Хrт0ву кни1гу њдушевлeнную, запечатлённую тS д¦омъ, вели1кій ґрхaгGлъ чcтаz, зрS возглашaше ти2: рaдуйсz, рaдости пріsтелище, є4юже прамaтернzz клsтва разрэши1тсz.

Суббота Акафиста



Мы в ответе…

«Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил» Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» 1943 год Нет, разговор пойдёт не о брошенных животных. И даже не о бывших друзьях. Я предлагаю размышление о Церкви. Цитирую дневник. Личный дневник священника. Скажем, отца V., настоятеля небольшого храма, оказавшегося в непростых условиях не где-нибудь, а у нас в России, не когда-то, а теперь. Друзья, очень надеюсь на диалог, надеюсь услышать ваши отклики. Прихожан, священников, случайно забредших, юных, умудрённых, ищущих, нашедших, в общем, неравнодушных. Итак… «Жизнь открывает каждый раз что-то новое, о чём приходится думать, из-за чего надо принимать какие-то решения, менять взгляды, менять жизнь. Вот то, чему и суждено было рано или поздно случиться - храм заморожен, а значит зарплаты нет. В храм сегодня было только трое. Вот он - постсоветский приход. Если пришёл человек - деньги есть. Не пришёл - денег нет. Личной ответственности за храм, за священника, не зависящей от того, пришёл или не пришёл, нет. Безусловно, они считают это естественным. Всё тоже самое и на курсах, и на кружке, и везде. Человек своим отсутствием снимает с себя ответственность. С N-скими как раз рассуждали, что такое приходская закваска. Ну, вот она. Закваска, квасящая всё тесто, всех, кто приходит на приход. Даже лучших, даже самых искренних, самых совестливых, даже хороших священников, которые просто не знают другой реальности и поэтому живут в этой, даже не пытаясь поднять голову выше. Именно отсюда вся деятельность, вся активность на приходах - различные приходские клубы, тусовки, мероприятия, или, как писал Шмеман, "приходские блины". Да даже и социальное служение, и приходская миссия, и приходская катехизация. Всё это подспудно питается только одним - элементарным вопросом выживания. Здесь нет речи ни о личности, ни о Царстве Небесном, ни о Христе. Точнее есть, но и это подчинено только одной главной мысли - содержание храма, зарплата клиру. А отсюда главный вопрос для священника - это количество прихожан. Тот же, кто думает о качестве, т.е. о самом человеке (а это всегда негативно сказывается на количестве), заведомо обречён (если, конечно, не находит спасение в количестве треб для языко-православных). Это явление прихода в России. Место, обречённое на умирание и обрекающее на умирание всех, кто ему приобщается. Храм в России перестал быть местом собрания христианской общины, он стал идолом. Вместо "унус христианус нуллус христианус" ("один христианин не христианин") стало, говорю с иронией, "без храмос христианус нуллус христианус". И патриарх, и епископы, и священники говорят об общине. Но община на таком фундаменте в принципе обречена. Всё это уже было явлено в двадцатые и тридцатые, но почему-то церковь не учится на своих же граблях. Приход в нашей стране никогда не станет до конца церковным. В нём невозможно рождение общины. Говорю ужасные вещи, которые мне, вкупе со многими другими моими мыслями, мне никогда не простят. Потому что этими словами я обрекаю всю нашу церковь на умирание. Не ту подлинную Церковь, в основании которой заложено предельно простое "там, где двое или трое во имя Моё" и "потому узнают, что вы мои ученики, если будете иметь любовь между собою", а то болезненное явление, которое содержит в себе только символы такого собрания, но не само собрание, только подразумевает такую любовь, но не имеет её. В центре жизни прихода - иерархия и таинства. В центре жизни Церкви - общение христиан, отношения между ними. Не Таинство причастия, а само Причастие - причастие Христу в причастии друг другу ("Кто думает, что он сейчас причастился Христу, но кто не причастился брату, тот всуе думает, что причастился"). Причащающиеся в осуждение - это не рассуждающие о Теле Христовом. Но Тело Христово это не кусок хлеба, это Церковь. ……. Но основной вопрос - а для чего всё это? Или, лучше, ради кого всё это? Приход? Нет, с грустью пишу - нет. Что-то не клеится, и вижу, что само по себе и не склеится. Человек не может стать выше, если не увидит другого, стоящего выше. Приход не станет общиной, если этой общины не увидит……Ответ сейчас только в N. Ради них? Да, это вполне может быть. Будет от них "нет" - и я буду внутренне свободен, меня больше здесь ничего держать не будет. Будет "да" - и надо остаться здесь, чего бы мне это ни стоило. Всё ради этих двоих-троих…. Слава Богу за всё! Всегда радостно, когда Господь нас будит. »
Автор: Smile
Дата публикации: 22.01.2015

Отклики (482)

  1. прот.Феликс Стацевич

    23 января 2015, 10:52 #
    Спасибо! Хорошее письмо, хотя и очень сложное. В том смысле, что нужно хорошо знать и самого человека и обстоятельства, что побудили его (человека) к такому миро-воззрению. Но поставленные вопросы хорошо бы обдумать и, если найдётся, что сказать, и решимость сказать, — поделиться. У нас ведь есть некоторый приходской опыт, ведь очень многие из нас знакомы — и мы ведь не просто «знакомцы» — много-много лет: 20, 15, 10, 5… Что нас держит вместе? Человеческие привязанности? И только? Что-то иное? Что? Думайте, пишите. Спасибо!

    От себя приведу пока письмо другого батюшки и из другого региона (какого, это понятно из текста), моего старинного друга, собрата, сослужителя — и это тоже будет в некотором роде ответ. А после поговорим и о «блинах», и о том, что называют «хлебом насущным» (не вполне точно), и об ответственности, и о многом другом.

    Вот письмо. Оно совсем недавнее, примерно одного времени написания с первым.
    ПИСЬМО МНЕ ПОСОВЕТОВАЛИ — ДА И САМОМУ ТРЕВОЖНО — УДАЛИТЬ, КАК НИ ШИФРУЙ ИМЕНА, НАСЕЛЁННЫЕ ПУНКТЫ, ДРУГИЕ ДЕТАЛИ, ПРИ ЖЕЛАНИИ ВСЁ МОЖНО ВЫЧИСЛИТЬ, ГЕСТАПО, ЕСЛИ И СУЩЕСТВУЕТ И УМЕЕТ РАБОТАТЬ, ТО ИМЕННО ЗАТЕМ И СУЩЕСТВУЕТ, ЧТОБЫ ОТСЛЕЖИВАТЬ ПОДОБНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ. И ХОТЬ ЭТО ИГОЛКА В СТОГУ, КТО ЗНАЕТ?..

    P.S. Да, меня ещё очень интересует, как всё сказанное (в первом письме) соотносится с тем, что мы поём и читаем в храме, вот с теми тропарями и стихирами, к примеру, что помещены в настоящий момент в ЦИТАТАХ? И — с теми, кто их написал. И с их современниками.И с прочими текстами и насельниками «плывущих из темноты столетий» — ветхозаветных, времён Спасителя, после?..
    1. Ольга

      23 января 2015, 12:10 #
      Я тоже иногда читаю в жж записи этого священника. Вчера перечитала. Ну, во-первых, он там предупреждает, что это его ЛИЧНЫЙ дневник. Живет он очень далеко. Просит не присылать денег, которых не хватает, иначе он будет вынужден закрывать свои записи. У меня несколько раз были порывы послать ему адрес нашего сайта, но я сдержалась, помня, что и у меня бывают приступы одиночества и уныния. Он обустраивается на новом месте, ищет себя. Такое мое мнение.
      Что касается нашего прихода, то мне было бы проще, если бы существующие проблемы были озвучены. Но это мне… По- моему нам хорошо вместе молиться Богу. Именно вместе. Прекрасные наши панихиды, молебны. Такого еще не было в моей 24х летней церковной жизни. Думаю, что это помогает нам объединяться в общину. Я не буду хвалить все службы, они бывают разными, но отчего это зависит, вопрос непростой. Ведь случаются и неповторимые, вдохновенные, прекрасные, когда мы — единое целое. Ведь так? Моей семье в этом году будет 40 лет. Большой срок. Но ведь до сих пор случаются трудности, непонимание и пр. Как же иначе? А приход наш такой юный, нам столько нужно еще вложить своих сил, старания и умений, чтобы он стал общиной. И нет ведь гарантий, что удастся. Давайте лучше стараться вместе. Кто чем может.
      1. прот.Феликс Стацевич

        23 января 2015, 13:55 #
        Ещё два фрагмента в качестве информации к размышлению о тернистой нашей жизни.
        Из книжки приснопоминаемой матушки Иулиании Соколовой:

        «Как ни продолжительна и безнадежна была болезнь Анны Петровны, подготовлявшая близких к роковой развязке, смерть ее потрясла о. Алексея. Горько оплакивал он свою разлуку с ней. Обливаясь слезами, прерывая надгробное слово едва сдерживаемыми рыданиями, он горестно обращался к ней: «Как смогу я без тебя воспитывать моих птенцов?..»

        Вернувшись с кладбища в опустевший дом, он еще сильнее почувствовал свое сиротство. Тяжелая сторона жизни, которая скрашивалась присутствием близкого, дорогого человека, теперь выступала в самых мрачных красках: гнилой дом, маленькие дети-сироты без матери. Кто им ее заменит? Сам он теперь совсем одинок и в семейных трудностях, и в своем духовном пути. Нет рядом близкого человека, у которого он всегда находил понимание и поддержку.

        Особенно страдал Батюшка за детей. Последнее не оставляло его и тогда, когда они выросли. Всегда хотелось ему чем-нибудь скрасить их сиротство; много и часто баловал их; даже родные и сестра покойной, которую он дружески называл «тетка Ольга», замечали ему это. Он на все жалостливо отвечал: «Молчи тетка, ведь у них нет матери…»

        Время многое смягчило и сгладило, но и спустя двадцать лет после смерти жены, будучи старцем, многими уважаемым и любимым, он иногда временами вдруг чувствовал себя глубоко немощным и одиноким: «Ты не можешь себе представить, что значит это одиночество…» — говорил он, сдерживая слезы, одной своей духовной дочери, стараясь сгладить ее отношения с матерью, одинокой старушкой; или — «Вы все меня не понимаете, у вас нет ответа…» — вырывалось у него. Как-то в разговоре о семье с одним своим духовным сыном, священником, глаза Батюшки неожиданно наполнились до краев слезами: «Вот, мои дети, — сказал он, — все хорошие ребята, любят, заботятся обо мне, но не могут мне заменить моей покойницы, та все мои слабости знала и их любила…»

        Некоторые случаи впоследствии приоткрывали общение души о. Алексея с душою усопшей. Его сын свидетельствовал, как предпринимая что-нибудь, он вдруг слышал от отца: «Не смей этого делать, покойница не велит тебе этого…» Года за два до кончины Батюшка был извещен ею: «Не скорби, дорогой, скоро будем вместе».

        Но первое время после похорон горе батюшки о. Алексея было беспредельно. Однажды в разговоре о значении скорбей он рассказал о себе: «Господь посещает наше сердце скорбями, чтобы раскрыть нам сердца других людей. Так было в моей жизни. Случилось у меня большое горе: лишился я подруги жизни после многих счастливых лет совместной жизни. Господь взял ее и для меня померк весь свет. Заперся я у себя в комнате, не хотел выходить к людям, изливал свою скорбь перед Господом».

        В то время очень близкая отцу Алексею семья — купцы Алексей и Клавдия Беловы, жившие в доме 9 по Маросейке и владевшие расположенными на его первом этаже продовольственными магазинами, пригласили к себе домой приехавшего в Москву о. Иоанна Кронштадтского. Они находились с ним в контакте по делам благотворительности. Сделано это было, очевидно, для встречи с ним о. Алексея.

        «Вы пришли разделить со мной мое горе?» — спросил о. Алексей. — «Не горе твое пришел я разделить, а радость, — ответил о. Иоанн, — тебя посещает Господь; оставь свою келью и выйди к людям. Только отныне и начнешь ты жить. Ты жалуешься на свои скорби и думаешь — нет на свете горя больше твоего, так оно тяжело тебе. А ты будь с народом, войди в чужое горе, возьми его на себя и тогда увидишь, что твое несчастье мало, незначительно в сравнении с общим горем, и легче тебе станет». Тут же о. Иоанн указал на молитву как на первое могущественнейшее средство в предложенном подвиге.

        Рассказал и другой случай из своей жизни, как, будучи еще молодым священником, он однажды ранним утром, по дороге в собор повстречал скорбящую женщину, которая обратилась к нему с просьбой помолиться за нее, так как у нее решается какое-то дело. «Я не умею молиться», — смиренно ответил о. Иоанн. Но незнакомка настаивала: «Помолитесь, я верю, что до Вашим молитвам Господь пошлет мне нужное». Почти вынужденный о. Иоанн стал молиться об успехе дел неизвестной ему особы. Через некоторое время он снова повстречал эту женщину. Она радостно заявила: «Вот, Батюшка, Вы помолились за меня, и Господь дал мне, что я просила».

        Рассказав этот случай, о. Иоанн добавил: «Так и Вы обратите внимание на молитву, она облегчит Ваши жизненные скорби и даст много утешения другим».

        После первой встречи с о. Иоанном о. Алексей имел случай и сослужить ему в одной из московских церквей. Соприкосновение с личностью Кронштадтского пастыря его переродило. Благодать Божия обильно почившая на о. Иоанне, по-новому осветила жизненный путь о. Алексея».

        «Духовная жизнь большинства малых московских приходов тех лет была подобна каменистой бесплодной почве: богослужение совершалось здесь не каждый день, его редко кто посещал, прихожане говели обычно раз в год великим постом, скорее следуя обычаю, чем влечению сердца. Приступая к пастырскому служению, отец Алексей Мечев поставил перед собой ясную цель — устранить образовавшийся разрыв между народом и Бо­гом, умягчить человеческие души, сделать их способными к восприятию богатейшего сокровища православной литургической и аскетической традиции. Возвращая людям сокровище святоотеческого духовного опыта, молодой священник начал с того, что установил в своем храме ежедневное совершение утрени и литургии сначала только утром, но вскоре дополнил его и вечерним богослужением. “Мне хотелось дать Москве, — говорил впоследствии батюшка, — один храмик, где каждый верующий именинник при желании мог бы услышать в день своего Ангела величание своему святому” 5. Подлинное воцерковление прихода не могло совершиться мгновенно, на это требовались годы смиренной молитвы иерея о вверенных ему Господом душах. По признанию самого отца Алексея, он восемь лет ежедневно служил литургию при пустом храме. И сила его любви растопила лед равнодушия. О том, какова эта любовь, свидетельствует один случай, имевший место в начале его пастырства. В самый канун Рождества Христова его пригласили причастить больную. По окончании утреннего богослужения батюшка тотчас отправился по оставленному адресу. С трудом отыскал он где-то на чердаке маленькую ободранную комнату, совершенно пустую. Здесь лежала тяжело больная женщина, а около нее сидели и ползали на полу бледные, полуголодные дети. Эта крайняя нищета потрясла отца Алексея. Он пришел прямо из храма, при нем были деньги и, уходя, он не задумываясь оставил там свой кошелек. Домой вернулся без копейки. Домашние стали просить денег, чтобы купить что-нибудь к празднику. Сделав вид, что крайне занят, батюшка велел обождать; между тем сам впал в раздумье: правильно ли он поступил, ничего не оставив для себя… там дети и тут дети; там — нищета и здесь — бедность. Он стал усердно молиться. Опять просят денег, велит обождать. Уже под вечер, незадолго до начала всенощной, раздался звонок: принесли денежный пакет и записку с просьбой поминать таких-то и таких-то родственников. Батюшка был поражен этой милостью Божией за оказанную милость, и как сам навсегда утвердился в вере, так и в других потом укреплял веру в никогда не дремлющий Промысл Божий»
        1. Smile

          23 января 2015, 21:57 #
          Оленька и о.Феликс, спасибо!
          Но, признаться, я в некотором недоумении: для меня совсем не очевидно само понятие общины.
          Община — это что? Или кто? Каковы критерии, по которым можно было бы определить — да, вот это община, ну, а вот это, очевидно, что нет.
          Когда пару лет тому назад умирала от рака маленькая дочь Мирослава Бакулина Варенька, сотня людей по всему миру молилась о её выздоровлении. Люди, никогда не видевшие друг друга в лицо, не знавшие друг друга по имени, всем сердцем просили Господа о даровании малышки исцеления. Не час, не день, а год. До самой её земной смерти. Мы ходили в разные храмы, но, думаю, были общиной.
          А вот какое определение даёт о. Иоаким Парр: «Праздник Богоявления посвящён событию, в котором Святая Троица явила Себя во всей полноте. Святая Троица – это наш Бог, Отец, Сын и Святой Дух. Наш Бог – это единство, это общность, это некая община, что выражается во взаимоотношениях Лиц Святой Троицы. Именно взаимоотношения даются нам труднее всего, именно в этой области у нас особое оскудение. <…> Мы не можем обрести Бога, если не выносим общения с людьми. Жизнь в общине трудна, потому, что община требует именно того, что у нас очень плохо получается. Дело в том, что и сама община, и сама общность невозможны без любви. Невозможны! Святая Троица суть общность любви. Трое разделяют Друг с Другом Свою любовь и благодаря этому становятся Единым.»
          Ещё пример. Семья врачей, отрицавшая веру в Бога, и положившая всю свою жизнь на помощь немощным во имя коммунистических идеалов. Это община?

          1. Smile

            05 февраля 2015, 19:50 #
            Ещё пару слов к осмыслению и разговору.
            о. Андрей Ткачёв:
            «В народе говорят: не строй церковь, пристрой сироту. Эта мысль родилась из евангельских слов: Кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает (Мф. 18, 5). Об этом стоит думать всем — и молодым любящим друг друга семейным парам, которым Бог почему-то не даёт детей, и многодетным семьям; и тем, кто богат, и тем, кто живёт со средним достатком. В конце концов, не так уж многого они от нас хотят, эти маленькие брошенные ангелы, рискующие озлобиться на весь мир и превратиться в зверёнышей. Они хотят любви. Такое простое человеческое желание!
            Только не бегите сразу в ближайший детский дом, прочитав эти строки. Сначала хорошо подумайте и рассчитайте свои силы и помолитесь Богу, потому что человек — не игрушка, и если он привяжется к вам, то станет родным. Родных бросать нельзя. Мы в ответе за тех, кого приручили. <….>
            Большинство из нас — настоящие сироты, толком никому не нужные. В этом смысле Благая Весть возвещает нам нечто радостное. Настоящий Отец у нас есть, только не на земле. Записанные Иисусом Христом в одну большую семью, мы поднимаем глаза к небу и зовём Папу, Авву, сильного и доброго, могущего всегда прийти на помощь и от любой беды защитить. Мы обращаемся к Нему так, как Его единственный родной Сын научил нас к Нему обращаться: Отче наш! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя… <….>
            Человек зацикливается на себе и просто перестает думать о ком-то, кроме своей персоны. Подумайте, интересно ли вам, чем живут ваши соседи, сослуживцы, дальние родственники? Если честно, то вряд ли вам это интересно. У нас даже слоган такой есть: «Это твои проблемы». У тебя проблемы, у него проблемы и у меня проблемы. Я боюсь делиться своими проблемами и с тобой, и с ним, и с нею. Боюсь не то что показаться слабым, открыть наготу, как говорит Библия. Боюсь просто выговориться в пустоту, увидеть в глазах (твоих, его, её) вежливое безразличие. Боюсь услышать в звенящей тишине в перерыве между фразами всё тот же «символ веры» — «это твои проблемы». Он не слетит с уст, он просто будет невысказанно висеть в воздухе.
            Есть история об одном богатом человеке, который подобно Соломону или принцу Гаутаме, пресытившись благами мира, хотел высшей правды, хотел найти смысл существования. Он обратился с вопросом к своему старенькому воспитателю, и тот предложил пойти в пустыню к монахам. Те, мол, ближе к Богу и знают больше. Они пошли и сбились с пути. Изнурённые жарой и путешествиями, они обнаружили, что вода на исходе. Старик уже совсем изнемог от жажды и попросил своего воспитанника оставить его в пустыне, а воду оставшуюся взять себе. Молодой человек вспомнил всю ту заботу и любовь, которую видел от своего воспитателя, и влил ему в уста всю оставшуюся воду, не дал старику умереть от жажды. И в это время он впервые за многие годы почувствовал ту радость, без которой так долго томился. Он понял, что жить — это значит отдавать, жертвовать, проще сказать, любить. Он взял старика на руки и пошёл обратно. «Куда мы?» — спросил наставник. «Назад, домой, — ответил юноша. — Я понял смысл жизни».
            Я иду по улице и смотрю на проходящих и проезжающих в транспорте мимо людей. Кто они для меня? Друзья? Товарищи? Братья? Брёвна? Волки? Преподобный Иустин (Попович) говорит, что всякий человек будет жить вечно, и значит всякий человек —твой вечный брат. Я верю ему и чувствую правду этих слов. Но чувствую также, что нужно многое сделать, чтобы мысль эта поселилась навсегда в моем сердце. И в первую очередь нужно, чтобы перед моим мысленным взором всегда был Воскресший из мёртвых, Первородный между братьями.
            Без Него мы — скоты и звери, с Ним мы — семья.»
            1. Анна Герасимова

              06 февраля 2015, 23:27 #
              Анечка, спасибо за текст. После прочтения заговорила совесть.
              Думала над словами о.Андрея, может быть я не совсем правильно понимаю их. Мне кажется, вопрос, который задает отец Андрей, он только к себе. Т.е. его можно задавать только себе, а другим нельзя. Вот такие мысли пришли в голову. Потому что ждать от других понимания, сочувствия не стоит. Это нечестно, мне кажется. Мы не можем заставить, принудить другого человека услышать себя. Ждать этого — наивно.
              Пересматриваю последние слова текста… А ведь и от себя ждать этого глупо. Может быть наивно думать, что и сам сможешь кого-то услышать, понять, поддержать. Бог может.
              1. Smile

                07 февраля 2015, 20:11 #
                Анечка, думаю, что любой вопрос в первую очередь следует задавать именно себе. И отвечать на него, да ещё и, желательно, честно.
                И, безусловно, не имеет смысла «ждать от других понимания, сочувствия». Именно ждать. Не знаю, насколько это нечестно, по-моему, лишь неразумно. А уж «заставить, принудить другого человека» — это и вовсе беда. Вспомнилось чудное выражение из старого советского фильма: «Тебя излупят плётками, и ты залюбишь меня как миленькая!» (http://www.youtube.com/watch?v=bAxg4cXW9e8). Смешно и печально, когда понимание меленькое девочки, становится девизом в жизни, рождающим «бойкоты», всяческие «воспитательные меры» и прочие глупости. Думаю, что взросление и «весомость» начинаются с качественного, добротного, самостоятельного выполнения порученного дела, нелюбимого и нудного, а ещё желания помочь ближнему, не так, как тебе это представляется правильным, а так, как в этом нуждается человек.
                Что до «наивно думать, что и сам сможешь кого-то услышать, понять, поддержать. Бог может.» и «от себя ждать этого глупо», то полагаю, что не только надобно ждать, но и активно понуждать себя к этому. Убеждена, что одна из главных задач человека – это услышать, понять и поддержать другого, ведь в этом другом – Сам Господь. Услышать человека – человека – а не себя в нём, это «высший пилотаж», до которого ещё расти и расти.
                Позволю себе процитировать любимого мной схиархимандрита Иоакима (Парра): «Человеческое общение – трудное, сложное дело. Есть такое английское выражение «искусство общения». Почему искусство? Потому что успешное общение требует многих навыков. <…> Вот вы смотрите на меня, а я гляжу на ваши лица и не знаю, что именно воспринимает ваш слух, что происходит в ваших умах, что вы действительно слышите. Так что это всегда очень интересно. Думаю, нам всегда нужно помнить, что любые человеческие отношения во многом строятся на предположениях, догадках. Скажем, кто-то что-то делает, но почему?.. Ведь я не знаю, почему он так делает. Я вижу только само действие, но причин его не ведаю. <…> Иногда мы переносим свои чувства, переживания на других, а потом не можем понять, почему люди либо не отвечают, либо расстраиваются. Почему? Потому что мы не спрашиваем их, как они себя чувствуют, что переживают, а бросаем им в лицо того, что они ведут себя так-то и так-то. Тем самым мы создаём разлад, которого можно было бы избежать.»
                И в этом я согласна с Ольгой: и мне «было бы проще, если бы существующие проблемы были озвучены» и «Давайте лучше стараться вместе. Кто чем может».
              2. Анна Герасимова

                08 февраля 2015, 23:31 #
                Ты права — ждать от других неразумно. И мне все же кажется, что и нечестно. Очень напрашивается мысль, что только Бог может до конца понять человека. Ты не подумай, это не депрессивное настроение, наоборот. Просто мне кажется, что в этом какая-то глубокая правда.
                Принудить, заставить… мне кажется, это скорее название мотивов, чем действий. Может немного грубо и неточно.
                А что до «от себя ждать этого глупо», то я о том только, что ставить на свои силы, мне кажется, неправильным. Думать, что умеешь, можешь. Анют, я ведь написала «думать что..», «ждать от себя». Вот это мне кажется неверным.
                Такие мысли пришли вчера как отклик.

                Прости, Анют, меня за тупость, но я не очень поняла, что ты хотела донести в своих сообщениях. Объясни, пожалуйста. Сообразила только, что тебе не очень понятно само понятие «общины».
                Вот Ольга Николаевна пишет, что молебны и панихиды, которые совершаются у нас на приходе, прекрасны и такого еще не было в ее 24х летней церковной жизни. А мне вот всего 25 лет. Что такое община? Вот бы послушать людей, которые много лет уже молятся вместе.
                У меня уж точно нет готового ответа. Дерзну сказать только, что вижу ростки отношений.

                И знаешь, я ведь согласна с тем, что главное, что совершается служба, а сколько на ней людей не так важно. Пусть мы в разных местах — кто на работе, кто дома с детьми, кто еще по каким делам. Но мы знаем, что службы идут. И даже если не знаем. Они есть! А наши курсы, концерты, чтения — это продолжение. Мы делаем попытки собраться. И даже более. Я не знаю как объяснить. Это вне, это что-то длящееся. И мы пытаемся включиться. Войти.
                А сколько человек пришло на концерт или на курсы — не самое главное. Главное, что движется, живет!
                Вот эти песнопения, которые мы слушаем на службах, молитвы — они же живут! Они и те люди, которые их написали. Вне зависимости пришли ли мы на службу, услышали или нет. Я не знаю как объяснить.
                Вот течет река (очень похоже на то, что мы про Русь говорили). И она не перестает!

                Вот как-то так. Не знаю, что сказать. Очень хочется послушать, а не самой высказываться. Пожалуйста, напишите, поделитесь!

                1. Smile

                  09 февраля 2015, 19:21 #
                  Анечка, в контексте разговора некоторые слова иной раз могут принимать особую смысловую окраску. Для меня слово «нечестно» означает следующее:
                  «нечестность — отрицательное нравственное качество личности, характеризующее человека, лишенного чувства чести, порядочности, не способного отвечать по своим обязательствам, а также творящего беззаконие, совершающего преступление. Когда-то нечестность обозначала и нравственное беспутство, порочность. В целом же это качество может характеризовать жизнь во грехе, т.е. любые нарушения нравственности.»
                  А что ты вкладываешь в это слово, говоря «Потому что ждать от других понимания, сочувствия не стоит. Это нечестно, мне кажется»?
                  Аналогичная ситуация и с понятием «мотив».
                  «Принудить, заставить…мне кажется, это скорее название мотивов, чем действий.»
                  Но мотив (от лат. movere — приводить в движение, толкать) — 1) побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта;
                  2) предметнонаправленная активность определенной силы;
                  3) побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности предмет (материальный или идеальный), ради которого она осуществляется;
                  4) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности,
                  т.е как раз то, что обеспечивает совершение действия.
                  Именно поэтому я и пытаюсь в самом начале разговора определить терминологическую базу. Теперь, прежде чем попробую дать моё понимание общины, скажу ещё два слова. Безусловно, «до конца понять человека» просто невозможно, более того, часто и себя-то осознаёшь и понимаешь неверно; и «ставить на свои силы», конечно же, утопия, но! Но, думаю, непременно надобно стремиться понять человека; стараться изо всех сил, осознавая всю тщетность данного занятия.
                  Теперь об общине.
                  община — старославянизм в составе русского языка. Оно было очень употребительно в древнерусской литературе и выражало разные значения. Можно выделить в нем четыре основных значения:
                  1) `общение или наличие чего-нибудь общего; единение, соединение'. Например, в Изборнике 1073 г.: Кая ли обьщина свѣту съ тьмою.
                  2) `общество, общественная группа, объединенная какими-нибудь интересами, союз' (ср. Съставляеться обьщина или дондеже живы суть обьщиися или до времене… Зак.градск.).
                  3) `монастырское общежитие'. Повеле игумену общину соделати (1556 г.).
                  4) `общественное имущество' (обьчина)
                  (отсюда: enc-dic.com/whistory/Obschina-881/)
                  В моём понимании «община» – общество людей, имеющих общее мироустройство. Какое? Молитвы? Да. Службы? Да. Но, полагаю, что это только часть ответа. Давай, вернёмся к начальной записи. О чём кричит запись дневника священника? О невозможности рождения общины. О чём его боль? О том явлении, «которое содержит в себе только символы такого собрания, но не само собрание, только подразумевает такую любовь, но не имеет её. В центре жизни прихода — иерархия и таинства. В центре жизни Церкви — общение христиан, отношения между ними. Не Таинство причастия, а само Причастие — причастие Христу в причастии друг другу (»Кто думает, что он сейчас причастился Христу, но кто не причастился брату, тот всуе думает, что причастился")."
                  Нисколько не сомневаюсь, что Церковь живёт, но живем ли мы в Церкви, вот в чём вопрос.
                2. Ольга

                  09 февраля 2015, 13:27 #
                  Вот я заглянула в словарь Владимира Даля и нашла там относящиеся к понятию ОБЩИНА такие слова: Делиться сообща, давать кому долю, участье. Не знаю, поможет ли это объяснение. Вот вчерашний детский концерт ансамбля кларнетистов был для меня предметом похвалы в адрес и артистов, и педагогов, и родителей. Вряд ли они смогли бы выступить хорошо, если бы одно из этих звеньев исчезло. А в нашем случае тоже звеньев немало по-моему. Нам, таким разным по возрасту, по времени пребывания в Церкви, по амбициям и темпераменту, по жизненным планам, и т.п. очень непросто стать чем то единым. Поэтому первые нежные ростки некоего единения нужно очень беречь. По-моему, у нас все для этого есть. Будем же стараться! Надеяться и доверять друг другу. Ну и меняться, конечно, к лучшему.
                  1. Smile

                    09 февраля 2015, 19:32 #
                    Спасибо, Оля!
                    Да, вот это -давать кому долю, участье-верно. Отдать часть своего времени, своих сил трудно, особенно когда и времени ни на что не хватает, да и сил не так много.
                  2. прот.Феликс Стацевич

                    10 февраля 2015, 00:58 #
                    О, тут целая дискуссия развернулась, боюсь, не опоздал ли я со своей репликой? К тому же у вас тут образовался «девичник», не знаю, что выйдет из — в ваш калашный ряд.
                    Мы тогда же списались с автором текста, ставшего источником дискуссии; просто приведу выдержки из того письма батюшке. Текст редактировать-прилизывать не стал, прошу меня простить, только самую-самую малость.

                    <...> Граница (между реальностью и призраком-фантастикой-фантомностью) проходит не там, где община-не община, блины, книжки даже, слова-слова-слова. И слава Богу! Всё проще: делай, что должно, а там будь, что будет <...>

                    Я тоже не знаю, что такое община, хотя приходилось видеть что-то похожее (со стороны). «Блины» и т.п. там, конечно, водятся, но, на мой взгляд, далеко на периферии. Общину делает совместная работа — духовная (тоже, признаться, с трудом представляю, что именно это такое, м.б. несение скорбей?), душевная (совместное плакательство и вытирание соплей по поводу тяжести несения скорбей), телесная (всяческие замены несения скорбей, ущемления «комфорта»: хочешь одиночества, будь на людях, хочешь спать — вставай; отвечай на 10-ки писем и смс; «хвалу и клевету приемли» и когда у тебя 140/80 и когда за 200; не говоря уже о таскании бренного телесе туда-сюда: на службу, со службы, на требы, на ненужные «мероприятия»: городские, <...>, это ведь тоже налог, мыто, чтобы не трогали главного, дорогого. Пишу вроде о себе, но ведь наши бабушки таскают телеса с гораздо большими оговорками. И всё остальное тоже: слушай батюшкины проповеди — а он <многоречив> (в оригинале несколько жёстче), терпи его службы (а он у нас, понимаете, типиконщик). Или ровно напротив. Все ведь разные и всем что-то покрывать терпением да и приходится. М.б. это духовная жизнь? И община не это ли?

                    <А блины здесь ну совершенно ни при чём>.

                    Я вот не думаю, что мечёвцы были «община», а вот оказалось, что были. Потом оказалось. Потом. Когда поразили пастыря и разошлись овцы. Разошлись. И остались — община. Мечёвцы. Нужно ль чего иного?

                    А в тусовки и сам ни грамма не верю, больше того мутит не только от них, а от самой уже мысли сидения за столом и умничанья.
                    1. Smile

                      10 февраля 2015, 01:49 #
                      Ну, что же, «доброе слово и кошке приятно»… и слова ободрения, сказанные вовремя, ещё никому не вредили. Думаю, что они были полезны и ведущему дневник батюшке.
                      Другое дело, что в рамках ответа на вопрос о возможности приходской общины, они, как минимум, неполны. «Общину делает совместная работа — …». Не спорю, так. Но это лишь часть айсберга. Проработав на предприятии, а иногда и в одном коллективе, 20-30-50 лет, люди не становятся общиной. Почему? Нет духовной жизни? Не так, есть. Мало душевной? Опять мимо, поскольку совместно пережитых бед и радостей хватает выше крыши. Телесной? Ну, так это и вовсе рассматривать не приходится, потому как болящих, старающихся закончить начатое дело дабы не подвести коллег, хватает. А чего нет-то?
                      Думаю, главного. Нет любви. И не просто любви, а любви во Христе.
                      Вот и мыслится мне, что основной вопрос-то об общине — это как раз вопрос о том, как стяжать и сохранить любовь.
                      Не помню, кто сказал, но по-моему, оченно верно: «Молись так, точно всё зависит только от Бога, и действуй так, точно всё зависит только от тебя.»

                    2. Анна Герасимова

                      10 февраля 2015, 15:45 #
                      В том письме, что отец Феликс написал батюшке-автору дневника, Анют, есть ответы на большинство наших вопросов. В нем по сути. Мне кажется, что если вчитаться, можно обнаружить некий вектор, указывающий направление.
                      Вот сейчас еду в электричке, а здесь -«купите мочалку», купите, купите… И вот ребята-музыканты, воевавшие в Афгане. Может, очень грубый пример.
                      1. Smile

                        10 февраля 2015, 20:26 #
                        Каких вопросов, Анечка? Определение понятия «община»? Так для меня оно неполное, о чём и сказала выше. Возможность созидания общины на приходе? Так и это зависит от многих факторов, которые пока, увы, никак не озвучены. А что до обнаружения «некоего вектора, указывающего направление», то для меня это не слишком актуально, поскольку максима жизни вполне конкретно и однозначно обозначена в Евангелии Спасителем.
                        Что же до примера, то я вижу в нём лишь разность путей в достижении одного и того же промежуточного этапа – заработать деньги. Кто-то продаёт, кто-то поёт. Каждый делает то, что умеет. Для меня это абсолютно равноценно.
                      2. прот.Феликс Стацевич

                        13 февраля 2015, 01:31 #
                        М.б. давайте не будем ничего «созидать на приходе»?
                        Чтобы своей суетой не мешать Богу.
                        Будем на приход при-хо-дить. И довлеет нам.
                        К Богу в гости.
                        От нас чего нужно? Стараться приходить просто-душно. Это трудно, конечно. Но собственно это и есть духовная жизнь, разве нет?
                        Приходить в собрание в простоте сердца. Так и всякое собрание может стать церковь, в том числе даже — пусть самую малость — и «производственный коллектив». Это когда я прихожу в него простодушным.
                        Потом жить так навыкнуть…
                        Едва ли это простодушие по силам грешному человеку, но хоть искать этого (а не значений в словарях).
                        Просить Бога об этом. А не повторять мантры: «община», «община», «община»… «любовь», «любовь», «любовь»… «бу-бу-бу»…

                        Ещё бы поменьше высоких, «пафосных» слов. Всуе.
                        «Созидать». «Созидать общину». «Любовь». «Любовь во Христе».
                        Только-только вновь пережили историю о мытаре и фарисее. «Господи, милостив буди ми грешному». И не нужно больше слов. Ну разве ещё — тоже только-только пережили: «Отче, согреших на небо и пред Тобою, и уже несмь достоин нарещися сын Твой. Приими мя в число наемник Твоих».
                        Впрочем, это в точности то же, что другими словами сказано в молитве мытаря.

                        И ещё пару реплик в качестве возможной информации к возможному размышлению.
                        «В том письме… есть ответы на большинство наших вопросов».
                        И мне так показалось. На всякий случай повторю:
                        «не думаю, что мечёвцы были «община», а вот оказалось, что были. Потом оказалось. Потом. Когда поразили пастыря и разошлись овцы. Разошлись. И остались — община. Мечёвцы».

                        «Проработав на предприятии… люди не становятся общиной. Почему?.. А чего нет-то?»
                        Цели и задачи «предпринимания тех или иных действий» на предприятии не предполагают никакой «общины», разве в качестве средства: «дух коллективизма», «один за всех», «корпоративная солидарность» и проч. «макдональдс» с «гербалайфом»… А вот Церковь… Самая природа церкви «общинна». Не стану распространяться, довольно этого: Верую во <...> СОБОРНУЮ церковь. Даже монах-(монос-один)у себя в келье пребывает в церкви, в собрании, в общине. И причём здесь «блины»? И всё остальное, «о чём ты в голос кричишь» (цитирую героя из кино)? Тише! Тише… Вполголоса… Молча…

                        «Семья врачей, отрицавшая веру в Бога, и положившая всю свою жизнь на помощь немощным во имя коммунистических идеалов. Это община?»
                        Это семья.
                        Остальное Господь на Суде откроет: всю ли жизнь? на помощь ли именно немощным? во имя ли коммунистических идеалов? или каких других? и идеалов ли? и как эти труды соотносятся верой, надеждой, любовью?..
                        И не нам откроет, но соискателям откровения. А нам бы до времени воздержаться со своими суждениями, «потому что думаем не о том, чтó Божие, но чтó человеческое».

                        «Когда пару лет тому назад… Мы ходили в разные храмы, но, думаю, были общиной»
                        Тише! Тише… Что знаешь ты, бедный человече, о тайнах Божиих? О том, что совершается в кельях твоих братьев и сестёр? В сердцах и помышлениях их? Тише… Молча…
                        1. Smile

                          13 февраля 2015, 23:15 #
                          М.б. давайте не будем ничего «созидать на приходе»?
                          Чтобы своей суетой не мешать Богу.


                          Не думаю, что Богу можно чем-нибудь помешать, скорее отцу-настоятелю. Вряд ли Господь, умерший за меня, поставит в вину стремление жить по Его Слову, пусть и неумелое.

                          Будем на приход при-хо-дить. И довлеет нам.
                          К Богу в гости.


                          Многие именно так годами и ходят. К Богу в гости: свечку поставить, водичку набрать, машину-квартиру освятить.

                          А от нас чего нужно? Будем стараться приходить просто-душно. Это трудно, конечно. Но собственно это и есть духовная жизнь, разве нет?
                          Приходить в собрание в простоте сердца… Так и всякое собрание станет церковь, в том числе даже — пусть самую малость — и «производственный коллектив».
                          Потом жить так навыкнуть…


                          Бесхитростно, с наивной доверчивостью, чистосердечно. Полагаю, что многие именно так и входят. Это потом, столкнувшись с грубостью, хамством, откровенной ложью и лицемерием в церкви, недоуменно пытаются «зализать раны» и найти объяснение, как такое возможно. Вот тогда-то простодушие мутирует в повсеместное равнодушие и бесчувствие.
                          Как пишет архиепископ Иоанн: «Кто не торопится сделать добро, тот его не сделает. Добро требует горячности, теплохладные не сотворят добра. Бесчувствие и равнодушие хотят связать нас по рукам и ногам, прежде, нежели мы подумаем о добре. Добро могут сделать только пламенные, искренние, горячие. Истинно добрым может быть только молниеносно добрый человек. И чем дальше идет жизнь, тем более молниеносности нужно человеку для добра. Эта молниеносность есть выражение духовной силы и светлой веры».

                          Едва ли это простодушие по силам грешному человеку, но хоть искать этого (а не значений в словарях).
                          Просить Бога об этом. А не мантры повторять: «община», «община», «община»… «любовь», «любовь», «любовь»…«бу-бу-бу»…


                          Что же, со стороны оно виднее, конечно. Спасибо, упрёк принимаю.

                          Ещё бы поменьше высоких, «пафосных» слов. Всуе.
                          «Созидать». «Созидать общину». «Любовь». «Любовь во Христе».
                          Только-только вновь пережили историю о мытаре и фарисее. «Господи, милостив буди ми грешному». И не нужно больше слов. Ну разве ещё — тоже только-только пережили: «Отче, согреших на небо и пред Тобою, и уже несмь достоин нарещися сын Твой. Приими мя в число наемник Твоих».
                          Впрочем, в молитве мытаря сказано в точности то же.


                          «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 35) и дополняющие слова апостола Павла: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6, 2).
                          Не вижу в этом никакого пафоса. Просто «рабочий момент», задание на день. И созидать, и любовь во Христе. «Если мы не будем отступаться, если, по слову старца Амвросия Оптинского, не имея духа любви, мы будем стараться творить по отношению к другим дела любви, то Господь, в свое время, вернет нам и дух любви» (Источник: www.pravmir.ru/supruzheskie-otnosheniya/#ixzz3Rc9yeoEo)
                          И ещё Сергея Фуделя, из писем: «Надо стараться никому не делать больно. Очень коротка наша жизнь, невероятно коротка, и как-то надо суметь ее прожить с теплом для других, уж если не с любовью, то с каким-то теплом для других. Людям и так уж больно, человек начинает плакать, как только он появляется на свет. Так вот страшно, если мы не уменьшаем, а увеличиваем этот плач...»

                          И ещё пару реплик в качестве возможной информации к возможному размышлению.
                          «В том письме… есть ответы на большинство наших вопросов».
                          И мне так показалось. На всякий случай повторю:
                          не думаю, что мечёвцы были «община», а вот оказалось, что были. Потом оказалось. Потом. Когда поразили пастыря и разошлись овцы.
                          Разошлись. И остались — община. Мечёвцы.


                          Читаю воспоминания о протоиерее Валерии Поведском. «Он сам с Маросейки, матушка тоже. Кто их с матушкой венчал, я не знаю, но обручал кольцами о.Сергей Мечёв в 1939 году, уже будучи в ссылке. Сначала они были духовными детьми протоиерея Алексия Мечёва, а потом, после его смерти в 1923-м – о.Сергия. Раньше матушка присмотрела себе другого молодого человека, не с Маросейки, но о.Алексей сказал: «Нет, не благословляю. Здесь найдём». И вот уже после о.Сергий благословил их брак с Валерием, тогда ещё мирянином.»
                          Полагаю, что община вполне осознавала себя общиной и до поражения пастыря.
                          Ещё один маленький фрагмент книги: «Характерной чертой мечёвцев была крайняя конспиративность. Разумеется, не без причин, не на пустом месте – просто мне, приехавшей из Парижа, это бросалось в глаза и казалось немножко забавным, а им вовсе так не казалось. Они были страшные конспираторы, называли своих священников только по имени-отчеству, чтобы скрыть тайные рукоположения…В одном профессорском доме стоял платяной шкаф, через приотворенную дверцу которого был как бы небрежно переброшен галстук – чтобы всяком было ясно, что в шкафу ничего нет, кроме одежды. Но когда при своих шкаф открывался, то оказывалось, что внутри он увешан иконами. Перед ним молились, служили…Вот этот галстук на дверце – очень маросеевская черта. <...> Что ещё было в нём типично мечёвское? Литургическое выражение своего пастырства. <...> Тут, правда, нельзя не заметить, что хотя он глубоко по-маросеевски любил богослужение, но служили у него часто с ошибками, и читали, и пели иногда криво-косо — потому что о.Валерий никогда не был строгим, не был администратором..."

                          «Семья врачей, отрицавшая веру в Бога, и положившая всю свою жизнь на помощь немощным во имя коммунистических идеалов. Это община?»
                          Это семья.

                          Семья – это «домашняя Церковь» сиречь община. И вопрос был именно об этом.

                          Остальное Господь на Суде откроет: всю ли жизнь? на помощь ли именно немощным? во имя ли коммунистических идеалов? или каких других? и идеалов ли?
                          И не нам откроет, а соискателям. А нам бы до времени воздержаться со своими суждениями, «потому что думаем не о том, чтó Божие, но чтó человеческое».


                          С каких это пор заданный вопрос стал суждением?

                          «Когда пару лет тому назад… Мы ходили в разные храмы, но, думаю, были общиной»
                          Тише! Тише… Что знаешь ты, бедный человече, о тайнах Божиих? О том, что совершается в кельях твоих братьев и сестёр? В сердцах и помышлениях их?


                          Не знаю ничего. Да, это и не требуется, чтобы ощутить общность, близость, любовь, чтобы осознать себя общиной.

                          Тише… Молча…
                          Безусловно, это лучший способ дискуссии. )
                          1. Smile

                            06 августа 2015, 23:51 #
                            «Когда пару лет тому назад… Мы ходили в разные храмы, но, думаю, были общиной»
                            Тише! Тише… Что знаешь ты, бедный человече, о тайнах Божиих? О том, что совершается в кельях твоих братьев и сестёр? В сердцах и помышлениях их?»


                            «Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы».

                            Вернуться к этому отклику заставила нынешняя запись Мирослава: zamorin.livejournal.com/522349.html
                            Она о святителе Луке и вполне могла бы находиться в это теме: saint-elisabeth.ru/temple/question-answer/2940-the-film-healing-fear.html
                            Но позволю себе процитировать некоторую её часть всё же здесь в качестве ещё одного ответа.

                            «Милостивый Господь ответил на наши молитвы, а молилось за нее несколько сот человек, в том числе несколько человек пришли к вере через ее болезнь. Одна женщина даже из США — Раиса. Она жила на Украине и у нее не было детей, она пыталась зачать ребенка экстракорпоральным оплодотворением. Ничего не получалось. Ей сказали, что лучший центр по такому оплодотворению находится в Чикаго. Она продала квартиру и уехала в США, работала почти рабом у каких-то поляков, получила гринкард, выучилась на права и стала работать шофером. Но ни деньги, ни врачи из Америки ей так и не помогли. И тут она через знакомых узнала о нашей беде и решила пойти помолиться о девочке в церковь. А храм Свято-Троицы в Чикаго — это настоящий Русский дом. Люди там проводят все выходные: сначала служба, потом общая трапеза, потом Воскресные школы, потом акафисты и вечерняя. Подошла Раиса к батюшке, все объяснила. Тот обратился к прихожанам:
                            — Давайте, братья и сестры, помолимся всей общиной о больном ребенке из России.
                            Помолились, обедом Раису накормили, окружили ее заботой и вниманием. А она, от американской жизни одичав, глазам своим не верит, что люди могут быть так гостеприимны и любвеобильны. Говорят ей:
                            — Поезжайте в Сан-Франциско, там мощи святого Иоанна (Максимовича), далекий предок которого — святитель Иоанн Тобольский и Сибирский (тоже Максимович) — покровитель всех сибиряков, в том числе и больной Варвары. Поехала она, и снова нашла в православном храме свою малу Родину, взяла святынек и отправила нам в больницу. Стала жить церковной жизнью, снова почувствовала себя русской христианкой, рядом с которой есть родные и любящие люди. Отогрелась душой.»
                          2. Глас из храма

                            14 февраля 2015, 17:51 #
                            Напоминаем, что в храме есть папка, в которой вы можете прочитать дискуссию по данной теме и оставить свой отклик.

                            Итак, отклик, переданный для публикации Любовью Николаевной Сухаревой:

                            Можно присоединиться к столь почтенному собранию?
                            Дискуссия — это хорошо, только вот о чём идёт речь, я не совсем поняла. Об общине в храме, да?
                            О государстве в уже существующем государстве. По крайней мере я так поняла. Храм — это дом молитвы, и это главное. И Хозяин в этом доме уже есть, Хозяйка тоже. Это, конечно же, Бог и Богородица. Всё уже построено, или мы забываем, что мы все орудие в руках Божьих. Как мы стремимся обрести понимание и сочувствие среди людей и так легкомысленно относимся к общению с Богом, к встрече с Ним. А ведь написано же «не надейтися на князи, на сыны человеческия, в них же несть спасения...» Я сама не раз спотыкалась об это, поэтому и пишу: «Не надейтесь! Действительно, это всё приведёт только к разочарованию, если не к погибели». А есть другой путь; он лишь даёт покой и радость — это путь общения с Богом и Богородицей. И тогда, если это получится — всё сразу встанет на свои места. Мы и так уже община, собранная Богом, а не случайное собрание людей. Именно те люди, с которыми мы соединяемся в единой молитве — наше спасение и наше счастье. Мы, как звенья одной цепи, собранные по промыслу Божьему. Когда храм начинает молиться за кого-то из нас, то происходит чудо. Это я тоже не единожды на себе ощутила, и не только я, но и моя дочь (когда я потеряла сына) сказала мне: «Мама, у меня такое ощущение, что я огорожена какой-то стеной, которая не пропускает боль в сердце». И я с ней согласна.
                            Соборная молитва всего храма — это очень мощное оружие против врагов, что нас хотят уничтожить. Так что не надо ничего строить там, где уже всё построено.
                            А любовь христианская — возможно, это и есть молитвенное соучастие наших сердец у чужом горе.
                            Я лично счастлива, что однажды переступила порог храма и осталась в нём. Считаю, что все мы и есть община, причём, неплохая.
                            А строить, если очень хочется, можно, конечно. Но лучше всего начинать с собственной семьи (это только о себе!). Ведь если в каждой из наших семей будет царить любовь и взаимопонимание — то мы приобретём рай на земле. А для этого нужно, чтобы наше сердце очистилось от страстей и пороков. Ибо… только чистые сердцем узрят Бога.
                            А второстепенное — тоже важно, пусть не для меня (уже!). Но, если это кому-то согревает сердце и приносит радость — это уже хорошо. Значит, всё по воле Божьей!
                            1. прот.Феликс Стацевич

                              15 февраля 2015, 13:56 #
                              Просматривая переписку, нахожу, что большинство собеседников понимают друг друга с полуслова. Пожалуй, этому стоит порадоваться. Это значит, что можно совместно заняться более важными для короткой нашей жизни вещами, нежели «множить сущности без необходимости».

                              Много размышлений об общности, богослужении как выражении общности, и т.п. сопутствовали сегодняшней нашей праздничной службе, однако объявили посадку (группа прихожан летит в Святую Землю) и не высказывать их есть уважительная причина. И так в общем всё понятно, чего воздух сотрясать?

                              Разве реплика в качестве шутки на прощанье:

                              «Истинно добрым может быть только молниеносно добрый человек».

                              В отличие от доброго, истинно многоглаголивым может быть и молниеносно многоглаголивый человек, и тормозной тоже может.
                              Истинно любоначальным также может быть и молниеносно, и всех других оттенков реактивности человек.
                              И празднословным.
                              И прописные истины тоже можно изблёвывать из себя молниеносно, а можно с задержкой.
                              Суть одна: «бу-бу-бу».

                              Ещё есть анекдот про это всё (про «сущности без необходимости»), да с анекдотами столь вдохновенно начатый разговор совсем уж грозит скатиться в
                              «из пустого в порожнее». Посему воздержусь.
                              1. Глас из храма

                                28 февраля 2015, 12:25 #
                                Наташа Петрова:
                                Понимание смысла слова у каждого может быть своё, поэтому, о.Феликс, пожалуйста, поясните сказанную ранее фразу: " Стараться приходить просто-душно."
                                Что Вы подразумевали под этим?
                                И ещё. Много говорится о любви. Может быть, пришло время её проявить? Братья, пожалуйста, очистите лёд с дорожки, ведущей к храму.
                                1. прот.Феликс Стацевич

                                  06 марта 2015, 23:18 #
                                  Наташа! Очень неПРОСТО будет пояснить, что такое ПРОСТОдушие, ведь есть вещи самоочевидные, они постигаются не рассудочно, о них чем больше слов, тем дальше от смысла.
                                  Разве в слово «простодушие» возможно вкладывать принципиально различные смыслы?
                                  Вот Вы какой вкладываете?

                                  А́ще ýбо бýдетъ óко твоé прóсто, всé тѣ́ло твоé свѣ́тло бýдетъ (Мф 6.22)
                                  Толкование блаж.Иеронима:
                                  «Гноящиеся глаза обыкновенно видят многочисленные светильники, глаз простой и чистый созерцает простое и чистое. Все это он будет переносить и к чувству.
                                  В самом деле, подобно тому, как тело совершенно погружается во тьму, если глаз не будет прост, и душа будет держать все чувства в непроглядной тьме, если она утратит свое первоначальное сияние.
                                  Итак, если находящийся в тебе свет есть тьма, то сколь велика будет самая тьма! Если чувство, которое есть свет, помрачается пороком души, то, подумай, какою тьмою будет окутан самый мрак!»

                                  Итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби (Мф 10.16).
                                  пФ

                                  Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.