаба, думается мне, всё же останется при своём, свою мутную лужу она предпочтёт океану - пФ). Как бы то ни было, мы не хотим мириться со своею надменностью, мы намерены напоминать себе, что "мы все уже на берегу морском...", мы намерены вглядываться в жизнь, мир, бы́тие-бытие́. Вглядываться в линию прибоя, но избежать близорукости, искать взглядом горизонт, не впадая в дальнозоркость, хотим заглядывать даже и за окоём, не упуская при этом деталей...

[Ссылаюсь здесь на давнишнее стихотворение  Александра Межирова:

      Владыки и жрецы глядят за окоем,

      Неведомую даль испытывая взглядом.

      Неинтересно им смотреть на то, что рядом,

      Когда они стоят на берегу твоем.

     

      А я, ничтожный раб, наедине с тобой,

      Неведомую даль рукою заслоня,

      Восторженно гляжу на линию прибоя,

      И, словно горизонт, она влечет меня...]

 

Рояль был подарен нам ещё прошлогодним летом замечательным человеком, поверившим в наши начинания и поддержавшим их, Михаилом Александровичем Сапоновым, профессором Московской Государственной Консерватории, автором книг (фрагмент одной из его книг мы публикуем ниже)*, известных каждому музыканту и каждому меломану. Дорогой Михаил Александрович! Спасибо Вам и за доверие, и за то, что Вы дарите нас своею дружбой, и за инструмент!

Другой замечательный и творческий человек (а творческий человек в любом деле вдохновенен!) Дмитрий Ковалёв (Митя ещё и руководит одним из наших хоров - мужским) реставрировал наше фортепиано, проявив при этом незаурядную изобретательность! Вчера мы установили инструмент в одной из аудиторий школы, взявшей над нами шефство, сегодня перед концертом инструмент был настроен и...

И вечером состоялась его инаугурация (модное словечко значит «торжественное открытие», «коронация», им пользуются при вступлении в должность королей, теперь - и президентов, а также «короля инструментов» - органа).

Концерт дал Алексей Чернов, замечательный и весьма титулованный в свои 30 лет пианист,  самобытный композитор, педагог (ЦМШ), христианин, отец трёх замечательных деток, мой добрый друг. Алёша подарил нам чудесный вечер, мы в свою очередь предоставили ему возможность обыграть весьма сложную программу к филармоническому концерту 12 апреля (объявление мы ещё раз дадим на нашем сайте, кто может, непременно отправляйтесь!).

В зале множество наших прихожан! К счастью, все вместились - 60 человек! В следующий раз подумаем о более рациональном расположении кресел и стульев. Некоторый ресурс, кажется, ещё имеется. Летом же откроем окна и часть слушателей может сидеть в тени деревьев в школьном (теперь и церковном тоже!) дворе и слушать музыку там. 

Концертная программа подготовлена Алёшей в рамках года Рахманинова (нынешний год юбилейный, Рахманинову - 140), но концерт наш был посвящён не только великому русскому (русскому из русских!) композитору! Нашему алтарнику и чтецу Мите Виноградову исполнилось сегодня 13 лет! Мы посвятили концерт Мите. Митя тоже музыкант, в зале была его педагог, после Пасхи непременно проведём концерт не только Митин, но и всего его класса.

Концерт был посвящён и старейшей нашей прихожанке матушке Вере, матушка Вера много повидала на своём веку, несколько эпох сменилось за долгую её жизнь. Слушал сегодня концерт и подумалось о том, что нынешний мир, тот, что пришёл на смену прежнему (а прежний мир всегда вспоминается "старым добрым", таково уж свойство нашей памяти),  этот наш мир не столь безнадёжен, творческое начало в человеке неистребимо, имитации и «на-продажности» (for sale) смоет неумолимое время (в этом оно, к счастью, в самом деле неумолимо!), а живая, искренняя тоска человека по Небу и жажда Божьей правды останутся c неизбежностью. Матушка Вера светилась от счастья, её окружали и разве только чуточку младшие её сёстры, и те, кто годится ей в дети, и внуки (Алексей Чернов как раз из поколения внуков), правнуки, даже праправнуки (на руках мам спали несколько малышей).

Концерт был чудесным! Настоящим! Не ради "удовольствия", как иной раз любят выражаться "артисты" и прочие "деятели культуры". Рахманинов - это большущая русская музыка, русская музыка как пророчество, пророчество о нашем отечестве - о России земной и России небесной!..  Алёша играл рахманиновские этюды-картины ор.39 и много иной музыки: свои авторские произведения (Этюды-фантазии), "Воспоминания" Николая Яковлевича Мясковского, багатели Валентина Сильвестрова, этюд Николая Черепнина, вальс нашего молодого современника Константина Ширяева. Играл здорово!  Концерт был - это важно! - очень содержательным с музыкантской точки зрения! Это важно! Концерт был не "для бедных", концерт был "без дураков".

И рояль не подкачал.

Слава Богу!

 

 

С любезного разрешения нашего гостя публикуем и аудиозаписи концерта:

Этюд Рахманинова, 1

Этюд Рахманинова, 2

Этюд Рахманинова, 4

Этюд Рахманинова, 5

А. Чернов, Этюд-фантазия №1

А. Чернов, Этюд-фантазия №3

А. Чернов, Этюд-фантазия №4

Н. Мясковский, "Воспоминания"

В. Сильвестров, Багатель ("Мгновенный вальс"), 1

В. Сильвестров, Багатель ("Мгновенный вальс"), 2

В. Сильвестров, Багатель ("Мгновенный вальс"), 3

К. Ширяев, Вальс

А. Чернов, Этюд-фантазия №6

Н. Черепнин, Этюд

 

 

Следующий концерт мы планируем провести в Вербное воскресенье 28 апреля. Договорёность с музыкантами - пока только черновая - уже есть. Как говорится, следите за объявлениями.

*фрагмент одной из книг Михаила Алекандровича Сапонова:

Музыка в народе и музыка в храме, казалось бы, явно различались. Если в быту музыка менестрелей задавала ход карнавалам и застольям, игрищам и трудам, и т.п., то церковное пение изымало человека из мира привычек, переключало в священную ипостась, а духовные силы направляло ввысь. Вместе с тем, большой талант, гений и музыкальность в человеке - от Бога. Труды через талант - приближение в Божественному. А гений в любом искусстве угадывает Божий знак сразу. В свою беседу с Божественным он вовлекает окружающих. Известна легенда о жонглёре, который обратился к Богоматери с мольбой. Увы, он не знал латинских молитв и не владел витийством песнопений, поэтому решил подарить Богоматери плоды своего мастерства - принялся перед иконой кувыркаться. Делал это он мастерски, от души, и был услышан. (Ср. http://www.taday.ru/text/2077571.html)

Главная ценностная категория жонглёрского искусства - радость (joie,grant joie, gle, vröude, mirth) как горение на уровне высшего мастерства. Мастерство проявляется через угадывание Божьего дара. Поэтому и менестрель, и храмовый певчий, получая такой дар и высветив лучшее в своей сфере, попадают в духовный резонанс друг с другом, когда достигают высот. «Искусство есть служение и радость, - пишет великий мыслитель Иван Ильин, - служение художника, который творит и создаёт для того, чтобы вовлечь и нас в служение с собою. [...] Радость... Она доступна не каждому [...] Она родится из страдания и одоления [...] Радость идёт из духовной глубины, дострадавшейся до одоления и озарения [...] Радость есть духовное состояние, она от неба и от Божества». (М.А. Сапонов. Менестрели. «Классика ХХI века», Москва, 2004, с.17).

 

 


Автор: Администратор
Дата публикации: 07.04.2013

Отклики (17)

  1. Анастасия

    08 апреля 2013, 10:59 #
    Огромное спасибо за концерт!
    Спасибо всем, кто сделал это возможным!
    Была счастлива всем, что произошло.
    Благовещение!
    1. Анастасия

      08 апреля 2013, 21:42 #
      Любимый нашел и подарил, а я Вам всем: classic-online.ru/ru/performer/2717
      1. Smile

        08 апреля 2013, 22:23 #
        Нет, концерт не был чудесным. И волшебным он тоже не был. Он был из плоти и крови, человеческим, полным жизни, молитвы и любви. Бесконечно талантливое творческое композиторское начало переплелось в нем с исполнительской виртуозностью и эмоциональным молчанием слушателей. А пронзивший душу вальс не только заставил запомнить имя молодого композитора, но и «прорыть» в интернете туннель к сайту с его музыкой classic-online.runwww.classic-online.ru/ru/performer/8567
        Да, концерт был настоящий. И слава Богу за него! А организаторам и Алексею Чернову низкий поклон.

        Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.