Хо́диши, и слези́ши, веща́еши же, Спа́се мой, / челове́ческое показу́я Твое́ де́йство, / Боже́ственное же явля́я, воздвиза́еши Ла́заря.

Лазарева суббота



Митрополит Вениамин (Федченков). Вознесение Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа

Служим всенощную… Вышел я на литию… Немного сосредоточился на зрении Господа Вознесшегося… И вдруг стало ясно: НАШ Господь там! И это слово «наш» и осталось в душе…

В самом деле: вознесся Господь ведь не Божеством, а человечеством… НАШЕ естество вознес Он. Или: В НАШЕМ естестве вознесся… Он – с воплощения еще НАШ, и там у Отца ЗА НАС ХОДАТАЙСТВУЕТ… Не может не ходатайствовать… Мы Ему – свои… Он – наш…

Какая близость!.. И понятно: какие великие блага от этого должны проистекать для нас… Но об этом еще после… А сейчас – корень всего: НАШ Господь одесную Отца… Все прочее – следствия… Слава Тебе!

Давно мне прежде на этот праздник приходили мысли, что Вознесение требует от нас надземности, чистоты, святости… И эту мысль дал святой апостол в послании к Колоссянам, которые увлекались философствованиями (гностическими), а жили грешно (просто – блудно); иные же, наоборот, в самочинном аскетизме, с охуждением творения Божия, считая материю нечистой. И вот апостол говорит им, что Христос есть Истинный Совершенный Бог во плоти… Теперь Он вознесся к Отцу и «седит одесную» Его… А если Он там, то и вы о горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокровенна со Христом в Боге… Итак, умертвите уды (члены) ваша: блуд, нечистоту, лихоимство, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение (Кол. 3:1–5)… Иначе гнев Божий грядет (ст. 6)…

Так, отрывая от земли, праздник Вознесения требует духовного подвига, борьбы за святость души… Нужно вознесение духа…

Иные думают, что апостолы после вознесения Господа возвратились опечаленными, что они лишились Господа, и Учителя, и Утешителя… И отчасти это верно и понятно. В одной стихире (на Господи, воззвах) говорится об этом так: Господи, апостолы, яко видеша Тя на облацех возносима, рыданием слез, Жизнодавче Христе, скорби исполняемы, рыдающе, глаголаху: Владыко! не остави нас сирых, ихже за милосердие возлюбил еси рабы Твоя… Но посли, якоже обещал еси нам, Пресвятаго Твоего Духа.

Таково было первое естественное чувство. А потом Господь их Сам утешил… Как? Да разве Он, Всемогущий, не может утешить, когда захочет?! Что спрашиваем: «как?» – Всячески!.. Одним словом мир сотворил!.. Человека из глины создал… А человек спрашивает: «как?»

…Вот хотя бы обещанием послать Утешителя! А раз – «Утешителя», то, значит, они скорбели… А сверх всего – «благословением"… Мы и сами знаем, что от святых даже людей сладостно получить благословение. А здесь Сам Бог Воплотившийся благословил.

…И их сердца утешились до такой степени, что, как говорится в Евангелии, они все возвратились «С РАДОСТИЮ ВЕЛИКОЮ», «хваляще и благословяще Бога». Поэтому и в песнопениях праздника о скорби и говорилось лишь в одном месте, как бы мимоходом, как о вещи малозначительной, скоро промелькнувшей, а после о радости будет петься….

…Господь обнадежил учеников, во-первых, тем, что СКАЗАЛ, ОБЕЩАЛ им послать Духа: вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше… Я же пошлю обетование Отца Моего на вас (Лк. 24:49). Кстати: слово «обетование» понятнее было еврею, чем нам… «Обетованная» земля – Палестина… Идеал чаяний их – с Авраама до Моисея… Обетованный Мессия Спаситель… Обетованные блага земные: «да благо ти будет» и пр. Только ныне вместо земных благ обещаны небесные; посему в Евангелии Матфея говорится: даст блага просящему Него (Мф. 7:11). А у евангелиста Луки то же место читается: даст Духа Святаго просящим у Него (Лк. 11:13)… Поэтому у евангелиста Матфея: да приидет Царствие Твое (Мф. 6:10) как символ высших благ.

А святой Григорий Нисский приводит древнее разночтение: «да приидет Дух Святый». Поэтому и ученики еще путают: Спаситель говорит: будете крещены Духом Святым… А они тут же, еще не понимая сего на опыте, а представляя все в земных формах, спрашивают: не восстановляешь ли Ты царство Израилево (а не Божие) (Деян. 1:5–6).

…И это обещание Господь подкрепил «БЛАГОСЛОВЕНИЕМ» (Лк. 24:50)… В чем сила этого подтверждения (или, по-славянски: радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа, ИЗВЕЩЕННЫМ, то есть удостоверенным, им бывшим благословением)? Духа еще не получили, но «ЗАЛОГ», но «ручательство» уже имеют: Сын уже «благословил» их… Если сын царя – наследник престола (беру примеры для ясности) прощенному преступнику подает руку свою царскую, то не ясно ли, что это знак несомненной надежды на получение полной милости и от самого царя? Но благословение Божие, Сына Божия, уже подавало и некую благодатную силу, – «зачаток» Духа… Как и на Пасху Христос явился ученикам и сказал им: мир вам… Дунул… и добавил: приимите Дух Свят – отпущать грехи… Но это – зачаток лишь… А полнота – в Пятидесятницу!

Итак, соединим: а) белизну чистоты, б) серьезность благоговения, в) надежду на примирение, г) радость обетования, – вот у нас и будет ОБЩИЙ ТОН праздника Вознесения… Но преимуществовать будет БЕЛЫЙ ТОН ЧИСТОТЫ И ЯСНОСТЬ СОБРАННОСТИ, с прибавлением лишь радости.

…ныне Ходатай примиряет нас с Отцом вполне, ибо Сам с плотию воссел одесную Его, чтобы за нас ходатайствовать… Это вливает надежду на спасение. И страх приобретает не пугающий характер, а только «вводящий внутрь», собирающий чувства… У хороших родителей хорошие дети ведут себя чинно, скромно, тихо. Любимы и любят; и тихи… Это – особенно привлекает сердце наше… Вознесение вводит в МОЛЧАНИЕ.

Но хотя полное вознесение будет после Суда, а частичное после смерти, однако и теперь СОВЕРШАЕТСЯ ДУХОВНОЕ ВОЗНЕСЕНИЕ. Именно через святое причащение. Самое причащение, как мы видели на Пасху, есть воскресение, поскольку человек «обожествляется», вступает в общение с Христом Богом. Поэтому святой Симеон называет Тайны «Божественными», «Боготворящими», «благодатными»; имиже оживляется (то есть воскресает) и обожается всяк ядый же и пияй чистым сердцем (молитва 6-я перед причащением)… Но потом, «оживши», человек уже возносится к Богу; так и говорится в 3-й молитве ко причащению: Преславным Твоим вознесением плотское обоживый восприятие, и сие (то есть нашу, восприятую Тобою природу) десным Отца седением почтый, сподоби мя причастием (то есть через причастие) Святых Твоих Таин, десную часть спасаемых получити…

Поэтому-то и первый возглас после причащения: Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое… Оба эти слова нам знакомы из Вознесения: «Избавитель», Спаситель мира, уходя, «благословляет» учеников Своих, «люди Твоя"… OH CAM ЗДЕСЬ БЛАГОСЛОВЛЯЕТ… Священник лишь молится Ему: «спаси и благослови», а со своей стороны делает лишь благословляющее знамение. И потом, покадивши и поклонившись Дарам – Христу, выносит Их; и тут уж Сам Господь и благословляет, и говорит: «всегда с вами» до скончания века, и даже во веки веков (Мф. 28:20), как и при вознесении… И Святые Дары возносятся на жертвенник… Значит, это имеет не только смысл символического напоминания, но и действительного «совознесения» причастившихся, а молитвенно и все соединяются со Христом, со Христом и возводятся к Отцу Небесному…

И как после вознесения ученики воротились в Иерусалим, так и теперь после унесения Даров нужно уходить верующим из храма: «с миром изыдем"… Но в заключение получают «благословение Господне… благодатью и человеколюбием» – это уже можно относить к сошествию Святого Духа, как и читается в заамвонной молитве: всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Тебе Отца Светов… А перед этим, закрывши антиминс, священнослужитель делает Евангелием крест над ним, говоря: яко Ты (Троица) еси освящение наше (а это освящение есть, собственно, дело Духа Святого), и Тебе славу воссылаем Отцу и Сыну и Святому Духу.

…Когда я стал просматривать службу, то увидел, что элемента РАДОСТИ, – и количественно, а следовательно и в общем «тоне» праздника, – значительно БОЛЬШЕ, чем было в моем лично переживании.

Можно сказать, начиная от тропаря, эти призывы к радости разбросаны повсюду: вознеслся еси… радость сотворивый учеником (тропарь)… Но особенно (как и всегда почти) радость увеличивается к концу канона – к 8-й и 9-й песням: Дадим Богу величие, хвалы согласие (гармонию) воскликнем, воспоим, ликуим, руками же восплещим: взыде Бог наш на небеса от земли, ангелом и архангелом поющим Сего, яко Владыку и Творца всех (тропарь 8-й песни 2-го канона)… Приидите, торжествуим (там же).

И этой «радости бесчисленной» Господь наполнил («исполнивый») в Свое вознесение прежде всего ученики (-ов) и рождшую (Богородичен на Господи, воззвах). Ей, Преблагословенной, особенно подобаше и славою плоти Твоея, премногия насладитися радости, ибо Она в страсти Твоей матерски паче всех «болезновала» (Богородичен на литии)… К ним присоединились величающие ангелы: на облацех вземлема видяще, взываху (тропарь 9-й песни 1-го канона), непрестанно удивляема, воспеваху (тропарь 3-й песни 1-го канона). Но и мы, иже в мире… ангельски торжествуим (то есть будем торжествовать)… взывающе пение: Свят еси, Отче Небесный, Соприсносущный Слове, Свят еси и Душе Всесвятый (1-я стихира на хвалитех)… Все эти три лика: апостолов с Богородицею, ангелов разных чинов, святых людей, – последовательно «величают» Господа на 9-й песни в 1-м каноне Иоанна Монаха, под скромным именем которого скрывается славный песнописец Дамаскин. Творец 2-го канона – господин Иосиф32, то есть «Владыка И.», или «Епископ И.», или «отец И.», приглашает вообще весь мир радоваться: земля празднует (то есть люди) и ликует; радуется и небо, вознесением днесь Творца твари (тропарь 3-й песни 2-го канона). Причину этой радости увидим далее. Этой радости… избранных Твоих, – просит Церковь, – и нас сподоби, – хотя бы молитвами их (то есть учеников и Богородицы), но еще больше великия ради Твоея милости (Богородичен на Господи, воззвах).

Эту радость слышим уже к концу вечерни, ибо в стихире на литии поем: еяже (радости) и мы (уже) причащающеся, еже на небеса восходом Твоим, Владыко, великую Твою милость, на нас бывшую, славим…

Величай же, душе моя, вознесшагося от земли на небо Христа Жизнодавца (припев на 9-й песни 1-го канона).

И величают на самом деле все: Мир весь празднует, видимый и невидимый: в радости ликуют ангелы и человецы, славословяще непрестанно вознесение (тропарь 4-й песни 2-го канона). Веселие вечное! (там же тропарь 6-й песни).

И только в немногих местах вспоминается о СКОРБИ апостолов, которая кое-где вкраплена маленькими каплями… Она понятна: любимый Господь, Учитель, Утешитель, «Отец», оставляет их. И они просят не оставлять их сиротами…

– На облацех яко видеша Тя, взимаема, Господи, мудрии апостоли, рыдающе и сетования (печали) исполнена, вопияху со слезами: не остави сирых, ихже за милосердие возлюбил еси. Но и это воспоминание о печали апостолов не столько важно Церкви само по себе, – ибо оно еще естественно! – сколько потому, что дает ей основание просить дальше ОБ УТЕШЕНИИ, как цели домостроительства: посли на ны, якоже обещал еси, Всещедре, Пресвятаго Твоего Духа (стихира на Господи, воззвах во вторник 7-й недели по Пасхе).

И Господь отвечает:

– Не оставлю сиры, яже Аз собрах, – Господь другом глаголаше, – но послю вам Духа Святаго (стиховна утрени в субботу 6-й недели по Пасхе).

Кто из смертных, – если бы «умирали», то есть в смерти кончали свое бытие совсем, – кто мог бы это сказать? Это было бы или пустою мечтою, или безумным лживым утешением, или даже сознательным обманом.

Но сие немыслимо подумать даже о хороших людях… И если сии слова были когда-нибудь, кем-либо в мире, сказаны, то они одни говорят о Божестве Существа Бессмертного, говорившего это: Меня нет с вами, но… Я – с вами… Я ухожу, но… не разлучаюся вас! возношусь от вас, но… никакоже отлучался, а пребывая неотступный (кондак).

А что это «воистину и без сомнения» (воистину и «врёсноту» – по-славянски, по-гречески это слово όντως – действительно, собственно, существенно, именно так) есть, о том свидетельствовали нелживые уста Самой Истины, как это передает сам очевидец, слышавший сии Божественные слова из уст Самого Говорившего: Идите, научите все народы… И се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28:19–20). Не с одними лишь учениками, апостолами, но и со всеми верующими по слову их (Ин. 17:20).

Проникнемся этой мыслью «сердечно«… ГОСПОДЬ И С НАМИ! Если мы только не удаляем Его сами от себя… С нами! Воистину. Реально. Действительно… Вот здесь, неотступно. Всегда… Одно это может наполнить душу великим и совершенно необычайный утешением! Таким, что хочется вот даже… умолкнуть…

Но не только «казалось», а именно так и было, и не по подражанию лишь, а по действительному общению Христа с Павлом: уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал. 2:20), – говорит он сам совершенно ясно и определенно. Так обещал Сам Господь еще пред страданиями: Мы придем к любящему и творящему заповеди и обитель у него сотворим (Ин. 14:23). А еще до этого Он говорил о Себе Самом: кто любит Меня… и Я возлюблю его, и явлюсь ему Сам (ст. 21)…

…Если Он с нами, то кто же против нас осмелится? Так прямо и говорит апостол Павел: если Бог за нас, кто против нас? (Рим. 8:31). Потому те же слова, как продолжение вознесенских слов Господа, вошли вместе и в кондак с икосом: Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучался, но пребывая неотступный и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами, и никтоже на вы… И в конце икоса подобное же: Утешив я (их), апостолов Своих, яко Отец, и утвердив я (видите: «утвердив»!), наставив, яко сынов, и рече к ним: не разлучаюся вас; Аз есмь с вами и никтоже на вы (конец икоса почти всегда тождественен с концом кондака)…

…Если в тропаре говорится о «РАДОСТИ ОБЕТОВАНИЯ» СВЯТОГО ДУХА, ради вознесения, то в кондаке общая мысль – ОБ УТВЕРЖДАЮЩЕЙ РАДОСТИ ОБЕЩАНИЯ И СОБСТВЕННОГО ПРИСУТСТВИЯ Господа Иисуса Христа. А тропарь и кондак – главные песнопения в празднике. Такими двумя утешениями успокаивал Господь Своих «сирых"…

…Чему же так радуется Церковь на Вознесение?

Конечно, если уж праздник, так подобает радоваться. И в богослужебных песнопениях Вознесения есть к тому основания: я говорю про ТОРЖЕСТВЕННЫЙ, или СЛАВНЫЙ, характер празднования Вознесения. На Пасху был восторженно-ликующий… А ныне величественно-важный… И это так и есть в богослужении.

В самом деле, послушайте сначала самые слова: Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, – поет тропарь… И пусть люди больше из него ничего уже не восприняли бы душою, но эти два слова: «вознеслся» и «во славе» – запечатлелись… И сразу чувствуется торжество. Не «веселая благодать» Пасхи, а «величественное» торжество Вознесения… Слышите: «большой колокол».

Или кондак: еще о нас исполнив смотрение… Опять: вознеслся еси во славе… Вознеслся еси во славе, всяческая исполняяй… Вознеслся еси во славе на горе масличней (стихиры на стиховне). Постоянно, постоянно одни и те же слова эти. Десятки раз.

Славят все… Возшел еси со славою, яко Бог… И силы небесныя дивляхуся, вопиюще: Слава снизхождению Твоему, Спасе! Слава Царствию Твоему! Слава вознесению Твоему! (седален по 1-й кафизме).

Но ангели, предтекуще, апостолом показоваху Сего, идуща на небеса со славою многою. Тому же (они, апостолы), поклонившеся, глаголаху: слава Богу Вознесшемуся! (2-й, следующий рядом, седален по 2-й кафизме). Ты и нам, людям, Господи, послал еси Духа Божественнаго, для того чтобы воспевати и славити Твое Божество (стихира на хвалитех и ныне). И в самое вознесение не только прославился Сам, но восходом Твоим вознесл еси, и с Собою нас прославил еси (тропарь 3-й песни 1-го канона).

Но эта мысль еще яснее запечатлеется у нас, если мы прислушаемся к тем образам, которыми Церковь хочет выразить это священное торжество (1-й тропарь 9-й песни канона утрени накануне Вознесения)… Но послушаем самые слова: «священное торжество». Вот, может быть, самые подходящие слова для выражения духа «благодати праздника«… «Торжественная благодать»… А на Пасху была «веселая благодать«…

…Торжество восшествия Царя на Престол… И слова-то царские: внидет Царь славы (6-я стихира на литии)… И это – «Царь славы», «Христос Царь», часто повторяется… «Престол»… «Величествие».

Теперь посмотрим на картину «восшествия – вознесения».

Явилось облако. Конечно, это было «облако» особенное, ибо оно было «как бы живо«… Подобно облаку на горе Фаворской. Это облако, подобное облаку над Скинией. Это «облако славы Божией». Значит, с неба на землю спустился Божественный «престол»…

И этот облак подъемляше Христа (4-я стихира на литии). А в это время там, на небесах, как бы спешно, готовят уже настоящий Престол: Престол же готовлящеся, против (навстречу) облак (облаков), ждущий (там же).

И когда пошел Царь, явилась самая блестящая свита Его… Апостолы еще не могли провожать Его туда, ибо недостойны и неспособны были к тому до собственного обновления… Поэтому и к ним относится предупреждение, сказанное Марии Магдалине, «еще земная мудрствующей» (8-е воскресное Евангелие): не прикасайся ко Мне… восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, Богу Моему и Богу вашему (Ин. 20:17). И они поэтому пока меньше торжествуют и славят, чем ангелы. Они лишь просят: не разлучися нас, Пастырю Добрый, но посли нам Духа Твоего Пресвятаго (6-я стихира на литии).

Зато мир небесный, не падший, вступает в свои обязанности «со славою"… Является великое множество ангелов… А с апостолами остались беседовать лишь два юноши в белых ризах. А целые воинства Сил встретили своего Царя. И сначала они удивились чрезвычайнейшему, небывалому событию… Удивились даже, что их Царь, прежде известный им как бесплотный, теперь – во плоти…

– Дивятся бесплотных чини, смотряюще Тя, Христе, носяща тело земное и, в то же время, вопреки всяким законам – возшедша на облак и к небесныя восходяща (тропарь 4-й песни канона утрени накануне)… Зрят дальше: Он, Сей «Человек», поднимается «выше» их (стихира на Господи, воззвах)… И «начальники ангелов», смотря восхождения странное (странность, диво, чудо), сначала недоумевахуся друг ко другу: что видение сие? Человек убо зраком видимый, однако, якоже (как) Бог, превыше небес с плотию восходит (стихира на хвалитех). И, удивленные, начали спрашивать, друг другу вопияху: кто есть Сей?

Они готовы были сначала даже усумниться. Но глаголет к ним – в стихирах не сказано – Кто? – но ясно, что это Сам Отец: Сей есть Державный и Сильный! Сей есть сильный в брани! Сей есть воистинну Царь славы! (стихира на стиховне).

И тогда все сразу меняется… Мгновенно ангелы превращаются в «повинующихся» слуг… И потом, узнав и сами и «видяще своего Владыку» (стихира на Господи, воззвах в пятницу вечера Вознесения), с величайшим торжеством стали встречать «Славы Царя» (тропарь 9-й песни 1-го канона)… Для этого они разделились, – согласно небесному порядку иерархии ангельских чинов, – на ряды – от низших к высшим… И около каждого ряда стояла «застава» для человека падшего, или «врата», как постоянно говорится в стихирах и каноне… Но теперь эти «врата» нужно немедленно убирать с пути Царя… И вот горние силы стали «взывать», передавать друг Другу:

– Врата Царю нашему возмите! (тропарь 5-й песни 1-го канона). «Славы Царю» – путь! «Врата» примите! (удалите) (тропарь 9-й песни там же).

И это передавали «дольния» воинства ангелов и всех бесплотных, с радостию вопияху горним (то есть высшим) силам: возмите врата! (стиховна утрени в пятн. 6-й недели по Пасхе).

Другие же вопили иначе: возмите, врата, князи ваша (Пс. 23:7)… Слово «князи» не означает князей – «начальников» ангельских, а верхнюю часть над дверьми**********************, то, что зовется на сельском языке: «князек», или «конязек», верхняя перекладина или и вся верхушка ворот… И так как Царь был и славен, и высок силою и величествием, то, чтобы не нагнуться бы Ему под воротами, ангелы приказывают друг другу убрать совсем, долой все верхушки, все «князи"… Особенно если представить, что Царь не идет, как обыкновенный человек, а Он поднят на облаке… Несется выше обычного роста; преграждавшие путь людям ворота были низки для Него!.. И если бы на руках выше голов своих несли и солдаты своего вождя (этот образ взят из древности, а ныне говорится о нем в Херувимской: яко да Царя всех подымем, ангельскими невидимо дориносима (на копьях) чинми), а он не проходил бы так в двери, то, чтобы не унижать его опусканием, воодушевленные воины впереди мгновенно разбивают препятствие, ревнуя о славе его больше, чем о цельности здания…

И когда ангелы начали так поднимать Господа, то раздались отовсюду величайшей силы радостно-торжественные восклицания… Ангелы восклицали «славу». Одни ангелы «текли впереди», другие сзади… Одни провожали, другие присоединялись к ним и сопровождали; совершенно так, как офицеры частей, коих обошел уже вождь, пристают к его свите, всё более увеличивая ее и усиливая клики… Явно, что образ взят с воинской встречи…

А в это время к радостным и славным кликам вдруг присоединились громы литавр, труб, небесной музыки, о которых вместе с восклицаниями у пророка Исаии говорится, что от гласа восклицающих поколебались верхи врат (Ис. 6:4)… Слушайте эти громы:

– Взыде Бог в воскликновении! Господь – во гласе трубне! И эти слова, взятые из псалма царя Давида (Пс. 46:6), как постоянно повторяющийся запев припеваются каждый день на стихирах стиховных, начиная с самого праздника…

Прокимен пред чтением Евангелия:

– Взыде Бог в воскликновении! Господь – во гласе трубне!

На литургии – стих входный с Евангелием, изображающий вход Царя:

– Взыде Бог в воскликновении! Господь – во гласе трубне!

После Апостола – чтец гласит пред аллилуиа опять всё тот же стих: Взыде Бог!

А к этому как бы прорвался третий вид выражения торжества: плеск руками! Гром рукоплесканий! Потрясающие воздух крики, трубы, плеск!

У греков и доселе во время проповедей и в храмах аплодируют… А святому Иоанну Златоусту нередко приходилось останавливать восторгавшихся слушателей…

Но эти восторги неба отзываются и на земле торжеством людей. Их приглашает Церковь начальными словами того же псалма (Пс. 46:1):

– Вси язы́цы (народы) восплещите руками, воскликните Богу гласом радования… И этот стих так же равно часто повторяется, как и предыдущий «Взыде Бог»: и на стихирах, и на прокимнах, и в песнопениях… Дадим Богу величие… руками восплещим (тропарь 8-й песни 2-го канона)… Торжествуим… и восплещим руками, радующеся (тропарь 9-й песни 2-го канона). Антифоны на литургии только и говорят о восклицании и плескании.

И чем более возвышался Господь, тем более изменялось духовное состояние сопровождавших Его небесных «чинов«… Их прежнее недоумение и сомнение, заменившееся скоро радостью, теперь начинает переходить не только в трепетное удивление, но и в страшный ужас.

Не только странно, дивно, но и страшно, – вопиет Церковь, – Твое, Жизнодавче… вознесение (тропарь 5-й песни 2-го канона). И это почувствовали не только апостолы, но и сами ангелы:

– Апостолы, видевше возвышаема Спаса, с трепетом взываху Царю нашему: слава Тебе (тропарь 5-й песни 1-го канона); «ужасаясь» самому факту «страшному взытия» (седален по 1-й кафизме в понедельник 7-й недели по Пасхе). «Дивится» этому же «странному» «и страшному восхождению Твоему», «Иисусе Всецарю», «ангел множество» (стихира на стиховне в среду 7-й недели по Пасхе)… Значит, еще с самого начала они чувствовали не только радость торжества, но и трепет от славы Бога… Но когда они стали зреть, что Возносящийся поднимается «превыше ангелов» (тропарь 8-й песни 2-го канона) с плотию, – что совершенно было им непостижимо; когда они увидели, что хотя и «обожившаяся», но «плоть» (тропарь 9-й песни 1-го канона) восходит «выше небес» к Самому «бесплотному» Отцу (тропарь 7-й песни 1-го канона); и она наконец возносится и хочет сесть на Престоле Отчем, – тогда силы небесные пришли в великий ужас. И потому на 9-й песни, наряду с запевом «Величай, душе», другой запев говорит об этом ужасе:

– Ангелы, восхождение Владыкы зряще, ужасахуся: како со славою взятся от земли на горняя? И это повторяется шесть раз пред тропарями, первый из коих и начинается выражениями удивления и страха.

– О даров паче постижения! О таинства страшнаго! В другом месте выражено еще сильнее: Небесный безплотных чинове, чудеси удивляющеся, ужасахуся ужасом и, трепетом содержими, однако, Твое человеколюбие величаху (и ныне на Господи, воззвах).

…Следовательно, главная причина ужаса состоит даже не в чуде физического вознесения, – хотя и оно дивно, – но в том именно чудо новолепное, что человеческое естество… соединившееся Слову Богу Вседержителю, с Ним на небеса взыде (стихира на стиховне на утрене в пятн. 6-й недели по Пасхе) и воссело «одесную величествия» Самого Отца (стиховна праздника).

«Трепетная радость»

Однако сей страх, – воистину праведный и правый, – умеряется… Узрим это!..

И у ангелов, – мы видели, – сочетаваются оба чувства: и радостного торжества, и страха славы. Но нам ближе – люди, апостолы… Как они себя чувствовали, уходя от горы Елеонской? Про них поется: предсташа же ученицы с радостию трепетны (4-я стихира на литии).

А когда «облак подъят» Христа «от очию учеников», то они были «трепещущими» и «радующимися». Почему? Трепетали «за (вследствие) видение» чуда вознесения, – радовались же «за чаяние Святаго Духа» (и ныне, стиховна вечерни в пятницу 6-й недели по Пасхе).

Итак, радовались они за ожидание Святого Духа. Но в другом месте указана, – впрочем отчасти, – и иная причина:

– Взыграшася апостолы, зряще на высоту днесь Зиждителя вземлема, – но, впрочем, немедленно добавляется и объяснение: упованием (в ожидании) Духа; а что касается самого вознесения, то они страхом зовяху: слава восходу Твоему (тропарь 6-й песни канона).

Они еще не могли восприять «славы Царствия», как ангелы, ибо еще не обновлены были Духом; поэтому пока ждут еще сначала – Его сошествия… И в этой надежде успокаиваются и в радостном – не в веселом, ликующем, а в тихом, но глубоко-радостном настроении, – или в великом утешении, они оставляют Елеон и уходят в земной Иерусалим.

«Мир всем»

Стихиры выпишу полностью: так они хороши и не нуждаются притом в толковании.

– Ученический лик, Тебя якоже зряще взимаема, глаголаше: Владыко! Како ныне оставляеши рабы Твоя? И камо (куда) идеши, иже рукама содержай концы (всего мира)? Мы же, оставивше вся, Тебе, Богу, последовахом радующеся, во веки с Тобою надежду имуще быти. Не остави сирых нас, якоже обещался еси, Спасе наш, Милосерде: Утешителя посли и Спаса душ наших.

На это ответ – в следующей стихире:

– Совершеннейшее подая благословение другом Твоим, Владыко, тайно научил еси их: Зрите, друзи! Иду ко Отцу. Вам же послю иного Утешителя, Вы же сетование все отрините! Не оставлю бо овец, яже собрах. Не забуду, ихже возлюбих. (Вы же) Божественною с высоты оболкшеся силою, идите, глаголюще: (то есть проповедуя) во вся языки спасения благовещение (Евангелие) (стихиры на Господи, воззвах, среда 7-й недели по Пасхе).

Очень умилительно! И, успокоенные, они уходят.

Но того же самого мира от «Утешителя Спаса», Духа Святого, и мы просим: весь мир измученный ждет… Он и мы не дерзаем еще вознестись в райские селения, к Престолу Отца, а только ждем мира грешной совести своей, спокойствия скорбящей душе:

– Возшед на небеса… не остави нас (всех уже) сирых, Господи: да приидет Дух Твой, нося мир мирови… В этом посольстве и покажи, Господи, сыном человеческим (то есть всем людям) дела силы Твоея, Человеколюбче! (1-я стихира на литии).


Автор: Администратор
Дата публикации: 16.05.2023

Отклики (482)

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.