Мене́ осужде́наго спаси́, осуди́вый Кресто́м Твои́м Влады́ко Спа́се мо́й вражду́, и да не пока́жеши гее́нне пови́нна, оскверне́наго страстьми́, и грехми́ омраче́наго.

Служба пятницы 2-й седмицы ВП



А.Е. Иванов. Третья заповедь

На Синае сказано: «Не поднимай имя Господа Бога (Яхве Элохим) твоего впустую» (Исх. 20:7). Словосочетание «поднимать (носить) имя Господа Бога» встречается только здесь. Синайские заповеди обращены и ко всему народу-Церкви, и к каждому его члену.

Синодальный перевод неправильный: «Не произноси имя Господа Бога твоего напрасно». У соответствующего еврейского и греческого глагола нет значения «произносить». В церковнославянском хорошо: «Не возмеши».

В заповеди четыре загадки: что такое «поднимать», что такое «имя Господа Бога», что такое «впустую» и как нужно «поднимать имя Господа» правильно.

Поднимать ( наса, λαμβάνω)

У еврейского и греческого глагола два основных значения: поднимать и носить.

Поднимать — это перемещать снизу вверх. Низ — это область вне поля зрения. «Поднять имя» в таком случае — сделать его явно видимым для окружающих. Поднимание в библейском языке обычно связано с демонстрацией или жестом. Так поднимают знамя (Ис. 5:26), руку при клятве (Исх. 6:8), лицо в знак утешения или благословения (Чис. 6:26). «Поднять имя Божье» значит приковать к нему всеобщее внимание.

Носить — это перемещать по горизонтали. В нашем случае это значит распространять. Схожий смысл глагола  наса — в повелении: «не носи (не разноси) пустой (ложный) слух» (Исх. 23:1).

Перевод «Не произноси имени Господа» хоть неточен и слишком узок, но сообразуется с этими смыслами. Звук (имя Божье) и привлекает внимание, и распространяется.

Глагол «носить» ( наса)  относится всегда к тяжестям, буквальным или метафорическим. Носят поклажу (Быт. 37:25), доспехи (Суд. 9:54), груз ответственности, заботы, горестей, вины (Втор. 1:9, 12; Чис.11:17; Быт. 4:13). В этом смысле «пустой слух» — не легковесен, это груз для тех, кто его носит, и кто от него страдает.

Имя Господа ( Шем Яхве , τὸ ὄνομα κυρίου)

Имя Божье — поднимают и носят. Это подразумевает, что оно весомо, тяжело, не эфемерно, непрозрачно. Узнавание имени Божьего — один из важнейших эпизодов Книги Исход (3:14), поэтому третья заповедь звучит именно так. Имя «Яхве» — средоточие тайны Божественной природы. Оно до сих пор загадочно — никто не знает точно, что оно значит и как произносится. Есть только приблизительное понимание. Так и наши догматические формулы о Боге (о Троице, о природах во Христе) — лишь попытка выразить невыразимое.

Ивану Демидову

Имя Господа (Яхве) в Третьей заповеди — это совокупность того, что мы можем сказать о Боге. Так же мыслил и Ориген: «Поскольку все мы предполагаем нечто о Боге, имея о Нем некое представление, [...] мы научаемся, чтобы наше представление о Боге стало святым, чтобы мы увидели святость Его — Зиждителя, Промыслителя и Судии, избирающего и покидающего, приемлющего и отвергающего, удостаивающего дара и наказующего каждого по заслугам. Ведь в этом и подобном проявляется собственное качество Бога, которое называется в Писаниях «„именем Божиим“» (О молитве).

Имя Господа — это тяжелый «черный ящик». Ум ходит вокруг него, пробует на прочность, ищет отмычки. Все перепробовав, ум отступает и погружается в насыщенный покой.

Впустую ( ла-шав,πὶ ματαίῳ)

Термин «пустота»  шав не имеет буквального значения (пустой сосуд). В родственных языках это слово значит просто «зло». То есть это пустота как отсутствие добра — пустота, наполняемая злом.

В Библии термин  шав обычно используется, чтобы обозначать ложь или тщетность. Например, свидетельство «пустое» — значит «ложное» (Втор. 5:20). Если свидетельство — ложное, оно может произвести огромное действие на суде. Почему же оно «пустое»? Потому что «пустота» в отсутствие добра есть зло. Тщетно же значит — бесполезно, безрезультатно (Пс. 127:2).

То есть «впустую» не значит «просто так», «без повода». Это значит с лживой целью или заведомо безрезультатно.

Поднимать имя впустую

Смыслы «поднимать» (демонстрировать) и «носить» (распространять) складываются в современное понятие «миссионерство». Не в смысле проповеди Евангелия аборигенам, а в смысле популярнейшего умонастроения на всех уровнях жизни Русской Церкви.

Кто-то стремится механически вовлечь в свою сферу влияния как можно больше людей — ради власти. При этом о качестве христианского самосознания никто не заботится — ни у оглашаемых, ни у прихожан, ни у клира. Это значит «поднимать (на знамя) имя Господа впустую» — с лживой целью.

Кто-то хочет явить миру «Православие с человеческим лицом», гламурное и комфортное. Как говорил в XIX веке К. Леонтьев, наблюдая русскую интеллигенцию, «розовое Православие». Это значит «носить (распространять) имя Господа впустую» — суетясь без пользы.

А как надо?

Поднимать и носить имя Божье — опасно. Сказано: «не оставит Господь чистым того, кто поднимает имя Его впустую» (Исх. 20:7). Здесь игра терминов: «чистый»  нака — значит «пустой». Это пустота от зла и вины, то есть противоположность «пустоте»шав.

Нигде не сказано, как поднимать имя Господа правильно. Отсюда вывод, что как угодно — только не с лживой целью и не суетливо, приспосабливаясь к мелким пакостям сего века. И обязательно с нацеленностью на результат. Это критерии, по которым должен себя оценивать любой человек, организация или народ, когда они в своей деятельности собираются «поднять на знамя» имя Христа.

В Библии нет утверждений, что каждое поколение (совокупность всех современников) должно как-то по-новому «нести имя Господа». Для каждого поколения актуально библейское мировоззрение и следующие из него нормы и правила жизни. Следуя им, можно спасаться и при воцарении антихриста, не то что в годы «путинской стабильности».

Но именно на наше поколение пришлась информационная революция. Ее инструменты позволяют легко провести жизнь, даже не встретившись со Христом. Но также они позволяют необычайно глубоко изучать Библию и христианскую традицию, распространять знания, создавать эффективные сообщества по этим интересам. Может быть, эти возможности — Божий дар людям после страшного XX века. А может, утешение и укрепление в последние времена.

Сейчас это доступно каждому православному, у которого есть компьютер с интернетом. Специальная задача нашего поколения — с помощью этих инструментов углублять и актуализировать традицию, очищать ее от «бабьих басен» (1 Тим. 4:7) и отражать манипуляции лжецов, «поднимающих имя Господа впустую».


Автор: Администратор
Дата публикации: 03.05.2018

Отклики (481)

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.