Хrт0съ лозA крaснаz, грHздіz вaсъ принесE, слaдость сп7си1тельную напаsющыz земли2, ґп0столи бGон0сніи: тёмже мS и3збaвите сластeй піsнства, молю1сz, струи6 ўмилeніz души2 моeй дaрующе въ б9eственнэмъ пощeніz дни2: ћкw да спaссz жив0тъ получY.

Утреня четверга 2-й седмицы, седален по 2-й кафизме



Навечерие Богоявления (ответ)

Отец Феликс, поясните, пожалуйста нынешнюю службу. Сегодня мы служили Литургию свят.Иоанна Златоуста и вечерню после Литургии. Отчего так? Ведь в Навечерие служится сначала вечерня, которая переходит в Литургию свят. Василия Великого, да? Проясните, пожалуйста!

__________________________

По богослужебному строю предпразднство Богоявления сходно с Рождеством. Об этом уже говорилось. Сходство связано с тем, что праздники Рождества и Богоявления некогда были одним целым, а когда разделились, сохранили общим богослужебный порядок. 

Предпразднство Богоявления длится 4 дня (на день меньше Рождества).

Снова замечательны Повечерия. На них, как и перед Рождеством, в трипеснцах, двупеснце и двух полных канонах Сеченое сечется и Волною морскою разворачивается подражание Страстной седмице. Сгруппированы каноны несколько иначе, нежели перед Рождеством, ведь дней предпразднства меньше и трипеснцы, написанные по мотивам сразу четырёх дней Страстной седмицы собраны в два первых предпразднственнызх дня - по два на каждом Повечерии. Мы на сей раз почти не обратили внимание на это замечательное сходство, разве только сумели послужить одно Повечерие в навечерие с каноном Волною морскою. В будущем будем стараться такие Повечерия совершать.

Самое Навечерие в этом году получилось сложным для понимания: Литургия с Апостолом и Евангелием - Вечерня с паремиями, Апостолом и Евангелием - Великое водосвятие с Паремиями, Апостолом и Евангелием… Часы Навечерия - Царские Часы пелись вообще за два дня до собственно Навечерия… Как всё это понять? Постараюсь несколько пояснить это с виду хаотичное нагромождения служб, а на самом деле вполне логичное и стройное.

Весь сыр-бор от двух причин. Одна объективная - в этом году Богоявленский сочельник попадает на воскресенье и его богослужебная тема «пересекается», «соперничает» с темой воскресной. Тема воскресная (как и субботняя, кстати, - подобный же богослужебный порядок и для навечерия в субботу) темой Навечерия не отменяется. Воскресенье (как и суббота - привет адвентистам и прочим т.п. «-истам»!) всегда праздник! Ради них - субботы и воскресенья - всегда положено совершать литургию. Литургия в субботу (паки привет «-истам») или воскресенье НЕ МОЖЕТ ОТМЕНЯТЬСЯ, она и совершается ради субботы и - как в этом году - воскресенья. Значит привычный строй Навечерия невозможен. Ведь в ординарном случае в Навечерие утром совершаются Царские Часы и Изобразительны («изображающие» литургию), а литургия переносится на вечер, т.е. «смотрит» в самый праздник. Отсюда строгость поста - воздержание от пищи «до первой звезды». До причащения, до окончания литургии, а она должна быть вечером.  Но! Такой строй невозможен! Литургия ради воскресенья не может быть отменена. Она и совершается в обычное время. Воскресная литургия. Литургия Златоуста. Василиева - принадлежит Навечерию! Две литургии в день на одном престоле невозможны. Потому литургия Василия переносится на самый праздник. 

После воскресной литургии полагается вкушение пищи (пусть и не скоромной). Следующее собрание полагается вечером. Это мы - вот как раз и обещанный второй - субъективный - фактор! - чтобы не расходиться и потом снова не собираться (что в наших условиях очень обременительно), совершаем Вечерню сразу по литургии. Но это две независимые друг от друга службы. Тематически: литургия - воскресная, а Вечерня - крещенская. Их сопряжённость во времени случайна, «субъективна», мы не должны придавать ей никакого значения.

 

Вечерня, как и предрождественская, начинается в одном собрании, а продолжается в другом. На Вечерне поются крещенские стихиры на Господи, воззвах, читаются паремии (их 13), читаются Апостол и Евангелие. Вечерня переходит в Великое Водосвятие, после которого молящиеся будут отпущены до следующего собрания - праздничного Всенощного бдения, за которым будет допета Вечерня: стихиры на литии, самая лития, стихиры на стиховне, Ныне отпущаеши - все эти элементы Вечерни будут пропеты на Всенощной.

 

Великое Водосвятие начинается стихирами. Они должны петься во время шествия на Иордань. Если источника нет вблизи храма, шествие ограничивается выходом к праздничной иконе и ёмкостям с водою.

После Водосвятия выносится свеча и поются тропарь и кондак - наступившего! - праздника (увы, мы забыли это сделать сегодня). 

 

Следующее собрание - третье (в нашем случае второе): Всенощное бдение. Оно состоит из Великого Повечерия, окончания Вечерни, Утрени и 1 Часа. Если служба ночная, то завершается Всенощная литургией, в конце которой (по заамвонной молитве) совершается Великое Водосвятие. Это водосвятие совершается в храме.

 


Автор: Анна Герасимова
Дата публикации: 18.01.2015

Отклики (481)

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.