Ўдиви1ла є3си2 всёхъ стрaннымъ житіeмъ твои1мъ, ѓгGлwвъ чи1ны, и3 человёкwвъ соб0ры, невещeственнw пожи1вши, и3 є3стество2 прешeдши: и4мже, ћкw невещeственныма ногaма вшeдши марjе, їoрдaнъ прешлA є3си2.

Мариино стояние



догматик (добавлен догматик 8 гласа)

"..Если у кого вопрос возникнет, охотно поясню, тем более, что понимание именно догматиков как регулярных песнопений Вечерни есть одна из многочисленных задач наших богословских курсов".

Очень интересно! Поясните о малых и великих догматиках, пожалуйста.

____________________________

Хорошо, что вопрос этот прозвучал. Ответ мы впишем в наши лекции, и, хотя это несколько преждевременно, начнём таким образом «второй круг» или «второй уровень» нашего курса - разбор и толкование богослужебных текстов.

В сегодняшней публикации переведены - впрочем, предлагаемые тексты едва ли можно считать переводами, это скорее пересказы - пересказаны пока только 3 «великих» догматика: 1-го гласа, 7-го и 8-го (его мы услышим на всенощной в ближайшую субботу). По мере продвижения по гласовому столпу  будем стараться добавлять переводы соответствующих догматиков. Пока только великих. Хотя если бы кто из прихожан (знакомых с греческим, а такие у нас имеются) взял на себя труд перевести догматики малые, это было бы добра зело!

Догматики «малые с великими»

Едва ли не всякое церковное песнопение в той или иной степени есть догматик, т.е. текст, выражающий церковное догматическое учение. Разве не догматик Слава Отцу и Сыну и Святому Духу?Даже Господи, помилуй можно считать догматиком, поскольку в этих двух словах говорится и о Боге Всемилостивом, и о человеке в его отношении к Богу. Но это догматики в широком, общем смысле. А в узком -  такое наименование усвоено только некоторым текстам Малой и Великой Вечерен, именно трём в каждом из 8 гласов. Поскольку Малая Вечерня как правило не совершается, регулярно мы внимаем только одному Догматику, он поётся последним в цикле стихир на Господи, воззвах. В это время как раз совершается Вход с кадилом. 

Этот догматик есть богородичен (т.е. он посвящён Богородице). 

Этот богородичен есть догматик, в нём излагается догматическое учение о Боговоплощении.

Догматик имеется в каждом гласе, таким образом мы имеем 8 «больших» Догматиков.

Автором этих гимнов принято считать прп. Иоанна Дамаскина, ему принадлежит авторство большей части Октоиха.

Глaсъ №:

Всемjрную слaву, 

Славу всего мiра

t человBкъ прозsбшую, 

из рода человеческого происшедшую; букв. сильнее: от семени человеческого всеянную, зачатую, порожденную - σπαρεῖσαν (σπείρω - сеять или сажать, засевать, осеменять; оплодотворять; производить на свет, [по]рождать), 

и3 вLку р0ждшую, 

<и при этом> родившую Владыку <всея твари><бессеменно> 

нбcную двeрь 

дверь, лучше: врата к небесам 

воспои1мъ мRjю дв7у, 

[мы да воспоём Деву Марию, которую воспевают ангелы Божии - см. ниже]

безпл0тныхъ пёснь, 

[ср. юже воспевают ангелы Божии из Введенского тропаря]

и3 вёрныхъ ўдобрeніе: 

(верующих душ благоукрашение)

сіs бо kви1сz нб7о, и3 хрaмъ бжcтвA: 

(ибо она явилась Небом, на котором пребывает Бог - Иже еси на небесех; и храмом, в который вселился Бог)

сіS преграждeніе вражды2 разруши1вши, 

(она разрушила собою и в себе преграду, разделявшую Небо и землю, Бога и человека - средостение градежа разрушися - стихира Рождества Христова, более подробный комментарий: http://saint-elisabeth.ru/богословские-курсы/литургика/1917-22.-предпразднство-рождества-христова-(лекция-вне-программы).html)

миръ введE, и3 цrтвіе tвeрзе. 

[вместо вражды] водворила мир и отворила <врата Небесного> Царствия. 

сію2 ќбw и3мyще вёры ўтверждeніе, 

Сию (Богородицу) имея утверждением веры,

поб0рника и4мамы и3з8 неS р0ждшагосz гDа. 

Защитником, даже Бойцом, Воином имеем мы Рождённого Ею Господа.

дерзaйте ќбw, дерзaйте лю1діе б9іи: 

Имейте дерзновение (смелость, отвагу; уверенность, доверие, упование), люди Божьи, 

и4бо т0й побэди1тъ враги2, ћкw всеси1ленъ. 

ибо Тот [Господь] препобедит врагов, будучи Всесилен.

 

 

Глaсъ з: 

М™и ќбw познaласz є3си2, 

Материнство твоё познали мы

пaче є3стествA, бцdе,  

превыше естества (сверхъестественным), Богородица.

пребылa же є3си2 дв7а,  

При этом Ты осталась Девою

пaче сл0ва и3 рaзума: 

что превыше слова (несказанно) и превыше разумения (здравого смысла)

и3 чудесE ржcтвA твоегw2 сказaти љзhкъ не м0жетъ. 

Чудо рождения Тобою Господа неизреченно (языку не выговорить)

преслaвну бо сyщу зачaтію чcтаz, 

Преславным было зачатие Тобою Господа,

непости1женъ є4сть w4бразъ рождeніz: 

непостижимо, «парадоксально» [παραδόξως - невероятно, удивительно, странно] Его рождение [во утробе твоей].

и3дёже бо х0щетъ бGъ, побэждaетсz є3стествA чи1нъ. 

Потому что там, где Бог восхотел, препобеждается, преодолевается порядок вещей. 

тёмже тS вси2, м™рь б9ію вёдуще, 

Потому Тебя все мы, Матерью Божиею исповедающе, (познавши)

м0лимъ ти сz прилёжнw, 

молимся Тебе прилежно (δεόμεθά σου ἐκτενῶς -прилежно, усердно, ревностно, горячо; ἐκτενῶς- отсюда знакомое нам «ектения»: моление прилежное, усердное)

моли2 сп7сти1сz душaмъ нaшымъ.

Глaсъ }: 

ЦRь нбcный 

за чlвэколю1біе на земли2 kви1сz, 

по человеколюбию [Своему] на земле (небесный - на земле!) явился

человеколюбие - φιλανθρωπία - «филантропия»

и3 съ человёки поживE: 

и среди [нас] человеков жил

t дв7ы бо чcтыz пл0ть пріeмый, 

и3 и3з8 неS прошeдый съ воспріsтіемъ: 

προσλαμβάνω - присоединять, принимать у (на, в) себя

и из Неё произшедший (через Неё прошедший), с воспринятой, принятой  в себя - на себя плотью - естеством человеческим

є3ди1нъ є4сть сн7ъ, 

[Этот Царь Неба] есть Единый Сын [Божий]

сугyбъ є3стеств0мъ, но не v3постaсію. 

о двух естествах (божеском и человеческом), но не в двух ипостасях, а в одной - единой.

тёмже совершeнна того2 бGа, и3 совершeнна чlвёка 

потому совершенным Того - Его Богом и совершенным же [Его] человеком  

вои1стинну проповёдающе, 

ἀληθῶς κηρύττοντες -κηρύσσω - провозглашать, объявлять, возвещать

истинно проповедуя - провозвещая

и3сповёдуемъ хrтA бGа нaшего: 

ὁμολογοῦμεν - ὁμο-λογέω - признавать, исповедовать

признаём, исповедуем Его Христом Богом нашим

є3г0же моли2 м™и безневёстнаz, 

ἀ-νύμφευτος - безбрачная, не вступившая в брак, девствующая

поми1ловатисz душaмъ нaшымъ.

 

Прочие догматики - малые - также богородичны (они посвящены Богородице). 

Малые догматики можно найти в последовании Малой Вечерни, они также как и великие, имеются в каждом гласе, таким образом малых догматиков 8 на Господи, воззвах  и столько же на стиховне. Итого - 16, а вместе с «великими» - 24.

Авторство малых догматиков мне неведомо. Очевидно,: что их невозможно атрибутировать прп. Иоанну Дамаскину, чьи тексты - при всём своём художественном богатстве - сохраняют высокую простоту. Малые догматики возникли, кажется, много позднее (как и Малая Вечерня) в период "цветущей сложности" (прошу прощения за такое почти легкомысленное использование леонтьевского словосочетания), они не столь лаконичны, они несколько "тяжеловесны". Впрочем, мы судим о них больше по славянскому переводу, малые догматики с Господи, воззвах Малой Вечерни в нашем храме более-менее регулярно поются на воскресной всенощной на и ныне стихир на литии.

Даём для некоторого сравнения малые догматики 1-го и 7-го гласов. На славянском. Без перевода на русский (по недостатку времени).

БGор0диченъ догмaтікъ, глaсъ №:

Двcтвенное торжество2 днeсь брaтіе,

да взыгрaетсz твaрь, да ликовствyетъ человёчество:

созвa бо нaсъ с™az бцdа, несквeрное сокр0вище двcтва:

словeсный вторaгw ґдaма рaй:

храни1лище соединeніz двY є3стєствY:

торжество2 спаси1тельнагw примирeніz:

черт0гъ, въ нeмже сл0во ўневёстивый пл0ть вои1стинну:

лeгкій џблакъ, и4же над8 херувjмы сyщаго, съ тёломъ носи1вшій.

тоS мlтвами хrтE б9е сп7си2 дyшы нaшz.

Слaва, и3 нhнэ, бGор0диченъ, догмaтікъ, глaсъ з7:

Стрaшно и3 неизречeнно вои1стинну, є4же њ тебЁ содёzнное тaинство несквeрнаz:

сл0во бо всёхъ вин0вное, пaче вины2 и3 сл0ва,

с™hмъ д¦омъ вопл0щшеесz родилA є3си2,

и3з8 себE пл0ть пріи1мша,

своегw2 є3стествA непрел0жнw пребhвша.

сошeдшымсz бо nбои1мъ самобhтнэ,

по v3постaси є3ди1нственной, сугyбъ є3стеств0мъ происх0дитъ:

вeсь бGъ, и3 вeсь чlвёкъ, во nбои1хъ совершeнствіихъ,

дэйстви1тельными св0йствы и3з8zвлsz:

пострадaвъ бо на кrтЁ пл0тію, безстрaстный т0йже пребhсть б9eственнэ:

ћкw человёкъ ўмрhй, пaки њживE ћкw бGъ триднeвенъ, держaву смeртную низложи1въ, и3з8 и3стлёніz и3збaвль человёчество.

того2 ћкw и3збaвителz и3 сп7са р0да нaшегw бGом™и моли2, низпослaти нaмъ щедр0тъ є3гw2 вeлію млcть.

 

 


Автор: Анна Герасимова
Дата публикации: 15.01.2015

Отклики (482)

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.