Во їудeю пaки хrтE грzдeши, и4щущую жи1зни тS дрeво, дрeвомъ ўби1ти, желaz њбезсмeртвити ўмерщвлє1нныz дрeва снёдію.

Утреня среды 6-й седмицы



О соборовании

Таинство Елеосвящения или Соборования в настоящее время и в нашей поместной церкви известно в нескольких «конфигурациях». Полное чинопоследование Соборования содержится в Требнике, оно состоит из 2-х больших частей. 1-я часть — молебное пение с каноном о болящем, как почти всякий молебен 1-я часть имеет форму Утрени, являясь её как бы сокращением…
Те, кто знает последование Утрени, сравните, пожалуйста, сами:
Соборование Утреня
Возглас
Трисвятое… Отче наш
Псалом 142 шестопсалмие
Ектения Мирная или Великая Ектения
Бог Господь или 
Аллилуия со стихами Аллилуия со стихами

Тропари Тропари покаянные
Псалом 50 
Канон Каноны 
Стихиры Стихиры хвалитные и/или на стиховне
Трисвятое конечное 
Тропари отпустительные 
Некогда, эта часть могла совершаться в отдельном собрании, в другой день (скажем, накануне) и даже в другом храме. Эту часть нередко теперь опускают и нередко же в этом имеется свой резон. Какой например? Не всегда сам болящий и его родственники могут участвовать в службе в должной мере. Не всегда болящему просто-таки посильна эта служба целиком. Она не просто продолжительна, она чрезвычайно ёмка по своему содержанию, представьте, непрерывное беглое чтение на славянском в течение более чем часа множества разнообразных текстов, весьма сложных синтаксически, весьма сложных по смыслу.
Хотя опускать эту часть жалко, например, из-за канона. Он не является очень уж древним. Хотя как сказать? Х-й век для нас разве не древность? Как бы то ни было, канон этот замечательный и опускать его жалко.

2-я часть в прежние времена могла совершаться и на литургии, и даже на 7 различных литургиях, Апостольские и Евангельские чтения в чине соборования как раз рудименты такой практики.
2-я часть начинается Великой (Мирной) ектенией. Этот положение Великой ектении сигнализирует о том, что некогда эта часть совершалась в отдельном собрании, Ведь Великая ектения как правило начинает службу.
Затем читается молитва на освящение елея и тропари различным святым, которых мы просим о молитвенном заступничестве и помощи в исцелении нашем или наших дорогих сродников.

Далее следует седмеричный (семикратный) цикл, состоящий из апостольского, евангельского чтений, малой (по размеру) сугубой (по жанру, — т.е. той, когда принято трижды возглашать Господи, помилуй) ектении, молитвы и помазания болящего. Семь раз повторяется одинаковая форма, но содержание её, конечно, различно: читается 7 разных апостольских чтений, 7 разных евангельских, 7 разных молитв о здравии. Повторяется неизменно только сугубая ектения, также неизменна и сопровождающая помазание елеем молитва «Отче Святый, Врачу душ и телес».

Наконец, заключительная часть включает несколько элементов. Во-первых, возложение Евангелия на главу болящего. Этот обряд весьма редкий, подобный встречается в чине хиротонии Епископа и указывает, что от руки Господней ожидаем мы благодать.
Далее читается разрешительная по содержанию молитва (потому я считаю уместным и даже стараюсь исповедовать болящего именно перед чтением этой молитвы). После ещё раз произносится малая сугубая ектения, поются две благодарственные стихиры и говорится отпуст, на отпусте поминается Иаков брат Господень — автор того послания, которое послужило богословским и историческим основанием таинства елеосвящения: «Болит ли кто в вас, да призовет пресвитеры церковные и да молитву сотворят над ним, помазавше его елеем во имя Господне, и молитва веры спасет болящего». 

Вернёмся, однако, к Вашему вопросу. Нередко соборование болящего на дому начинают сразу со 2-й части. Повторю, это вполне возможно.

Доводилось видеть и сокращения во 2-й части, например, могут быть опущены все апостольские чтения, кроме собственно Иаковля.

Ещё одно основание совершения соборования поскору: угроза смерти болящего. Если болящий умирает, следует освятить елей и немедленно же совершить помазание. Если помазание состоялось, таинство считается совершённым. В моей практике много-много лет назад был такой случай. Тогда болящий дождался священника и как-то мы все поняли, что он вот-вот умрёт. Аккурат после помазания елем р.Б. Роман сам сложил руки на груди (!) и предал дух. С тех пор прошло без малого 20 лет, до сих пор вспоминается и этот человек и этот случай.
Наконец, совсем недавно богослужебной комиссией мжсоборного присутствия был предложен, а синодом одобрен краткий чин соборования. И в таком кратком чине есть резон, случается приходить в больницу, где кроме болящего в палате несколько человек, долгое богослужение не всегда уместно в таких условиях, люди по вполне понятным причинам стесняются незнакомого человека, возникают всевозможные неловкости и т.п… И сам болящий пребывает иной раз в столь плачевном состоянии, что полный чин ему просто не по силам, в таком случае можно совершить предложенную богослужебной комиссией службу. Именно для таких случаев она и предназначена. 
Вот что написано в сопроводительной записке:

Одобрить «Последование Святаго Елеа, совершаемого поскору», к употреблению в тех случаях, когда Таинство Елеосвящения необходимо совершить над больными людьми, находящимися на стационарном лечении.
Т.е.такой краткий чин совершается всё же в исключительных случаях, а отнюдь не «в штатном режиме».


Автор: Администратор
Дата публикации: 24.12.2014

Отклики (482)

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.