Мене́ осужде́наго спаси́, осуди́вый Кресто́м Твои́м Влады́ко Спа́се мо́й вражду́, и да не пока́жеши гее́нне пови́нна, оскверне́наго страстьми́, и грехми́ омраче́наго.

Служба пятницы 2-й седмицы ВП



Лекция 18 сентября 2022 г.: Рождество Пресвятой Богородицы

     В своих праздниках, открывающихся Рождеством Пресвятой Богородицы и завершающихся Ее Успением, Православная Церковь богослужением и обрядами заставляет христиан переживать последовательно все важнейшие акты, как бы стадии, совершенного Христом спасения нашего. Из каждого праздника, по мысли и намерению Церкви, христианин должен выйти духовно обновленным и ободренным, очищенным и просветленным, с новым запасом сил на добрую жизнь и духовное самосовершенствование. Эта высокая цель христианского праздника будет достигнута в отношении к верующему только тогда, когда последний будет живо и ярко представлять празднуемое событие, а главное, когда он с полным пониманием прослушает праздничную службу. А в виду этого для каждого слушателя нужно вскрыть иногда очень сокровенный и всегда очень глубокий смысл церковных песнопений. О, если бы все знали, какую глубину богословия заключают эти песнопения! Недаром некоторыми знатоками высказывалась мысль, что православное богословие может исчерпываться одним богослужением, т.е. что в богослужении нашем собрано и изложено решительно все, что может и должен думать о Боге и спасении всякий христианин.

     Ничто с такою методичностью и непреклонностью не окружает христиан круглый год атмосферою спасения, как ряд размещенных по всему году двунадесятых праздников.

Событие Рождества Пресвятой Богородицы

     Рождение Пресвятой Богородицы, в которой, по словам церковной песни, сам Бог, «на разумных престолех почиваяй, престол свят на земли Себе предуготова» (стихира), не могло быть ни случайным, ни обычным.

     И действительно, Пресвятая Дева – «Пронареченная от родов древних» (стихира) – предуказана божественным Промыслом и в ветхозаветных пророчествах, и в ветхозаветных прообразах. Начало этих божественных предуказаний восходит к началу жизни падшего человечества. Уже в первоевангелии об Избавителе рода человеческого, – в первой утешительной и радостной вести падшим прародителям, – было возвещено им в раю Самим Богом, что «Семя жены сотрет главу змия» – искусителя, диавола (Быт. 3:15). Семя жены, а не мужа. И в пророческом предведении этого радостного события падший прародитель наш назвал свою жену Евой (жизнью), «яко та мати всех живущих» (Быт. 8:20). И впоследствии, на протяжении тысячелетий, Господь не оставлял ветхозаветных людей без пророческих и таинственных указаний на Богоматерь. Патриарху Иакову в видении таинственной лестницы, соединившей небо с землею, давшей возможность ангелам нисходить на землю и с земли восходить на небо, к престолу Всевышнего, было указано на Пресвятую Богородицу, рождением Сына Божия послужившую к примирению неба и земли, людей и Бога (Быт. 28:10–17). Пророку Моисею в видении чудесной купины (куста), горевшей в огне, но не сгоравшей (Исх. 8:1–5), было указано на приснодевство Богоматери – до рождения Сына Девы и по рождении Девы: «яко же бо купина не сгараше опаляема, тако Дева родила еси и Дева пребыла еси» (догматик 5-го гласа). Чудесность и непостижимость приснодевства Матери Богочеловека была указана Господом и в чудесном произрастании из сухого жезла Ааронова цветка в одну ночь (Числ. 17:9), и в пророчестве Исаии о рождении Эммануила (Богочеловека) от Девы (Ис. 7:14), и в пророчестве Иезекииля о чудесных вратах, чрез которые пройдет Господь, но врата те останутся по-прежнему закрыты (Иез. 44:1–3).

    Так, «пронареченная от родов древних» Пренепорочная Дева должна была во время, Богом определенное, родиться на земле от плотских родителей, чтобы стать Матерью Сына Божия по плоти. И, конечно, как только от чистейшей из земнородных мог родиться Святейший Святых, так и Сама «Честнейшая херувим» могла родиться только от Богом уготованного рода и праведных родителей. И действительно, Пресвятая Богородица – «от всех родов предызбранная в жилище всех Царя и Зиждителя Христа Бога», по словам церковной песни (стихира). Весь народ еврейский, из которого произошла Пресвятая Богоматерь, до пришествия Мессии Христа был народ богоизбранный, особенно Богом водительствуемый и воспитываемый, и, как таковой, он был лучшей ветвью дерева человеческого рода. Но из среды всего народа еврейского Богом особенно были выделены два рода – царский род Давидов и первосвященнический род Ааронов. По устроению божественного Промысла из первого рода происходили все цари иудейские, а из второго – все ветхозаветные архиереи, первосвященники, эти ближайшие служители Божии. Самая высота служения царского и архиерейского, близость к Богу этих высших исполнителей воли Господней на земле, особое божественное попечение о них выделяли эти роды из ряда других родов еврейского народа, обязывали людей этих родов к хранению в своей жизни чистоты и праведности. И сколько славных и праведных людей дали еврейскому народу эти два богоизбранных рода! Но в лице этих ветхозаветных праведников роды Давидов и Ааронов лишь как бы постепенно возрастали, делались более совершенными в праведности, чтобы в должное время произрастить из себя «жезл присноцветущий», «грозд живоносный», «вышшую всей твари» (слова церковных песнопений) – Пренепорочную Богородицу, происшедшую по отцу Своему Иоакиму из рода Давидова, а по матери Анне из рода Ааронова. Так Пресвятая Дева, по плотскому рождению своему, соединила в Себе благородство царского и высоту архиерейского происхождения.

     Но родители Богородицы Иоаким и Анна, лучшие ветви богоизбранных еврейских родов, блистали не только знатностью и высотой своего происхождения, но и красотой добродетели и праведности. По свидетельству древнего предания, записанного в веке II – III в так называемых апокрифических евангелиях, они жили в любви и согласии между собой в маленьком галилейском городке Назарете и были людьми зажиточными. Но жили скромной простой жизнью, вдали от городского шума и от житейской суеты, всеми любимые и уважаемые. В таких семьях, при такой обстановке жизни наиболее зреет благочестие, наиболее помнится и чтится Бог. В таких семьях и дети растут добрые, богобоязненные, послушные родителям, готовые потом жизнь свою посвятить на служение Богу и ближним. И, конечно, в то время на земле не было более праведных и более угодных Богу людей, чем Иоаким и Анна, потому что иначе они не могли бы быть родителями Святейшей всех святых Богоматери. Целомудренные и скромные в своей личной жизни, они исполняли все заповеди Божии, в чистоте сердца служили Богу и с любовью служили ближним. Самим имуществом своим они пользовались не для себя, а для ближних, для народа, говоря устами прав. Иоакима: «пусть будет имущество мое для всего народа, дабы отпустились грехи мои перед Богом, да смилуется надо мною Господь». Но и на храм Божий они жертвовали столько же, сколько раздавали нуждающимся ближним, а себе оставляли лишь третью часть имущества.

Однако и эти праведники, уготовляемые Господом стать родителями Богоматери, нуждались еще в одном божественном средстве очищения душ и сердец – в скорбях и печалях. Только в скорбях, посылаемых Богом, душа людей, особенно праведных, еще более очищается, как золото в огне. «Врач душ и телес употребляет оружие скорбей, чтобы исторгнуть корни и загладить следы греха, и огнем страдания выжигает заразу наклонности к греховным услаждениям» (Филарет, митр. Московский). «Не столько дождь, падающий на семена, помогает им прозябать и возрастать, сколько дождь слезный возращает и приводит в зрелость семя благочестия» (свт. Иоанн Златоуст). Постоянным источником скорби – этого «дождя слезного» – для праведных родителей Пресвятой Богородицы было то, что они в продолжение пятидесятилетней супружеской жизни не имели детей. Каким великим горем и источником какой скорби было для еврейской семьи не иметь детей, нам трудно теперь и представить. Теперь многие не только не испытывают скорби при бездетности, но нередко даже радуются ей. Не то было у евреев. У них бесчадство рассматривалось как тяжкое наказание Божие за тайные или явные грехи (Быт. 20:18; Ос. 9:14; Иер. 29:32), а рождение дитяти избавляло от всеобщего позора (Быт. 30:2–3). Бездетная Рахиль с отчаянием взывала к мужу: «дай мне детей, а если не так, я умираю» (Быт. 30:1). И чем праведнее по жизни и более верующим был еврей, тем тяжелее было для него испытание бездетностью. Все истинные ветхозаветные праведники жили верой в грядущего Мессию, надеждой на пришествие Утехи Израилевой. Каждый ветхозаветный праведник питал в душе надежду, что если не от него, то от его потомства произойдет Мессия; что если не сам он, то его потомки будут участниками славного и блаженного царства мессианского. Бездетность убивала такие надежды, повергала еврейскую семью в крайнюю скорбь, величайшую печаль.

     И угодно было Промыслу Божию, чтобы именно тогда, когда скорбь бездетных Иоакима и Анны достигла высшей степени и величайшего напряжения, когда, по словам церковной песни, они особенно горячо «ко Господу в скорби неплодства возопиша», – их «молитва купно и воздыхание во уши Господни вниде» (икос), и им возвещена была величайшая радостная весть. Не без соизволения Божия было, конечно, и все то, что предшествовало наступлению этого великого события в жизни не только праведных Иоакима и Анны, но и всего человечества. Об этом предание рассказывает так. Наступил один из великих праздников еврейских, когда, по закону Моисееву, каждый еврей должен был «явиться пред лице Господне» – к скинии или, впоследствии, к храму – и здесь принести жертвы Богу. Богобоязненный Иоаким всегда свято соблюдал этот закон. И теперь ни дальность расстояния, ни преклонность возраста не остановили праведника пред далеким путешествием в Иерусалим, где находился храм Господень. С чувством душевного умиления и благоговения (Пс. 121:1), с приготовленной священной жертвой вступил старец во двор храма, ожидая очереди принести свою жертву Богу и вознести свои молитвы Вседержителю. Вот он пред первосвященником (Иссахаром), совершающим народные жертвоприношения. И этот первосвященник, охотно принимавший дары других израильтян, отталкивает дары Иоакима, говоря: «не должно принимать от тебя дары, потому что ты не имеешь детей, а, следовательно, и благословения Божия: наверно, у тебя есть какие-нибудь грехи». Горечь обиды и незаслуженного оскорбления была усилена для праведника тем, что и со стороны окружавших он не только не встретил сочувствия, а услышал окрик одного Рувимлянина (еврея из колена Рувимова): «Ты не достоин приносить дары вместе с нами, ибо ты не оставишь в Израиле потомства». Может ли быть человеку причинено большее горе, чем теперь люди причинили Иоакиму? Можно ли праведнику нанести большую обиду, чем та, которую теперь сам высший служитель храма Божия нанес праведному старцу? Душевная рана, которая пятьдесят лет сочилась печалью и скорбью в груди праведника, теперь грубо и безжалостно была обнажена пред всеми, заболела новой нестерпимой болью от жестокого прикосновения чужих, немилостивых людей. Праведник, всю жизнь свою отдавший на служение Богу и людям, свято соблюдавший все заповеди Господни, был оттолкнут от жертвенника Господня, как величайший грешник, как последний из злодеев. Перед кем же мог теперь излить всю скорбь истерзанного сердца праведный Иоаким, как не перед всевидящим Богом, вдали от людей, от их суеты и неправды? Тяжело теперь было удрученному скорбью праведнику идти даже домой, нести свой незаслуженный позор к соучастнице своего горя – праведной Анне, видеть ее слезы, слышать ее рыдания. И вот праведный Иоаким не возвратился в свой дом, а удалился в пустыню, к стадам своим, там поставил палатку свою, постился сорок дней и сорок ночей, говоря в сердце своем: «я не приму ни пищи, ни питья, но молитва моя будет мне пищею, а пустыня эта домом до тех пор, пока не услышит и не отнимет от меня поношение Господь Бог Израилев». Здесь в пустыне, где над человеком расстилается только голубое небо, где человек чувствует себя ближе к Богу, где никакой шум не отвлекает человека от углубленной молитвы к Творцу всего, горячо молился старец об избавлении от поношений и позора. Вспоминая Авраама, своего праотца, которому Господь даровал сына в старости, праведный Иоаким молился, чтобы и ему Господь оказал такую же милость, разрешил неплодство жены его. «Да буду я, – молился праведник, – иметь возможность именоваться отцом ребенка, а не бездетным и отверженным от Бога терпеть укоры от людей».

     Когда так скорбел, плакал и молился праведный Иоаким в пустыне, праведная Анна предавалась скорби, горько плакала и молилась дома, в саду. «Ов молитву на горе творяше, оваже в саде поношение ношаше» (икос). Слух о всенародном позоре мужа уже дошел до нее и наполнил сердце Анны глубокой печалью, а продолжительное отсутствие Иоакима удвоило ее печаль, так что она терзалась двойной печалью и двойным мучением, говоря: «я оплакиваю и вдовство, и бесплодие мое». Тщетно преданная служанка Анны (Юдифь) утешала ее. С горечью говорила ей Анна: «удались от меня. Бог глубоко унизил меня». И когда служанка в раздражении напомнила Анне о ее бездетности, то она еще более огорчилась; но, послушавшись совета преданной служанки и как бы желая хоть сколько-нибудь уменьшить скорбь свою, сняла траурные одежды, которые обычно носила, оделась в одежды светлые и спустилась в сад свой и села под лавровым деревом. Но печаль не покидала сердца Анны, и все окружающее не только не отвлекало скорбных мыслей Анны, но лишь живо напоминало ей ее бездетность, ее позор, ее горе. Подняв глаза на небо, она увидела на лавровом дереве птичье гнездо с маленькими птенцами. Это зрелище снова наполнило сердце праведной Анны скорбью, и она воскликнула с горестью и слезами: «Горе мне! За что я так проклята пред сынами израильскими? Они смеются надо мною и оскорбляют меня. О горе мне! Кому я уподоблю себя? Я не могу сравниться с птицами небесными, потому что и птицы плодовиты пред Тобою, Господи. Не могу сравниться с тварями земными, потому что и они плодовиты. Я не могу сравниться ни с морем, потому что оно полно рыбами, ни с землей, потому что она дает плоды во времена свои и благословляет Господа». И стала Анна горячо молиться Господу о прекращении печали сердца ее, о разрешении неплодства, о ниспослании радости чадорождения. Услышана была скорбная и слезная молитва праведницы – и «рыдание Анны в радость преложися» (стихира на стиховне). Предстал пред ней ангел Господень и возвестил ей радостную весть, сказав: «Анна! Бог услышал молитву твою: ты зачнешь и родишь Дщерь преблагословенную; через Нее будет славен во всем мире род твой, через Нее получат благословение все племена земные и всему миру будет даровано счастье. Имя же ей будет Мария». Кто опишет радость и ликование сердца праведницы при этой вести небожителя! Велика была скорбь ее, неизмеримо же больше была теперь радость и ликование ее. Но и в ликовании, как и в скорби, праведники не забывают Господа: в скорби они молятся и просят, а в радости благодарят и славословят Господа. И первым порывом переполненного благодарностью сердца праведницы было обещание посвятить Дочь своих горячих молитв и великой милости Господней на служение даровавшему эту милость Богу: «Пусть она служит ему, – сказала Анна, – и прославляет святое имя Божие день и ночь во все время своей жизни!» Но переполняющая сердце радость ищет излиться во вне, и окрыленная этой радостью Анна спешит в Иерусалим, чтобы найти мужа, разделить с ним радость и воздать благодарение Господу в храме Его.

     И праведному Иоакиму была в то же время, как и праведной Анне, возвещена отрадная весть. Когда сорокадневным постом, «воздыханием» и молитвой душа праведного старца была приготовлена к принятию божественной радостной вести, ангел явился Иоакиму в пустыне и сказал ему: «Иоаким! Услышал Бог молитву твою: жена твоя Анна зачнет и родит тебе Дщерь, рождение которой будет радостью для всего мира. И вот тебе знамение, что я благовествую истину: иди в Иерусалим к храму Божию и там, у Золотых ворот, найдешь свою супругу Анну, которой я возвестил то же самое». Обрадованный ангельским благовестием, праведный старец поспешил в Иерусалимский храм и действительно нашел у Золотых ворот молящуюся Анну. И радовались великой радостью праведники вместе, славословя Господа. Молва о чудесном событии быстро распространилась среди народа. И когда Иоаким принес обильные дары Господу, то первосвященник Иссахар, раньше грубо оттолкнувший дары Иоакима, теперь милостиво принял их. Обрадованный старец сказал: «Теперь знаю я, что внял мне Господь и отпустил мне все грехи мои». В веселии и ликовании возвратились праведные Иоаким и Анна в Назарет, в дом свой, И когда Анна зачала, то она с радостью говорила: «Теперь знаю, что Господь Бог благословил меня, ибо я была вдовой, и вот нет этого более; я была неплодной, и я зачала».

В трепетной радости и в святом благоговении провели праведные родители Пресвятой Богородицы девять месяцев. Когда на девятый месяц праведная Анна родила, то она спросила ходившую за ней женщину: «Кого я родила?» Та ответила: «Дочь». И воскликнула Анна: «Возвеселилась душа моя в день сей».

Так в маленьком галилейском городе, в скромной семье святых и праведных Иоакима и Анны засветилась «денница», рождающая Солнце – Христа, родилась «Мати радости», «сокровище жизни», «Света чертог» (из церковных песнопений).

"Сей день Господень, радуйтеся людие!" (стихира праздника).

История праздника

     Хотя Рождество (γενέθλια, γέννησις, nativitas) Пресвятой Богородицы можно, со св. Андреем Критским, назвать «началом праздников», но по времени появления своего в Церкви этот праздник едва не последний из двунадесятых.

Вообще Богородичные праздники должны были появиться позднее Господских. Правда, первое упоминание о празднике Рождества Пресвятой Богородицы мы встречаем в V в. на Востоке в словах Прокла, патриарха Константинопольского (439–446 гг.), а на Западе – в сакраментарии (требнике) папы Геласия (492–496 гг.). Но эти свидетельства не имеют полной достоверности: подлинность слов Прокла оспаривается, а древнейшие списки сакраментария Геласия – значительно позднее этого папы (не ранее VIII в.). В недавно открытом сирийском месяцеслове 412 г. не упоминается не только о празднике Рождества Богородицы, но и ни об одном из Богородичных праздников (из Господских – только о Рождестве Христовом и Крещении). Под 8 сентября здесь стоит память: «пресвитер Фавст и Аммоний и 20 других мучеников».

Праздник возник, по-видимому, первоначально в греческой Церкви и очень скоро после этого появился в Риме, отсюда и оттуда распространяясь на дочерние Церкви. Знаменательно, что праздник есть не только у иаковитов, но и у несториан («Рождество Владычицы Марии»), и также 8 сентября (только в некоторых древних коптских месяцесловах 26 апреля) это может быть признаком того, что праздник появился в Восточной Церкви до отделения от нее этих еретиков, веке в V.

     Для св. Андрея Критско-Иерусалимского († ок. 712 г.), составившего на этот праздник два слова и канон, это уже праздник большой торжественности. В каноне он доказывает, что в этот день должна «ликовствовать вся тварь» (п. 1), «веселиться небо и радоваться земля» (п. 4), «дерзать и играть безчадныя и неплоды» (п. 6). Возможно, что св. Андрей хотел уравнять этот праздник с другими Богородичными праздниками. Но нужно прочесть этот полный умиления и духовного восторга канон, чтобы убедиться, что и для христианина VII в. (когда жил и действовал Андрей, умерший в начале VIII в.) Рождество Пресвятой Богородицы было праздником, в который радостно трепетало его сердце и самые высокие чувствования переполняли его душу. Вдохновиться на такие песни, как нынешний второй канон на Рождество Богородицы, мог только человек, воспитанный в чествовании этого дня и, вероятно, слышавший в этот день восторженные песни прежних творцов. Помечен праздник в Иерусалимском канонаре VII в., по грузинской версии, – с видными отличиями от других дней. Праздник поименован в праздничном Евангелии, подаренном Синайскому монастырю императором Феодосием III (715–717 гг.), писанном золотыми буквами и содержащем в себе чтения, очевидно, лишь на важнейшие праздники церковного года (в нем есть чтения лишь на 21 день в году, – кроме нынешних двунадесятых праздников, которые поименованы здесь все, исключая недели Ваий, может быть, случайно не упомянутой, еще на 1 сентября, 24 декабря, 5 января, 7 февраля, 9 марта, 23 апреля, 8 и 10 мая, 29 июня).

* * *

     С самого возникновения праздника Рождества Пресвятой Богородицы должны были появляться в честь его церковные песни. Но в нынешней нашей службе праздника едва ли сохранились какие-либо песни в честь праздника от V-VII вв. В богослужебных рукописях с практикой даже VII-VIII вв. (например, в некоторых грузинских рукописях) все песни в честь великих праздников не нынешние.

    От преп. Романа Сладкопевца VI в., составившего многие из нынешних кондаков в честь двунадесятых праздников, не дошло кондака на Рождество Пресвятой Богородицы. Из нынешних песнопений праздника разве только тропарь «Рождество Твое, Богородице Дево» принадлежит этим древним временам – V-VII векам, судя по тому, что это же песнопение имеется и в римо-католической службе, и что это едва не единственный случай совпадения богослужебных песней в Православной Церкви и Римской.

    За то VIII и IX века были временем, когда появился целый ряд церковных песен в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Лишь менее половины их входит в настоящую нашу службу праздника и предпразднства. Большинство же этих песнопений было принято в церковную службу древними уставами, но потом вышло из употребления. В нынешнюю службу праздника входят песни следующих песнописцев: св. Андрея Критского († ок. 712 г.) – второй канон праздника; св. Иоанна Дамаскина († ок. 780 г.) – первый канон; Германа, патр. Константинопольского († 740 г.) – стихиры на стиховне; Анатолия, должно быть, еп. Солунского IX в. – некоторые стихиры на литии; Стефана и Сергия Святоградцев, т.е. иноков Саввина монастыря близ св. Града (Иерусалима) IX в. – стихиры на Господи воззвах и некоторые на литии и на стиховне; Иосифа Песнописца († 886 г.) – канон на предпразднство.

     История службы в честь рассматриваемого праздника ясно дает видеть, с какой осторожной медлительностью и осмотрительностью составлялась эта служба. Авторами ее были святые подвижники и исповедники VIII-IX веков, и это, равно как высокие художественные достоинства их произведений, были причиной того, что их песнопениям уступили место в службе более ранние, и, несомненно, более простые и безыскусственные произведения этого рода V-VII веков. Целый ряд знаменитых песнописцев впоследствии нес плоды своего вдохновения этому празднику, все больше и больше, очевидно, привлекавшему к себе благоговение и почитание христианского мира, но Церковь, однако, явилась настолько строгой ценительницей, что не допустила в богослужебное употребление этих произведений, найдя их ниже тех.

Служба Рождеству Пресвятой Богородицы

Вечерня

Стихиры на Господи воззвах

     В каждом бдении стихиры на «Господи воззвах» открывают собой ряд праздничных песней. Естественно, поэтому, они должны изображать восхваляемое событие и с самой общей, но вместе и с самой возвышенной точки зрения. Так и бывает в каждой праздничной службе. Так же и в настоящей службе.

Настоящий праздник имеет на «Господи воззвах» две группы стихир, принадлежащие разным авторам, следовательно, имеющие не одинаковую общую идею и свой ход мысли.

Первая группа стихир, т.е. 1-я, 2-я и 3-я стихиры, надписанные именем «Сергия патриарха», действительно начинает обозрение празднуемого события с самых недосягаемых небесных высот. Стихиры усматривают в рождении Пресв. Богородицы прежде всего появление нового престола для Божества, подле небесного, земного, появление нового неба (1-я стихира); затем, как бы спускаясь с неба ближе к земле, называют родившуюся чертогом Света, книгой Слова Божия, дверью Великого Первосвященника (2-я стихира); наконец, празднуемое событие воспевается и в его земной конкретности, как подобное прежним чудесным рождениям, хотя и превосходящее их рождение от неплодной Девы, Которая имела родить уже совершенно бессеменно (3-я стихира).

Об авторе первых трех стихир:

     Отсутствие ближайшего определения при «патриархе» означает «Константинопольский». Если так, то здесь может иметься в виду только знаменитый патриарх VII в. Сергий, но он неизвестен как песнописец (впрочем, его считают, но без достаточных оснований, автором известного акафиста Богоматери). В греч. Минее нет прибавки «патриарх». Вероятно, это тот же Сергий, которому принадлежит и последняя литийная стихира этого праздника, надписанная в слав. Минее также именем Сергия патриарха, но в греч. уже именем «Сергия Святоградца». След., автор этих стихир был не «Сергий патриарх», а «Сергий Святоградец», т.е. инок св. града Иерусалима, автор и других песнопений, пострадавший за иконопочитание в IX в. За это говорит и то, что вторая группа стихир на Господи воззвах принадлежит также «Святоградцу» – Стефану.

Первая стихира на «Господи, воззвах»

Днeсь и4же на разyмныхъ прест0лэхъ почивazй бGъ, прест0лъ свsтъ на земли2 себЁ пред8угот0ва: ўтверди1вый мyдростію нб7сA, нeбо њдушевлeнное человэколю1біемъ содёла. t непл0днагw бо к0рене, сaдъ живон0сенъ и3зрасти2 нaмъ, м™рь свою2, и4же чудeсъ бGъ, и3 ненадёющихсz надeжда: гDи слaва тебЁ.

Сегодня Бог, почивающий на умственных престолах (Среди девяти чинов ангельских 3-й (1-й после серафимов и херувимов) – престолы; престолами они для Бога могут служить в том смысле, в каком может быть престолом душа, дух, ум; они, след., «умные» νοεροί, умственные, духовные престолы Божества; в таком смысле, хотя, может быть, в меньшей степени, престолом Божества служат и все ангелы, а также и человеческая душа, особенно такая чистая, как душа Богоматери) , приготовил Себе святой престол на земле; утвердивший мудростью небо устроил(«содела» κατεσκεύασεν соотв. «утвердивый» στερεώσας предыдущего стиха; греч. глаголом означается тонкая, художественная работа (σκεῦος – сосуд) в противоположность титанической работе (над созданием мира) по человеколюбию («Человеколюбием» соотв. «мудростию» предыдущего стиха: в творении мира больше сказалась премудрость Божия, в спасении нашем – человеколюбие) одушевленное небо (Небо – жилище ангелов, разумных престолов Божества, ниже их. И в отношении Богоматери здесь имеется в виду низшая часть Ее существа – тело; отсюда и эпитет «одушевленное» – ἔμψυχος) ; ибо из неплодного корня  Он вырастил  нам живоносное насаждение (Слав, «сад» – греч. φυτόν насаждение, растение; такое значение иногда имеет и слав. «сад» (русск. «сад» по-слав. «верт», греч. κήπος). Изображение события здесь спускается с неба на землю, но говорит о событии намеренно языком возвышенно-метафорическим) – Матерь Свою. Ты – Бог чудес и надежда безнадежных (Богом чудес и надеждой безнадежных Бог явил Себя в рождестве Пресв. Богородицы, чудесно даровав Ее безнадежно бесплодным Иоакиму и Анне. Выражение имеет целью ободрить всякую надежду на Бога) , Господи, слава Тебе.

Третья стихира на «Господи, воззвах»

Ѓще и3 бжcтвеннымъ хотёніемъ, свBтлыz неплHдны жє1ны прозzб0ша, но всёхъ марjа рождeнныхъ бGолёпнw превозсіS: ћкw t непл0дныz преслaвнw р0ждшисz мaтере, породи2 пл0тію всёхъ бGа, пaче є3стествA t безсёменныz ўтр0бы: є3ди1на двeрь, є3динор0днагw сн7а б9іz, ю4же прошeдъ заключeнну сохрани2, и3 вс‰ мyдрэ ўстр0ивъ, ћкw вёсть сaмъ, всBмъ человёкwмъ спасeніе содёла.

     Если по Божией воле и (другие) знаменитые («светлыя» – περιφανίς знаменитые, известные),неплодные женщины имели детей(Сарра – жена Маноя, Анна – мать Самуила, Елисавета – мать Иоанна Предтечи) , но Мария богоприлично(«Боголепно» – θεοπρεπὣς в такой степени, как подобало бы Самому Богу) просияла более всех рожденных; ибо Она, преславно родившись от неплодной(«От неплодныя» – ἀγόνου – совершенно неспособной к рождению, – сильнее чем στείρας «неплодныя» (жены) в начале стихиры (в 6 стих, «от неплоднаго корене» – ἀκάρπου) матери, родила плотию Бога всех выше природы от бессемейной утробы, – единая дверь Единородного Сына Божия, пройдя через которую Он сохранил (Имеется в виду пророческое видение у Иезекииля восточных врат таинственного храма, которые должны были остаться навсегда закрытыми, потому что через них прошел Господь (Иез. 44и далее) во второй стихире, а здесь идет развитие мысли) запертой и, устроив все мудро, как Сам знает (Вся эта стихира обозревает непостижимые пути Промысла в целой истории для подготовления бессеменного рождения Христова) , приготовил спасение для всех людей .

     Первая группа стихир на Господи воззвах, как мы видели, рассматривала празднуемое событие по его мировому (космическому) значению; изображала, что это событие сделало с миром в его целом. Вторая группа суживает эту беспредельно-широкую точку зрения и останавливается на значении события для человечества, описывая все блага, дарованные через него «нам» (здесь более субъективная оценка, а там – объективная).

     Сообразно этой общей теме трех последних стихир на Господи воззвах, первая из них (4-я в общем счете «Днесь неплодная врата отверзаются») изображает полученные нами через празднуемое событие блага в общих чертах, как начавшееся плодородие божественной благодати и как соединение земного с небесным. 5-я стихира «Днесь всемирныя радости провозвещение» ближе указывает значение события для человечества в том, что с рождеством Богоматери окончилось неплодие человеческой природы через то, что она, чуждая Божией природе, как тварная, усвоена ею. 6-я стихира «Днесь неплодная Анна раждает Богоотроковицу» рассматривает следствия события для человечества во временной перспективе, между двумя крайними пунктами времени: началом человечества и его бесконечным концом: как воссоздание человечества, даровавшее ему вместо заслуженного тления бесконечную жизнь. Таким образом, изображение события в последней стихире получает ту же широту во времени, какую оно имело в первой стихире («Днесь Иже на разумных престолех») в пространстве.

Стефана святоградца (Стефан Святоградец (Aγιοπολίτου), т.е. из Иерусалима, инок IX в., страдавший за иконопочитание. Другие название «Святоградец» объясняют как «Цареградец»)

Пятая стихира на «Господи, воззвах»:

Днeсь всемjрныz рaдости провозвэщeніе, днeсь возвёzша вётри, спасeніz провозвёстницы, є3стествA нaшегw разрэшaетсz непл0дство: непл0ды бо мaти показyетсz, дёвствующіz и3 по ржcтвЁ зижди1телевэ, и3зъ неsже чyждее присвоsетъ и4же є3стеств0мъ бGъ, и3 заблyждшымъ пл0тію спасeніе содэвaетъ, хrт0съ чlвэколю1бецъ, и3 и3збaвитель дyшъ нaшихъ.

  Сегодня предвозвещение (προοίμια – предисловие) всемирной радости, сегодня повеяли ветры (αὐραι – утренний ветерок. Редкий поэтический образ), предвозвестники спасения, разрешается неплодие природы нашей, ибо неплодная оказывается матерью девствующей и после рождества Создателя, из Которой Тот, Кто по естеству Бог, усвояет чуждое Себе и обольщенным через плоть устрояет спасение, Христос Человеколюбец, Избавитель душ наших.

Шестая стихира на «Господи, воззвах»:

Днeсь непл0днаz ѓнна раждaетъ бGоoтрокови1цу, t всёхъ родHвъ произбрaнную, въ жили1ще всёхъ цRS, и3 зижди1телz хrтA бGа, во и3сполнeніе бжcтвеннагw смотрeніz: и4мже наздaхомсz земнор0дніи, и3 њбнови1хомсz t тли2 къ жи1зни неконeчнэй.

Сегодня неплодная Анна (Говоря все прямее о событии, стихиры здесь впервые именуют и главную Участницу события) рождает Богоотроковицу (Θεόπαιδα – божественную Девочку) , предызбранную из всех родов в обитель Царя всех  и Создателя  Христа Бога, во исполнение божественного домостроительства (Οἰκονομίας. Так называет устроение Богом нам спасения ап. Павел (Еф. 3и др.), имея в виду, должно быть, сравнение св. Церкви с домом Божиим. Отсюда это слово стало специальным богословским термином), которым мы, земнородные, воссозданы  и обновлены из тления  к жизни непрекращающейся .

Слава и ныне. Днесь Иже на разумных престолех (первая стихира на «Господи, воззвах»

С припевом малого славословия в конце каждой группы стихир поется наиболее содержательная стихира и чаще всего на глас 6 или 8, как наиболее важные из гласов. Обоим этим условиям и отвечает первая из стихир на Господи воззвах настоящего праздника. Вместе с тем эти стихиры возвращаются к своему началу – прием, излюбленный в богослужении (ср. стихиры на Господи воззвах в Неделю Ваий и на Обрезание).

Паремии

I.Бытия 28:10–17

Паремия эта, как и две последующие, читается под все Богородичные праздники. В ней изображается видение патр. Иаковом во сне таинственной лестницы, соединявшей небо и землю и служившей к восхождению на небо и нисхождению с неба на землю ангелов. Через это таинственное видение укреплялась Господом вера, поддерживалась бодрость прежде всего самого патриарха, находившегося в тяжелом одиночестве и шедшего в неизвестную далекую страну. Шел Иаков в Харран частью вследствие опасения преследований со стороны брата своего Исава, частью по совету матери своей Ревекки, чтобы взять себе жену из дочерей Лавана, родного брата Ревекки. Одинокий, без слуг и имущества, с одним посохом в руке и котомкой за плечами находился Иаков в чужой языческой стране, уже вдали от родных, на далеком пути в неведомую страну. Земля для него служила постелью, камень – изголовьем, небо – покровом. При таких тяжелых обстоятельствах жизни патриарха Господь явился ему ночью, во сне в видении таинственной лестницы. Своим таинственным откровением указывает Господь Иакову, что он находится под высшей божественной защитой, под покровительством служителей Бога – ангелов. Он одинок среди людей и беззащитен на земле; но, имея сонм защитников и Бога-Покровителя, он не должен бояться никаких опасностей, никаких невзгод; никто и ничто не помешает Господу исполнить великие обетования, данные Им деду и отцу Иакова, а через них и ему самому.

     Вместе с тем этим таинственным видением представителю всего ветхозаветного человечества Иакову было указано на постоянное попечение Промысла Божия о земле и людях, на непрерывающееся общение мира духовного с избранниками Божиими. Эта связь неба и земли, Бога и людей как бы поддерживается таинственной лестницей, а служителями этого общения являются ангелы, нисходящие к людям на землю для исполнения повелений Бэсподних, низводящие на людей разные виды милости Божией и восходящие к Богу с людскими мольбами, с ходатайством о людских скорбях, с отчетом об исполнении Божественных повелений. Верующему же и пророческому взору и ветхозаветного праведника видением таинственной лестницы предуказывалась и тайна будущего искупления Сыном Божиим греховного человечества, примирения неба и земли, Бога и людей через боговоплощение. Тогда грехом Адама разрушенный союз человека с Богом снова и в полной степени будет восстановлен; через воплощение Сына Божия, как через некую лестницу, снова и навсегда соединится небо с землей.

     На такое понимание видения Иаковом таинственной лестницы указал и Сам Спаситель, когда обещал Нафанаилу, что он верой своей некогда увидит небо отверстым и ангелов Божиих «восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (Ин. 1:51). Но кто же ближайшим и непосредственным образом послужил тайне боговоплощения, как не Пресвятая Дева рождением Сына Божия? Конечно, только через Сына Божия «мы имеем доступ к Отцу» Богу (Еф. 2:18), но Сам Сын Божий благоволил соединить в Себе с Божеством и человечество через воплощение от Пресвятой Богоматери, а потому Она есть поистине лестница, послужившая соединению неба с землей, Бога с человечеством. Своими молитвами, своим всегдашним заступничеством и ходатайством Пресвятая Богородица также облегчает нам доступ на небо, к Богу, и служит лестницей нашего спасения. Вот почему Церковь в своих песнопениях называет Богоматерь «лествицею возвысившею всех от земли благодатию», «мостом, преводящим от смерти к жизни, от земли на небо» (Акаф. кан. п. 4., икос 2) или и прямо лестницей Иаковлей: «Радуйся, лествице высокая, юже Иаков виде» (Акаф., стих. 1).

     Некогда странника патриарха видение таинственной лествицы ободрило и укрепило в далеком путешествии в неизвестную страну; теперь нас, христиан, дивная лестница – Богородица укрепляет в жизни, ободряет среди невзгод и бед Своим милостивым заступничеством перед Божественным Сыном.

II. Иезекииля 43:27; 44:1–4

     Настоящая паремия представляет часть таинственного видения (гл. 40–48) прор. Иезекииля, созерцавшего, в бытность в плену ассиро-вавилонском, задолго (за 38 лет) до окончания этого плена, как бы строение необычайных города и храма, хотя и сходных с городом Иерусалимом и Соломоновым храмом. В этом видении пророку была предначертана будущая судьба богоизбранного народа, а вместе с тем в таинственных образах указаны некоторые черты еще более отдаленного будущего – благодатного царства Мессианского. В частности, пророк Иезекииль, описав сам таинственный храм (главы 40–42) и описывая освящение его (гл. 43), в заключение указывает, что это освящение храма, при совершении различных жертвоприношений, будет продолжаться семь дней (число семь – священное, означающее полноту, законченность, совершенство); с восьмого же дня (значить, после заключения, исполнения (семь) одной эпохи: восемь – число, обозначающее новый, будущий век) на новом жертвеннике начнется целый ряд жертвоприношений. И эти новые жертвы, в отличие от старых жертв и на прежнем жертвеннике, будут милостиво (русск. текст) приниматься Господом, по торжественному уверению Самого Бога («тако глаголет Господь», «глаголет Господь»). Конечно, это – жертвы нового порядка, жертвы преданности и любви («всесожжения») и жертвы любви и мира («яже спасения вашего», по-русски – «благодарственные жертвы»).

    После этого таинственный муж, водивший пророка по храму к городу, принял его и поставил у восточных внешних ворот святилища (называемых так в отличие от внутренних, которые вели во внутренний двор храма, а эти вели во внешний, окружавший сам храм, двор). Эти ворота были закрыты навсегда и для всех людей; закрыты потому, что, как открыл пророку Сам Господь, через эти ворота «вошел» (слав, «внидет») Господь Бог; это-то вхождение таинственными воротами Самого Бога сделает их неприступными и священными. Даже старейшина (по-евр. «князь», по-греч. ήγούμενος «старейшина», посему в др.-слав. тексте – «игумен») не будет иметь права, как и все, ступить на священный порог этих ворот, а будет иметь лишь право вкушать пред Господом части мирной жертвы и хлебных приношений у этих ворот и подходить («войдет») к ним и уходить от них через боковой ход («по пути елама» – путем притвора, так как елам – не переведенное по-греч. и слав. еврейское слово, означающее притвор, галерею), ведущий сюда. Наконец, пророку была показана слава Божия, наполнявшая храм, где таинственно восседал Сам Господь. Для этого пророк от восточных ворот, где он раньше находился, был приведен к храму «путем ворот северных», а не через ближайшие внутренние восточные ворота, потому что эти ворота были закрыты для пророка, как и для всех.

    По мысли отцов Церкви и церковных песнопений, таинственные врата, закрытые для всех людей и навсегда по прохождении ими Самого Господа, указывали на таинство воплощения Сына Божия от Приснодевы Марии. «В этом образе,– говорит бл. Феодорит,– пророк дает нам проразуметь девственную утробу, в которую никто не входит и не исходит, кроме Самого только Владыки. И бл. Иероним говорит: «Прекрасно некоторые под затворенными воротами, через которые один Господь Бог Израилев входит, разумеют Марию Деву, Которая и прежде рождения и после рождения осталась Девой».

III. Притчей 9:1–11

    В этой паремии говорится о Божественной Премудрости (о Боге) как устроительнице Царства Божия или Церкви на земле. Причем отцами Церкви под «домом Божиим», созданным Премудростью, разумеется Церковь новозаветная, созданная Сыном Божиим через воплощение Его. И ап. Павел называет Церковь Христову домом Божиим (1Тим. 3:15). По изображению паремийного чтения, дом Божий утвержден на семи столбах, таким образом создан прочно (число семь – полнота, совершенство), незыблемо или, по толкованию некоторых, Церковь Христова утверждена семью дарами Св. Духа (Ис. 11:12), или семью соборами, или семью таинствами. В Церкви Христовой для верующих уготованы обильные блага, изображаемые здесь под образом трапезы – священных мяс ветхозаветных мирных жертв (θύματα – жертвы) и растворенного водой вина. Величайшим благом в Церкви Христовой является божественная трапеза в таинстве Евхаристии, которую в частности и можно тут разуметь. К этой Своей трапезе, к участию в благах Церкви Премудрость призывает людей через открытую проповедь («высоким проповеданием») своих рабов – евангелистов, апостолов и других проповедников Слова Божия. Их устами Она зовет в Церковь не «премудрых мира сего», а сознающих себя невеждами («иже есть безумен»), скудоумными («требующим ума»); таким людям Она предлагает войти в Церковь, наслаждаться благами ее, получить то знание, какого они были лишены, жить во свете истинного познания и благочестия, приобретая залог жизни вечной. При этом Премудрость даст самим Своим рабам-проповедникам наставление избегать общения с явно нечестивыми людьми, научает их осторожности и осмотрительности в деле проповедания людям злым, порочным, нечестивым (по русск. тексту «кощунникам» и «нечестивым»), потому что такая проповедь, явно бесполезная для озлобленных нечестивцев, лишь повредит самим проповедникам. Это то же, что и Спаситель говорит: «не дадите святая псом, не пометайте бисер ваших пред свиниями, да не поперут их ногами своими и вращшеся расторгнут вы» (Мф. 7:6). Только люди, расположенные к истине и правде, охотно воспринимают наставление («сказуй») и способны к приумножению знания истины («приложит приимати»), И это потому, что основанием стремления к мудрости, условием приобретения ее является «страх Господень» – благоговейное смирение пред Богом, преклонение пред Святым: «познание Святаго – разум» (по-слав. и греч. – «совет святых разум», т.е. познание истины – во внимании к наставлениям святых). Всего этого нечестивые лишены, как лишены они и «помысла благаго» для познания закона, а потому и неспособны принять наставления проповедников Слова Божия. Не могут поэтому нечестивые получить и благ Премудрости, и в частности, долголетия, так как, по слову апостола, только «благочестие на все полезно, ибо ему принадлежит обетование настоящей и будущей жизни» (1Тим. 4:8).

    В этой паремии прямо не говорится о Пресв. Богородице, но чтение это не может не напоминать о Ней верующему, потому что именно Богородица послужила делу воплощения Божественной Премудрости – Сына Божия, Который кровью Своей создал Церковь Свою. На Своей божественной трапезе, в таинстве Евхаристии Он дает верующим вкушать пречистое Свое тело, которое наитием Св. Духа образовалось в утробе Приснодевы Марии. К тому же в доме Божием – в Церкви Христовой, созданной Сыном Божиим, первое место принадлежит Богородице, Которая и Сама называется в церковных песнопениях «Света чертогом», «жилищем всех Царя и Зиждителя Христа Бога», «пречистым храмом Спасовым».

Стихиры на литии

    Эти стихиры рассматривают событие преимущественно с исторической точки зрения и главным образом по его значению для павших прародителей (это в каждой стихире); особенно стихиры останавливаются на том следствии, которое имело событие по отношению к смерти и жизни, к аду и раю; но одна стихира (2-я) занимается значением события для развития на земле девства и чистоты, прикровенно указывая нам на тесную связь этого подвига с чаянием вечной жизни. Особенного ликования стихиры достигают в последней, заключительной из них, где вместе с тем дается и самый всеохватывающий образ всего значения события, причем это значение здесь выступает в невиданной доселе высоте и глубине.

Слава и ныне, глас 8. Сергия патриарха.

Въ благознамени1тый дeнь прaздника нaшегw, вострyбимъ дух0вною цэвни1цею: ћже бо t сёмене дв7дова, днeсь раждaетсz м™и животA, тмY разрэшaющи, ґдaмово њбновлeніе, и3 є4vино воззвaніе, и3 нетлёніz и3ст0чникъ, тли2 премэнeніе. є3sже рaди мы2 њбожи1хомсz, и3 t смeрти и3збaвлени бhхомъ, и3 возопіи1мъ т0й съ гавріи1ломъ вёрніи: рaдуйсz, бlгодaтнаz, гDь съ тоб0ю, тебє2 рaди дaруz нaмъ вeлію ми1лость.

  В знаменательный  день нашего праздника затрубим (Не в собственном смысле, а «заиграем», т.к. в греч. тексте речь о струнном инструменте; св. Феодор Студит трубою (σάλπιγξ) называет било) в духовную свирель (Слав, «цевницу», но греч. κιθάρα, струнный инструмент: гитара, лира), ибо от семени Давидова сегодня рождается Мать Жизни, разгоняя тьму, обновление(νάπλασις собств. «воссоздание») Адама, воззвание (άνάκλησις – не «воссоздание», как Адама, так как «создан» («вылеплен» – πλάττω) в собственном смысле был только Адам, а Ева произошла от него) Евы, источник нетления, прекращение тления . Через Нее мы обожены (Впервые такое сильное понятие) и избавлены от смерти (Что возможно было, при телесности, только через обожение) . Воскликнем же, верные, Ей с Гавриилом: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою (Заимствуется не богодохновенный только, а прямо ангельский язык: Лк. 1:28.) , Тобою  подающий нам великую милость.

Стихиры на стиховне

     После данного в предыдущих группах стихир достаточного разъяснения всего значения празднуемого события, эти стихиры – преимущественно субъективного, лирического содержания – приглашают нас, весь мир, все сословия (2-я) и роды (3-я) его к радости, указывая на самое общее значение события – рождение на земле обиталища Божия. Вместе с тем это – первые стихиры, заканчивающиеся молитвой.

Первая стихира на стиховне. Германа патриарха.

Всемjрнаz рaдость t прaведныхъ возсіS нaмъ, t їwакjма и3 ѓнны, всепётаz дв7а: ћже премн0гіz рaди чистоты2, хрaмъ б9ій њдушевлeнный бывaетъ, и3 є3ди1на вои1стинну бцdа познавaетсz. тоS моли1твами, хrтE б9е, ми1ръ мjру низпосли2, и3 душaмъ нaшымъ вeлію ми1лость.

Всемирная радость воссияла нам от праведных – от Иоакима и Анны – всеми воспеваемая Дева, Которая за превосходство чистоты (δι’ ὑπερβολήν ἀγαθότητος «за превосходство доброты», слав, свободно: «премногия ради чистоты», может быть, в виду Мф. 19:17; Лк. 18:19 («никтоже благ, токмо един Бог») становится одушевленным храмом (Впервые стихиры называют Пресв. Деву «храмом Божиим»; ср. выше – престол, небо, дверь, приятелище, пребывалище) Божиим и одна является Богородицей (Впервые в стихирах такое наименование Пресв. Девы) . Ея мольбами (ἱκεσίαις, просительной молитвы, в отличие от просто молитв (εύχαί) , Христе Боже, ниспошли миру мир, а душам нашим – великую милость(больший дар, чем мир)

Стихи к стихирам на стиховне:

Слhши, дщи2, и3 ви1ждь, и3 приклони2 ќхо твоE.

Слыши, дщерь, и смотри, и приложи ухо твое (Пс. 44:11. В псалме это относится непосредственно к Церкви Ветхозаветной, Израилю, в образе Царицы, стоящей одесную Мессии – Царя. Здесь это приглашение обращено к Пресв. Богородице, Которая в этот день рождества Ее выступает как великая дочь своих родителей. Устами псалмопевца Церковь приглашает Ее внимательно выслушать Божие предопределение о Себе, об ожидающем Ее великом назначении, которое изображает второй припев: «Лицу Твоему помолятся богатии людстии».

ЛицY твоемY пом0лzтсz богaтіи лю1дстіи.

Богатейшие из народа будут умолять Тебя (Пс. 44:18. Новорожденной предсказывается великая слава, заключающаяся в том, что Ее лично будут умолять о помощи даже «богатейшие из народа», настолько Она будет превосходить всех силой и богатством; конечно, богатство здесь разумеется духовное) .

Слава и ныне, глас 8. Сергия патриарха

Пріиди1те, вси2 вёрни къ дв7э тецeмъ: сe бо раждaетсz, ћже прeжде чрeва предви1дэннаz, бGа нaшегw м™и, дёвства сосyдъ. ґарHновъ прозsбшій жeзлъ t к0рене їессeева, прbр0ческое проповёданіе, и3 прaведныхъ їwакjма и3 ѓнны прозzбeніе. раждaетсz ќбw, и3 мjръ съ нeю њбновлsетсz. раждaетсz, и3 цRковь во своE благолёпіе ўкрашaетсz. хрaмъ с™hй, бжcтвA пріsтелище, дёвственный сосyдъ, цrкій черт0гъ, въ нeмже преслaвное неизречeннагw соединeніz, сошeдшихсz во хrтЁ є3стeствъ, совершeнное содёzсz тaинство. є3мyже покланsющесz, воспэвaемъ дв7ы всенепор0чныz ржcтво2.

Придите, все верные, поспешим к Деве (тогда как 1-я стихира на стиховне заключала обращение ко Христу, 2-я такое же обращение к Богоматери, 3-я ко всему миру, эта стихира содержит уже обращение к нам самим). Вот рождается предопределенная (προορισθει– то же слово, что в начале 4-й стихиры на литии; слав. текст переводит здесь иначе, может быть, для разнообразия, на том основании, что предопределение Божие основано на предведении (Рим. 8:29)) до утробы (до зачатия) Мать Бога нашего, сосуд(κειμήλιον – собств. имущество, отложенное в сторону, сокровище) девства (Первое значение Пресв. Девы Марии, что Она стала Матерью Божией; второе, что она была сосудом девства. Знаменательное сопоставление), Ааронов жезл, прозябший от корня Иессеева (Сопоставлением того прообраза, который представляет собой прозябший жезл Ааронов, с предсказанием Исаии о жезле из корня Иессеева искусно указывается на происхождение Пресв. Богородицы по отцу из рода Давидова, а по матери – из рода Ааронова), возвещение пророков (В предыдущем выражении была речь о прообразах, здесь – о пророчествах) и прозябение Иоакима и Анны (Последняя (по времени) черта достоинства Пресв. Богородицы: Она – плод праведников) : рождается, и мир с Нею обновляется (Доселе стихира говорила о достоинстве Новорожденной, отселе – о следствиях события) ; рождается, и Церковь облекается в свое благолепие(значение менее широкое, чем для мира, но не менее важное и обусловливающее это. С этим рождением Церковь имела получить все свое святое благолепие, а от этого целый мир – обновление) . Это – храм святой (Этим в свою очередь обусловливается предыдущее; потому Пресв. Дева имела такое значение для Церкви, что Она сама была храмом Божиим), обитель Божества , девственное орудие(ὄργανον – не обителью лишь Божества стала Пресв. Дева, но и орудием Его воздействия на мир, – и это благодаря своей девственной чистоте) , царский дворец (θάλαμος – в класс. яз. спальня, терем, вообще жилище. Обитель Бога, как Царя мира. Тесная связь с предыдущими сравнениями) , в котором совершилось преславное таинство неизреченного единения соединившихся во Христе естеств , чему покланяясь  , воспеваем рождество всенепорочной Девы (Объединение в двух словах всего содержания стихиры (двух ее частей) и естественное заключение ко всему ряду стихир вечерни) .

Тропарь

     Тропарь, как важнейшая и чаще других употребляемая церковная песнь, обычно в самой сжатой форме дает изображение празднуемого события с его внешней и внутренней стороны, т.е. давая картину его, очерчивает и значение его. Такую же цель преследует и кондак, не менее важная и употребительная церковная песнь. А чтобы не было совпадения в содержании этих песней, нередко тропарь занимается более одной из этих сторон, чаще всего внутренней, а кондак более другой, большей частью внешней. Такое именно соотношение между тропарем и кондаком настоящего праздника. Тогда как кондак занимается более внешней и исторической стороной события, тропарь кратко изображает все значение Рождества Пресв. Богородицы для мира. Оно обрадовало вселенную тем, что от Пресв. Богородицы засияло над миром как бы новое солнце, солнце правды Христос, уничтоживший проклятие за грех и связанную с ним смерть и даровавший благословение и жизнь. Общее и прямее нельзя было изобразить благ, принесенных Рождеством Пресв. Богородицы. Христос назван солнцем правды, может быть, в подражание тропарю Рождества Христова.

Тропaрь, глaсъ д7:

Ржcтво2 твоE бцdе дв7о, рaдость возвэсти2 всeй вселeннэй: и3зъ тебє1 бо возсіS сlнце прaвды, хrт0съ бGъ нaшъ, и3 разруши1въ клsтву, дадE благословeніе, и3 ўпраздни1въ смeрть, даровA нaмъ жив0тъ вёчный.

Твое рождество, Богородица Дева, возвестило радость целой вселенной, ибо из Тебя воссияло (ἀνέτειλε – взошло) Солнце правды – Христос Бог наш; уничтожив клятву, Он дал благословение и, упразднив смерть, даровал вечную жизнь.

Величание

     Величание поется на самой торжественной части праздничного всенощного бдения и многократно повторяется со стихами так называемого «избранного псалма» (т.е. сборного, составленного из стихов разных псалмов, но начинающегося обязательно первыми словами какого-либо псалма), являясь собственно припевом к нему (Избранные псалмы составлены ученым греческим монахом Никифором Влеммидом (†1272 г.); но впоследствии состав избранных псалмов терпел изменения и сокращения, так в древнейших рукописях избранный псалом на Рождество Пресв. Богородицы имеет не 14 стихов, как ныне, а 24 или 25 (так и ныне у старообрядцев). Величания к избранным псалмам составлены еще позднее. Первоначально избр. псалмы пелись с припевом «аллилуиа» (как полиелейные: избранный псалом рассматривался просто, как третий полиелейный). Величания к ним составлены монахом Филофеем, логофетом валашского господаря конца XIV – начала XV в. Но составленные им величания – не нынешние, напр. на Рождество Пресв. Богородицы его величание: «Радуйся, обрадованная Марие, Господь с Тобою, аллилуиа»; то же на Введение и Благовещение. Нынешние величания появляются впервые в рукописях XV в.)

     В виду всего этого, величание должно в самой краткой форме, в нескольких словах охватить всю суть празднуемого события. А если припомнить, что в древности такие припевы пелись за каждым стихом псалма всем народом, тогда как псалом пелся хорами певцов по стихам, то, кроме всего указанного, величание должно отличаться и особенной простотой содержания. Таковым и является величание настоящего праздника. Оно кратко и просто указывает для прославления нашего в настоящий день три главных предмета: Новорожденную, называя Ее, какою только Она была тогда, – «Пресвятой Девой», Ее «святых (ср. «Пресвятая Дево») родителей» и «всеславное» (славимое всеми и во всех отношениях) рождество Ее.

    Избранный псалом (или стихи к величанию) представляет празднуемое событие так, что Бог, за кротость Давида и клятвенное обещание построить храм, со своей стороны клятвенно обещает Давиду поселиться в его царстве, при его преемниках, устроить там себе град Божий и храм, очевидно не вещественный, какой хотел построить Давид, а такой, в котором Бог имел обитать еще действительнее, чем в вещественном храме, храм особенно святой и дивный. Под этим градом Божиим и храмом, очевидно, разумеется Богоматерь. В конце избранного псалма о Ней уже прямее говорится, что Бог сделает памятным имя Ее. А последний стих величания прославляет Бога за все это.

Велича́ем Тя, Пресвята́я Де́во, и чтем святы́х Твои́х роди́телей, и всесла́вное сла́вим рождество́ Твое.

Величаем Тебя, Пресвятая Дева, почитаем святых Твоих родителей и славим всеславное рождество Твое.

1. Помяни́, Го́споди, Дави́да и всю кро́тость его́.

Вспомни, Господи, Давида и всю кротость его (Пс. 131:1).

2. Яко кля́тся Го́сподеви, обеща́ся Бо́гу Иа́ковлю.

Как он клялся Господу, давал обет Богу Иакова (Пс. 131:2).

3. Се слы́шахом я́ во Евфра́фе, обрето́хом я́ в поля́х дубра́вы.

Вот мы услышали об этом в Евфрафе, нашли это в лесистых полях (Пс. 131:6) .

4. Пресла́вная глаго́лашася о тебе́, гра́де Бо́жий.

Весьма славно возвещаемое  о тебе, град Божий (Пс. 86:3).

5. Бог посреде́ его́, и не подви́жится.

Бог посреди его; он не поколеблется (Пс. 45:6).

6. Кля́тся Госпо́дь Дави́ду и́стиною, и не отве́ржется ея́.

Клялся Господь Давиду в истине, и не отречется (Пс. 131:11а).

7. От плода́ чре́ва твоего́ посажду́ на престо́ле твое́м.

От плода чрева твоего посажу на престоле твоем (Пс. 131:11б).

8. Яко избра́ Госпо́дь Сио́на, изво́ли его́ в жили́ще Себе́.

Ибо избрал Господь Сион, возжелал (его) в жилище Себе (Пс. 131:13).

9. Освяти́л есть селе́ние Свое́ Вы́шний.

Освятил селение Свое Вышний (Пс. 45:56) .

10. Святы́ня и велеле́пота во святи́ле Его́.

Святость и великолепие во святилище Его (Пс. 95:6).

11. Свят храм Твой, ди́вен в пра́вде.

Свят храм Твой, дивен в праведности (Пс. 64:5б-6а) .

12. До́му Твоему́ подоба́ет святы́ня, Го́споди, в долготу́ дний.

Дому Твоему, Господи, по достоинству принадлежит святость на долгие дни (Пс. 92:5).

13. Помяну́ и́мя Твое́ во вся́ком ро́де и ро́де.

Сделано имя Твое памятным в род и род (Пс. 44:18а).

14. Благослове́н Госпо́дь во век, и в век ве́ка.

Благословен Господь во век и в век века (Пс. 88:53) .

Прокимен

ПомzнY и4мz твоE во всsкомъ р0дэ и3 р0дэ.

Сделаю имя Твое памятным в род и род (В Пс. 44.18 это обещает Бог Царице, стоящей одесную Мессии, по толкованию свв. отцов Церкви, и Богоматери. Ей обещается непрерывное почитание на земле. Упоминание о родах подходит к существу праздника, хотя это место служит прокимном и для других Богородичных праздников)

Стjхъ: Tрhгну сeрдце моE сл0во блaго:

Излило сердце мое слово хорошее (В качестве стиха к прокимну обычно берется 1-й стих того псалма, из которого заимствуется прокимен. Это потому, что в древности прокимен припевался к каждому стиху этого псалма. В приложении к Богоматери стих выражает готовность воспеть Ее, и по образу выражения, как и прокимен, особенно подходит к настоящему празднику (так могла сказать о рождении от Нее Слова Божия Богоматерь).

Кондак и икос

     Кондак в содержании своем, как замечено выше, считается с тропарем, имеет его в виду. Тропарь настоящего праздника изображает общее значение события для вселенной, в которой оно уничтожило следствие первородного греха. Кондак рисует влияние события на все эпохи мира: на ближайшую к нему в лице Иоакима и Анны, на начальную в лице Адама и Евы, и на позднейшую в лице нас.

     Икос говорит о самых начатках события: о том, как вымаливали его Иоаким и Анна. Это вообще обычная тема икосов – начатки события (ср. напр. пасх. икос и мн. др.). Чтобы объяснить такую тему икосов, надо иметь в виду, что ныне употребляемые икосы – это удержавшиеся в богослужении первые строфы в целом ряде икосов на каждый праздник. Каждая праздничная служба в древности имела на месте нынешнего икоса нечто вроде целого акафиста, длинный ряд в 10 и более икосов, которые давали полную картину события; сохранившиеся икосы лишь начинали эту картину.

Кондaкъ, глaсъ д7:

Їwакjмъ и3 ѓнна поношeніz безчaдства, и3 ґдaмъ и3 є4vа t тли2 смeртныz свободи1стасz пречcтаz, во с™ёмъ ржcтвЁ твоeмъ. то2 прaзднуютъ и3 лю1діе твои2, вины2 прегрэшeній и3збaвльшесz, внегдA звaти ти2: непл0ды раждaетъ бцdу, и3 питaтельницу жи1зни нaшеz.

Иоаким и Анна освободились от поношения за бездетность, а Адам и Ева от смертного тления, Пречистая , во святом рождестве Твоем. Его празднуют и люди Твои, избавленные от осуждения(одержимости, подверженности чему-либо, в особенности осуждению) за грех , восклицая Тебе: неплодная рождает Богородицу и питательницу Жизни нашей .

Јкосъ:

Моли1тва кyпнw и3 воздыхaніе, непл0дства и3 безчaдства, їwакjма же и3 ѓнны бlгопріsтное, и3 во ќши гDни вни1де, и3 прозzбE пл0дъ живон0сенъ мjру. џвъ бо моли1тву на горЁ творsше: џва же въ садЁ поношeніе ношaше, но съ рaдостію: непл0ды раждaетъ бцdу, и3 питaтельницу жи1зни нaшеz.

Молитва вместе с воздыханием (τεναγμός – стон) от неплодия и бездетности Иоакима, как и Анны (Трехчленное сопоставление Иоакима и Анны: молитва более принадлежала Иоакиму, а стенание – Анне (ср. далее: «ов убо…»); первый страдал бездетностью, вторая – и бесплодием. Дается понять, что совокупными усилиями двух достигнут такой великий успех), оказалась благоприемлема, дошла до ушей Господа и прорастила миру живоносный плод. Тот творил  молитву на горе, а эта несла  поношение(даже от любимой рабыни) в саду(большое значение придается месту. Сад противопоставляется горе) . Но с радостью неплодная рождает Богородицу и питательницу Жизни нашей.

Стихиры на хвалитех

     Эти стихиры, как заключительные, останавливаются главным образом на доселешних следствиях события, или, вернее, на одном и главном таком следствии – том плодородии, которое с ним получила благодать в мире (1-я стих.) и которое положило конец прежнему бесплодию мира (2-я стих.); как на частнейшее, но очень важное следствие события, указывается на то возвышение девства, которое вызвало собой на земле это святое рождение от неплодной (3-я стих.). В качестве последней стихиры на хвалитех, а следовательно, и на всем бдении, поется стихира «Сей день Господень», как прямо посвященная дню.

Первая стихира на Хвалитех.

Q ди1внагw чудесE! и3ст0чникъ жи1зни t непл0дныz раждaетсz, и3 бlгодaть плодороди1ти свётлw начинaетсz. весели1сz їwакjме, бцdы бhвъ роди1тель: нёсть и4нъ ћкоже ты2, земнор0дныхъ роди1телей, бGопріsтне: бGовмэсти1маz бо nтрокови1ца, б9іе селeніе, прес™az горA, тоб0ю нaмъ даровaсz.

О дивное чудо ! Источник жизни рождается от неплодной и благодать начинает приносить блестящие плоды. Веселись, Иоаким, став родителем Богородицы. Нет такого, как ты, боговоспринятый(θεόληπτε – находящийся под воздействием Божиим, боговдохновенный), между земнородными родителями. Ибо вместившая Бога  Отроковица, Божие селение , пресвятая гора дарована нам тобою.

Святоотеческие чтения на службе

     Служба каждого праздника отдает ему дань не только длинным рядом песнопений в честь его, но и целым рядом чтений о нем, – не только тех кратких чтений, какие представляют собою паремии, Апостол и Евангелие, но и чтений больших, длинных, именно из творений св. отцов, касающихся праздника. Таких чтений на праздничной всенощной положено целых 6, каждое объемом страниц 5–6 книги обыкновенного формата. 1-е из этих чтений положено в конце вечерни, 2-е по 1 кафисме, 3-е по 2 кафисме, 4-е по полиелее, 5-е по 3-й песни канона и 6-е по 6 песни канона. Обычно чтения эти опускаются. Но мы не имели бы полного представления о богослужении рассматриваемого праздника в том виде, как оно начертывается уставом, если бы не познакомились с этими так называемыми «уставными чтениями».

    Первым из таких чтений на Рождество Пресвятой Богородицы служит чтение на вечерне после благословения хлебов и «Буди имя Господне». Типикон говорит: «И предложится чтение праздника, слово Андреа Критскаго, емуже начало: Аще мерима есть земля пядию»

Свт. Андрей Критский «Слово на Рождество Пресвятой Богородицы» (отрывок)

    Настоящий праздник есть для нас начало праздников. Служа пределом закону и прообразованиям, он вместе служит дверию к благодати и истине. Он может еще назваться средним и последним. Его начало – окончание закона; средина – соединение крайних точек, конец – откровение истины. «Кончина бо закона Христос» (Рим. 10, 4), который, освобождая нас от письмени, возводит к духу. Здесь конец (закону): потому что Законодатель, совершив все, изменил письмена на дух и возглавил всяческая в Себе (Ефес. 1, 10), оживляя закон благодатию: благодать приняла закон под свое владычество, а закон подчинился благодати, так что свойства закона и благодати не потерпели взаимнаго смешения, а только тяжкое, рабское и служебное (в законе), божественною силою переменилось на легкое и свободное (в благодати), чтобы мы, – как говорит апостол, – не были порабощены «стихиями мира» (Гал. 4, 3) и не состояли под рабским игом письмени закона. Вот верх Христовых к нам благодеяний! Вот откровение тайны! Вот обожение восприятаго человечества – плод истощания Богочеловека.

   Конечно, светлое и явное нисхождение Божие к людям должно иметь радостное начало, вводящее к нам великий дар спасения. Таков и есть настоящий праздник, имеющий началом рождество Богородицы, а концом – соединение Слова с плотию, это славнейшее из всех чудес, непрестанно возвещаемое, необъемлемое и всегда непостижимое. Чем менее оно постижимо, тем более открывается; и чем более открывается, тем менее постижимо. Поэтому настоящий Богоблагодатный день, первый в наших празднествах, являя свет девства и как бы сплетая венец из неувядаемых цветов духовнаго вертограда Писания, предлагает твари общую радость. Дерзайте, – говорит он, – се, праздник рождества (Девы) и обновление (человеческого) рода! Дева рождается, воспитывается, возрастает и готовится быть Материю Всецаря веков – Бога. Все это, при помощи Давида, делается для нас предметом духовного созерцания. Богоматерь открывает нам Своё Богодарованное рождество, а Давид указывает на блаженство (человеческаго) рода и дивное сродство Бога с человеками. О, чудо! Та становится посредницею между величием Божества и ничтожеством плоти и делается Материю Создателя; а этот пророчествует о будущем, как о настоящем, и приемлет от Бога с клятвою славный обет продолжения и сохранения рода «от плода чрева своего» (Псал. 131, 11).

Прп. Иоанн Дамаскин. «Слово первое на Рождество Пресвятой Богородицы» (отрывок)

    Справедливо говорят, что противное служит лекарством для противного; но нельзя сказать, чтобы из противнаго происходило противное, – хотя каждая вещь заключает в себе нечто как бы противное своему свойству, от преизбытка того, от чего она произошла. Например, как грех, посредством доброго причинивший мне смерть, крайне таким образом стал пагубен (Рим.7:8); так виновник всякого добра (Бог), как бы посредством противного, устроил то, что сделано для нашего спасения. «Идеже умножися грех, преизбыточествова благодать» (Рим. 5, 20). Еслибы мы сохранили первое соединение с Богом, то не удостоились бы лучшего и превосходнейшаго; а ныне хотя, по причине греха, и недостойны сделались прежнего с Ним общения, не сохранив того, что получили; но по милосердию Божию помилованы и опять приняты в такое общение с Ним, которого никто не силен расторгнуть, так как принявший нас силен сохранить его неразрывным. Было время, когда земля находилась в глубоком растлении и народ Божий, увлеченный духом соблазна, оставил Господа Бога своего – Того каторый стяжал его Себе рукою крепкою и мышцею высокою, в знамениях и чудесах извел из дома рабства Фараонова, провел чрез Чермное море и руководствовал его на пути в облаке днем и всю ночь во свете огня; когда Израиль обращался сердцем своим в Египет, и таким образом сделался народ Господень не народом Господним, помилованный – непомилованным, возлюбленный – невозлюбленным. Поэтому ныне раждается Дева, чуждая прародительского тления, обручается Самому Богу, раждает милосердие Божие, и не народ Божий становится народом Божиим, непомилованный получает милость, невозлюбленный делается возлюбленным, – потому что из Нея раждается Сын Божий возлюбленный, в котором все благоволение Божие.

Литература.

  1. Свт. Андрей Критский «Слово на Рождество Пресвятой Богородицы»
  2. Прп. Иоанн Дамаскин «Слово 1-ое на Рождество Пресвятой Богородицы»
  3. Скабалланович М.Н. «Рождество Пресвятой Богородицы»

Автор: Администратор
Дата публикации: 22.09.2022

Отклики (481)

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.